2018/12/24 11:19:52

Кирилл Соколов, «Логика Бизнеса»: Модульное решение позволяет запускать пилот системы менее чем за месяц

Новая продуктовая линейка «Логики Бизнеса» базируется на единой платформе, которая реализована на свободном и проприетарном ПО. «Логика: Платформа» является базой для цифровой трансформации документооборота и ускоряет дальнейшее построение экосистемы управления документами разных типов. Познакомиться с обновленной линейкой компании, и платформой в частности, с технической стороны читателям помогает директор по продуктам «Логики Бизнеса» Кирилл Соколов. Эксперт занимается направлением СЭД/ECM в компании с 2002 года, в зоне его ответственности широкий спектр задач – от управления разработкой до пресейла, также он состоит в команде по развитию «Логики: Платформы».

Кирилл
Соколов
Проектный подход с использованием компонентного, модульного решения - это очень эффективно!

Кирилл, объясните, пожалуйста, что же послужило причиной появления платформы в продуктовой линейке «Логики Бизнеса»?

Кирилл Соколов: К созданию «Логики: Платформы» нас подтолкнула рыночная причина, а не новые технологические тренды. Поясню: мы ориентируемся на крупных заказчиков из Топ 400, и это те компании, которые не готовы брать негибкие коробочные продукты без какой-либо серьезной адаптации под их требования. Но при этом готовые решения такие заказчики хотят получать достаточно быстро. На протяжении ряда лет мы с возможной скоростью выполняли для них большие проекты. В определенный момент стало очевидным, что большое количество необходимой таким заказчикам функциональности пересекается. При этом есть и уникальные задачи, а также небольшие, но важные отличия в задачах, которые ставились перед нами. А значит, чтоб быстрее создавать нужные для заказчиков решения, нам необходима именно платформа. Проектный подход с использованием компонентного, модульного решения - это очень эффективно!

Сколько времени прошло от идеи платформенности до вывода новой платформы? Чем был наполнен этот временной промежуток?

Кирилл Соколов: Над «Логикой: Платформой» мы работали чуть более 2 лет. Сперва мы, конечно, провели анализ наработок в своих проектах и продуктах, а также - анализ рынка и рыночных трендов, перспективных направлений развития. Далее к аналитикам подключились разработчики: в результате из наших проектов и решений мы смогли выделить общие компоненты, унифицировать их с целью дальнейшего использования в новых проектах. Третья стадия идет и сейчас: по мере возникновения новых проектов мы нарабатываем новый функционал сразу в концепции платформы. Теперь команда, которая занимается самой платформой, плотно взаимодействует с проектными командами.

Расскажите подробнее про специалистов «Логики Бизнеса», занятых в этом процессе.

Кирилл Соколов: Изначально была создана команда платформы, в нее входили аналитики и архитекторы, задача которых была понять, как мы можем построить платформу, чтоб сократить объем кастомных доработок в рамках проектов. В эту команду мы собрали людей с широким кругозором, компетентных в разных технологиях, способных выбрать лучшее. Отмечу, что некоторые участники команды платформы имели опыт развития функционала еще СЭД «Босс-Референт».

Потом в команду влились разработчики, которые выделили общий функционал в виде модулей. У нас есть репозиторий этих модулей, документация к ним, описания. Благодаря этим артефактам команды проектов всегда могут разобраться, при помощи каких модулей можно реализовать поставленные заказчиками задачи и быстро подключить эти модули в свой проект. Конечно, в процессе создания продуктов участвовали и тестировщики, и технические писатели, и дизайнеры. В целом, нам хватило внутренних ресурсов, кроме того, в качестве консультантов мы привлекли специалистов, которые работали в штате «Логики Бизнеса» раньше и хорошо знакомы с нашей спецификой.

