2017/06/14 14:42:48

Информационные технологии в РЖД

Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем "Российских железных дорог" (РЖД).

Содержание

2017

Половина ПК в РЖД использует ОС с повышенной подверженностью угрозам

Около 50% парка клиентских компьютеров РЖД работает под управлением ОС Windows XP, которая уже не поддерживается вендором. Об этом говорится в описании ИТ-ландшафта РЖД в техническом задании к одному из тендеров компании, опубликованных в мае 2017 года[1].

Поддержку Windows XP вендор прекратил в 2014 году. С того момента пользователи этой версии ОС перестали получать обновления, повышающие защиту компьютера. В Microsoft ранее заявляли, что без обновлений безопасности компьютер становится более уязвимым для вирусов и других угроз.

Исключением стал выпуск Microsoft обновлений безопасности для Windows XP в мае 2017 года на фоне массовых кибератак по всему миру с помощью вируса WannaCry, использующих уязвимость в ОС Windows. Под хакерский удар тогда попала и РЖД.

В «Лаборатории Касперского» в публикации к окончанию поддержки Windows XP отмечали, что при создании этого продукта не соблюдались принципы программирования, которые помогли бы создать защищенную от современных угроз ОС, поэтому угрозы поражают ее гораздо чаще[2]. Показатель зараженных компьютеров для машин на Windows XP указывался вдвое больший, чем у Windows 7 и вчетверо больший, чем у Windows 8.

Всего в РЖД примерно 230 тыс. ПК

Помимо устаревшей версии ОС Windows, на ПК РЖД используются офисные приложения пакета Microsoft Office 2007, на которые в 2017 году должна прекратиться вендорская поддержка и перестанут выходить обновления ПО, в том числе патчи безопасности. В РЖД также имеются экземпляры и еще более старой версии офисного пакета - Microsoft Office 2003, следует из того же технического задания.

Исключением с точки зрения ОС являются ПК центрального аппарата РЖД, основная часть которых работает под управлением ОС Microsoft Windows 7. Но и там в основном используется офисный пакет Microsoft Office 2007.

В РЖД рассказали TAdviser, что по состоянию на июнь 2017 года в их организации в общей сложности насчитывается более 200 тысяч ПК. В компании ведется постепенная замена старых ПК с устаревшими версиями Windows на новые, с актуальной версией операционной системы, добавили в РЖД. В компании подчеркнули при этом, что весь существующий парк ПК находится под надежной эшелонированной защитой, в которую входят как технические средства – например, современные антивирусные решения от «Лаборатории Касперского» и средства противодействия сетевым атакам, так и организационные - ограничения на взаимодействие с ресурсами сети Интернет, что многократно снижает вероятность эксплуатации уязвимостей, свойственных старым ОС.

Развитию «кибернетических пандемий» также противостоят сегментация корпоративной сети и современные средства мониторинга и реагирования на события информационной безопасности, говорят в РЖД.

« Компания рассматривает разные варианты обновления ИТ-ландшафта, в том числе и отечественные сборки Linux. К сожалению, такой переход ограничен богатым наследием прикладных программ, работающих под Windows, - заявили TAdviser в пресс-службе РЖД. »

Впрочем, при разработке новых информационных систем будет учитываться возможность ухода в сторону «легковесных» клиентов с возможностью работы под Linux, говорят в компании.

Планы по замене устаревшего пакета Microsoft Office 2007 в РЖД есть для ограниченного количества офисных пакетов «профессиональных пользователей», офисных работников и топ-менеджеров, составляющих менее 10% от общего числа рабочих мест. Для большинства пользователей возможна замена офисных пакетов на отечественные или на пакеты с открытым кодом, сказали TAdviser в РЖД.

РЖД переведет свои предприятия с SAP на «1С» с целью импортозамещения и экономии

В мае 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) РЖД и «» подписали соглашение о сотрудничестве. Оно направлено на поддержку реализации стратегии импортозамещения зарубежного ПО, разработки и внедрения решений на платформе «1С:Предприятие» в РЖД, следует из официального сообщения компаний.

ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал TAdviser, что РЖД планирует заменить SAP на части своих предприятий, реализовав двухуровневую стратегию в области ERP. Она предусматривает использование SAP на крупных предприятиях со сложными процессами, а «1С» - на небольших предприятиях с типовыми процессами.

Подробнее о проекте смотрите здесь.

2016

Цифровая железная дорога в ОАО РЖД (элементы ИТ-стратегии)

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

В РЖД не доверили "Ай-Теко" и "Бостон консалтинг" писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

« Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. - Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке. »

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

Планы по импортозамещению ИТ-продуктов

23 мая 2016 года стало известно о планах РЖД увеличить долю российского программного обеспечения в своей ИТ-системе до 80% через четыре года. В случае с ИТ-оборудованием ожидается показатель в 60%. Это заявление сделал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин в ходе форума «ИТ+Суверенитет», сообщает ТАСС.

