2020/06/25 10:34:21

Заместитель губернатора Калужской области Д. Разумовский - о том, как пандемия подстегивает цифровую трансформацию в регионе

19 июня 2020 года в 13:00 состоялась прямая трансляция интервью TAdviser с Дмитрием Разумовским, заместителем губернатора Калужской области, руководителем Министерства цифрового развития региона.


Дмитрий Олегович, начнем с одной из наиболее животрепещущих в последнее время тем – пандемии. Какие цифровые технологии и как в этот непростой период используются в Калужской области для поддержки госуправления, граждан, бизнеса?

Дмитрий Разумовский: Цифровые технологии, которые используются, не думаю, что они уникальны. Мы прошли ключевые этапы развития, становления ИТ-инфраструктуры, и та большая работа, которая была за последние годы проделана, практически в каждом субъекте позволила достаточно оперативно перевести отдельные службы, отдельных сотрудников на удаленный формат работы.

Конечно, особенно в самом начале, была существенно увеличена нагрузка на ряд ключевых сервисов, которые ранее использовались в меньшем объеме. В первую очередь, это системы ВКС. У нас своя корпоративная система, которую мы используем достаточно давно. Был реализован принцип удаленного доступа с использованием веб-решений. На сегодняшний день у нас большая часть совещаний, практически все, проходит в удаленном режиме. Причем мы подключаем не отдельные залы, а каждую точку, рабочее место.

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

Мы расширили доступ и для сотрудников территориальных подразделений федеральных органов власти, учреждений, не только региона. Теперь наши совещания проходят удаленно, и это очень удобно: это экономит время. Но, тем не менее, понятно, что нагрузка существенная, поэтому мы увеличивали мощности и нашего серверного оборудования. А сейчас мы смотрим на то, чтобы переходить на облачные решения и платформы, учитывая возрастающую нагрузку.

Были определенные вызовы, связанные с дистанционным образованием. Это, пожалуй, был ключевой момент в нашей работе, поскольку за очень короткий период времени надо было существенно перестроить не столько ИТ-инфраструктуру, сколько процессы. Здесь совместно с Министерством образования и науки была проведена большая работа по перенастройке системы образования и переводу ее в новый формат.

Как и у многих субъектов, у нас есть своя информационная система, которая позволяет вести учет посещения, выставлять оценки, формировать домашние задания, предоставлять данные о результатах проведенной работы. Но в момент, когда мы перешли на удаленный режим, перевели всю систему образования, система стала работать под огромной нагрузкой. Если ранее это была только оценка успеваемости, домашние задания, информирование учеников и их родителей, то в период, когда мы вошли в режим ограничений, она стала работать как большой почтовый сервис, который отсылал, пересылал большие объемы информации. Это и фотографии, и скан-образы. В пик у нас одномоментно было до 80-90 тыс. пользователей при чуть более 100 тыс. учеников в целом по Калужской области.

Поэтому и здесь принимались различные решения, были сбои на начальном этапе, отлаживалась система, увеличивались вычислительные мощности, разработчики проводили работы по оптимизации. В итоге мы вышли на более-менее стабильный формат работы.

Поменялась работа у многих государственных служащих. Если брать, например, Министерство цифрового развития, мы самый минимальный состав оставили на рабочих местах, а большую часть сотрудников перевели на дистанционный режим. Были разработаны правила перехода. Мы использовали традиционное, простое решение удаленного рабочего стола, конечно, при защищенных каналах связи.

Для этого был развернут отдельный сервер, чтобы можно было быстро работать со своими сервисами на своем рабочем месте. Был написан скрипт, инструкции доведены всем сотрудникам по всем органам власти. И в таком формате, кто уходил на дистант, продолжали работать.

С точки зрения контроля исполнения поручений мы также использовали уже хорошо себя зарекомендовавшую работающую в органах власти систему «Битрикс24». Также у нас есть своя собственная разработка системы электронного документооборота. Текущая ситуация простимулировала переход на новую ее версию. У нас было решение клиент-серверной архитектуры, а мы перешли на веб-решение полностью, получив возможность работать мобильно, удаленно. Сейчас эта система более активно внедряется, развивается уже в новом виде.

