2018/11/21 11:33:10

Коррупция (мошенничество, взятки): Россия и мир

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции": Коррупция – это «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами».

Содержание

2018

Власти РФ собрались сделать "антиотмывочный комплаенс" обязательным для всех компаний

В ноябре 2018 года стало известно, что Росфинмониторинг предлагает обязать юрлица принимать внутри своих компаний меры по предупреждению легализации доходов, полученных преступным путем, а за совершение ими сделок с участием таких доходов или имущества - штрафовать и конфисковывать имущество.

Закон "О противодействии легализации преступных доходов и финансирования терроризма" предлагается дополнить статьей, устанавливающей, что юрлица и их органы управления, в том числе контролирующие его финансово-хозяйственную деятельность, обязаны принимать меры по предупреждению совершения юрлицом сделок или финансовых операций с денежными средствами или другим имуществом, заведомо приобретенным преступным путем. Об этом сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ходом обсуждения документа.

К таким мерам может относиться сотрудничество с правоохранительными органами и с Росфинмониторингом, внедрение процедур, которые бы устанавливали добросовестность контрагентов, а также обеспечение соблюдения требований антиотмывочного законодательства и информирование работников о принимаемых юрлицом мерах по предупреждению вовлечения их в отмывание преступных доходов.

Если же в интересах или от имени юрлица были осуществлены сделки или финансовые операции с денежными средствами или другим имуществом, заведомо приобретенным преступным путем, к нему могут быть применены меры ответственности.

При этом меры ответственности могут быть применены и к юрлицам, зарегистрированным по законодательству иностранного государства, а также к их филиалам и представительствам, иностранным структурам без образования юрлица, если они совершили правонарушение вне пределов РФ, но если их деяние направлено против интересов РФ.

В случае принятия закон может вступить в силу через 30 дней после дня его официального опубликования.

Но можно смягчить

Минэкономразвития поддержало предложение Росфинмониторинга. Однако министерство предложило смягчить статью об обязательстве юрлиц осуществлять меры предупреждения, чтобы избежать необоснованно высоких требований к стандарту их осмотрительности, для признания добросовестными. По мнению министерства, нужно уточнить, что юрлица обязаны принимать "обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах" меры.

Предлагаемое наказание

Кодекс об административных правонарушениях предлагается дополнить статьей "Совершение в интересах юрлица сделок или финансовых операций с имуществом, приобретенным преступным путем". В ней в отношении юрлиц, в интересах или от имени которых была проведена сделка или финоперация с деньгами или имуществом, приобретенным заведомо для совершающего их лица преступным путем, предусматривается штраф в размере до трехкратной суммы денежных средств или стоимости другого имущества, являющихся предметом административного правонарушения, но не менее 1 млн рублей, либо приостановление деятельности на срок до 9 суток с конфискацией.

При этом уточняется, что юрлицо признается виновным, если правонарушение от его имени совершило уполномоченное на основании закона, правового акта, устава, договора или доверенности лицо; а также если деяние совершено заведомо в интересах юрлица лицом, занимающим должность в его органах управления или органах, осуществляющих контроль за его финансово хозяйственной деятельностью.

Конфискации подлежат денежные средства и имущество, являющиеся предметом правонарушения, а также любые доходы, полученные от совершения сделок или финансовых операций с этим имуществом, за исключением имущества, которое возвращается владельцу в качестве возмещения причиненного вреда.

Антикоррупционная информационная система

Летом 2018 года Президент России Владимир Путин подписал указ о реализации «Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 гг.». Некоторые положения плана инструктируют различные ведомства прибегать к помощи ИТ в борьбе с коррупцией среди госслужащих[1].

В частности, речь идет об обеспечении полноты и прозрачности сведений о доходах и имуществе чиновников с целью выявления такого имущества, приобретение которого на законные доходы не подтверждено, и обращения его в доход государства. Для совершенствования этого механизма службе охраны России с участием Администрации Президента (АП), правительства и заинтересованных госорганов приказано рассмотреть вопрос о возможности создания и внедрения специальной информационной системы.

Через эту систему будет осуществляться взаимодействие указанных органов в борьбе с коррупцией. Система будет внедрена в АП и других госорганах. Она будет создана на основе системы противодействия коррупции, которая уже используется в АП. Доклад об исполнении этого пункта указа должен быть предоставлен до 1 октября 2018 г.