« Если говорить о наших планах, то к 2020 году мы планируем, что 100% алгоритмов и методик будут российскими, 80% программного обеспечения будет российским. По аппаратному обеспечению, очень надеюсь, эта цифра будет 60%, но для этого нужно сделать очень серьезный рывок, — сказал Чаркин. »

По его словам, Россия сильно отстает от западных стран в части производства оборудования, однако РЖД все равно старается по возможности отдавать предпочтение отечественной сборке.

РЖД планирует увеличить долю российского ПО до 80% в своей ИТ-системе

К маю 2016 года в ИТ-системе РЖД используется 90% алгоритмов и методик, разработанных российскими компаниями. В отношении софта и оборудования доля отечественных решений составляет 30% и 10% соответственно. При этом 80% АСУТП переведено на отечественные платформы, отметил Евгений Чаркин.

Он добавил, что РЖД, будучи госкомпанией, заинтересована в поддержке государством финансирования разработчиков высокопроизводительных СУБД и элементной базы для аппаратного обеспечения.

« С точки зрения ПО существует жесткое требование — интеллектуальная собственность должна быть передана РЖД независимо от внешних подрядчиков, — отметил Чаркин. »

Он напомнил, что компания РЖД встала на путь импортозамещения в 2007 году, сделав это по трем основным причинам: независимость и производственная безопасность, социальный фактор и экономическая целесообразность (отечественные разработки ПО должны быть на порядок дешевле, чем западные).[3]

Новый ИТ-директор обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД - разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать облачные решения (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент - реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие - замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и ОЦРВ, но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

2013

Обновление парка ПК и оргтехники

В апреле 2013 года в РЖД говорили TAdviser о планах потратить более 600 млн рублей на обновление компьютерного парка и оргтехники в своих территориальных подразделениях.

Наиболее крупным единовременным приобретением техники стала покупка свыше 10 тыс. моноблоков HP Compaq Pro 6300 для оснащения рабочих мест сотрудников в рамках программы по информатизации РЖД на 2013 год, которые обошлись примерно в 300 млн рублей, говорил собеседник TAdviser.

Вместе с этими моноблоками сотрудники РЖД получили порядка 1,7 тыс. принтеров Xerox и более 2 тыс. сканеров Fujitsu.

Компьютеры и оргтехнику в рамках этого проекта планировалось поставить в филиалы РЖД в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Южно-Сахалинске до конца ноября 2013 года.

Модернизация ЦОД

Порядка 2 млрд рублей в 2013 году РЖД направил на модернизацию Главного вычислительного центра и его структурных подразделений. Подробнее о проекте.

2012

Обновление парка ПК и оргтехники

В 2012 году затраты РЖД на компьютеры и оргтехнику превысили 1 млрд рублей. В филиалы компании для оснащения рабочих мест в рамках программы информатизации было поставлено свыше 28 тыс. ПК с мониторами, более 5 тыс. принтеров и около 1,5 тыс. сканеров.

ИТ-бюджет

По словам ИТ-директора РЖД Алексея Илларионова, расходы на ИТ в компании составляют "0,6-0,7%, максимум 1% от всех капитальных затрат холдинга". Всего же на ИТ в 2012 году РЖД планировал направить 18 млрд рублей.

При этом, Илларионов отмечал, что ежегодно ИТ-бюджет сокращается. Это происходит за счет общей оптимизации всей ИТ-инфраструктуры.

2010

ИТ-инфраструктура РЖД: 4000 систем и 12000 сотрудников

На 2010 год среди 4 тыс. информационных систем РЖД есть «беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире», говорил ИТ-директор компании Алексей Илларионов. В качестве примеров таких ИС он приводил управление грузовыми и пассажирскими перевозками и технологический документооборот.[4]

« В РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов, - заявлял он на конференции «Инфотранс». - 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. У нас 12 тыс. сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс. информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире »

Перечисление ИС Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. «Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом, - оценивал он. – В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей». По словам Илларионова, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность.

Далее Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками.

« Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов, - говорил он. – Активно развивается АСУ «Экспресс», в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года. Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП. По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире »

Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. «Наш центр разработки и внедрения обеспечил полный контроль над ключевыми разработками и существенно снизил нашу зависимость, в т.ч. и финансовую, от внешних разработчиков, - говорил он. - У нас появилась возможность использовать этот потенциал для внешнего рынка».

« Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, - развивал мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами »

По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления.

