2017/12/22 21:48:16

Интервью TAdviser: ИТ-директор Новосибирской области Анатолий Дюбанов об ИТ-стратегии региона

Анатолий Дюбанов, руководитель департамента информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области, в интервью TAdviser рассказал об ИТ-стратегии региона, поддержке ИТ-компаний и подготовке специалистов этой отрасли.

Анатолий <br /><b>Дюбанов</b> <div>ИТ-отрасль Новосибирской области является, пожалуй, одной из лидирующих в России </div>
Анатолий
Дюбанов
ИТ-отрасль Новосибирской области является, пожалуй, одной из лидирующих в России

Существует ли в Новосибирской области стратегия развития ИКТ? Если да, то в чем ее основные направления?

Анатолий Дюбанов: В 2017 году было принято два важных федеральных стратегических документа, формирующих единый государственный подход в сфере применения информационных и коммуникационных технологий: «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Они определили основные параметры разработки региональных документов, над которыми мы сейчас работаем.

В регионе сформированы и реализуются государственные программы «Развитие инфраструктуры информационного общества Новосибирской области на 2015-2020 годы» и «Построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Новосибирской области на 2016-2021 годы». Программы основаны на целях и задачах региона, а также на глобальных технологических трендах.

Документы учитывают также основные направления Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Национальной технологической инициативы, региональных документов стратегического планирования.

Основные усилия сконцентрированы на внедрении региональных информационных систем в сферах, имеющих важное социальное значение, в том числе направленных на совершенствование механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг и автоматизацию процессов взаимодействия граждан и государства.

Деятельность Правительства Новосибирской области осуществляется по следующим основным направлениям:

  • развитие базовой инфраструктуры информационного общества и электронного правительства;
  • развитие телекоммуникаций и содействие повышению доступности и качества услуг связи;
  • развитие технической и технологической основы обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также развитие геоинформационной системы и региональной навигационно-информационной системы.

Политика Новосибирской области в сфере применения информационных и коммуникационных технологий направлена на развитие информационного общества, интеграцию региона в процессы формирования национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов.

В стадии обсуждения сегодня Концепция реализации проекта «Умный регион», которая в соответствии с федеральной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» задаст направления инновационного развития Новосибирской области за счёт совершенствования способов управления регионом, его экономикой, социальной сферой, жизнеобеспечением, транспортной системой и экологией с помощью интеллектуальных цифровых технологий.

По итогам 2016 года согласно данным Росстата 50,6% жителей Новосибирской области заказывали госуслуги в электронном виде. Этот показатель у области находится на среднем уровне по стране. Какие шаги вы предпринимаете для роста популярности электронных госуслуг?

Анатолий Дюбанов: Да, действительно по итогам 2016 года 50,6% жителей Новосибирской области использовали механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В 2017 году проведена большая работа, направленная на повышение рейтинга Единого портала госуслуг в нашем регионе. В результате за девять месяцев 2017 года количество пользователей в Новосибирской области увеличилось на 351 тыс. человек. В настоящее время на Портале зарегистрировано более 1 млн. жителей Новосибирской области (1 160 816 чел.)

В число основных направлений деятельности, направленных на повышение популярности электронных госуслуг и качества их оказания, вошли:

  • технологические мероприятия по доработке информационных систем, участие в проекте «Мультирегиональность ЕПГУ» (переход с регионального портала 54.gosuslugi.ru на gosuslugi.ru, редизайн региональных и муниципальных услуг, перевод в электронный вид отдельных административных процедур, таких как оплата госпошлины, запись на прием, досудебное обжалование и др.);
  • координация работы областных органов власти и органов местного самоуправления в сфере популяризации электронных госуслуг;
  • мероприятия по популяризации электронных госуслуг, информационные, разъяснительные, обучающие мероприятия по работе с порталом госуслуг;
  • мероприятия по взаимодействию с МФЦ.

В рамках технологических мероприятий ведется работа по модернизации ведомственных информационных систем, связанных с процессом оказания государственных и муниципальных услуг.

Так, одним из новшеств можно назвать разработку механизма фоновой регистрации заявителей при обращении в МФЦ. При заказе любой услуги в МФЦ производится автоматическая проверка наличия регистрации гражданина в ЕСИА. Если гражданин еще не зарегистрирован, то оператор в процессе оказания услуги получает соответствующее уведомление и предлагает заявителю зарегистрироваться или подтвердить личность. Данный механизм позволяет не отвлекать оператора МФЦ от процесса оказания услуг и, таким образом, не увеличивает время ожидания заявителя.