Практически по каждому направлению таких решений было принято достаточно много, они все принимались исходя из конкретных потребностей, практики. Например, если взять блок государственных и муниципальных услуг, предоставление их через сеть МФЦ, там формат работы очень сильно поменялся. Мы перешли к формату работы по предварительной записи. И нагрузка существенно увеличилась на колл-центр МФЦ. Мы даже специально создали небольшую группу специалистов МФЦ, которые стали работать по сути в режиме онлайн в социальных сетях, консультировать граждан, снимая довольно большое количество вопросов.

Мы полностью перестроили работу с точки зрения консультирования, информирования, кратно, практически в 3 раза, мы увеличили мощность нашего колл-центра. Но даже этого недостаточно, поэтому сейчас мы переходим на другое решение – на систему виртуальных колл-центров с возможностью увеличивать число операторов. Уже примерно неделю как эта работа ведется.

И сейчас мы изучаем предложения по созданию искусственных операторов интеллектуальной поддержки, которые смогут на первой линии закрывать простые вопросы. Это крайне необходимо. Мы ощутили эту потребность с учетом текущей ситуации. Практически по всем направлениям подобные небольшие улучшающие шаги были сделаны, чтобы можно было работать в новом формате.

Вы упомянули, что вам пришлось расширять ИТ-инфраструктуру. Насколько масштабным было это расширение?

Дмитрий Разумовский: Это касалось конкретных информационных систем и ресурсов. Я уже сказал об удаленном доступе. Там действительно пришлось развернуть дополнительные серверные мощности. Значительно были увеличены вычислительные мощности для нашей системы в сфере образования. Там мы запускали отдельный кластер серверов. Мы не могли обойтись, используя старые ресурсы. Еще было расширение в случае с системой видеоконференцсвязи.

Какой-то глобальной перестройки сделано не было. Мы действовали от потребности. У нас уже много лет вся наша система органов власти, органов местного самоуправления завязана в единую защищенную высокоскоростную корпоративную сеть. За последние 8 лет мы подключили все социальные объекты к этой сети: все школы, фельдшерско-акушерские пункты, медицинские организации, все органы власти на уровне сельских поселений. Поэтому здесь с точки зрения передачи данных у нас больших проблем не было.

Отдельные информационные системы потребовали увеличения серверных мощностей. И мы сейчас приняли решение, чтобы поменять немного концепцию дальнейшего развития ИТ-инфраструктуры – мы все-таки будем смотреть в сторону облачных сервисов: как минимум, аренды серверного оборудования, возможно, где-то – платформ, переход на более мощные решения, которые предлагают довольно большое количество операторов. Это и по стоимости получается ниже, если посчитать.

C точки зрения конкретных условий, которые будут в наших соглашениях SLA, там будет прописано, что нам должны гарантировать доступность 24/7, достаточные мощности, возможность их быстрого увеличения, что не всегда возможно, если ты эксплуатируешь свою собственную инфраструктуру. В общем, эта ситуация немного поменяла наше мировоззрение с точки зрения шагов дальнейшего развития региональной инфраструктуры.

Также вы упомянули, что оставили минимум госслужащих работать в офисах. Но вы сами сейчас находитесь не дома. Как часто вы ездите в офис, и почему сейчас находитесь там?

Дмитрий Разумовский: Руководители все на рабочих местах. Вместе с тем, поскольку у нас работа практически ежедневная, в выходные дни я пользуюсь этой ситуацией и работаю из дома. Такая возможность есть: рабочее место абсолютно идентично что здесь, что дома. Есть ноутбук, есть возможность оперативно связываться со всеми информационными системами, точно также вести ВКС. Но с точки зрения организации труда было принято решение, что все-таки руководители должны быть на рабочих местах.

У меня из сотрудников министерства фактически на рабочем месте сейчас порядка 10 человек из более чем 50. Это те, кто непосредственно отвечает за серверное оборудование, за ИТ-инфраструктуру. Если мы будем смотреть в сторону перехода к облачным платформам и решениям, я думаю, и этих людей можно будет частично переориентировать на другие направления. Они уже будут свободны от своих текущих задач.

Насколько пользуется спросом ресурс Калужской области stopcovid.admoblkaluga.ru, где в числе прочего представлены услуги Next2U, «Яндекс.Услуги», «Труконф» и т.д.?

Дмитрий Разумовский: Да, этот ресурс был подготовлен по поручению руководителя региона. Была задача сделать доступный, понятный ресурс, где в легкой форме был бы представлен материал, где сконцентрированы и описаны все внедренные меры поддержки и организаций, и граждан в рамках противодействия распространению коронавирусной инфекции. Это и федеральные, и региональные меры поддержки.

Ресурс получился неплохим и, безусловно, он пользуется популярностью. Там в очень емком, понятном виде изложена ключевая информация. Кроме того, мы сделали ссылки на все ключевые информационные ресурсы. К примеру, если описывается та или иная государственная услуга, сразу можно «провалиться» на портал государственных услуг и ее заказать.

Также, поскольку потребность такая есть, особенно на начальном этапе, когда все стали уходить в онлайн, было очень много вопросов в социальных сетях, какими сервисами для той или иной задачи можно пользоваться. Это и сервисы по туризму, электронные школы, музеи, заказ еды. Мы решили все это все структурировать, описать, и на этот же ресурс в качестве полезных сервисов мы это вывели.

Очень востребованным стал сервис, связанный с арендой, то есть когда можно временно взять в распоряжение какие-то вещи, попользоваться ими за умеренную плату, потом вернуть их правообладателю. И бизнес обращался с вопросом, какие услуги предоставить, и от граждан были такие вопросы. Поэтому несколько таких сервисов мы в раздел «Услуги» вывели, в том числе Next2U, «Яндекс Услуги» и др. Можно ими воспользоваться, просто пройдя по ссылке.

Они популярны, потому что написано все простым языком, доступным, визуализация неплохая была сделана. И, кстати, этот ресурс мы фактически с нуля развернули в рекордные сроки - менее чем за неделю. Думаю, это хороший опыт, мы будем его использовать, чтобы какие-то срочные задачи по доведению информации до граждан в дальнейшем тоже реализовывать.

В мае ходили слухи, что в Калужской области, как в ряде других регионов, могли ввести цифровые пропуска. Но на этот шаг так и не пошли. Почему?

Дмитрий Разумовский: Действительно, был проведен анализ. Мы посмотрели опыт других субъектов, оценили те решения, которые внедрялись, анализировали платформу, которая внедрялась Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, в том числе мы на этапе пилотирования посмотрели, как она работает. Мы оценивали, мониторили, насколько ситуация распространяется, и насколько внедрение цифровых пропусков влияет на изменение показателей. Динамика по Калужской области в целом была неплохая, и оперативный штаб решение о внедрении цифровых пропусков не принял. Поэтому, мы хоть и были наготове, но к полноценному внедрению не перешли.

А решений мы проанализировали очень много. Были и тесты: мы смотрели, как отрабатывают наиболее простые скрипты в виде SMS с идентификатором, что, на наш взгляд, было наиболее предпочтительным для пользователей. Мы отработали это с различными компаниями, и были готовы в течение нескольких дней такую систему развернуть, но, как я уже сказал, необходимости в этом не было. И сейчас мы видим, что уже практически все субъекты уже отменили эти решения и переходят на нормальный формат работы.

Прошло больше двух месяцев с тех пор, как многие госслужащие начинали переходить на удаленную работу, а учебные заведения – на дистанционное обучение. Уже накопился некоторый опыт. Какие выводы вы сделали по итогам массового перехода на «удаленку»?

Дмитрий Разумовский: Выводов достаточно много. Об одном из них я уже подробно рассказал – мы все-таки будем менять подходы, и уже это делаем, к дальнейшему развитию ИТ-инфраструктуры, осуществлять переход в облачную модель, сокращать те мощности, которые поддерживаются непосредственно нашим министерством.