ИТ-паспорт проектов в РЖД


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
....ИнтэлЛекс (Intellex)Oracle database, Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2021
....Без привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проектыИТ-аутсорсинг2018
....Сименс РоссияЦОД Проекты создания и модернизацииЦОД, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2017
....Т2 РТК Холдинг (ранее Теле2 Россия АБ, Tele2)Услуги телефонии и связи, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры2017
....Без привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проекты, Комплексные проекты по информационной безопасностиИТ-аутсорсинг, ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2017
....Крок, ФОРС - Центр разработкиOracle database, Oracle Application Server (Oracle AS Portal), Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2017
....Без привлечения консультанта или нет данныхLean Six Sigma Лин Шесть Сигма Методы бережливого производства (lean manufacturing)2016
....АйТиWorksPad (ранее MobileSputnik)Mobile Device Management (MDM), Офисные приложения2016
....Новатранс НПЦHTC Vive2016
....ТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
....Positive Technologies (Позитив Текнолоджиз), Бомбардье Транспортейшн (Сигнал), НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеPositive Technologies Industrial Security Incident Manager (PT ISIM), CyberSafeMonИБ - Межсетевые экраны2016
....ТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
....Hitachi Data Systems CorporationHitachi Compute Blade 2000Серверные платформы2016
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2016
....Digital Design (Диджитал Дизайн), CommuniGate Systems (СталкерСофт)CommuniGate ProОфисные приложения2015
....ЮНИС Лабс Солюшинз (Unis Labs Solution)ЮНИС Лабс: Система проектного мониторингаСистемы управления проектами2015
....ОЦРВ, Нейронные системыIBM MaximoEAM2015
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Citrix XenAppВиртуализация2014
....SAP СНГSAP HANA (High Performance Analytic Appliance)СУБД2014
....Мобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2014
....SAS РоссияSAS Visual AnalyticsBI, Ситуационные центры2014
....Элвис-НеоТекРЛС Orwell-RСистемы видеонаблюдения2014
....1С:Первый БИТ (ранее 1С:Бухучет и Торговля)БИТ:Аппетит.РесторанУчетные системы2014
....Digital Design (Диджитал Дизайн)2014
....ЛАНИТПроекты VPNVPN - Виртуальные частные сети2013
....СмартинжинирингПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, Проектная интеграция (Управление проектами)ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, Системы управления проектами2013
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)Текора: Система электронного документооборота на платформе SAPСЭД2013
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)SAP: ИТ-решение по управлению железнодорожными грузоперевозкамиTMS - Управление транспортом2013
....Без привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2013
....Cisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco Unified CMBE 3000IP-телефония2012
....ИнтэлЛекс (Intellex)Банк показателей работы пассажирского хозяйстваOLAP, OSS/BSS2012
....Digital Design (Диджитал Дизайн)HP ITSM Assessment for Virtualized EnvironmentsITSM - Системы управления IT-службой, Виртуализация2012
....NVision Group (Энвижн Груп)Проекты ВКС (видеоконференцсвязь)Видеоконференцсвязь2012
....Digital Design (Диджитал Дизайн)HP Service Manager (HPSM)ITSM - Системы управления IT-службой2012
....Лаборатория КасперскогоKaspersky Total Space SecurityИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2012
....НорбитSAP BusinessObjectsBI2012
....ОЦРВSAP ERP HCMHRM2011
....НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеAnyLogicBPM, Складская автоматизация2011
....ВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2011
....БОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2011
....АиТ СофтАиТ:Управление персоналомHRM2011
....Виззара (Vizzara)ITV ИнтеллектСистемы видеонаблюдения2011
....Digital Design (Диджитал Дизайн)Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM)ITSM - Системы управления IT-службой2011
....NAVATOracle Siebel CRMCRM, CRM - Системы лояльности2011
....ТехносервCisco UCS Unified Computing SystemВиртуализация, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2011
....SAS РоссияSAS Enterprise Intelligence Platform (SAS EIP)BI2010
....Сапран (Saprun)SAP BPC - BusinessObjects Planning and ConsolidationBI, BPM, CPM, ERP, Системы управления проектами2010
....TrustVerse (ТрастВерс)IDM система КУБ (Комплексная система информационной безопасности)ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: Информационный Инкубатор Инновационных Идей» (система «4И»)2010
....ИнфоТеКС (Infotecs)ViPNet CSPVPN - Виртуальные частные сети, ИБ - Средства шифрования2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: ИнвестУчетные системы2010
....Аплана Софтвер (Aplana)SAS Data Integration StudioBI2010
....Текора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: КапстройBPM, Учетные системы2010
....ТехносервVMware ViewВиртуализация2010
....Техносерв, ОЦРВSAP ERPERP2009
....Энергоаудитконтроль Инженерный центрПроекты АСКУЭАСКУЭ2009
....Проектная практикаMicrosoft Enterprise Project Management (EPM)Системы управления проектами2008
....ИнтэлЛекс (Intellex)Этран - Электронная транспортная накладнаяУчетные системы2004
....SAS РоссияSAS Enterprise Risk ManagementBI---
....Транс-ИТЭкспресс-5CRM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, TMS - Управление транспортом, Системы автоматизации торговли---
....Геотехнологии НПЦМТС Телематика M2MИнтернет вещей Internet of Things (IoT)---
....Без привлечения консультанта или нет данныхCall-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры---
....SAP СНГSAP NetWeaver Business Warehouse (SAP BW/4HANA)BI, СУБД, СХД---
....1С Акционерное общество, Корпорация Галактика---
....Digital Design (Диджитал Дизайн)АВАКОР Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисковBPM---
....ЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)ЭЛАР ПланСканСЭД - Системы потокового распознавания---

Примечания



26 июня, Пн.

Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: