2018/12/06 18:50:58

Информационные технологии в социальной сфере

Статья посвящена созданию развитию информационных систем, связанных с социальным обеспечением в России.

Содержание

2018: Замминистра труда Алексей Скляр на TAdviser SummIT - о том, как изменится сфера соцподдержки под влиянием технологий

29 ноября 2018 года Алексей Скляр, заместитель министра труда и социальной защиты РФ, на конференции TAdviser SummIT рассказал об итогах координации и контроля ведомством деятельности Роструда, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования (ФСС) в области информационных технологий. Также он осветил планы на 2019 год.

Алексей Скляр поделился итогами и планами координации деятельности госведомств социальной сферы в области ИТ

Начал он с обозначения ключевых моментов, касающейся координационной деятельности указанных госорганов. Во-первых, важно определить приоритетность при формировании их задач в области ИТ, отметил Скляр. Также он выделил тот факт, что некоторые реализованные ИТ-проекты не подкреплялись нормативно-правовой базой. Одна из задач Минтруда – обеспечить эту корреляцию на стадии реализации и внедрения. В числе других задач – мониторинг и контроль ИТ-проектов, исключение дублирования функционала систем и сервисов, обеспечение взаимодействия систем.

Еще одна важная задача - закрепление функционала и состава данных за одним ведомством. Например, касательно электронных трудовых книжек учет сведений о трудовой деятельности ведется в системе Пенсионного фонда, а можно было реализовать этот функционал в системе Роструда, говорит Алексей Скляр.

Слайд из презентации Алексея Скляра

Говоря о результатах координационной деятельности, представитель Минтруда отметил, что есть единый план создания и развития государственных информационных систем. Также разработаны единые условия сопровождения пользователей систем – и представителей юрлиц, и граждан. SLA в разных системах может быть разным, но условия принятия, обработки обращений должны быть унифицированными во всех контролируемых Минтрудом ведомствах.

Сложилось понимание, чего надо добиться в 2019-2021 годах. Эти планы коррелируются с планами правительства в области цифровой экономики, подчеркнул докладчик. Речь идет, например, о создании единой точки входа и проактивном оказании сервисов.

Слайд из презентации Алексея Скляра

Алексей Скляр обозначил предпосылки решения планируемых задач. Есть, к примеру, система ЕГИССО. Она консолидирует информацию о мерах соцподдержки, которые предоставляют соответствующие органы, и основными ее пользователями являются поставщики госорганов тех организаций, которые назначают меры соцподдержки, предоставляют информацию. Есть вопросы к полноте и актуальности данных в этой системе, так как бизнес-процессов и взаимодействия с гражданами в этой системе пока нет.

Помимо этого, стоит задача в 2020-2021 гг. сделать ЕГИССО системой не с точки зрения агрегации информации, а системой с функциональными процессами организаций, которые контролирует Минтруд. Назначение мер соцподдержки, учет и другие процессы должны проходить в единой системе.

Слайд из презентации Алексея Скляра

Еще один блок предпосылок – взаимодействие с гражданами при оказании государственных и социальных услуг. Зачастую граждане должны предоставлять информацию, которая уже есть в информационных системах. Одна и та же категория граждан приходит в два разных внебюджетных фонда, зачастую в них используются разные подходы, чтобы идентифицировать категорию, к которой относится гражданин, разное требование к необходимым для предоставления.

Очень мало пока услуг, которые предоставляются в электронном виде. Это тоже предпосылка. А еще одна – большое количество личных кабинетов с доступам к разным системам.

Слайд из презентации Алексея Скляра

Исходя из всего этого, Минтруд ставит задачу, что в 2019 году нужно отказаться от требования от граждан сведений, которые уже содержатся в информационных системах. Например, от документов, необходимых для категоризации граждан, обращающихся за соцподдержкой.

Также в 2019 году запланированы технологические мероприятия, чтобы сократить количество документов, обеспечить возможности получения части госуслуг без материального носителя информации. Пример – услуга материнского капитала. Сейчас для этого нужно получить бумажные выписки, привезти их в нужное место. Задача – сделать возможность получения подобных услуг без бумажных документов.

Проактивность – также одна из задач. Исходя из жизненной ситуации, которая возникает у гражданина, ему должно направляться сообщение, что у него возникают права на получение мер соцподдержки и какие меры ему нужно принять для их получения. Обрабатывая массивы данных, можно узнавать о наступлении таких прав у граждан.

«
Многие люди не получают мер соцподдержки просто потому, что они о них не знают. Например, многодетные семью могут получать субсидии на пошив одежды, - привел пример Алексей Скляр.
»

Слайд из презентации Алексея Скляра

Одно из мероприятий – унифицировать условия обслуживания граждан при посещении ими офисов в Фонде социального страхования, Пенсионном фонде и других ведомствах. Также стоит задача унифицировать контакт-центр в ведомствах и фондах социального обеспечения, избавиться от множества «горячих линий».

Кроме того планируется объединить различные социальные сервисы, которые уже есть, такие как «Социальный навигатор», «Социальный калькулятор» и другие с доступом к коммуникациям с Пенсионным фондом, ФСС и другими учреждениями медико-социальной экспертизы.

Слайд из презентации Алексея Скляра

Докладчик отметил, что мероприятия 2019-2020 гг. не требуют глобальной технической перестройки. Но к 2021 году предстоит проработать более глобальные мероприятия, такие как использование единых реестров и справочников, объединение отдельных систем или данных из них.

О TAdviser SummIT

TAdviser SummIT 29 ноября 2018 года стал рекордным по посещаемости

TAdviser SummIT состоялся в Москве 29 ноября 2018 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. В пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало более 70 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.

Информационные технологии в ведомствах социального обеспечения

Информационные технологии в Пенсионном фонде РФ

Информационные технологии в Фонде социального страхования РФ (ФСС)

Информационные системы в сфере социального обеспечения

Единая государственная информационная система социального обеспечения граждан (ЕГИССО)

Автоматизированная информационная система ПФР

Единая государственная информационная система здравоохранения (ЕГИСЗ)