2020/06/25 20:39:26

Кадры и образование в цифровой экономике России

«Кадры и образование» - одно из направлений программы «Цифровая экономика России». За его реализацию отвечает Центр компетенций АСИ и рабочая группа под руководством Бориса Нуралиева, директора .

Содержание

2020

15 тысяч человек смогут бесплатно получить дополнительное образование в сфере интеллектуальной собственности в 2020 году

Рабочая группа «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика» утвердила требования к программам дополнительного профессионального образования (ДПО) для специалистов, руководителей и преподавателей̆ в сфере интеллектуальной собственности. Требования станут основой для конкурсного отбора организаций на разработку и реализацию образовательных программ, который будет объявлен в июле 2020 года. Об этом стало известно 25 июня 2020 года.

Требования к ДПО в области интеллектуальной собственности разработаны Центром компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035. Они включают в себя требования к структуре и содержанию программы обучения, к учебному плану и срокам обучения, а также к слушателям.

Согласно правилам, на старте обучения по программе должен быть определен уровень владения обучающимися изучаемых компетенций с возможностью сбора цифрового следа. Цифровой след предполагает тестирование слушателей ДПО на цели обучения и владение предметными знаниями перед прохождением программы, а также тестирование после обучения – определение уровня полученных знаний и рефлексия достижения поставленных целей. При этом входная, промежуточная, итоговая аттестации и рефлексия слушателей должны проводиться на платформе Университета 2035.

«
Всего в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» к 2024 году будет подготовлено 100 000 специалистов в области интеллектуальной собственности, 15 000 человек смогут повысить квалификацию уже в 2020 году. Программа бесплатна для слушателей, она финансируется за счет средств субсидии из федерального бюджета, - комментирует Сергей Пилипенко, директор направления «Кадры для цифровой экономики» организации «Цифровая экономика».
»

Программы будут охватывать следующие тематические области в сфере интеллектуальной собственности: правовая охрана результатов интеллектуальной̆ деятельности и средств индивидуализации в России и за рубежом; гражданско-правовые вопросы охраны информации в организации; особенности правовой̆ охраны и использования программного обеспечения и баз данных, технологий, разработанных в компании; проведение патентных исследований; маркетинг в сфере интеллектуальной̆ собственности; ведение бухгалтерского и налогового учета нематериальных активов;

  • разработка договоров в сфере создания и использования результатов интеллектуальной̆ деятельности;
  • досудебное и судебное урегулирование споров в сфере интеллектуальной̆ собственности, в том числе, с использованием современных цифровых технологий в разных юрисдикциях;
  • правовое сопровождение экспортных операций в части интеллектуальной собственности;
  • оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности;
  • коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

Качество образовательных услуг организаций будет контролироваться проведением независимой экспертизы, в том числе с привлечением международных экспертов, а также путем получения обратной связи от слушателей, работодателей и преподавателей.

На июнь 2020 года в большинстве федеральных округов обучение по программам 2019 года завершено. Оно проводилось в образовательных организациях, отобранных по итогам конкурса.

Обучение по программам начнется после проведения конкурса образовательных учреждений, который планируется завершить июле-августе 2020 года.

2000 российских госслужащих разработают проекты цифровой трансформации и защитят их до конца года в РАНХиГС

До конца 2020 года в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС по программе «Реализация проектов цифровой трансформации» смогут пройти обучение 2000 руководителей среднего звена федеральных и региональных органов исполнительной власти, которые участвуют или планируют принять участие в реализации проектов по цифровой трансформации государственного управления на разных уровнях. Об этом стало известно 21 мая 2020 года.

В ходе вступительных испытаний, которые пройдут онлайн, потенциальные участники курса представят идею своего трансформационного проекта или опишут проект цифровой трансформации, над которым уже работают. Помимо изучения теории, участников курса ждет командная работа над проектами, которая будет организована дистанционно.

