2019/10/08 15:06:26

Павел Шевыров, советник губернатора Пермского края: Необходимо «внедрение» цифровизации в сознание людей

О ключевых направлениях цифровизации региона в интервью, подготовленном в рамках спецпроекта TAdviser и "Института развития интернета" "Цифровой регион", рассказал Павел Шевыров, советник губернатора Пермского края по вопросам развития цифровой экономики.

Павел Шевыров: \"Стратегия цифрового развития региона – не концентрироваться на одной-двух сферах, а идти «широким фронтом»\"
Павел Шевыров: "Стратегия цифрового развития региона – не концентрироваться на одной-двух сферах, а идти «широким фронтом»"

Что вы вкладываете в понятие «цифровизация»?

Павел Шевыров: Если коротко, то цифровизация – это переход на новые практики и технологии управления, основанные на цифровых данных. Структура принятия решений строится на омниканальности, открытости, непрерывном использовании данных. Это принципиально другая парадигма, принципиально другой опыт – уменьшение субъективности принятия решений и увеличение скорости принятия решений.

Существует ли в регионе программа или стратегия цифровизации? Если да, то каковы ее основные направления? Каковы первостепенные задачи?

Павел Шевыров: В 2017 году по инициативе губернатора Пермского края Максима Решетникова (он – идеолог всех изменений в сфере ИТ региона) совместно с экспертным сообществом разработана Концепция развития цифровой экономики Пермского края, определены приоритетные направления.

Цифровые технологии быстро развиваются и требуют гибкого подхода. Особенно в отношении внедрения в госсекторе, где принятие решений пока не успевает за развитием рынка. Поэтому одна из основных задач – изменение подходов к управлению. Мы используем разные инструменты и практики проектного управления, выстраиваем диалог с экспертным сообществом – Координационный совет по развитию цифровой экономики, стратегические сессии, воркшопы. В приоритетных отраслях определили экспертов – CDO (Chief Digital Officer), задача которых – трансформировать процессы исходя из логики использования данных и современного цифрового подхода по предоставлению услуг и сервисов.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

Стратегия цифрового развития региона – не концентрироваться на одной-двух сферах, а идти «широким фронтом». Сегодня это 13 отраслей, такие как строительство, промышленность, финансово-хозяйственная деятельность, здравоохранение, образование, транспорт, лесная отрасль. Среди приоритетных проектов: Технопарки в сфере высоких технологий, Сетевой ИТ-университет, проект «Безопасная школа», «Smart-ФАПы» и другие.

В числе первостепенных направлений цифровизации Пермского края выделяем следующие.

Первое направление – это развитие цифровой среды и мер поддержки: технопарки в сфере высоких технологий, сотовая связь, ШПД.

Важно обеспечить учреждения здравоохранения, образования доступом к высокоскоростному интернету, что позволит массово внедрять цифровые технологии. Хорошим примером реализации, которая стала возможна благодаря качественной инфраструктуре, является проект «Smart-ФАП» (телемедицинские консультации, электронные медицинские карты, сбор анализов с возможностью удаленного получения результатов).

На территории Пермского края действуют два технопарка – с 2018 года Morion Digital, крупнейший по площади и инвестициям частный технопарк городского типа в России, после реконструкции его общая площадь составит 86 тыс. кв. м., и с 2016 года «Технопарк Пермь» общей площадью 16 949 м.

Второе направление – подготовка кадров для цифровой экономики. Уже запущен проект сетевого образовательного взаимодействия вузов Пермского края, органов власти, ИТ-компаний и предприятий – «Пермский сетевой ИТ-университет». С сентября занятия будут также проводить преподаватели МГУ. Для бизнеса сетевой ИТ-университет дает возможность получить стажеров и сотрудников, которые имеют практические навыки решения актуальных для отрасли задач. В проекте активно участвуют ведущие пермские ИТ-компании, многие из которых уже давно вышли за пределы пермского рынка: Galileosky, INSYTE Electronics, ЭР-Телеком Холдинг, ITPS, СВАН, Lykke, ПНППК, ЕАЕ-Консалт, ИВС, PARMA Technologies, Macrosсop, Квантек, Miro. В этом году наша задача – «зайти» в промышленность. Количество слушателей сетевого ИТ-университета в 2019 году составила более 1 600 чел.

Третье ключевое направление цифровизации региона – это развитие отраслевых технологий.

