2020/02/12 16:47:17

Информационные технологии в МЧС России

Статья посвящена развитию информационных технологий в МЧС России и участию ведомства в реализации цифровых проектов страны.

Содержание

История

2020: Включение в нацпрограмму «Цифровая экономика»

МЧС России может принять участие в реализации федеральных проектов «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика». О проработке соответствующего вопроса заявил глава МЧС России Евгений Зиничев на коллегии ведомства, прошедшей 11 февраля 2020 года.

Федеральные проекты «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» позволят существенно повысить защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров, считает Евгений Зиничев. (фото - static.kremlin.ru)
Федеральные проекты «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» позволят существенно повысить защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров, считает Евгений Зиничев. (фото - static.kremlin.ru)

По мнению главы МЧС, федеральные проекты «Информационная безопасность» и «Искусственный интеллект» приведут к ряду положительных последствий.

«
Реализация указанных мероприятий позволит существенно повысить защищенность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и техногенных пожаров, повысить достоверность моделирования складывающейся обстановки для принятия своевременных управленческих решений, а также совершить рывок в развитии информационных технологий, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций, - заявил министр.
»

Говоря о деятельности МЧС в 2020 году, он отметил, что министерство продолжает курс на более эффективное использование имеющихся сил и средств. Также МЧС не останавливает работу по совершенствованию нормативно-правовой базы в части пожарной безопасности населенных пунктов, деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) с учетом передовых разработок в области искусственного интеллекта, вопросов эвакуации населения из районов чрезвычайной ситуации.

2019: Разработка макета единой системы оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты

6 февраля 2019 года концерн «Автоматика» Госкорпорации «Ростех» сообщила, что совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России успешно разработал макет единой автоматизированной системы оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты в субъектах Российской Федерации и экспериментальный образец автоматизированной информационной системы оценки документов стратегического планирования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Специалистами Концерна «Автоматика» и учеными Всероссийского научно-исследовательского института МЧС России была совместно создана система, увязывающая в единое информационное пространство все уровни управления, обеспечивающие решение задач национальной безопасности в части оценки состояния радиационной, химической и биологической защиты. Дополнительно, данная разработка позволит своевременно оценивать экологическую обстановку в регионе и повысить эффективность существующих механизмов реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций. Система реализована на основе современных отечественных информационных технологий и состоит из отдельных функциональных подсистем.

«
Создание автоматизированной информационной системы по вопросам взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, а также органов власти субъекта Российской Федерации в области радиационной, химической и биологической защиты, как составной части цифрового государственного управления, для Концерна «Автоматика» является стратегическим направлением развития рынка гражданской продукции. В случае успешного создания и испытания опытных образцов, данная система может быть принята в эксплуатацию региональными подразделениями МЧС.
Владимир Кабанов, генеральный директор Концерна «Автоматика»
»

2018: Выделение 4 млрд рублей на цифровые проекты

20 ноября 2018 года стало известно о запланированных в МЧС России больших расходах на цифровизацию. За счет информационных технологий ведомство намерено автоматизировать многие операции и перейти на преимущественно дистанционное общение с бизнесом.

«
Если говорить о цифровой экономике Российской Федерации, то на ближайшие три года выделено и уже поступило в МЧС 2,3 млрд рублей на цифровизацию (в рамках нацпроекта), всего запланировано 4 млрд, — сообщает РБК со ссылкой на заместителя главы МЧС Александра Чуприяна.
»

Александр Чуприян
Александр Чуприян

По его словам, МЧС планирует «дистанцироваться от личного контакта» и создать электронную декларацию, электронное предписание и личный кабинет.

Чуприян говорит, что МЧС собирается создать платформу для взаимодействия с другими министерствами и ведомствами, благодаря чему, например, можно будет получать информацию о перепланировке здания.[1]

Он отметил, что посредством цифровых проектов снизится субъективизм при проведении проверок и коррупционная составляющая.