Меры в сфере госзакупок и бизнеса

Также указ предусматривает использование ИТ для противодействия коррупции в сфере госзакупок. Согласно одному из параграфов, правительство должно рассмотреть вопрос о наделении Генпрокуратуры полномочиями вести реестр юридических лиц, привлеченных к ответственности 19.28 Административного кодекса России. Статья предусматривает наказание должностных лиц за получение незаконного вознаграждения от юридических лиц.

Генпрокуратура должна будет определить, какие сведения следует включать в этот реестр и в каком порядке они будут размещаться в единой информационной системе в сфере закупок. Доклад об исполнении этого пункта указа должен быть предоставлен до 1 декабря 2018 г.

Помимо этого, указ предписывает правительству рассмотреть вопрос о создании условий, при которых заказчик сможет вовремя узнавать о возможном конфликте интересов при осуществление госзакупки, в том числе посредством информационного взаимодействия между ведомствами. Доклад об исполнении этого пункта должен быть представлен до 1 июля 2019 г.

В России появится онлайн-реестр уволенных за коррупцию чиновников

В России появится онлайн-реестр лиц, уволенных со своих должностей по причине утраты доверия в связи с причастностью к коррупции. Соответствующее постановление Правительства №228 было подписано и опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации[2].

Согласно постановлению, реестр будет находиться в открытом доступе на официальном сайте Единой информационной системы управления кадровым составом государственной гражданской службы России по адресу gossluzhba.gov.ru/reestr. Документ будет представлен в формате PDF. За его ведение будет отвечать Департамент государственной службы и кадров Правительства России.

Создание упомянутого реестра предусматривает закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений», который был подписан президентом России в июле 2017 г.

В названии закона подчеркивается, что речь идет об утрате доверия в связи с коррупцией. Законопроект был подготовлен Минтруда, его первый вариант был размещен на портале regulation.gov.ru в январе 2015 г.

2017

Генпрокуратура выявила самое коррумпированное подразделение силовиков

Больше всего преступлений в сфере коррупции в системе правоохранительных органов России за 2017 год совершили сотрудники ОВД. Такие данные привел первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман. Его процитировало РИА «Новости»[3].

Из 1,3 тысячи правоохранителей, уличенных в коррупции, 729 работали в органах внутренних дел, подчеркнул Буксман.

Сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) совершили 191 подобное преступление, 174 — работники службы судебных приставов. 70 аналогичных правонарушений относится к таможенным органам, а 57 — к Росгвардии.

По словам первого замгенпрокурора, количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, с каждым годом лишь растет.

Несмотря на принятые правоохранительными органами меры, направленные на противодействие коррупции в собственных рядах, за двеять месяцев этого года установлено порядка 1,3 тысячи сотрудников правоохранительных органов, совершивших коррупционные преступления — Александр Буксман.

При этом общее число преступлений в данной сфере, наоборот, снижается.

Даже единичные случаи коррупции в системе могут перечеркнуть все предпринятые правоохранителями усилия, считает Буксман. Они же негативно сказываются и на доверии к этой работе в глазах населения.

Начиная с 2014 года, коррупционеры в России сумели «заработать» около 150 миллиардов рублей. За трехлетний период в стране зарегистрировано 122 тысячи преступлений в этой сфере, а обвинительные приговоры вынесли 45 тысячам человек.

Публичный список лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Генпрокурор страны Юрий Чайка выступил в декабре 2017 года с предложением о создании публичного списка лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Как сообщает газета Коммерсант, инициатива вступит в силу с 1 января 2018 года. Как отмечает Юрий Чайка, в 2016 году по данной статье были уволены 400 чиновников, за 9 месяцев 2017 в 2,3 раза больше – 926 человек.

По словам генпрокурора, основанием для применения такого вида ответственности могут стать грубые коррупционные правонарушения. Это, например, сокрытие сведений о доходах и имуществе или несоблюдение антикоррупционных запретов.

ООН назвала ежегодный объем взяток в мире

Каждый год в мире тратится 1 трлн долларов на взятки. Об этом говорится в сообщении Организации объединенных наций (ООН), опубликованном в честь Международного дня борьбы с коррупцией, который праздновался 9 декабря 2017 года.

В результате коррупции государства недополучают 2,6 трлн долларов, сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. Согласно данным Программы развития ООН, в развивающихся странах связанные с коррупцией потери превосходят объемы официальной помощи на цели развития в десять раз.