«
Работа над проектами в группах ― самая важная часть курса, поскольку эти проекты не учебные: каждый из них выйдет на защиту и получит оценки независимых экспертов. Лучшие инициативы, направленные на реальную цифровую трансформацию в госуправлении и разных отраслях, получат возможность реализации. Учитывая необходимость сохранить высокое качество групповой работы с учетом особенностей онлайн-формата, мы используем дополнительную инфраструктуру и привлекаем к сотрудничеству опытных модераторов и экспертов, которые будут сопровождать слушателей в течение всего курса, формируя единое информационное пространство,
комментирует директор Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Ксения Ткачева.
»

В ближайшее время занятия будут проходить в онлайн-формате, однако по мере смягчения карантинных мер и улучшения эпидемиологической ситуации слушатели смогут проходить обучение также в очно-заочном формате.

В ходе курса госслужащие обучаются работе с данными, изучают архитектуру ИТ-систем, а также развивают «мягкие навыки» (soft skills), такие как умение собрать команду и организовать совместную работу, навыки проектного управления и другие.

«
Исследователи нашего центра изучили опыт цифровой трансформации разных стран, и на основе полученных данных сделали вывод о том, что для полноценной трансформации и создания качественных государственных сервисов недостаточно привлечь хороших разработчиков и создать современную платформу. Успешная цифровизация госуправления невозможна без реорганизации бизнес-процессов, изменения организационной культуры ведомств, предварительной оптимизации процессов. Для того, чтобы выпускники Центра успешно развивали свои проекты, необходимо дать им соответствующие методические и управленческие инструменты вне зависимости от занимаемой в данной момент должности,
считает Ксения Ткачева.
»

Помимо программы «Реализация проектов цифровой трансформации» для служащих федеральных и региональных органов исполнительной власти, на май 2020 года в Центре продолжается обучение по программе «Руководитель цифровой трансформации» для руководителей высшего звена уровня заместителей министров и руководителей федеральных агентств (программа стартовала в марте 2020 года), а также по программе повышения квалификации «Цифровая трансформация и цифровая экономика: технологии и компетенции» для слушателей из российских регионов. Кроме того, в 2020 году Центр планирует реализацию программы онлайн-обучения «Основы цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении».

Интервью TAdviser

В апреле 2020 года в интервью TAdviser спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития, гендиректор «Платформы Национальной технологической инициативы», возглавляющий направление «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков рассказал о формировании нового облика НТИ, уже достигнутых результатах организации, а также о результатах работы Центра компетенций «Кадры для цифровой экономики» - Университета 2035. Подробнее здесь.

Школы и детские лагеря получили 800 млн рублей на «прокачку» по математике и информатике

Министерство просвещения определило финалистов трех конкурсов на получение грантов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика». Ими стали 104 образовательные организации из 39 регионов. Общий размер выделенных им грантов составляет более 800 млн рублей. Это следует из приказа Минпросвещения, размещенного ведомством на своем официальном сайте 2 апреля. скачать приказ

На выделенные средства в 2020-2021 году победители будут заниматься развитием образования в области математики, информатики и технологий цифровой экономики. Это включает проведение необходимых для этого мероприятий для школьников, обновление образовательных программ, закупку инновационного оборудования, а также повышение квалификации преподавателей, отмечается на официальном сайте нацпрограммы «Цифровая экономика».

Минпросвещения выделит 104 финалистам трех конкурсов на получение грантов в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» нацпрограммы «Цифровая экономика» более 800 млн рублей. (фото - st.vkonline.ru)

Победителями конкурса на получение грантов на проведение тематических смен для школьников по передовым направлениям математики, информатики и цифровых технологий стали 28 сезонных лагерей и общеобразовательных организаций из 17 регионов. Наибольшие гранты получат следующие организации:

  • «Евпатория-Крым-Курорт», Евпатория (50 млн рублей);
  • «Межшкольный эстетический центр», Краснодар (40 млн рублей);
  • «Оздоровительный лагерь будущих предпринимателей и защитников природы «Надежда», Махачкала (38 млн рублей).
  • Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий, Ижевск (39,9 млн рублей);
  • Частное учреждение дополнительного образования «Школа Нооген», г.Новосибирск (32 млн рублей);
  • Центр анимационной педагогики «Зеленые лица», с. Боровое (31,3 млн рублей);
  • «Оренбургский учетно-финансовый техникум», Оренбург (30 млн рублей);
  • «Центр непрерывного образования «Эдиком», Красноярск (28,8 млн рублей);
  • Агентство гуманитарных технологий «Политика развития», Москва (27 млн рублей);
  • «Региональный центр информатизации и оценки качества образования», Ижевск (22 млн рублей);
  • Центр дополнительного образования «Планирование карьеры», Томск (18 млн рублей);
  • «Российские железные дороги», Москва (16,5 млн рублей);
  • Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование, Москва (14,8 млн рублей);
  • Московский авиационный институт, Москва (11,5 млн рублей).

«
На сменах школьники получат возможность изучить цифровую технику, компьютерные программы, робототехнику, лазерную резку, освоить 3D-принтер и создать 3D-модели. В 2020 году стать участниками таких смен в формате кампуса молодежных инноваций смогут не менее 5 тыс. человек. Кампус предполагает не просто приобретение новых навыков, но и взаимодействие с компаниями из реального сектора экономики, - сообщается на сайте «Цифровой экономики».
»

Победу в конкурсе на получение грантов на развитие и распространение своего опыта в преподавании математики, информатики и технологии одержали 62 образовательные организации из 35 регионов. Максимальный размер гранта в данном конкурсе составил 6 млн. рублей. Гранты в таком размере получили 14 организаций, среди которых, в частности, Нюрбинский технический лицей имени А.Н. Чусовского и Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В.Гордеева.

«
Обладатели грантов станут наставниками для подопечных школ, чтобы повысить их уровень в обучении школьников, а показателем эффективности выступят, в том числе, улучшенные результаты ЕГЭ, ОГЭ и олимпиад учащихся. Школы-наставники должны разработать методику для организации занятий в подопечных школах и привлечь к преподаванию профильные вузы и бизнес, - отмечается на сайте «Цифровой экономики».
»

Финалистами конкурса на создание и поддержку организаций дополнительного образования детей и детских объединений на базе школ для углубленного изучения математики и информатики стали 35 образовательных организаций из 26 регионов. Наибольшие гранты, в размере 3 млн. рублей, получила 21 образовательная организация. Среди них, к примеру, лицей № 1 имени АС. Пушкина города Томска и Амурский государственный университет.

«
Школьники 5-11 классов смогут бесплатно обучаться в кружках математике и информатике, развивая свое критическое, креативное и продуктовое мышление. К обучению будут привлекаться преподаватели из профильных вузов, а на площадках этих организаций будут также проходить мастер-классы, акции, воркшопы, проектные олимпиады, хакатоны и другие мероприятия, - поясняется на сайте «Цифровой экономики».
»

Интервью TAdviser c Борисом Нуралиевым - руководителем рабочей группы по направлению «Кадры для цифровой экономики» при АНО «Цифровая экономика»

В марта 2020 года в интервью TAdviser руководитель рабочей группы по направлению «Кадры для цифровой экономики» при АНО «Цифровая экономика» и руководитель комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев рассказал кадровом голоде и о планах по цифровизации отечественной экономики. Подробнее здесь.

Почему ИТ-шники идут в госсектор, где зарплаты до 30% ниже рынка. Дискуссия на конференции TAdviser

Какие новые требования и к каким сотрудникам предъявляют процессы информатизации госструктур? В ходе дискуссионного обсуждения «Кадры цифровой экономики», развернувшегося на конференции TAdviser Government Day 11 марта, многим слушателям открылись новые глубины вопроса, о которых, возможно, они даже не подозревали. Подробнее - в статье «Почему ИТ-шники идут в госсектор, где зарплаты до 30% ниже рынка».

2019: МЭР и РВК создают венчурный фонд для проекта «Кадры для цифровой экономики»

Министерство экономического развития Российской Федерации и РВК согласовали основные параметры по организации деятельности и финансированию венчурного фонда для поддержки перспективных образовательных технологий цифровой экономики. Документ подписали в июне 2019 года в рамках Петербургского международного экономического форума заместитель министра экономического развития РФ Илья Торосов и генеральный директор РВК Александр Повалко.

Фонд создается во исполнение федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» Правительства РФ для развития перспективных образовательных технологий с использованием лучших мировых технологических решений для повышения эффективности и доступности образования. В рамках деятельности Фонда запланировано развитие российских технологичных компаний в области образования с их последующей экспансией за рубеж, а также трансфер мировых образовательных технологий в Россию.

Общий объем фонда составит 7 млрд рублей за счет предоставления РВК из федерального бюджета в 2019-2021 гг. бюджетных инвестиций с увеличением на эквивалентную часть участия РФ в уставном капитале РВК. Срок деятельности Фонда составит 10 лет с возможностью двукратного продления на срок 1 год. Фонд будет организован в форме инвестиционного товарищества, при этом управляющий товарищ Фонда будет определен в результате процедуры открытого отбора.

В рамках деятельности Фонда планируется организовать акселерационную деятельность, что позволит расширить воронку потенциально успешных проектов и стимулировать развитие новых технологических решений.

2018

По итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, прошедшего 9 февраля 2018 года, утверждён план мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Как отметил премьер-министр Дмитрий Медведев, любое предприятие, любое производство, любая сфера деятельности – это всегда люди, которые работают.

«
Нам нужны современные специалисты, которые хорошо ориентируются в цифровой среде, которые понимают, как применять новейшие технологии и в своей работе, и просто в жизни. И того, что казалось нам выдающимся, скажем, в 1990-е годы, то есть стандартного владения компьютером на бытовом уровне, сегодня уже явно недостаточно, - отметил премьер.
»

По его словам, нужно совершенствовать систему образования, чтобы она могла обеспечить цифровую экономику грамотными кадрами.

«
У нас должно появиться больше выпускников университетов, которые обладают базовыми компетенциями цифровой экономики. Больше выпускать ИТ-специалистов и больше тех, кто уверенно пользуется этими технологиями. Важно, чтобы у людей появилась мотивация осваивать новые направления, которые востребованы цифровой экономикой. К этому нужно привлекать и работодателей. Им самим выгодно, если их сотрудники будут развиваться, получать дополнительные знания. А крупные компании, в том числе с государственным участием, могли бы создавать обучающие сервисы, курсы, - добавил Медведев.
»

Цели

Дорожная карта по направлению «Кадры и образование» содержит 5 основных целей:

  • Создание системы мотивации граждан по освоению необходимых компетенций и участию в развитии цифровой экономики России
  • Система образования должна отвечать новым вызовам, содействовать всестороннему развитию обучающихся, готовить компетентные кадры для цифровой экономики
  • Создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики
  • Работодатели должны содействовать развитию персонала с учетом требований цифровой экономики
  • Создание условий реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Задачи

Для достижения перечисленных целей должны быть решены 13 задач:

  • Мотивировать и содействовать гражданам, в том числе старшего возраста, на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать компании на создание рабочих мест и обучение своих сотрудников и других граждан на освоение ключевых компетенций цифровой экономики
  • Мотивировать высококвалифицированных иностранных граждан на участие в развитии цифровой экономики России
  • Сформировать и внедрить в систему образования требования к ключевым компетенциям цифровой экономики
  • Система образования обеспечивает всестороннее развитие человека в новой цифровой среде и выявляет таланты
  • Система высшего и среднего профессионального образования работает в интересах подготовки и адаптации граждан к условиям цифровой экономики и подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Система дополнительного профессионального образования работает в интересах подготовки компетентных специалистов для цифровой экономики
  • Разработать и апробировать концепцию ключевых компетенций и моделей компетенций цифровой экономики, обеспечивающих эффективное взаимодействие бизнеса, образования и общества в целом в условиях цифровой экономики
  • Разработать механизм независимой аттестации (оценки) компетенций кадров в рамках системы образования и рынка труда в условиях цифровой экономики
  • Создать формат использования персональных профилей компетенций граждан и траекторий их развития, а также определить правила доступа к этой информации физических и юридических лиц в рамках апробации
  • Обеспечить необходимое и достаточное использование профилей компетенций и персональных траекторий развития
  • Обеспечить учет задач цифровой экономики в квалификационных требованиях к работникам и системах оценки квалификаций
  • Организационное обеспечение реализации направления "Кадры и образование" программы "Цифровая экономика Российской Федерации"

Ожидаемые результаты

После выполнения мероприятий программы, которые рассчитаны на 2018 – 2021 годы, разработчики плана ожидают конкретных результатов. К примеру, должна быть разработана система распространения персональных цифровых сертификатов. Должен появится механизм оценки уровня компетенций, результаты которой дадут преимущества поступающим в вузы (цифровой аналог нормативов ГТО). Будут разработаны программы обучения и тестирования, направленные на формирование ключевых компетенций цифровой экономики. Ожидается появление системы нормативов по компетенциям цифровой экономики для всех возрастов.

Помимо этого, должен появится приоритетный проект "Цифровая школа" и разработана концепция комплексной отчуждаемой системы знаний, программного и аппаратного обеспечения, которая может быть тиражирована в регионах России. Образовательные организации должны будут приступить к использованию персональных профилей компетенций обучающихся и обеспечить персональные траектории их развития. Число принятых на обучение по программам высшего образования в сфере ИТ за несколько лет должно увеличится с 60 до 120 тыс. студентов.

Для педагогов должны быть разработаны программы повышения квалификации с учетом стандартов "Ворлдскиллс Россия" по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики (не менее 5000 педагогов ежегодно должны проходить программы повышения квалификации).

Как минимум в 15 городах страны с высоким научным потенциалом должны появится акселераторы по взращиванию проектных команд в интересах цифровой экономики. Кроме того, должно быть создано не менее 7 венчурных фондов с участием университетов, их выпускников, компаний-партнеров для финансирования студенческих стартапов в области цифровой экономики на посевной стадии.

В стране должна быть создана система цифровых бонусов, позволяющая учащимся получать вознаграждения за различные достижения (победа на олимпиаде или в спортивном состязании, общественная активность и т.п.) и запускать стартапы, получать инвестиции венчурных фондов, проходить программы акселерации, осуществлять другие виды предпринимательской активности в виртуальной среде.

Должна появиться комплексная образовательно-акселерационная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту независимо от места проживания получить знания, навыки и опыт предпринимательской деятельности, доступ к передовым "сквозным технологиям" цифровой экономики, доступ к ресурсам, необходимым для создания и развития бизнеса, вход в сообщества и экспертные сети в области технологий и предпринимательства. В создание и развитие данной среды, как ожидается, будут вовлечены ассоциации и объединения школ, вузов и колледжей, отдельные активные образовательные учреждения, бизнес-объединения и отдельные компании, регионы и отдельные активные территориальные образования.

В период выполнения программы будет отобрано до 1000 коммерчески ориентированных научно-технических проектов в области перспективных "сквозных" технологий цифровой экономики. Кроме того, планируется освоение практики учета предпринимательских достижений обучающихся в качестве выпускной квалификационной работы ("стартап как диплом").

К концу 2021 года должно быть разработано 20 программ повышения квалификации по компетенциям, востребованным в цифровой экономике, при этом обучение по программам должны пройти 5 млн человек.