Пример в образовании – «Электронная пермская образовательная система» (ЭПОС), которая включает два проекта: «ЭПОС.Школа» и «ЭПОС.Допобразование». Пилотный проект запущен в Пермском крае в 2019 году, с 1 сентября 25 школ начнут работать в этой системе. «ЭПОС.Школа» – это облачная платформа, состоящая из нескольких блоков: электронного журнала и дневника, библиотеки электронных образовательных материалов и обеспечивающей инфраструктуры; с помощью конструктора из библиотеки электронных образовательных ресурсов можно составлять уроки, тесты, электронные учебные пособия, подбирать обучающие материалы к уроку для демонстрации во время учебного процесса. С помощью «ЭПОС.Допобразование», которое сейчас находится на этапе пилотирования, можно будет записать ребенка в учреждения дополнительного образования Пермского края через региональный портал государственных услуг.

Активно развиваем информационные технологии в производстве, занимаемся в том числе интеграцией решений в логике Национальной технологической инициативы (НТИ). Создан проектный офис НТИ при Агентстве инвестиционного развития Пермского края. Пермский край подготовил 17 технологических решений, отвечающих требованиям НТИ, а это хороший задел для развития нового высокотехнологичного производства. Российская венчурная компания и руководство Пермского края планируют в ближайшие три года создать в регионе более 40 инновационных технологических проектов по приоритетным направлениям НТИ.

Региональный центр инжиниринга (РЦИ) предлагает широкий спектр решений в области цифровых и аддитивных технологий. В этом году РЦИ совместно с ИТ-компаниями реализует пилотный проект по комплексному экспресс-обследованию уровня цифровой зрелости промышленных предприятий. Такие обследования дают реальную картину цифровизации производств и тех мер, технологий, которые необходимы предприятиям для их дальнейшего развития в части цифровизации.

В лесной отрасли создается информационная система «Умный лес». Система решает целый комплекс задач: управленческий учет природных ресурсов, их структуры и качественного состава, мониторинг вырубки леса, в том числе выявление незаконных рубок на основе данных космического мониторинга, мониторинг перемещения древесины «от заготовки до переработки», внедрение электронного сопроводительного документа. Те массивы пространственных данных, которые будут сформированы в рамках системы, могут использоваться для решения задач в смежных областях – экология, недропользование, сельское хозяйство, градостроительство.

Цифровизация Прикамья развивается в логике нацпроекта «Цифровая экономика», существенно дополняя его региональными проектами.

Связываете ли вы цифровизацию региона с его устойчивым развитием? Каким образом можно описать эту связь?

Павел Шевыров: Цифровизация – это своеобразный социальный лифт, который дает возможность реализовать себя вне зависимости от места проживания. Работая в регионе, ты можешь осваивать международные рынки, быть высокооплачиваемым и востребованным специалистом.

Пермский край имеет исторически сильную базу ИТ-специалистов. Среди компаний-лидеров: Promobot, «ЭР-Телеком Холдинг», группа компаний ITPS, Galileosky и другие. 15 пермских компаний являются резидентами Сколково. В общей сложности ИТ-компании обеспечивают более 15 тысяч рабочих мест. К 2024 году планируется увеличение до 22 тысяч рабочих мест в ИКТ-секторе.

Фундаментом устойчивого развития любого региона является желание молодого поколения жить и работать в этом регионе. Поэтому губернатором края Максимом Решетниковым поставлены такие задачи, как создание комфортной среды, подготовка квалифицированных специалистов, которые в свою очередь будут создавать новые продукты и решения.

Другой важный катализатор развития и внедрения информационных технологий – национальная программа «Цифровая экономика РФ». Реализация нацпроектов позволит повысить эффективность бизнеса, качество продукции и производительность труда, расширит возможность создания новой продукции. К 2025 году доля цифровой экономики в регионе должна вырасти с 2,5 % до 4 %.

Каковы ваши приоритеты в области цифровизации госуправления? Приведите примеры наиболее эффективных и успешных проектов.

Павел Шевыров: Приоритетами развития являются, во-первых, повышение эффективности управления, в том числе переход на новую модель управления, основанную на данных. В пример можно привести такие системы, как региональная информационная система (РИС) «Закупки», «Облачная бухгалтерия», Единая информационная система здравоохранения, «Умный лес», АИС «Стройкомплекс». Вторе направление – это государственные сервисы и услуги для граждан: «Управляем вместе», Электронная пермская образовательная система (ЭПОС), Единая система оплаты проезда в общественном транспорте и другие.