«В ООН напоминают, что взяточничество — это серьезное преступление, которое подрывает социально-экономическое развитие любого общества. Ни одна страна, ни один регион не застрахованы от коррупции», — говорится в сообщении международной организации. «Эти цифры ошеломляют, но еще больше удивляет то, что лежит за этими финансовыми махинациями, — мир страшной нищеты и неравенства, усугубляющийся искажениями в распределении доходов и решениях о государственных расходах, на которые влияет коррупция», — отметил глава департамента управления по поддержке миростроительства ПРООН Патрик Кеулерс.

Он упомянул расследования панамских архивов и подчеркнул, что эти материалы журналистов показали масштаб всех скрытых мировых богатств, которые скрываются в офшорах. Он также ссылается на данные аналитиков Oxfam International, которые подсчитали, что африканские государства ежегодно теряют порядка 14 млрд долларов из-за уклонения от налогов. Кеулерс указывает, что эти деньги могли бы пойти на здравоохранение, чтобы спасти жизни 4 млн детей, или на образование для того, чтобы каждый ребенок в африканских странах мог учиться в школе.

Барометр глобальной коррупции 2017 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в ноябре выпустила Transparency International, показывает, что 38% людей, живущих за чертой бедности, вынуждены платить взятки за доступ к госуслугам. Также авторы исследования пришли к выводу, что высокий уровень взяток связан с низким уровнем грамотности среди молодежи.

Единая база данных об имуществе и счетах россиян

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин предложил в декабре 2017 года создать единые базы данных об имуществе и счетах, которые бы позволили быстро определять имущество подозреваемых в преступной деятельности.

Основная статья: Единая база данных об имуществе и счетах россиян

Британские власти применяют искусственный интеллект для раскрытия коррупции

В феврале 2017 года стало известно об использовании британскими властями системы Ravn ACE для расследования коррупции. Технология была опробована на британском производителе авиадвигателей Rolls-Royce.

Британское Бюро по борьбе с мошенничеством в особо крупных размерах (SFO) впервые применило автоматизированную систему Ravn ACE, предназначенную для отбора и индексирования документов и извлечения из них знаний. Используя программу, семь специалистов обрабатывали по 600 тыс. документов в день. Всего в автоматическом режиме было проанализировано около 30 млн материалов. Ранее такую информацию приходилось обрабатывать вручную. Подробнее смотрите Ravn ACE.

Сообщать о коллегах-коррупционерах можно будет конфиденциально

Минтруд РФ 8 февраля вынес[4] на общественное обсуждение законопроект, вводящий новые меры по защите таких граждан. Согласно документу, в законе № 273-ФЗ должна появиться отдельная статья «Сообщения о коррупционных правонарушениях и меры защиты сообщивших лиц».

Статья напрямую обязывает не только правоохранительные органы, но и работодателя реагировать на сообщения о коррупции. Кроме того, она вводит защиту не только для тех, кто сообщил о коррупции, но и для тех, кто помогает раскрытию коррупционных преступлений иными способами. Например, предоставляет следствию дополнительную информацию или раскрывает местонахождение лица, разыскиваемого за коррупционные преступления.

Главная мера защиты, которая вводится законопроектом – это конфиденциальность. Ведь именно сокрытие имени информатора гарантирует ему полное отсутствие любых преследований и даже косых взглядов. Правда, стоит отметить, что в некоторых случаях сохранить конфиденциальность будет довольно сложно. Если речь идет о небольшом коллективе, или если о преступлении знали очень немногие – вычислить whistleblower не составит труда. На этот случай и нужны все остальные меры защиты.

Законопроект гарантирует информаторам бесплатную юридическую помощь. Это касается не только подготовки обращений, как в законе № 324-ФЗ, а вообще любых проблем, связанных с сообщением о коррупции. Наконец, в законопроекте прописано право информаторов на защиту от неправомерного увольнения и ущемлений в области трудового распорядка и оплаты труда. В течение трех лет после сообщения о факте коррупции информатора можно уволить или перевести на иную должность по инициативе работодателя только по итогам заседания аттестационной комиссии. В ходе заседания работодатель должен будет доказать, что кадровые перестановки не связаны с сообщением о коррупции. Протокол заседания предоставляется прокурору.

При этом в законопроекте особо отмечается, что указанные меры защиты не касаются лиц, сообщивших заведомо ложные сведения. Наоборот, им самим грозит ответственность за клевету или заведомо ложный донос. Так что оградить себя от служебных неприятностей, оговорив коллег, офисные интриганы не сумеют.