На текущий момент команда платформы развивает «Логику: Платформу», опираясь на результаты анализа рынка, обратную связь от проектных команд и отдела продаж. Внутри команды платформы есть комитет по управлению изменениями - группа людей, которые определяют, какую именно функциональность нужно добавить в первую очередь. Все важные решения мы принимаем коллегиально: архитектор платформы, основной аналитик, руководитель команды разработки и я как директор по продуктам. Команде платформы очень помогает система управления требованиями и изменениями, внедренная в «Логике Бизнеса». В нее заносятся все запросы, требующие внимания: требования из проектов, требования, возникшие в результате анализа конкурентов и новых технологий. Раз в неделю команда платформы просматривает все новые запросы, обсуждает их и расставляет приоритеты.

Если запрос поступил от команды проекта, и команда платформы приняла положительное решение о внесении в платформу запрашиваемых изменений, то команда проекта информируется о сроках, в которые нововведения будут реализованы. Далее проектная команда может либо ждать, либо реализовывать необходимый функционал самостоятельно, но так, чтобы мы потом могли забрать эти наработки в «Логику: Платформу». За соответствием доработок общей концепции следят архитекторы. Вообще, дилемма всегда остается: да, проще сделать проект под конкретного заказчика, но если потратить больше сил и внести доработки в платформу – это всегда работает на будущее. Результаты платформенного подхода уже очевидны: если раньше 60-70 % функциональности надо было в ходе каждого проекта разрабатывать с нуля, то теперь тот же процент составляют уже готовые модули.

Как «Логика: Платформа» устроена с технологической точки зрения?

Кирилл Соколов: Мы работаем с технологическими платформами, ключевые задачи которой – работа с контентом, загрузка, хранение и тому подобные базовые сервисы. Если функционал вендоров хорош, мы не создаем с нуля собственных аналогов. «Логика: Платформа» для нас - это не только сам продукт, но и процессы вокруг него, и для нас важно, чтобы во всех проектах с использование платформы они были одинаковы.

Сама «Логика: Платформа» включает компоненты, которые реализуют прикладную функциональность, которой нет в технологических платформах, например, регистрацию документов, логику интеграции с внешними системами. Стек технологий «Логики: Платформы» - это технологии Java с поддержкой стандартов JSR. Используя стандарты интерфейсов взаимодействия, мы можем гибко подбирать тот или иной реализующий их фреймворк под конкретные требования заказчиков, как блоки в конструкторе Lego. В качестве систем управления базами данных возможно использование популярных коммерческих и поддерживаемых сообществом СУБД: Oracle, DB2, MS SQL, либо PostgreSQL - для тех, кому актуально импортозамещение.

Сама «Логика: Платформа» включает компоненты, реализующую прикладную функциональность, которой нет в технологических платформах: например, регистрацию документов, логику интеграции с внешними системами на базе интеграционной шины. Стек технологий «Логики: Платформы» - это технологии Java

Наконец, фронтенд - это тонкие клиенты, для построения которых используется полнофункциональный JavaScript-фреймворк Dojo. Вся основная работа пользователей и администраторов происходит через браузер.

Какие возможности, отсутствующие в вендорских решениях, открывает «Логика: Платформа»?

Кирилл Соколов: Как я уже сказал, вендорские продукты реализуют основные функции, такие как хранение, контент, работа с процессами. «Логика: Платформа» реализует более прикладные задачи, все их можно поделить на 2 категории: базовые сервисы и бизнес-сервисы. Управление словарями и справочниками, производственные календари, управление штатной структурой, работа с электронной подписью, поиск и так далее - все это базовые сервисы, которые приносят дополнительную ценность продукту относительно технологической платформы от вендоров, но не решают напрямую задачи заказчиков. Бизнес-сервисы решают конкретные задачи заказчиков - согласования, регистрации документов, управления бумажными документами и так далее.

Все наши продукты представляют собой набор сервисов «Логики: Платформы», скомпонованных для решения определенного набор бизнес-задач. Например, «Логика: Финдок», продукт для управления первичной финансовой документаций, состоит из порядка 20 модулей платформы, объединенных в один дистрибутив.

