2016/08/12 12:05:15

Интервью TAdviser с директором департамента развития информационных систем э-правительства компании РТ Лабс Алисой Корженевской

Алиса Корженевская, директор департамента развития информационных систем электронного правительства компании "РТ Лабс" в интервью TAdviser рассказала о создании нового Единого портала госулуг и его отличиях от предыдущей версии сервиса

Алиса
Корженевская
Новый портал госуслуг можно по праву считать уникальным

Перечислите главные отличия/преимущества новой версии ЕПГУ от предыдущей

Алиса Корженевская: Хочу напомнить, что бета-версия портала госуслуг была запущена в промышленную эксплуатацию в июне 2014 года. Для ее создания и развития был сформирован центр компетенций, в который вошли представители Минкомсвязи, «Ростелекома» и «РТ Лабс».

При его создании и развитии мы, прежде всего, руководствовались мнением пользователей ЕПГУ, проводили многочисленные опросы, анализировали отклики граждан. Только в 2015 году было проведено 3 волны пользовательского тестирования с привлечением независимой юзабилити-лаборатории. Предложения по улучшению пользовательского опыта и сейчас продолжают поступать на портал через форму обратной связи - мы внимательно отслеживаем такие сообщения.

Учитывая, что список государственных услуг велик, а их формулировки, мягко говоря, не всегда понятны, мы придумали удобный каталог, в котором услуги «бьются» по категориям. Например, «Семья и дети», «Паспорта, регистрации, визы», «Транспорт и вождение» и многие другие. Поиск нужной услуги на портале стал интуитивным. Стоит лишь раз попробовать, чтобы понять, как это удобно! Обновили личный кабинет и «Госпочту» - систему обмена электронными сообщениями между заказчиками госуслуг и исполнителями — органами государственной власти. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 6.9 т

На портале можно настроить получение уведомлений о штрафах ГИБДД и там же оплатить их банковской картой или электронными деньгами. Проверить задолженность по налогам – понадобится лишь ИНН, легко проверить судебную задолженность. Без очередей записаться к врачу в нужную вам поликлинику, проверить состояние своего пенсионного счета, заказать загранпаспорт себе или ребенку - а сейчас в разгаре сезон отпусков, поменять паспорт РФ – все эти услуги доступны на ЕПГУ. Очень популярна услуга по записи на прием в ближайшее отделение ГИБДД для регистрации транспортного средства.

На портале появился раздел «Помощь и поддержка», где можно найти ответы на часто задаваемые вопросы простым и понятным неподготовленному пользователю языком.

На какие примеры ориентировались разработчики при создании нового портала?

Алиса Корженевская: Ввиду большого количества взаимосвязей с внутренними и внешними ИТ-системами, а также масштабности поставленной задачи новый портал госуслуг можно по праву считать уникальным.

При реализации архитектурных и разработческих решений мы учитывали опыт мировых лидеров — наших и зарубежных. При этом, безусловно, ориентировались на специфику и ментальность граждан нашей страны, рекомендации органов государственной власти. Порой ванговали - старались заглянуть за горизонт событий, предугадать грядущие тренды, как в пользовательском поведении, так и в развитии электронной России. Сейчас, помимо оптимизации кода, значительная часть работ проводится на уровне инфраструктуры.

Хочу отметить инновационный опыт, который мы наработали в ходе реализации проекта - чтобы скоординировать работу в условиях 11 часовых поясов и в масштабах 85 субъектов РФ нам потребовалось создать эффективную и гибкую внутреннюю структуру, как для производства работ, так и для согласования своих действий с Минкомсвязи и другими органами власти.

Единый проектный офис управлял самыми разными проектами, связанными с оказанием государственных услуг. Под одной виртуальной крышей собрались те, кто делал портал и мобильное приложение, медицинские информационные системы и запись на приём, систему оплаты, региональные и федеральные услуги.

Чтобы координировать работу по всей вертикали проекта мы организовали безбарьерную коммуникацию: пользуемся чатами, мессенджерами, где порой собираем сотни людей из всех регионов для обмена знаниями и новостями, а иногда – с десяток человек для работы над конкретной задачей. И, безусловно, привлекли в формализованные процессы разработки - систему управления требованиями - Минкомсвязи, нашего государственного заказчика, с которым работаем в одной команде.

«
Люди нуждаются в получении госуслуг, когда женятся, планируют путешествия, переезжают в другой регион, меняют работу и т.д. Чтобы действительно помогать гражданам, госуслуги должны быть не только на каком-то едином портале, но и прямо там, где люди решают свои жизненные и бытовые вопросы. Для этого создан и с 2015 года развивается сервис «Открытая платформа госуслуг»
»


Каков сейчас среднемесячный трафик портала госуслуг? Какова его динамика за последний год?

Алиса Корженевская: До миграции бета-версии на основной домен трафик достигал порядка 13 млн просмотров в месяц, что, в среднем, составляет 304 посетителя в минуту. После миграции он вырос практически в два раза - до 7,87 млн просмотров в неделю, а это уже 800 посетителей в минуту.

В начале 2015 года портал посещали около 7 млн посетителей в месяц, что, в среднем, менее 200 просмотров в минуту. Таким образом, с начала года пользовательский трафик вырос в 4 раза.

На текущий момент на Едином портале госуслуг зарегистрировано порядка 29 млн человек, из них более 6,4 млн – в первом полугодии 2016 года. Средний прирост количества пользователей в системе, по показателям на конец 2015 года, составляет более 1 млн человек в месяц. Доля граждан в 43 субъектах РФ, зарегистрированных в ЕПГУ, превышает 20%. В числе лидеров - Приморский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Тюменская и Калининградская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ с показателем свыше 40%.

Минкомсвязь России предприняла действия по популяризации бета-версии: за первое полугодие 2016 года прирост количества пользователей новой версии ЕПГУ превысил аналогичный показатель старого портала. Как отметил Н.А. Никифоров на недавнем брифинге по итогам заседания Правительственной комиссии по ИТ, В прошлом году около 25 млн граждан были так или иначе охвачены информационной кампанией по популяризации электронных госуслуг.

Нужно также отметить важную тенденцию по росту количества граждан, использующих мобильные устройства для доступа к госуслугам – в мае текущего года 34% пользователей посещали портал мобильно, в январе таких пользователей было около 22%.

Трафик портала госуслуг
Период Старая версия ЕПГУ Новая версия ЕПГУ
1 января 2015 - 31 декабря 2015 19 401 032​ 3 789 704
1 января 2016 - 30 июня 2016 8 569 243 3 535 390

Все ли услуги, выведенные на предыдущую версию портала, доступны в новой версии?

Алиса Корженевская: Всего в рамках электронного правительства предоставляется 607 услуг, 285 из которых, наиболее востребованных пользователями, уже представлены на новом портале. Программа развития предусматривает постепенный перевод остальных госуслуг на новый единый портал.

Каковы планы относительно вывода региональных услуг на новую версию ЕПГУ?

Алиса Корженевская: Учитывая, что многие регионы используют локальные порталы, разработанные ПАО «Ростелеком», мы в этом году запланировали глобальную модернизацию региональных порталов госуслуг, чтобы привести их в соответствие с требованиями «Методических рекомендаций по совершенствованию пользовательских интерфейсов (в части навигации, поиска, предоставления информации) федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, используемых при предоставлении государственных услуг в электронном виде». Совместно с Минкомсвязи, «Ростелекомом» и субъектами РФ мы уже прорабатываем возможные сценарии регионального развития электронного правительства.

81