Полиграф обеспечивает снижение коррупционных рисков при осуществлении закупок в Москве

Проверка на полиграфе стала эффективным инструментом противодействия и профилактики возникновения коррупционных рисков в Москве. Более шести тысяч госслужащих прошли проверку с 2011 года. Об этом сообщил в начале года руководитель Департамента города Москвы по конкурентной политике Геннадий Дёгтев.

Предстоит пройти проверку на детекторе лжи в 2017 году 1,7 тыс. госслужащим.

«Почти 90 процентов достигла доля служащих, попавших по итогам проверок в «зеленую» зону, исключающую возможность коррупционных рисков. В 2012 году этот показатель не превышал 55 процентов. Таким образом, положительная динамика снижения факторов риска очевидна. Проверки с применением полиграфа или речевого анализатора К-Фактор становятся одним из эффективных инструментов противодействия коррупционным проявлениям в сфере закупок в среде служащих, занятых, в том числе, в сфере городских закупок», - отметил Г. Дёгтев.

Более 1,7 тысяч служащих Москвы прошли проверку с применением полиграфа и анализатора К-Фактор в 2016 году, отметил Дёгтев.

«70 процентов из 1,7 тыс. протестированных служащих работают в системе городских закупок. По результатам проверок только у двух процентов обследуемых выявлены коррупционные факторы риска. Годом ранее этот показатель составлял шесть процентов», - подчеркнул глава департамента. Ни один руководитель или специалист контрактной службы и член комиссии не может быть включен в Реестр государственных гражданских служащих, занятых в сфере закупок, без прохождения процедуры полиграфа, сказал Г. Дёгтев.
«Эффект от применения полиграфа оценили руководители многих госструктур Москвы, реализовавших включение проверок на полиграфе в программу по профилактике коррупции в сфере закупок. Линейка категорий служащих, подлежащих обязательной проверке на полиграфе, может быть расширена. Поскольку с 1 января 2017 года 70 ГУПов и казенных предприятий Москвы перевели свою закупочную деятельность под регулирование Закона о контрактной системе, рекомендуем руководителям сделать процедуру проверки на полиграфе обязательной для сотрудников контрактных служб. Наряду с этим было бы целесообразно проведение тестов на полиграфе для тех, кто имеет отношение к реализации имущества через Единую торговую площадку Москвы», - подчеркнул Г.Дёгтев.

С 2016 года в столице введены единые требования к проведению торгов в отношении имущества, находящегося в имущественной казне города Москвы, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за унитарными предприятиями и учреждениями города Москвы. Теперь все аукционы по продаже и аренде недвижимого имущества будут проходить на Единой торговой площадке города Москвы.

Эффекты от применения полиграфа оценили и коммерческие структуры, рассказала начальник отдела психофизиологических исследований ГБУ «Сервисный Центр 44» Наталия Ткачева.

«Представители коммерческих компаний все чаще обращаются за помощью в проведении проверок на полиграфе. Те, кто неоднократно проходил тестирование на полиграфе, относятся к каждой следующей проверке спокойнее, понимая, что грамотный специалист-полиграфолог сможет отличить вполне объяснимое волнение от проявлений факторов риска», - отметила Н. Ткачева.

2016

Основные тренды:

  • Рост доли «изощрённых» схем
  • Рост доли преступлений на уровне правления
  • Снижение доли случайно выявленных преступлений
  • Сокращение среднего времени выявления
  • Дрейф акцентов от реагирования к предупреждению

В России стали меньше убивать и брать взяток

В 2016 году по сравнению с 2015 годом в стране на 3,3% снизилось число выявленных преступлений экономической направленности. На 17,7% снизилось количество зарегистрированных случаев получения взяток.

Инфографика: L!FE

Transparency International - Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index)

Ежегодное исследование «Индекс восприятия коррупции» опубликовала международная организация Transparency International[5]. В рейтинге, куда входят 176 стран, дается оценка уровню коррупции в каждом из государств. Чем меньше баллов набрала страна, тем выше у нее уровень восприятия коррупции.

Наилучшую позицию в Прикаспии занял Азербайджан. У страны 123 место с 30 баллами (в 2015 году - 29 баллов).

Россия вместе с Казахстаном и Ираном по итогам 2016-го получили по 29 баллов. Все эти страны заняли 131 место. И если позиция России за год не изменилась, то Казахстан и Иран немного подросли - с 28 и 27 баллов соответственно.