Остановлюсь более подробно на некоторых из них.

Онлайн-площадка РИС «Закупки» позволяет развивать конкуренцию и дает возможность участвовать в закупках потенциальным поставщикам и заказчикам разных уровней. Система была внедрена в 2018-2019 годах, на сегодняшний день к ней подключены все краевые органы власти и муниципальные заказчики первого уровня. До конца 2019 года мы подключим оставшиеся после реорганизации сельские поселения и новых заказчиков в муниципальных районах и городских округах (порядка 800). За счет внедрения системы существенно повысилась управляемость закупочного процесса, динамика контрактации и ритмичность закупок органов власти. Автоматизированное формирование типовой документации позволило существенно сократить временные затраты, подготовку документов, соблюдение сроков проведения мероприятий. Подсистема мониторинга цен, закрепление предельных цен и тарифов позволяют исключать закупки выше рыночных цен и предметов роскоши. Через введение механизмов экспертизы начальных цен контрактов и работу межведомственной рабочей группы мы добиваемся снижения цены уже на стадии объявления закупки.

Информационная система «Облачная бухгалтерия» призвана решить проблемы низкой степени автоматизации и применения информационных технологий в бухгалтерском, кадровом учёте, отчетности и начислениях заработной платы. Внедрение системы позволило сократить затраты на ведение и повторный ввод информации и ручного переноса данных из смежных систем. Кроме того, «Облачная бухгалтерия» подразумевает гармонизацию нормативно-справочной информации (единый перечень должностей, видов начислений и проч.), централизацию техподдержки и интеграцию с финансовыми и другими региональными и федеральными системами – по закупкам, исполнению и планированию бюджета, учету имущества. На данный момент к системе уже подключены и ведут учет 2030 организаций. Эффект от внедрения системы состоит, прежде всего, в повышении качества ведения первичных учётов. Система предполагает возможность анализировать уровень обеспеченности кадровым составом, структуру начислений заработной платы в разрезе должностей, подразделений, видов начислений, контролировать кредиторскую задолженность. В свою очередь, анализ данных показателей позволит принимать оперативные управленческие решения в части оптимизации структуры государственного и муниципального управления.

Единая информационная система здравоохранения Пермского края включает целый комплекс систем. Например, уже полностью внедрены электронные медицинские карты пациентов, где хранятся все случаи обращения, уточненные диагнозы, результаты исследований и тестов. Личная карта доступна гражданину для просмотра на портале госуслуг РФ и на региональном портале медицинских услуг Пермского края. К карте имеет доступ и врач, к которому обратился пациент. Внедрена система клинических решений в части пакетного назначении анализов при определённых нозологиях.

С 2008 года работает портал оказания гражданам медицинских услуг – «Запись на прием к врачу», а с 2016 года это возможно сделать через мобильное приложение.

Стоит упомянуть электронную очередь. Система видеоаналитики позволяет собирать и анализировать статистику и, как следствие, централизованно отслеживать состояние очередей: принять тех, кто записался через интернет, регистратуру, контакт-центр или был записан сотрудниками медицинской организации, а также тех, кто пришел без записи.

Каковы приоритетные проекты в области цифровизации взаимодействия власти и граждан?

Павел Шевыров: Гражданин цифрового общества знает и понимает зачем нужны цифровые сервисы – они дают комфортное решение проблем, связанных с повседневными потребностями. Это активный гражданин, которому интересно и комфортно жить в этом городе, регионе, стране. Сегодня бизнес предлагает много онлайн-услуг: онлайн-банк, интернет-магазины, страховой брокер, покупка билетов и прочее. Граждане научились ими пользоваться и активно применяют в повседневной жизни, в то же время онлайн-взаимодействию с государством мы только учимся. Цифровые технологии дают возможность сделать коммуникации более быстрыми, комфортными, результативными.

Пример – портал «Управляем вместе». Это коммуникационная площадка, на которой жители Пермского края могут участвовать в голосовании по актуальным вопросам развития края, предлагать идеи, узнавать полезную информацию. Наиболее популярный функционал сайта – «Сообщения о проблемах». За время работы проекта жители края направили свыше 24,7 тысяч сообщений о выявленных проблемах. Почему это работает? Во-первых, срок ответа в среднем шесть дней. Во-вторых, вам не надо искать ответственный орган власти. Достаточно сообщить о проблеме, а служба модерации направит сообщение в соответствии с функционалом. В-третьих, органы власти обязаны не просто подготовить ответ, а решить проблему и представить доказательства. Если пользователь сообщил об открытом колодце, то ответственный орган должен представить фотографию установленного люка или временной конструкции, которая закрывает открытый колодец. «Управляем вместе» также стал инструментом мониторинга качества работы. Например, пресловутый борщевик. Сейчас, благодаря «сигналам» жителей создается карта распространения борщевика, в соответствии с которой муниципалитеты будут изыскивать средства или запрашивать региональные субсидии на борьбу с борщевиком.