Также, одним из обязательных требований к государственным информационным системам Новосибирской области является наличие авторизации через ЕСИА.

Так, с ЕСИА интегрированы как публичные информационные ресурсы, такие как электронный дневник, интерактивный портал службы занятости, портал «Электронная демократия Новосибирской области», так и информационные системы внутреннего пользования – системы Охота, межведомственная автоматизированная информационная система, региональный сегмент «Контингент обучающихся», АИС МФЦ и другие.

В рамках пилотного проекта «Мультирегиональность», реализуемого совместно с Минкомсвязью РФ, «Ростелекомом» и компанией «РТ Лабс», в области уже осуществлен переход от «синего» портала к «белому». Около 60 наиболее востребованных государственных и муниципальных услуг до конца года будут переведены на новый дизайн, 10 из них будут доступны в мобильном приложении «Госуслуги». В качестве пилотной апробации в мобильном приложении уже появилась первая региональная услуга Новосибирской области по проверке очереди на предоставление земельного участка.

По 10-ти платным госуслугам планируется реализовать возможность онлайн-оплаты, по 5-ти из них для физических лиц будет возможность заказать услугу со скидкой в 30% (на юридические лица скидка не распространяется).

Кроме того, сейчас в рамках проекта «Мультирегиональность ЕПГУ» запускается пилот по оповещению гражданина о доступных услугах, связанных с наступлением той или иной жизненной ситуации, оповещение пользователя будет производиться по всем возможным каналам информирования.

На площадках города Новосибирска и области проводятся различные мероприятия по популяризации электронных госуслуг, в том числе в выездном формате. Яркий пример – акция «Госуслуги, не отходя от рабочего места». Специальная бригада мобильных офисов МФЦ выезжает на крупные предприятия региона и без отрыва сотрудников от работы регистрирует их на Едином портале госуслуг и рассказывает о преимуществах получения госуслуг в электронном виде. В течение 2017 года проведено более 40 таких мероприятий.

Также для популяризации электронных госуслуг были изготовлены и размещены информативные плакаты, листовки и буклеты общим тиражом более 700 тыс. экземпляров.

В рамках расширения доступа населения Новосибирской области к Единому порталу госуслуг на сегодня открыто 1102 центра обслуживания пользователей портала госуслуг (5-ое место в России). А во всех 490 муниципальных образованиях размещены пункты регистрации ЕСИА.

В 2016 году президент Путин дал поручение исключить дублирование при развитии федерального и региональных порталов госуслуг. Какова ваша стратегия в этом направлении? Как вы оцениваете перспективы региональных порталов в целом?

Анатолий Дюбанов: В этом плане мы всегда придерживались и придерживаемся позиции федерального центра и говорим, о том, что главное преимущество для новосибирцев – единая точка доступа ко всем государственным и муниципальным услугам, вне зависимости от того, какое ведомство оказывает услугу – федеральное, региональное или муниципальное.

Ранее я упомянул о проекте «Мультирегиональность ЕПГУ», который обеспечивает гражданам единую точку доступа к федеральным, региональным и муниципальным электронным госуслугам. До конца 2017 года ожидается завершение пилотирования этого проекта. В том числе будет реализован ряд новых административных процедур в электронном виде – запись на прием в ведомство, онлайн оплата, досудебное обжалование. В результате госуслуги будут доступны в новом, интуитивно-понятном интерфейсе с расширенными возможностями по взаимодействию с органами власти.

Новосибирская область первой среди регионов России воспользовалось новыми возможностями ЕПГУ и вывела региональную услугу в Мобильное приложение «Госуслуги». Как вы оцениваете новую концепцию развития ЕПГУ и в чем ведите преимущества для населения и региона?

Анатолий Дюбанов: Известно, что в октябре 2016 года объем использования интернета с планшетов и смартфонов впервые превысил показатель персональных компьютеров - 51,3% против 48,7%.

Учитывая такую тенденцию, важно поддерживать мобильные решения и в государственных электронных сервисах. В качестве пилотной апробации в мобильном приложении «Госуслуги» появилась первая региональная услуга Новосибирской области по проверке очереди на предоставление земельного участка. В дальнейшем планируется вывести в мобильное приложение наиболее востребованные региональные и муниципальные услуги.