Туркменистан в рейтинге набрал 22 балла и занял 154 место. Несмотря на достаточно низкую позицию, страна сделала заметный рывок, улучшив свои показатели на три пункта. Так, в прошлом году Туркменистан набрал лишь 18 баллов.

Новая Зеландия и Дания разделили 1-е место. У этих стран по 90 баллов. В «хвосте» рейтинга – КНДР (12 баллов), Судан (11 баллов) и Сомали (10 баллов).

Среднее значение уровня восприятия коррупции в мире – 43 балла.

В целом составители рейтинга отмечают, что значительных изменений в плане отношения к коррупции за прошедший год не наблюдается – ни в Центральной Азии, ни в Европе.

Corruption Perceptions Index 2016
Corruption Perceptions Index 2016

Российским школьникам будут прививать «антикоррупционные стандарты поведения»

Министерство образования и науки России вынесло в декабре на общественное обсуждение новую версию образовательного стандарта средней школы, в которой появилось требование создать у учеников «антикоррупционное мировоззрение».

Противодействие коррупции школьники должны будут изучать в рамках раздела «Право» предмета «Общественные науки». Помимо основ правового мышления предмет должен будет закладывать «антикоррупционные стандарты поведения».

В пункт о формировании личностных качеств ученика министерство предложило добавить «способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям».

Предлагаемые изменения также уточняют содержание курса математики и описывают астрономию как самостоятельный предмет за пределами физики.

Предложенные изменения в образовательный стандарт являются частью Программы по антикоррупционному просвещению[6], которую утвердили в 2014 году. Причем утверждение новых нормативов должно было состояться до конца 2015 года, а через год от Минобрнауки требовали показать первые результаты мониторинга.

1200 казахстанских чиновников пожизненно лишены права работать на государственной службе

Большая их часть – за коррупционные преступления.

Об этом сообщил заместитель председателя Агентства Казахстана по делам государственной службы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, передает в декабре 2016 года МИА «Казинформ». Только за два последних года 660 должностных лиц приговорены к кратным штрафам. Благодаря этому в бюджет поступило более 6 млрд. тенге. Подверглись конфискации имущества 924 чиновника, привлекаемых за коррупционные преступления, и более 1200 лишены пожизненного права работать на государственной службе, - уточнил Шпекбаев.

Кстати, в уходящем году в Казахстане появились Уполномоченные по этике, дисциплинарные комиссии в госорганах и советы по этике в регионах. Они следят за морально-этическим обликом госслужащих. В случае несоответствия нормам эти органы дают соответствующие консультации и указания. На крайний случай предусмотрена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения с госслужбы.

За 9 месяцев 2016 года в производстве СКР находилось 24 766 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности

В декабре 2016 года Следственный Комитет РФ (СКР) сообщил[7], что в первые девять месяцев 2016 года в производстве его следователей находились 24,8 тысяч уголовных коррупционных дел (около пяти тысяч дел оставались нерасследованными с прошлого года). В 2015 году их было чуть больше — 25,3 тысячи. Если судить по опубликованным данным, в 2016 году, как и раньше, чаще всего поводом для возбуждения дела становились дача и получение взяток, мошенничество, растрата и злоупотребление должностными полномочиями[8].

Следователи СКР подчеркивают, что среди фигурантов коррупционных дел есть не только чиновники, но и лица, обладающие особым правовым статусом. В 2016 году в суды были направлены дела в отношении 427 таких лиц, это сотрудники органов внутренних дел, Госнаркоконтроля, прокуроры, адвокаты, судьи, сотрудники самого СКР, а также: 56 членов избирательных комиссий, 130 депутатов органов местного самоуправления, 116 глав муниципальных образований, 13 депутатов органов законодательной власти.

Среди обвиненных в коррупции, есть высокопоставленные бывшие чиновники: губернаторы Сахалинской области Александр Хорошавин и Кировской области Никита Белых, глава республики Коми Вячеслав Гайзер, министр экономического развития Алексей Улюкаев, вице-губернатор Санкт-Петербурга Марат Оганесян и заместитель губернатора Челябинской области Николай Сандаков, мэр Переславля-Залесского Денис Кошурников. Расследуются дела высокопоставленного сотрудника МВД Дмитрия Захарченко и директора ФСИН России Александра Реймера.

