2018/10/10 14:41:56

Интервью TAdviser: Старший вице-президент Fraport AG - о цифровой стратегии крупнейшего аэропорта Германии

Рольф Фелькель (Rolf Felkel), старший вице-президент Fraport AG, управляющей крупнейшим в Германии аэропортом Франкфурт-на-Майне (FRA), в интервью TAdviser на конференции EURO Air Transport IT Summit рассказал о цифровой стратегии компании, переводе решений Big Data на открытое ПО, перспективах использования биометрических решений и препятствиях для более быстрого внедрения инноваций в аэропортах.

Рольф Фелькель (фото - hkairport-technovation.com)

Рольф, расскажите о цифровой стратегии вашей компании. Что в нее входит?

Рольф Фелькель У нас есть департамент, который работает над стратегией развития аэропорта во Франкфурте и компании Fraport AG как международного игрока и над разными ее аспектами. Стратегия цифровизации – один из аспектов этой общей стратегии. Она была недавно утверждена и подробно описывает, в каких направлениях мы будем развивать ИТ-решения.

Цифровая стратегия охватывает четыре блока. Первый сосредоточен на клиентах, на решениях для клиентов. При этом под клиентами подразумеваются не только пассажиры, но и наши бизнес партнеры, такие как авиакомпании и другие. Второй блок ориентирован внутрь компании – как она работает и как можно использовать технологии, чтобы улучшить ее работу и сократить расходы.

Еще один блок охватывает решения, ориентированные на персонал компании, в том числе, как сделать Fraport AG более привлекательным работодателем и повысить эффективность сотрудников. Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250.1 т

И, наконец, четвертый и, пожалуй, самый сложный блок, затрагивает новые бизнес модели и их развитие с использованием технологий. В последнем случае сложно что-то планировать: если есть перспектива, возможность для какой-либо модели, тогда встает вопрос, воспользоваться этим шансом или нет.

После утверждения цифровой стратегии перед нами теперь стоит вопрос, нужно ли нам создавать специальную организацию, отвечающую за ее реализацию, и позицию CDO (Chief Digital Officer) в компании. Я ожидаю, что эти решения будут приняты до конца 2018 года.

Какие наиболее прогрессивные технологии, решения, вы планируете внедрять по каждому блоку в отдельности?

Рольф Фелькель Блок, связанный с клиентами, включает много проектов, и один из них, например, – внедрение B2B-платформы. Аэропорт – это B2B-компания. Мы взаимодействуем с авиакомпаниями, с различными администрациями, компаниями, осуществляющими наземное обслуживание, и многими другими. Fraport AG – это ведь не только аэропорт, мы управляем и другими бизнес-моделями. Поэтому у нас много различных клиентов со стороны бизнеса. И сейчас мы прорабатываем проект онлайн-платформы, позволяющей в едином месте коммуницировать со всеми нашими клиентами и предлагать им наши сервисы через эту платформу наиболее удобным способом. У нас, конечно же, уже есть онлайн-платформа для пассажиров, но не для бизнес-клиентов.

В части блока, затрагивающего внутренние процессы, мы сейчас кардинально меняем наш SAP-ландшафт. Пока мы используем платформу SAP R3 и переходим на SAP S/4. При этом речь идет не об апгрейде, а о кардинальном редизайне. Это очень большая программа, рассчитанная на несколько лет.

И здесь есть интересный момент, влияющий на редизайн платформы. Когда Fraport AG только начинала свой бизнес, ее основная деятельность была сосредоточена во Франкфурте с не столь значительной активностью в других странах. Но спустя 10 лет основная часть трафика, которую мы генерируем, уже не приходится на Франкфурт, а совокупно на зарубежные активы. Мы стали глобальным игроком, но при этом структура нашей ERP остается ориентированной на Франкфурт. Поэтому сейчас наша задача – изменить платформу так, чтобы она обеспечивала лучшее управление нашими зарубежными активностями.

Касательно пассажирского обслуживания, здесь мы очень зависим от взаимодействия с партнерами, с авиакомпаниями, прежде всего, от того, что они готовы предложить своим пассажирам. Что-то мы можем делать сами. Например, отслеживать, измерять и прогнозировать пассажиропоток. У нас есть система, позволяющая динамически перенаправлять пассажиров в терминалы, система управления потоками пассажиров и др. Но полный охват пассажирского опыта невозможен без взаимодействия с авиакомпаниями, и это занимает время.

Одна из систем, во внедрении которой нас можно отнести к одному из первых аэропортов, - это торговая онлайн-платформа. В аэропорту во Франкфурте ритейл представлен физически, но в то же время доступен и цифровой ритейл на онлайн-платформе для пассажиров. Они могут зарегистрироваться в платформе, совершать покупки и оплачивать их, после чего получать свой заказ у выхода на посадку, куда его доставят, или самостоятельно забирать из магазина. В платформу интегрирована программа лояльности.