Поясню ценность сервисов «Логики: Платформы» на примере сервиса поиска. В поиске, реализованном в технологической платформе, можно сделать запрос только по определенному классу объектов, а мы дополнительно делаем так, чтобы можно было искать по нескольким классам объектов, сохранять преднастроенные критерии поиска, гибко управлять доступностью поисковых запросов пользователям разных ролей и так далее.

Существуют ли в настоящее время решения «Логики Бизнеса», которые компания поставляла до обновления линейки?

Кирилл Соколов: У нас есть продукты на устаревших платформах, но они функционально идентичны продуктам из текущей линейки. Старый стек продуктов мы поддерживаем, потому что есть такой спрос со стороны заказчиков, но активно не развиваем. Некоторые компании предпочитают не трогать решение, не модернизировать, если его работа во всем устраивает. Но случается и так: заказчик интегрирует различные решения и в определенный момент приходит к пониманию выгоды перехода на общую платформу, будь то FileNet или Alfresco, в такие проекты «Логика: Платформа» отлично вписывается.

Как реализованы в ваших продуктах интеграционные механизмы?

Кирилл Соколов: Моменту интеграции мы уделяем самое серьезное внимание. Вопрос интеграции возникает в каждом проекте, и затраты на нее часто - существенная часть проекта.

Если говорить об организационной стороне интеграции, то все существующие интеграционные механизмы имеют описание, чтобы заказчик или партнер могли самостоятельно ими воспользоваться. Что касается интеграционных сценариев, то их много: интеграция через сервисы, через файловую систему, через корпоративную шину. К наиболее распространенным системам – , SAP, MS SharePoint, «Галактика» - есть свои типовые коннекторы. Нередко приходится проводить интеграцию с MDM-системами.

В качестве примера приведу один из последних проектов в банке, где наше решение «Логика: Досье» интегрировано с CRM, АБС и ещё несколькими информационными системами посредством корпоративной шины данных. В этом проекте системы банка могут передавать контент в наше архивное решение, искать и запрашивать из него контент по атрибутам (штрих-код, другие идентификаторы) либо по ссылке на документ, которая формируется в архивном решении при загрузке контента, обновлять атрибуты контента, использовать справочники нашего решения и так далее.

Чтобы самостоятельно заниматься развитием и сопровождением решений «Логики Бизнеса», в том числе интегрировать их с другими ИТ-решениями, специалистам заказчика не требуется обладать какими-то особенными компетенциями. Достаточно разработчиков со знанием Java-технологий, которые смогут самостоятельно выполнить необходимые работы при помощи описания нашего API. Мы, конечно, сами всегда готовы обучить пользователей, администраторов, а если нужно – то и разработчиков в компаниях-заказчиках.

Как будет развиваться «Логика: Платформа» с технологической точки зрения?

Кирилл Соколов: «Логика: Платформа» продолжает развиваться в рамках традиционной сервисной архитектуры, но многие заказчики уже начинают интересоваться микросервисами и развертыванием в контейнерах. Соответственно, мы тоже начинаем этим заниматься, тем более что у нас уже есть проекты, где заказчику требуется развертывание продуктов «Логики Бизнеса» в контейнерах. Второе направление – организация интеллектуального поиска по контенту в наших решениях, который на более ранних этапах мы уже научились накапливать, хранить, архивировать. Кроме того, мы видим на рынке запросы, связанные с интеллектуальной обработкой текстов, например, выделением объектов из текста – сумм контрактов, реквизитов организаций, истории изменений в документе.

Что из всех перечисленных выше достижений представляется для «Логика Бизнеса» особенно важным?

Кирилл Соколов: Наша особенная гордость заключается в том, что внутри компании польза от модернизации продуктовой линейки, от созданной платформы теперь – общепризнанный факт. Сама концепция больше не вызывает вопросов, все понимают, что эти преобразования полезны и нужны. Это понимание приводит к большей вовлеченности и разработчиков, и проектных команд. Результат не заставил себя ждать: если раньше на каждый проект нам требовался год-два, то теперь мы в срок от недели до месяца можем реализовать на базе «Логики: Платформы» пилотное решение для заказчика. От наступающего года мы ждем много новых интересных проектов!