«
Чтобы понимать, что происходит вообще с проверками, мы будем обладать уникальной электронной базой данных. Кроме того, наш личный комитет будет работать и на другие ведомства, мы у них тоже будем подчерпывать информацию, будем знать об изменениях, например, о перепланировке здания, — сказал Александр Чуприян на Всероссийской конференции бизнес-омбудсменов.
»

Первый замглавы ведомства также рассказал, что МЧС не будет персонально перепроверять данные, размещенные собственниками зданий в личном кабинете. Проверка информации, которую предоставил бизнес в декларации, с реальностью будет проходить, если случится пожар или даже загорится урна.

В ноябре 2018 года вступил в силу приказ МЧС, согласно которому сотрудники государственного пожарного надзора при проверках безопасности объектов должны использовать специальные проверочные листы. Предполагается, что это поможет собственникам недвижимости подготовиться к визитам инспекторов.

2017: Сотовых операторов и интернет-провайдеров обяжут оповещать абонентов о ЧС

В августе 2017 года стало известно о том, что Минкомсвязи подготовило проект постановления Правительства об использовании сетей связи для оповещения населения о чрезвычайных ситуациях или об угрозе их возникновения. Документ опубликован на портале regulation.gov.ru.

Необходимость принятия постановления вызвана вступившими в силу летом 2017 года поправками в Закон «О связи» и «О СМИ», которые обязали операторов связи передавать своим абонентам информацию об угрозе ЧС по обращению Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС). В целях оповещения населения операторы связи, оказывающие услуги теле- и радиовещания, должны прерывать эфир. Обязанность информирования о ЧС возложена и на редакции СМИ.

Проект документа затрагивает ту часть закона, где говорится об оповещении абонентов операторов связи путем передачи сообщений на их оконечное оборудование. [2]

Сотовые операторы, операторы фиксированной телефонии и интернет-провайдеры должны оповестить абонентов о ЧС за 60 минут. Фото: keytown.me
Сотовые операторы, операторы фиксированной телефонии и интернет-провайдеры должны оповестить абонентов о ЧС за 60 минут. Фото: keytown.me

Порядок оповещения абонентов

Предполагается, что оператор связи, получив заявку от МЧС на оповещение, зарегистрирует ее, проинформирует ведомство о ее получении и начнет подготовку к оповещению. При этом полученное от МЧС сообщение должно быть конвертировано в формат, подходящий для отправки на устройства абонентов. Кроме того, в соответствии с параметрами запроса от МЧС, операторам потребуется произвести выборку абонентов, которым необходимо доставить данное сообщение.

В общей сложности на подготовку сообщения к отправке операторам отводится не более 60 минут, если только в заявке МЧС специально не оговаривается возможность превышения данного срока.

По завершении рассылки сообщений оператор связи должен уведомить об этом МЧС. Если МЧС запросит остановить рассылку, оператор должен выполнить это требование в течение 15 минут. Если же МЧС направит повторную заявку на оповещение, она должна будет регистрироваться оператором связи как новая.

МЧС будет информировать об опасностях, возникающих вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие таковых.

Средства оповещения

Согласно проекту постановления, сотовые операторы обязаны осуществлять оповещение населения посредством коротких текстовых сообщений (SMS). При этом допускается использование и другого канала — широковещательной рассылки (Cell Broadcast).

Операторы фиксированной телефонной связи должны оповещать абонентов о ЧС посредством автоматического обзвона и передачи речевой информации на оконечное оборудование абонентов.

В свою очередь, операторы связи, оказывающие телематические услуги (интернет-провайдеры), обязаны осуществлять оповещение путем перенаправления своих пользователей на специально созданную официальную страницу с соответствующей информацией. Перенаправление должно осуществляться при обновлении пользователем страницы в интернете либо при переходе на другую страницу.