Все ключевые информационные системы мы все-таки будем переводить поэтапно в облачный формат, оплачивать услуги центров обработки данных, понимая, что наши системы находятся в безопасности и будут доступны 24/7.

Еще один важный вывод касается системы дистанционного образования. Руководителем региона уже была поставлена задача о разработке концепции создания комплексной цифровой платформы в сфере образования, потому что сейчас это по сути «лоскутное одеяло»: мы используем разные решения, и не всегда это очень хорошо. В первую очередь, это влияет на пользователей: неудобно работать и ученикам, и учителям.

Наша задача – создать единый ресурс, который позволил бы комфортно получать знания в почти аналоговом режиме, если это потребуется. Кроме того, этот ресурс понадобится тем детям и их родителям, которые вынуждены учиться, работать в удаленном режиме.

Кроме того, мы сейчас меняем, тестируем, переходим на новую платформу для организации видеоконференцсвязи. Мы рассматриваем отечественные продукты. У нас планы по переводу большей части востребованных услуг в полностью цифровой вид. В первую очередь это коснулось социального блока, мер социальной поддержки. Там достаточно активный руководитель, который тоже включился. Уже начали переписывать процессы, исключая из регламентов необходимость личной явки.

То есть эти негативные события запустили серьезные цифровые трансформационные процессы, которые очень важны в первую очередь для пользователей, для граждан, бизнеса, сокращения количества процедур, документов. Пожалуй, это ключевой эффект, вывод – что нам при наличии технологических возможностей, которые есть, теперь надо очень быстро менять нормативно-правовую базу и переходить на действительно цифровой удаленный режим работы.

Вы уже определились с провайдерами услуг ЦОД, с которыми вы хотели бы работать, вели с кем-то переговоры?

Дмитрий Разумовский: Безусловно, переговоры мы ведем. Мы сейчас анализируем рынок, смотрим стоимость, параметры. Будет тендер, который будет адресным: мы будем отдельные информационные системы, по которым у нас есть вопросы к сегодняшней поддержке, переводить в такой формат. Это будут отдельные конкурсы.

А с чем связано желание и решение заменить систему видеоконференций?

Дмитрий Разумовский: Во-первых, мы все работаем в парадигме импортозамещения. На сегодняшний день у нас пока для видеоконференцсвязи используется система не отечественная. Так исторически сложилось, она у нас уже много лет функционирует.

Второе – мы недостаточно довольны качеством. И третье – поскольку мы будем развивать систему дистанционного образования, там мы тоже планируем применить эту отечественную платформу. Она у нас будет единая по региону. Это основные причины, плюс то, что мы планируем создать здесь небольшой региональный центр компетенций, который будет поддерживать, развивать эту платформу, чтобы нам было удобнее, проще вносить какие-то изменения, управлять этой системой.

Какая у вас сейчас используется система ВКС?

Дмитрий Разумовский: Сейчас используется зарубежная система – Cisco. У нас стоят терминалы, так было уже достаточно давно. Также мы сейчас мобильные клиенты везде развернули.

С решением, на которое с этой системы вы будете переходить, вы уже определились?

Дмитрий Разумовский: Будем конкурс. Мы определили пул тех, которые наиболее интересны и нам подходят.

Как в Калужской области продвигается реализация инициатив, связанных с цифровой экономикой? Как пандемия сказалась на планах в этой области?

Дмитрий Разумовский: У нас, как и во многих субъектах, реализуются региональные проекты. Их пять, они затрагивают практически все сферы национальной программы «Цифровая экономика». Мы ровно в этом фарватере движемся. У нас по каждому из этих пяти направлений реализуются проекты.

Мы не останавливались, а по отдельным направлениям, в частности, если брать государственные услуги, у нас было несколько собственных инициатив, где мы дополнительные услуги переводили в электронный вид. Сейчас принято решение, чтобы в дополнение к единому порталу государственных услуг продолжить развитие и своего регионального портала, потому что ряд сервисов мы можем выводить в региональный портал, и мы это уже делаем.