Сейчас на портале зарегистрировано более 70 тысяч пользователей.

Какие сложности, в первую очередь, предстоит решить для ускорения проектов и процессов цифровизации?

Павел Шевыров: Для ускорения цифровизации необходимы: кадры, средства и, конечно, время. Кадры – это не только высококвалифицированные специалисты в ИТ, но и общий уровень пользовательского цифрового опыта. Необходимо «внедрение» цифровизации в сознание людей, поскольку именно человеческие инертность, консерватизм зачастую являются сдерживающим фактором внедрения инновационных процессов.

Также требуется решать инфраструктурные задачи – подключить 100% населения региона к сервисам широкополосного доступа – это основа для развития всех базовых цифровых сервисов.

Необходимо создать механизмы привлечения инвесторов, в частности, для подключения к телекоммуникационным сетям, построенным за счет государственных средств.

Чем привлекаете ИТ-специалистов на госслужбу?

Павел Шевыров: Для молодых специалистов это возможность реализоваться: быть в команде тех, кто трансформирует бизнес-процессы, это возможность воплощать новые идеи и видеть результат собственных усилий.

Это возможность придумать и создать продукт, который будет востребован не только в регионе, но и за его пределами. Потому что мы создаем технологии, которые могут быть успешно реализованы в любом регионе России, например, «Управляем вместе», «Облачная бухгалтерия», РИС «Закупки».

Кроме интересных нестандартных задач, привлекаем ИТ-специалистов адекватной заработной платой.

Какие меры поддержки для развития цифровых инициатив вы ожидаете от федеральных властей?

Павел Шевыров: Пермский край получает федеральную поддержку, в частности субсидии на цифровизацию здравоохранения и управления контрольно-надзорной деятельностью. Это средства на закупку оборудования, защиту и развитие информационных систем.

Считаем эффективной федеральную программу по устранению цифрового неравенства. Благодаря ей на конец 2018 года в Пермском крае были установлены коллективные точки доступа к сети интернет в 109 населенных пунктах с численностью от 250 до 500 человек. До конца 2020 года планируем установить точки доступа еще в 136 населенных пунктах.

Доступ к интернету в 2019 году получат почти 47 тыс. жителей Прикамья. Это станет возможным благодаря поддержке федерального правительства в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика РФ». Сотовая связь и интернет появятся во всех населённых пунктах с населением от 250 до 2 тыс. человек. Такая задача поставлена президентом, средства выделены. Сейчас эту задачу совместно решают Минкомсвязи РФ и сотовые операторы.

Одной из мер поддержки в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика» планируется субсидирование Российским фондом развития информационных технологий цифровизации промышленных предприятий.

Пермский край сейчас формирует предложения в проект федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации». Это развитие идеи «правовых песочниц» – возможности протестировать технологию, проверить риски, сформулировать новые требования к деятельности.

Готовы быть пилотным регионом по внедрению цифровых технологий. Для этого есть необходимые компетенции: специалисты и опыт реализации региональных проектов.

Планируете ли вы задействовать модель государственно-частного партнерства для цифровизации региона? Приведите примеры задач, для решения которых ГЧП может быть применимо или уже применяется.

Павел Шевыров: На данный момент мы находимся в поиске кейсов. Наиболее перспективным направлением реализации ГЧП считаем ЖКХ, в частности, в сфере повышения энергоэффективности. «Умный город» может стать площадкой для реализации муниципального частного партнерства: умный свет, организация безопасности проживания в МКД, интерактивные сервисы в сфере туризма.

Насколько продвинулся регион в импортозамещении информационных технологий? Приведите примеры наиболее заметных проектов?

Павел Шевыров: Сегодня отечественное ПО активно используется в обеспечении информационной безопасности, офисного ПО, операционных системах.

Возможно ли, на ваш взгляд, тиражирование успешных ИТ-проектов одного региона в другой регион? Был ли у вас подобный опыт? Если да, расскажите о нем.

