2014/02/21 11:08:38

Интервью с председателем Комитета по информатизации и связи Тульской области Артуром Контрабаевым

О ходе информатизации в Тульской области в интервью TAdviser в феврале 2014 г. рассказал председатель регионального Комитета по информатизации и связи Артур Контрабаев.

Председатель Комитета по информатизации и связи Тульской области Артур Контрабаев

TAdviser: Артур Рифович, какие ключевые проекты в области информатизации были реализованы в Тульской области в 2013 году?

Артур Контрабаев: За прошлый год мы реализовали 26 проектов. Среди них: электронная очередь в детские сады, которую мы первыми воплотили в жизнь среди субъектов РФ на областном уровне, проект «Открытый регион 71» (openregion71.ru) с более чем 20 социальными сервисами для жителей области, портал «Открытые данные» (opendata71.ru), ставший общероссийским лидером с 312 размещенными дата-сетами, информационная система «Жилье молодым», автоматизировавшая процессы формирования и ведения информации о молодых семьях на всех этапах от подачи заявления до предоставления жилья, а также культурно-туристический портал Тульской области «Культурный навигатор» (tulagid71.ru).

Особо отмечу работу над системой «Электронного правительства» в регионе. Она включила в себя запуск регионального портала госуслуг (gosuslugi71.ru), развитие СМЭВ и сети многофункциональных центров, которых на сегодняшний день в области уже 14. Для реализации СМЭВ создана необходимая инфраструктура: на сегодняшний день в Тульской области более 700 рабочих мест, подключенных к СМЭВ. В полном объеме выполнены требования по безопасности.Российский рынок CRM-систем: оценки, тренды, крупнейшие поставщики и перспективы. Обзор TAdviser 149.1 т

Значимые результаты достигнуты в вопросе внедрения медицинской информационной системы. 322 объекта здравоохранения подключены к защищенным широкополосным каналам, запущен модуль «Электронная история болезни», развернута сеть телемедицинских консультаций из 6 экспертных и 26 абонентских пунктов (первая в РФ в подобном масштабе). Более 2500 врачей и более 350 регистраторов повысили свою квалификацию и получили навыки работы с системой в специально созданном центре обучения.

В феврале 2013 года был создан Единый контактный центр при правительстве Тульской области. Режим работы центра - 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Любой житель может позвонить по бесплатному федеральному номеру 8-800-200-71-02 и получить подробную информацию по обслуживанию жилья, социальным гарантиям, медицинскому обслуживанию и многом другом.

TAdviser: А как продвигается в Тульской области реализация проекта УЭК?

Артур Контрабаев: В этом направлении проделан внушительный объем работы и наши усилия не остались незамеченными – в рейтинге уполномоченных организаций субъектов по состоянию на 12 февраля Тульская область занимает первое место.

Итоги на сегодняшний день – 16 000 принятых заявлений на выдачу УЭК (до конца года планируем принять не менее 200 000) и, конечно же, открытие большой сети пунктов приема заявлений и выдачи карт. 71 пункт приема заявлений функционирует на базе органов социальной защиты и центров занятости населения, банков, страховых организаций, двух крупнейших университетов области. Что особенно важно, 14 из них работают в многофункциональных центрах. На базе «Сбербанка» и «Московского Индустриального Банка» открыто 36 пунктов выдачи готовых карт – а это значит, что сразу, на месте можно активировать банковское приложение и записать электронную цифровую подпись.

TAdviser: Каковы основные планы региона по информатизации на 2014 год?

Артур Контрабаев: Нашим приоритетом на этот год является дальнейшее развитие концепции «Электронного правительства» и сети МФЦ. В этом году количество многофункциональных центров региона увеличится до 30 учреждений, на территории каждого муниципального образования будет работать свой центр. Наша цель – довести среднее количество доступных услуг в одном центре до 100. Всего до конца года через МФЦ планируем оказать жителям более 150 000 услуг.

Мы активно занимаемся расширением сети ШПД по Тульской области с целью объединить органы местного самоуправления и подведомственные учреждения региона в единую информационную систему. К реализации запланировано более 1000 точек доступа до конца года.

Из новых масштабных проектов выделю создание информационной системы управления ЖКХ и информатизацию образования. Их пилотные этапы завершим в этом году.

В рамках информатизации ЖКХ к единой системе будет подключена государственная жилищная инспекция, завершится внедрение модуля фонда капитального ремонта, продолжится работа по актуализации паспортов МКД.

В ходе реализации проекта по информатизации образования будет создан регистр качества, позволяющий осуществлять комплексное управление качеством образовательных процессов в регионе. Будет создана единая региональная система электронного документооборота, а также региональная база данных и справочников системы образования. Масштаб внедрения системы – около 260 000 человек (педагоги, учащиеся, родители и т.д.), которые будут иметь возможность одновременной работы в системе.

TAdviser: Каков был ИТ-бюджет региона в 2013 г. и как он изменится в 2014 году?

Артур Контрабаев: Общие расходы на ИКТ в 2013 году составили 751 миллион рублей, из них на связь – 40 миллионов. Бюджет в 2014 году увеличился - под реализацию проектов, запланированных на этот год, заложено 918 миллионов рублей.

Кроме этого, Тульская область приняла участие в конкурсе Минкомсвязи по развитию проектов, направленных на становление информационного общества и выиграла субсидию из федерального бюджета в размере 30 миллионов рублей. Средства будут направлены на развитие информационных систем МФЦ и систем, используемых для предоставления услуг в электронном виде.

TAdviser: Какие компании являются основными поставщиками ИТ-продуктов и услуг для региона?

Артур Контрабаев: Мы работаем как с региональными компаниями ( «СофтЭксперт», «СоцИнформТех»), так и с федеральными, а также партнерами из других регионов - по ряду проектов и решений активно сотрудничаем с Microsoft, «БАРС Груп», IBS, «Компарекс», OmniWay, НПО «Прогноз» и другими компаниями.

Всех сложно упомянуть, география обширная. Сотрудничество мы стараемся строить на основе максимально тесного взаимодействия и формирования общего видения при реализации совместных проектов. Надеюсь, что в дальнейшем подобный подход будет так же положительно сказываться на результатах, как и сейчас.

TAdviser: С какими основными сложностями в части реализации ИТ-программ и ИТ-проектов сталкивается Тульская область и как эти сложности преодолеваются?

Артур Контрабаев: Я бы выделил три основные проблемы, характерных не только для нашей области, но и в целом для России. Это кадровый дефицит, отсутствие единой федеральной стратегии развития и децентрализация органов исполнительной власти в вопросах информатизации.

Отсутствие единого федерального ИТ-стандарта вынуждает регионы идти каждого своим путем методом проб и ошибок. По этой причине мы зачастую наблюдаем абсолютно разные подходы (не всегда, к сожалению, в пользу качества) в решении одних и тех же задач.

Проблема децентрализации наблюдается в большинстве регионов. Частое явление — у каждого регионального органа исполнительной власти существует свое ИТ-подразделение, которое обслуживает только его потребность. Если региональный проект носит межведомственный характер, мы наблюдаем проблему, когда процессы согласования и взаимодействия резко усложняются, а наряду с отсутствием федеральной стратегии, получается, что все проекты затягиваются и зачастую не приносят ожидаемого результата.

На мой взгляд, успешно преодолевать данные проблемы можно, находясь в тесном контакте с коллегами из других регионов и активно обмениваясь опытом. Что мы и делаем по ряду реализованных нами проектов («Электронное правительство», информатизация здравоохранения, сеть ШПД и др.).