В целом, как указано в проекте документа, оповещение населения должно проводиться «исходя из технических возможностей операторов связи и пропускной способности сетей связи с учетом необходимости сохранения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования».

2014: Координация создания АПК «Безопасный город»

В 2014 году МЧС России начало заниматься координаций построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». [3]

Как заявляют в МЧС, он является ключевым инструментом для эффективного обеспечения на местном уровне безопасности жизнедеятельности регионов страны. Комплекс представляет собой единую интеграционную платформу, объединяющую все городские системы безопасности.

2010: Информирование населения и органов власти на радиоактивно загрязнённых территориях

В сентябре 2010 г. МЧС России объявило итоги открытого конкурса по выбору ИТ-подрядчиков. В рамках конкурса разыгрывалось два лота: первый лот связан с развитием системы электронных ресурсов для информирования населения и органов власти на радиоактивно загрязнённых территориях (стоимость – 43,9 млн руб.); второй – с развитием системы комплексной оценки риска воздействия на население, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, неблагоприятных факторов окружающей среды и эффективности реабилитационных мероприятий на радиоактивно загрязненных территориях (стоимость – 37 млн руб).

Всего, согласно протоколу, конкурсом заинтересовались две организации – «Центр исследований экстремальных ситуаций» (заявка на участие в торгах по лоту №1) и Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной радиологии и агроэкологии Российской академии сельскохозяйственных наук (ВНИИСХРАЭ РАСХН) (заявка на участие в торгах по лоту №2), запросившие за выполнение госконтрактов 43,9 млн руб. и 37 млн руб. соответственно. По итогам рассмотрения представленных заявок конкурсной комиссией обе организации были допущены к торгам.

Поскольку на участие в торгах по каждому лоту поступила только одна заявка открытый конкурс был признан несостоявшимся. В итоге, в соответствии с п. 5 ст. 27 федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», проекты госконтрактов по лотам №1 и 2 были переданы единственным участникам тендера – «Центру исследований экстремальных ситуаций» и ВНИИСХРАЭ РАСХН.

Согласно документации конкурса, финансирование работ по лотам №1 и 2 осуществляется за счет средств федерального бюджета. На выполнение всех работ по контрактам отводится всего 14 недель. Более детальную информацию о конкурсе можно найти здесь.

ИТ-паспорт МЧС России


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаCognitive Technologies (Когнитивные технологии)2015
Описание проектаВилис группKaspersky Total Space SecurityИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2014
Описание проектаСайтсофт (Sitesoft)2014
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2014
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхАКСИОК.Net Бюджетное планированиеУчетные системы2014
Описание проектаИнфосистемы Джет2014
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2014
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных2014
Описание проектаГэндальф (Gendalf)1С:БухгалтерияУчетные системы2014
Описание проектаРодник НППEverRun MXСерверные платформы2011
Описание проектаВТиСС Высокие технологии и стратегические системы (НПК ВТ и СС)Система оперативного управления систем автоматизации Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)2011
Описание проектаNVision Group (Энвижн Груп)Проекты ВКС (видеоконференцсвязь)Видеоконференцсвязь2011
Описание проектаАСБК - Автоматизированные системы и бюджетный консалтинг1С:Предприятие 8.0ERP2011
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2010
Описание проектаDATA+ArcGISГИС - Геоинформационные системы2010
Описание проектаNaumen (Наумен консалтинг)Naumen АИС УФЦП2010
Описание проектаМикротестMicrosoft Exchange ServerОфисные приложения---
Описание проектаМ2М телематикаЭРА-ГЛОНАСССистемы безопасности и контроля автотранспорта, Системы управления автохозяйством (FMS), Спутниковая связь и навигация---
Описание проектаАмтел-Сервис, Корп Софт (CorpSoft24)Проекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг---
Описание проектаTibbo SystemsAggreGate Network ManagerNetwork Health Monitoring - Мониторинг сети или управление здоровьем-производительностью ИТ-Инфраструктуры---

Примечания