Например, было принято локальное решение руководителем региона о том, что выплачиваются те налоговые платежи самозанятых, которые поступили в бюджет в 1 квартале 2020 года. Чтобы это реализовать, был разработан отдельный цифровой сервис, выведен на региональный портал для приема заявлений, их оперативной обработки, и затем результат приходит на расчетный счет либо карточку заявителя.

Таких сервисов будет достаточно много. Мы сейчас улучшаем наш региональный портал, чтобы можно было гражданам в более современном, удобном интерфейсе эти услуги заказывать.

По образованию я уже кратко рассказал. У нас сейчас первоочередная задача – к осени подготовить единую концепцию развития цифрового образования в Калужской области и, если она будет принята, поддержана правительством, мы будем по ней идти.

Работа ведется в сфере контрольно-надзорной деятельности. Мы, как и ряд других субъектов, попали в пилотный проект Минкомсвязи по внедрению системы ТОР КНД версии 2.0. Сейчас выбраны приоритетные ведомства, которые на себе апробируют внедрение этой платформы.

Также мы с коллегами из Минкомсвязи прорабатываем возможность создания по сути единой цифровой платформы в сфере контрольно-надзорной деятельности со сбором данных с различных устройств, датчиков, с подключением уже имеющихся в регионе ведомственных информационных систем в сфере КНД.

Это очень интересный, глубокий проект, и я считаю, что за совершенствованием именно этого вида деятельности будущее. Потому что там довольно много количество различных транзакционных, дополнительных издержек, лишних процессов, и если это оптимизировать, мы получим существенный эффект для экономики.

Работа ведется по развитию бизнеса: ИТ-бизнеса, в частности инновационного. В Калужской области создается территория – инновационный научно-технологический центр. Это город Обнинск, это первый наукоград, там замечательная площадка рядом с университетом НИЯУ МИФИ, которая будет включена в проект. И там одно из ключевых направлений – это как раз развитие информационно-коммуникационных технологий, «умного города», ядерных технологий, ядерной медицины. Мы очень рассчитываем на то, что один из важных показателей – развитие цифровых технологий – за счет реализации этого проекта будет успешен.

В городе Калуге у нас начато строительство еще одного большого, важного объекта – это кампус МГТУ им. Н. Э. Баумана. У нас в Калуге их единственный филиал в стране, и здесь будет мощная площадка, которая перезапустит работу этого филиала. Здесь есть планы и по созданию технопарков, по выращиванию инновационных компаний, ИТ-компаний. Это тоже вклад в развитие цифровой экономики.

Как вы планируете сделать привлекательными условия для работы таких компаний в вашем регионе?

Дмитрий Разумовский: У Калужской области очень большой опыт с бизнесом, с инвесторами. Это один из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов. Большая работа проводилась и проводится командой губернатора. Эта система была создана при губернаторе Анатолии Дмитриевиче Артамонове, который у нас работал. Это совершенно различные меры поддержки: много решений было принято на региональном уровне, связанных с налоговыми льготами. Это и особая экономическая зона, индустриальные парки, где инвестору предлагается вся необходимая инфраструктура для подключения его объектов.

Тот проект, о котором я рассказал, создание НТЦ, это по сути такая же территория с преференциями, с налоговыми льготами, но уже для инновационного бизнеса, в том числе для бизнеса в сфере ИТ. Это уникальные условия, которые будут интересны многим компаниям, создающим R&D-подразделения. Я думаю, что они будут открываться здесь, в городе Обнинске.

Можно сказать, что это аналог «Сколково»?

Дмитрий Разумовский: Есть какие-то пересечения, сходства. Есть отдельная регуляторика, есть федеральный закон об инновационных научно-технологических центрах, и в рамках этого закона такие центры в регионах создаются. В том числе наш.

Вы затронули тему инвесторов. Как в Калужской области развивается государственно-частное партнерство (ГЧП) в сфере информационных технологий? Какие у вас уже есть проекты в этой области?