Всего будет порядка 30 наиболее востребованных гражданами услуг – предоставления ЖКУ, запись в школу, электронный дневник, журнал, разрешение на охоту, пособия молодым родителям, выдача выписок из реестра имущества, услуги Гостехнадзора.

Как будет трансформироваться роль МФЦ в связи с дальнейшим переходом госуслуг в онлайн?

Анатолий Дюбанов: Основной идеей создания системы МФЦ является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в других госучреждениях, ходить по инстанциям или платить посредникам. От заявителя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие государственные и муниципальные органы власти.

В дальнейшем планируется освободить получателя от необходимости подавать заявление в МФЦ, альтернативой станет возможность подачи заявления через Единый портал госуслуг, а вот результат по многим услугам удобнее будет получить в МФЦ. В настоящее время работы по реализации такого механизма завершаются. Для пилотирования выбрана услуга по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов, потому что для нее не нужно предоставлять документы личного хранения.

Есть ли в стратегии развития региона планы по привлечению и развитию ИТ-компаний? Существуют ли региональные льготы и другие меры поддержки для этого?

Анатолий Дюбанов: Новосибирская область стала одним из первых регионов в Российской Федерации, где введена налоговая преференция для крупных ИТ-компаний в виде снижения ставки налога на прибыль с 20% до 15,5% (в части, зачисляемой в региональный бюджет). Эта льгота действует в регионе с 1 января 2015 года.

Введение налоговой льготы способствует росту числа крупных ИТ-компаний в регионе, как за счет устранения препятствий для роста малых и средних компаний, так и за счет привлечения новых.

Значимым преимуществом для инновационных компаний является и возможность использования технологической инфраструктуры мирового уровня «Академпарка» и кластера информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области.

Также для инновационных компаний, в том числе ИТ-компаний, доступны субсидии на подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий и субсидии научно-производственным центрам на проведение работ по созданию новых технологий и материалов и на приобретение специального оборудования.

Как вы оцениваете ситуацию с ИТ-кадрами в регионе? Происходит ли развитие кадрового потенциала?

Анатолий Дюбанов: ИТ-отрасль Новосибирской области является, пожалуй, одной из лидирующих в России по динамике развития, количеству организаций, а также численности и качеству кадров.

Тем не менее, построение цифровой экономики требует от нас не просто увеличения числа ИТ-специалистов, а выработки новых подходов к их подготовке.

В Новосибирских вузах качество подготовки подтверждено уже десятилетиями. Новосибирский государственный университет (НГУ), который является участником проекта ТОП 5-100, и Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), ставший в этом году региональным опорным университетом, занимают ведущие места не только в российских, но и международных рейтингах, выпускники вузов востребованы на рынке труда.

Для решения проблемы кадрового обеспечения отрасли ИКТ выстроено взаимодействие между органами власти, высшими учебными заведениями и инновационными компаниями.

Одно из важных направлений подготовки специалистов сегодня – формирование программ, курсов и даже специализированных кафедр.

Так, в Сибирском государственном университете телекоммуникаций и информатики работают базовая кафедра компании «Ростелеком» «Инновационные инфокоммуникационные системы», кафедра дополнительного образования компании AT Consulting, «Smart сity», на которую уже прошел второй набор, открыта магистратура по этому направлению, а также работает научно-образовательный центр для наукоёмких промышленных предприятий.

В Новосибирском государственном университете создан Центр компетенций по смарт-технологиям для подготовки кадров для Смарт-сити, Цифровой медицины и Умных сетей в энергетике.

В Сибирском государственном университете геосистем и технологий приступили к подготовке уникальных специалистов в сфере навигационных технологий и создания пространственных данных.

В рамках программы реиндустриализации реализуется подпрограмма «Кадры реиндустриализации», ориентированная на «выращивание» креативной молодежи и подготовку высококвалифицированных кадров для высокотехнологичных сегментов экономики, разработана Концепция школьного инженерного образования на основе НТИ, международных стандартов инженерного образования CDIO.

Формируется региональная модель непрерывного инженерного образования – «общее и дополнительное образование – ВПО (СПО) – предприятие», предполагающая глубокую интеграцию всех ступеней образования в условия производства, включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность в вузах и в производственный процесс, стажировки на предприятиях, выполнение проектных задач по заказу работодателей.