Один из технологических трендов в аэропортах – биометрия. Как обстоят с этим дела в аэропорту во Франкфурте? Есть ли у вас какие-то пилотные проекты?

Рольф Фелькель Пилотных проектов пока нет, но, насколько мне известно, использование биометрии планирует, например, авиакомпания Lufthansa, и мои коллеги из департамента управления терминалами контактируют с Lufthansa на предмет будущего использования биометрии в аэропорту Франкфурта.

А в вашей компании используются, например, технологии Big Data?

Рольф Фелькель Большие данные применяются у нас очень широко. У нас есть масштабная и зрелая BI-платформа. Относящиеся к ней проекты начались в аэропорту Франкфурта еще 15 лет назад. Я бы сказал, что у Франкфуртского аэропорта одна из крупнейших, если не крупнейшая, BI-платформа из всех аэропортов мира.

Все департаменты компании – от управления терминалами до информационной безопасности – так или иначе используют аналитику и отчеты на основе Big Data.

В этой сфере компания ранее полагалась в основном на решения SAS, которые со временем развивались. А сейчас мы переключаемся на Hadoop. Новая платформа на Hadoop уже внедрена, и теперь нам предстоит освоить работу с ней. Эта платформа сильно отличается от того, что у нас было ранее.

Сейчас мы развиваем новое BI-решение в области потоковой аналитики, которая позволит улучшить операционную сторону использующихся у нас технологий Big Data. Мы разработали формат, который называется Smart Data Lab. Он применяется 1-2 раза в году в течение 4-6 недель. В это время аналитики данных взаимодействуют с экспертами по данным из бизнес-подразделений Fraport AG, и решают, как можно ответить на запросы, исходящие от топ-руководства, с использованием данных и аналитики, и в дальнейшем разработать новые решения в этой области.

Два года назад в рамках Smart Data Lab мы обнаружили, что мы можем существенно улучшить прогнозирование времени поступления воздушного судна на стоянку с использованием различной информации, например, данных от радаров по всему аэропорту. Эта информация очень важна для департамента наземного обслуживания, поскольку в зависимости от этого времени им надо начинать работу по загрузке, разгрузке судна. В результате, сейчас мы внедряем решение потоковой аналитики на основе Hadoop, Kafka и другого ПО, чтобы создать отдельную систему для динамического прогнозирования поступления судов в аэропорт со всех рейсов.

Вы упоминаете об использовании ПО с открытым кодом в своих аналитических системах. С чем связан такой выбор?

Рольф Фелькель За последнее время в области открытого ПО для BI и аналитики произошли серьезные сдвиги, появляется все больше таких решений. Если обратить внимание, в университетах сейчас больше учат программированию под открытые платформы, нежели решения от вендоров.

При разработке своей цифровой стратегии и проектов принимали ли вы во внимание опыт цифровизации других аэропортов?

Рольф Фелькель Конечно. У нас налажено очень тесное сотрудничество с другими аэропортами на уровне Международного Совета Аэропортов (Airports Council International, ACI), который в некоторой степени можно сравнить с IATA – организацией для авиакомпаний. В рамках Совета есть комитет по ИТ, он состоит из большой группы CIO аэропортов со всего мира и позволяет обмениваться опытом, информацией о текущих проектах, технологиях. Этот обмен очень важен для нас.

Какие препятствия существуют для более быстрого внедрения новейших технологий в аэропортах?

Рольф Фелькель Аэропорты в Германии, как и в других странах мира, скажем, находятся не в водительском кресле. Возможность внедрения инноваций, касающихся разных аспектов обслуживания пассажиров, зачастую зависит от государства. Для применения новых технологий во многих случаях требуется соответствующая нормативная база.

Особенно это касается сферы безопасности. Например, текущее законодательство в Германии не позволяет нам использовать 3D-сканирование пассажиров как инструмент обеспечения безопасности вместо прохождения через рамки, где требуется снимать с себя все металлические предметы и т.д. Есть утвержденный список технологий для этих целей, и мы обязаны его придерживаться. Несомненно, список претерпит изменения в будущем, но это не быстрый процесс.

Нормативные препятствия есть и в сфере внедрения биометрических технологий в аэропортах. Например, есть общий регламент по защите данных в Евросоюзе, и организация использования биометрии в аэропортах должна ему соответствовать. А это довольно сложно организовать, потому что регламент предписывает получение согласия от пассажира на использование таких данных для различных процессов. И когда каждый раз нужно согласие пассажира, сложно обеспечить масштабное внедрение. Возникают вопросы, как это сделать, когда есть пассажиры, не согласные с предоставлением и использованием их биометрических данных, и другие.

С нормативной точки зрения дела обстоят проще, например, с технологиями виртуальной и дополненной реальности, интернета вещей, больших данных.