Дмитрий Разумовский: Проектов много, но они в аналоговой сфере: это и ЖКХ, и сфера туризма. У нас создан Центр ГЧП. Это отдельной агентство, оно довольно мощное, авторитетное, там очень сильные специалисты, хорошие кадры. Этот центр по сути полностью на себя забрал в виде аутсорсинга от ведомств работу с компаниями, которые хотят через ГЧП реализовывать свои проекты, инициативы на территории региона, подготовку документов.

И мы сейчас с этим центром договорились о том, что в том числе и цифровые проекты будем готовить, «прокачивать» и затем запускать. Пока таких проектов немного. Мы сейчас, например, очень активно прорабатываем историю, связанную с цифровым образованием. Хотим посмотреть с этой точки зрения, потому что, если говорить о комплексном подходе, это не просто внедрение систем, которые позволяют вести образовательный процесс, но это еще здравоохранение, система безопасности, система питания, контроля пропуска в школу. Также это по сути цифровой двойник школы, система датчиков ЖКХ, учета энергоресурсов и др. Мы с такой точки зрения подходим.

Такие проекты – очень ресурсоемкие, поэтому мы ищем варианты и возможности формата ГЧП, в том числе концессий. На примере истории с образованием мы с Центром ГЧП сейчас занимаемся формированием такой модели. Если все сложится успешно, и я в этом уверен, у нас будет первый такой масштабный проект в сфере ГЧП.

Еще одно направление, которое мы с рядом компаний проговариваем, - это развитие нашего регионального портала госуслуг с добавлением различных коммерческих сервисов. Здесь мы тоже пока рассчитываем модели, то четко понимаем, что это необходимо. Это, во-первых, экономия средств бюджета, и второе, может быть, даже более важное – это предоставление более удобных сервисов нашим жителям. Лучше, понятней, доступней, чем бизнес, сервисы для граждан никто не разработает.

В конце 2019 года в числе результатов своей работы вы приводили, в том числе, реализацию ряда направлений по «Умному городу». Какие проекты здесь имелись в виду?

Дмитрий Разумовский: Да, наш регион тоже попал в один из пилотов по созданию «умных городов». У нас есть «дорожная карта», по которой мы движемся. Там очень много направлений: все, что касается взаимодействия с гражданами, все, что касается систем управления ЖКХ, безопасность. По всем этим направлениям работа ведется, и многие ведомства принимают участие. Министерство строительства и ЖКХ здесь выступает главным методологом, функциональным заказчиком.

По линии нашего министерства есть два больших прорывных проекта. В этом году мы завершаем первый – создание региональной интеграционной платформы аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», создание ситуационного центра губернатора.

И мы также в этом году ближе к осени открываем центр управления регионом. Это еще один интересный, уникальный проект, который инициировало Министерство связи и массовых коммуникаций по поручению президента Российской Федерации. Он полностью перестраивает процессы взаимодействия с гражданами. Мы им сейчас плотно занимаемся и рассчитываем, от он него будет реально ощутимая польза и эффекты для жителей.

Дмитрий Олегович, вы уже вкратце затронули тему импортозамещения. Это один из приоритетов для региона. Хотелось бы больше узнать о том, что происходит в вашем регионе в области импортозамещения ИТ. Насколько уже близки госорганы и бюджетные учреждения к тому, чтобы их можно было назвать практически независимыми от импортных цифровых технологий?

Дмитрий Разумовский: Есть определенные планы, работа ведется. Понятно, что касательно новых закупок, мы в требованиях это прописываем и импортных средств сейчас не закупаем, стараемся все приобретать отечественное либо свободное программное обеспечение.

Если говорить о комплексных работах, мы сейчас тестируем несколько решений. Основной задачей здесь является создание типового рабочего места сотрудника органа власти. У нас развернуто несколько стендов в разной компоновке. Я пока не могу сказать, что доволен результатами, потому что на каком-то стенде работает один блок функциональных задач, и все корректно, но не работает что-то другое, важное для типового госслужащего. Например, электронная подпись не всегда корректно подписывает документы, или отправленный документ некорректно отображается в интерфейсе других пользователей.

