2017/12/27 14:56:23

Интервью TAdviser: Директор по ИТ Центра Хруничева об особенностях внедрения HRM-системы от 1С

Анатолий Мальнев, директор по информационным технологиям «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева», в интервью TAdviser рассказал о проекте внедрения на предприятии системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП», первых итогах и планах развития.

Анатолий
Мальнев
Налицо удобство проверки отчетности и ее прозрачность

В 2017 году было завершено внедрение на вашем предприятии системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП». Каковы параметры реализованного проекта? Сколько он длился? Кто исполнитель?

Анатолий Мальнев: Проект был реализован за 9 месяцев, новая система развернута на 500 рабочих местах. В результате ее внедрения на нашем предприятии унифицированы и стандартизированы правила ведения кадрового учета и расчета заработной платы, отпусков и больничных для 17 000 сотрудников с учетом 700 видов оплат, до 8 показателей в алгоритмах расчета видов начислений, включая учет вредных условий труда, например, на космодроме Байконур, 26 видов удержаний и 20 типов отпусков. Исполнитель – компания «1С-Рарус».

Какова предыстория данного проекта?

Анатолий Мальнев: Внедрение новой системы по кадровому учету и учету заработной платы стало нашим следующим шагом по строительству будущей корпоративной информационной системы «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» в целом, начавшейся в 2015 году с внедрения системы финансово-экономического контура.

Ранее установленная система не поддерживала все требования российского законодательства, требовала больших расходов на техническую поддержку, в ней не фиксировались трудозатраты специалистов, изготавливающих опытные образцы. Необходимые данные хранились в нескольких базах, функционировавших на разных платформах, что обусловливало сложную интеграционную схему взаимодействия с финансовой системой предприятия. Большой проблемой было распределение затрат и получение плановой себестоимости. При сдаче отчетности в контролирующие органы постоянно возникала путаница в цифрах, на оформление кадровых документов и расчет зарплаты уходило много времени.

Какие цели ставились для проекта?

Анатолий Мальнев: Основная цель - внедрение прозрачной системы кадрового учета и расчета заработной платы, позволяющей снизить затраты на владение, в том числе на поддержание соответствия законодательству, расширение функциональности, обучение персонала использованию системы, лицензирование, сокращение интеграционных связей с финансовой системой холдинга путем внедрения одноплатформенных продуктов, получение прозрачной отчетности расчета себестоимости в разрезе мест возникновения затрат и счетов-заказов.

В какой степени эти цели были достигнуты?

Анатолий Мальнев: Все поставленные цели были достигнуты в полном объеме. Основным результатом стало получение прозрачной себестоимости продукции.

В чем специфика учета трудозатрат в холдинге?

Анатолий Мальнев: Основной деятельностью холдинга является, как известно, производство ракетоносителей «Ангара», «Протон М», а процесс сборки ракеты — это и скрупулёзный физический труд, и колоссальная интеллектуальная работа сотен высококвалифицированных специалистов предприятия. Создание ракетоносителя начинается с этапа проектирования, включает высокотехнологичное производство более миллиона деталей. Цикл производства ракетоносителя составляет около 1,5 лет. Поэтому понимание, какой вклад каждый сотрудник внес в производство ракетоносителя очень важно для компании с точки зрения глобальной цели повышения эффективности производства, снижения себестоимости продукции, а также предоставления отчетности по затратам нашим заказчикам. Мы обязаны предоставлять заказчикам детальную отчетность о трудозатратах специалистов на выполнение каждого проекта, и в этом специфика нашей работы.

Почему выбор был остановлен на решении от «»?

Анатолий Мальнев: Мы оценивали множество факторов: функциональные и технические возможности, стоимость владения системой, возможность поддержки силами своего ИТ-департамента. Отмечу, что в нашей организации уже используются решения «1С» на других участках учета, в штате есть специалисты по поддержке «1С». Кроме того, мы выяснили, что, система хорошо зарекомендовала себя на других проектах подобного масштаба. После тщательного анализа всех перечисленных факторов было принято решение о переходе на систему «1С:Зарплата и управление персоналом 8 КОРП».

Как вы подошли к вопросу выбора поставщика?

Анатолий Мальнев: Правильный выбор команды, которая будет реализовывать проект - это уже 80% успеха. И на этом проекте мы еще раз убедились в правильности своей стратегии по выбору партнера.

Мы искали опытную команду, имеющую за плечами внедрения аналогичного масштаба. Выбор был сделан по итогам открытого конкурса исполнителем была выбрана компания «1С-Рарус».

На свои вопросы по новой системе мы с самого начала получали грамотные ответы, в том числе с примерами из уже реализованных проектов. Еще на предварительной стадии нам четко описали все этапы внедрения, какие реальные результаты следует ожидать, с какими сложностями придется столкнуться. В ходе реализации проекта нам удалось установить доверительные отношения, мы активно обсуждали возникающие вопросы, вместе вырабатывали подходы к их решению. Эксперты «1С-Рарус» продемонстрировали все необходимые качества и зарекомендовали себя настоящими профессионалами. Используя новые возможности платформы «1С:Предприятие» и применяя современные методы разработки, компания создала надежную систему, удовлетворяющую всем нашим требованиям.

Проекты такого масштаба требуют серьезной подготовки, в том числе – персонала предприятия. Какая работа была проведена на предварительной стадии проекта?