Павел Шевыров: В свое время Правительство Москвы передало Пермскому краю лицензионные соглашения на ряд информационных систем, например, портал С.С. Собянина «Наш город Москва (в Пермском крае это портал «Управляем вместе»), закупочная система, МЭШ. Информационные системы столицы были адаптированы под Пермский край, что позволило сэкономить и время, и сотни миллионов рублей.

В процессе адаптации системы «Наш город Москва» был осуществлен переход с коммерческого программного обеспечения Oracle на свободное программное обеспечение PostgreSQL, переработан инструмент настройки бизнес-процессов. Сейчас все сервисы реализованы по модульному принципу и могут подключаться по мере необходимости. Также реализована возможность подключения собственных решений, необходимых конкретному региону.

это единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации. Платформа аккумулирует опыт и лучшие практики цифровизации госуправления десятков регионов и сотен органов власти (узнать подробнее).

Теперь Пермский край делится своими наработками с другими регионами, «Управляем вместе» успешно тиражируется в разных субъектах РФ. Лицензионные соглашения на предоставление прав использования программы для электронных вычислительных машин «Единая краевая автоматизированная система Открытого правительства Пермского края («Управляем вместе»)» подписаны с Республикой Саха (Якутия), Забайкальским краем, Нижегородской и Оренбургской областями, Ставропольским краем и др.

На сегодняшний день готовится лицензионное соглашение на предоставление прав использования программы для электронных вычислительных машин региональной информационной системы (РИС) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Пермского края РИС «Закупки» с Республикой Саха (Якутия).

Благодаря успешно реализованным в регионе практикам Прикамье вошло в число пилотных площадок проекта «Умный город», являющегося частью национальной программы «Цифровая экономика РФ». В перспективе решение планируется внедрять и тиражировать по всей России.

Стоит отметить, многие проекты пермских ИТ-компаний вошли в базу региональных кейсов АНО «Цифровая экономика», в числе которых: система взаимодействия жителей с властью, региональные информационные системы «Закупки» и «Налоги», региональный сегмент единой государственной информационной системы социального обеспечения и многие другие.

Разработки пермских ИТ-компаний применимы в здравоохранении, образовании, общественной безопасности, охране окружающей среды и условий труда, оптимизации производства, управлении финансово-хозяйственной деятельностью. Они удачно апробированы в регионе и могут тиражироваться в других субъектах.

Насколько применим в российских регионах опыт других стран? Используете ли вы его?

Павел Шевыров: Один из примеров – федеральный российский тренд на трансформацию транспортной модели, который, в свою очередь, идет в логике общемирового тренда MaaS (Mobility as a Service – мобильность как услуга) – это интеграция различных видов транспортных услуг в рамках единой платформы. В 2014 году Швеция (г. Гётеборг) реализовала проект Ubigo, Финляндии (г. Хельсинки) в 2018 году запустила Whim.

Есть пример и в Пермском крае. В 2019 году в пилотном режиме запущена Единая система оплаты проезда и учета пассажиропотока, которая включает безналичную оплату проезда, создание новой маршрутной сети, расширенное тарифное меню, а также в перспективе – систему удобных пересадок в рамках движения от точки А в точку В. Пермский край стал одним из первых регионов в стране, внедряющим систему безналичной оплаты проезда с зоной покрытия всего субъекта, включая межмуниципальные и пригородные перевозки.

Мы внимательно изучаем международный опыт по новым ИТ-направлениям с целью возможности его использования в российских условиях. Учитываем опыт в подходах к обработке данных, построению аналитики, созданию интерфейсов, визуализации данных.

Cкопировать короткую ссылку   |  Просмотров: 3281

Читайте также



Александр Архангельский, Калужская область: Цифровая трансформация решает проблемы на "земле"

Александр Архангельский рассказал о ключевых направлениях цифрового развития региона, успешных проектах в этой сфере и реализации модели государственно-частного партнерства.


Все материалы

Цифровой регион

Единая платформа взаимодействия представителей региональной власти по вопросам цифровой трансформации

Подробнее о проекте
163
кейсов
50
регионов
346
органов гос власти
386
пользователей

Раздел создан в рамках реализации проекта «Поддержка внедрения цифровых технологий на территории всей России - «Цифровой регион», Договор № 03/18-КЦ целевого финансирования (добровольного пожертвования) от 02 апреля 2018 г., заключенный с АНО «Координационный центр национального домена сети Интернет».