В общем, есть определенные вопросы и проблемы, но в целом мы несколько вариантов таких универсальных рабочих мест уже сконфигурировали, в том числе я один из вариантов у себя тестирую. У меня на рабочем месте развернута система Red OS, которой я пользуюсь. Есть еще вопросы, но, тем не менее, если потребуется, мы сможем на тот или иной вариант оперативно перейти.

Тут всегда определенный баланс – безопасность, импортозамещение и удобство для пользователя. Это очень важно обеспечить, чтобы переход был безболезненным, эффективным и не позволил на каком-то направлении провалить работу. Кроме того, мы развиваем ряд своих информационных систем. В частности, систему электронного документооборота – ключевая информационная система органов власти. Это полностью наша, калужская разработка. И СУБД у нас тоже – производная наших производителей. Есть у нас ряд решений, которые тоже успешно функционируют, поддерживаются нашими калужскими компаниями, например, геопортал Калужской области, который очень востребован и гражданами, и органами власти. Мы каждый год добавляем новые опции. И заказ новых решений, сервисов – это только наши отечественные разработки.

В качестве пожеланий, если уж мы говорим об импортозамещении, было бы важно уже определить по крайней мере для госслужащих некий типовой набор, типовое рабочее место, начиная с базовой инфраструктуры, заканчивая операционными системами и сервисными опциями в виде офисных пакетов, которые позволили бы унифицированно работать по всей стране. Сейчас мы часто видим, когда проходят различные письма с просьбой представить ту или иную информацию, даже иногда наши федеральные коллеги-чиновники иногда пишут, что это нужно в таком-то расширении. Например, docs, Excel и так далее. Наверное, да, это правильно, но с точки зрения общей концепции и идеологии импортозамещения было бы правильнее создать типовое рабочее место, минимальное, которое может расширяться, дополняться. Но по этому стандарту чтобы уже начинать работать. Сейчас пока такого нет, и каждому региону приходится самому эти решения принимать.

Какие пакеты офисного ПО вы тестировали или тестируете? Какие у вас впечатления?

Дмитрий Разумовский: Все открытые пакеты, которые мы знаем, были нами протестированы, включая и LibreOffice, и OpenOffice. Как я уже сказал, есть определенные вопросы. Какого-то комплексного подхода и компоновки решений, которая позволила бы работать бесконфликтно, пока у нас нет. Но я рассчитываю, что так или иначе мы это получим, чтобы по крайней мере можно было комфортно решать базовые государственные функции с использованием этих систем.

После инцидента в Калуге с показом школьникам во время урока в Zoom неподобающего для их возраста контента, в СМИ приводился ваш совет использовать отечественные решения для видеосвязи в обучении. Могли бы вы посоветовать какие-то конкретные решения?

Дмитрий Разумовский: На самом деле, посоветовать, наверное, нет. Эти решения все прекрасно знают, есть целый перечень, они эксплуатируются. Но, если мы говорим о широкоформатном, промышленном внедрении, эти решения все коммерческие, в отличие от того же Zoom. Хоть он и имеет в том числе платный формат, но тут демократичная стоимость, и есть режим бесплатного периода использования.

Решения есть. Одно из них мы сейчас у себя тестируем. Думаю, что к осени уже эта информация появится, мы сможем ее рассказать, донести до пользователей, потому что это будет уже внедренное решение. На нем будет работать по крайней мере часть наших органов власти и отдельные школы. Сейчас мы выделили тестовый контур.

В этом году произошли огромные перемены на уровне федерального управления: сменилось и правительство, и руководящий состав в Министерстве цифрового развития. Как вы оцениваете работу новых лидеров применительно к отрасли ИТ? Какие пожелания к их работе вы могли бы высказать?

Дмитрий Разумовский: Вы знаете, изменения действительно серьезные. Радует, что те, кто пришли, это настоящие профессионалы, и команда сформирована по ключевым направлениям развития цифровизации именно из специалистов, которые обладают необходимыми знаниями, навыками, большим опытом.

Оценку какую-то, наверное, нельзя давать, потому что работа только началась, но даже тот сложный период, который был, говорит о том, что Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций может очень быстро и эффективно отвечать на вызовы, за достаточно короткое время готовя такие важные решения. Раньше такие решения довольно долго разрабатывались.