Анатолий Мальнев: Действительно, была проведена значительная подготовительная работа по унификации и оптимизации бизнес-процессов регламентированного кадрового учета и расчета заработной платы, а также четко сформулированы цели и задачи проекта, которые были доведены до сотрудников, участвующих в проекте. Ведущие эксперты холдинга были активно вовлечены в процесс подготовки к переходу на новую систему на самых ранних этапах, совместно создавали общую картину бизнес-процессов, которые переводились в систему.

Каким образом было организовано взаимодействие всех участников в ходе реализации проекта – и со стороны заказчика, и со стороны исполнителя?

Анатолий Мальнев: Специалисты «1С-Рарус» еще на старте проекта провели детальное интервьюирование специалистов «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» и подготовили техническое задание на разработку системы. Учитывая размеры организации, сложность бизнес-процессов и сжатые сроки внедрения, было важно выстроить четкую, отлаженную схему взаимодействия проектных команд, распределить зоны ответственности и выстроить иерархию принятий решений по проекту. Для этого были организованы рабочие группы, отвечающие за функциональные блоки внедряемой системы, в состав которых входили представители всех филиалов холдинга.

Во главе рабочих групп были назначены эксперты, которые присутствовали на всех интервью. В зону ответственности экспертов входили задачи по взаимодействию с исполнителем и согласование итоговых решений по своим функциональным блокам. Эксперты обсуждали подготовленные исполнителем проектные решения внутри своих рабочих групп, отвечали на вопросы сотрудников, проверяя замечания и предложения на соответствие единой методологии, принятой в компании. Согласованный перечень корректировок передавался команде «1С-Рарус» для внесения изменений в проектные решения, итоговый вариант которых утверждался на видеоконференции при участии всего состава рабочей группы.

Насколько сильно кастомизировано было решение? Не сказалось ли это отрицательным образом на возможностях типового обновления системы?

Анатолий Мальнев: Доработки коснулись всех блоков – штатное расписание, воинский, табельный, кадровый учет, расчет зарплаты и другие. Самый большой объем доработок выполнен по блоку распределения затрат и формирования проводок. При этом важной задачей при разработке было сохранить возможность типового обновления системы. И это нам удалось с использованием механизмов расширений при разработке.

С какими информационными системами обменивается данными новая систему учета труда и зарплаты? В каких форматах?

Анатолий Мальнев: Новая система обменивается данными с множеством ИС, используемых в нашем холдинге, - это и производственная система «Ракетно-космического завода» и КБ «Арматура» и бухгалтерская программа на базе «1С:УПП 8», и ИС «Икарус», и АРМ «Путевые листы», и ПО электронной проходной КБ «Салют» и ряд других систем. Таким образом, мы получили единое информационное поле, исключив ошибки и необходимость дублирования информации вручную. Кроме того нам потребовалось детально проработать настройки по правам доступа к информации и механизмы их предоставления – в связи с тем, что деятельность нашей организации связана с гостайной. Механизмы обмена данными реализованы в форматах xml, json и csv.

Что дало внедрение новой системы сотрудникам предприятия, руководству?

Анатолий Мальнев: В результате ее внедрения сотрудники предприятия получили удобную систему для финансовых расчетов, а руководство – реальный инструмент для грамотного распределения затрат и подготовки детализированной отчетности для заказчиков – государственных и коммерческих компаний. Детализированный учет трудозатрат позволяет руководству предприятия видеть реальную картину загрузки персонала, оперативно анализировать перерасходы, корректировать работу подразделений и предоставлять заказчикам обоснованные и детальные отчеты о трудозатратах специалистов на выполнение проектов. Регламентированная отчетность теперь строго соответствует действующему законодательству РФ, формируется и подается в контролирующие органы из новой системы автоматически. Сегодня уже более 100 отчетов формируется в автоматическом режиме.

На ваш взгляд, какие факторы стали гарантией успеха проекта в целом?

Анатолий Мальнев: Первый фактор – заинтересованность в успехе проекта и вовлеченность наших сотрудников на всех уровнях. Второй - слаженная работа проектных команд с обеих сторон. Третий - проактивное управление проектом, ежедневная плотная работа с нашими сотрудниками по согласованию, фиксации принятых решений, контролю их выполнения в установленные сроки. И, наконец, - знание и грамотное использование специалистами «1С-Рарус» всех возможностей системы «1С:Зарплата и управление персоналом 8».

Кто сейчас сопровождает систему?

Анатолий Мальнев: В ходе проекта мы развили свой центр компетенций. Для этого на этапе опытно-промышленной эксплуатации на нулевой и первой линии поддержки мы поставили своих сотрудников, которые распределяли обращения и оказывали консультации, не без помощи команды «1С-Рарус», конечно. Но старались по максимуму оставаться самостоятельными на данном этапе. В результате, после окончания проекта мы безболезненно рассчитали и закрыли месяц самостоятельно.

Каковы планы по развитию внедренной системы?

Анатолий Мальнев: В ближайшей перспективе мы планируем тиражирование внедренной системы еще на два предприятия нашей организации – Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) им. С.М. Кирова и Производственное объединение «Полет» (г. Омск) с общей численностью сотрудников 10 000 человек. Кроме того, планируем увеличить производительность системы за счет новой серверной архитектуры.

231