С точки зрения пожеланий очень важным является сейчас при внедрении таких высокоуровневых историй как, например, национальной системы управления данными, различные платформенные решения для государственного управления более плотно советоваться с регионами и, безусловно, использовать опыт, который есть у региональных органов власти. Чтобы те информационные системы, которые были созданы, эти наработки можно было использовать, ни в коей мере не снося, не заменяя их какими-то платформенными историями и уже потом под них перестраивать процессы. Обязательно должна быть тема с интеграцией, гибкостью. Это очень важно.

Дмитрий Олегович, у нас есть вопросы от зрителей. Первый такой. Отечественные ИТ-компании оказались в сложной ситуации в связи с коронавирусом. Проекты заказчиков «заморожены» или отодвинуты на более поздний срок, платежи задерживаются. Перспективы неясны. Как бы вы оценили перспективы госзаказа в области ИТ на 2020 год в вашем регионе? И как вы считаете, рынок региональных ИТ в целом в России сильно просядет в связи с пандемией?

Дмитрий Разумовский: Думаю, здесь надо смотреть на специфику компаний, на их направления деятельности, потому что ИТ – очень широкое понятие. То, что касается, например, развлекательного контента, цифровых сервисов, там мы даже фиксировали определенный рост. Увеличился существенно трафик. Это тоже факт.

Если брать наш регион, мы совершенно точно увеличили финансирование в этом году на блок, связанный с развитием регионального портала, с выпуском новых цифровых сервисов. То есть, здесь даже идет определенное увеличение.

По каким-то наименее приоритетным проектам, вероятно, произойдут и уже произошли сокращения. Они будут отложены на следующий период, на 2021 год. Но если говорить о значимости, о важности ИТ, она, наоборот, повысилась. Я считаю, что инвестиции в ИТ после этого непростого периода, который мы все сейчас проходим, только возрастут. Значимость ИТ теперь поняли все: то, что это не столько внедрение той или иной системы, сколько изменение процессов, упрощения и даже безопасности. Поэтому мой прогноз более долгосрочный – что инвестиции будут увеличиваться, в первую очередь государственные.

Этот сложный период компании пройдут по-разному. Те, кто смог адаптироваться и переориентироваться на сервисы, которые стали заказываться в большем объеме, конечно, пройдут более безболезненно. А части компаний, как и остальному бизнесу, сейчас приходится непросто.

Спросом, наверное, будут пользоваться, в том числе, облачные сервисы. И ваш регион смотрит теперь в эту сторону. Как вы думаете, насколько в целом, не только в Калужской области, увеличится спрос на облака?

Дмитрий Разумовский: Я считаю, что спрос на облачные сервисы будет расти очень серьезно. Это определенный вызов. Требования к ресурсам серьезные, количество пользователей вы видите, в какой прогрессии возрастает. Если взять, например, портал госуслуг, там в пике одновременно заходили миллионы пользователей.

Это должно подстегнуть в том числе и отрасль, которая занимается производством «железа», средств коммутационного оборудования. Здесь получится синергетический эффект. Требования возрастают, спрос на эти ресурсы возрастает, и я считаю, что в перспективе, в том числе, должны появиться и какие-то быстрые решения.

Если сейчас посмотреть на ряд компаний, называть их я не буду, если только одну – у «Яндекса» есть интересные решения для облачного хранения, которые в один клик позволяют сконфигурировать рабочее пространство и получить услугу очень быстро. Такие сервисы точно будут востребованы.

Также будут востребованы сервисы распределенного хранения данных. У нас большое количество мощностей сейчас не задействовано, к сожалению, в том числе если брать и персональные компьютеры. Наверное, будут востребованы сервисы использования этих ресурсов за какую-то возможную плату и предоставление их в аренду в дальнейшем другим пользователям. Эта сфера совершенно точно будет развиваться динамично.

Дмитрий Олегович, я вас благодарю за уделенное время, спасибо за интересные ответы на вопросы.