Подробную статистику по коррупционным преступлениям в разрезе регионов можно найти на сайте «Портал правовой статистики», его курирует Генпрокуратура РФ:

По данным портала, с января по октябрь 2016 года в России было зарегистрировано 5570 случаев получения взяток. Лидером в этой области стала Москва (249 таких преступлений). Второе место занимает Краснодарский край (216 случаев), третье – Забайкальский край (207). Далее по списку следуют Ростовская область, Татарстан, Башкирия, Волгоградская область, Воронежская область, Челябинская область и Алтайский край. При этом в Еврейской автономной области и в Чукотском автономном округе за год не зафиксировали ни одного случая получения взятки. Единичные случаи взяточничества удалось выявить в Ненецком автономном округе, Мурманской области, Ингушетии, Якутии, Камчатском крае, Тамбовской области, в Карачаево-Черкессии, Калмыкии и Республике Тыва, Карелии и Севастополе.

Случаев дачи взяток за то же время было зафиксировано немного меньше – 4593. Лидером по этому виду преступлений стала Волгоградская область (221 случай), далее следуют опять же Москва (191), Московская область (179), Татарстан, Свердловская область, Пермский край, Ростовская область, Ставропольский край и Санкт-Петербург. И вновь: в Чукотском автономном не было зарегистрировано ни одного случая дачи взятки. Единичные случаи дачи взяток обнаружены в Ненецком автономном округе, Карачаево-Черкессии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, Камчатском крае и республике Хакасия, в Республике Тыва, Ингушетии и Еврейской автономной области.

Преступлений, связанных со злоупотреблением должностными полномочиями было зарегистрировано 2037. Больше всего их выявлено в Татарстане (205 случаев). Далее с большим отрывом следуют Вологодская область (100), Краснодарский край (98), республика Крым (65) и Москва (61), Челябинская область, Пермский край, Дагестан, Башкирия и Ханты-Мансийский автономный округ. И напротив, такие преступления редко выявляют в республике Алтай, Смоленской, Ярославской и Калининградской областях, в Алтайском крае, Тыве и Псковской области. В Чукотском автономном округе, Хакасии, Орловской области, Магаданской области и Ненецком автономном округе зафиксировали только по одному случаю злоупотребления должностными полномочиями.

Довольно много выявленных коррупционных преступлений при этом так и остаются нераскрытыми. По данным Портала правовой статистики, на октябрь 2016 года числятся нераскрытыми 106 случаев получения взятки и 79 случаев дачи взятки; нераскрытыми считаются 78 случаев злоупотребления полномочиями, из них 18 -- в республике Крым и 8 в Севастополе.

В ближайшее время понятие коррупции может быть существенно расширено. СКР вновь напомнил, что ведомство подготовило ряд законопроектов, касающихся противодействия коррупции, и в частности злоупотреблений при приватизации и вывода капитала за рубеж для ухода от налогов. Глава СКР Александр Бастрыкин не раз говорил, что считает необходимым восстановить в Уголовном кодексе конфискацию имущества в качестве дополнительной меры наказания за корыстные преступления, соответствующий законопроект также ждет рассмотрения в Думе (сегодня конфискация — это мера уголовно-правового характера, конфисковано может быть то имущество, деньги и ценности, которые получены или использовались для совершения преступления).

Пока же по данным СКР, стоимость арестованного имущества обвиняемых в коррупционных преступлениях составляет всего семь миллиардов рублей, а фигуранты расследований возместили ущерб на сумму около трех миллиардов рублей. Для сравнения: по оценкам Генпрокуратуры, материальный ущерб от преступлений коррупционной направленности в 2015 году составил 43 млрд рублей, а в первой половине нынешнего года — около 28,5 млрд рублей.

2014

PricewaterhouseCoopers (PwC)

Deloitte: Во сколько оцениваются риски реализации мошеннических действий?

  • В среднем каждая организация теряет 5% выручки в год от мошеннических действий;
  • Около одной трети случаев мошеннических действий происходит в области коррупции, средние потери по одной схеме составляют $250,000;
  • Чем выше уровень власти мошенника – тем больше убытки. Средние убытки от мошенничества, возникшие по причине превышения служебных полномочий собственников/высшего руководства оцениваются в $573,000, совершенных менеджментом – в $180,000 и совершенных сотрудниками – в $60,000.

Средний размер прямого финансового ущерба от мошенничества в РФ примерно в 5 раз выше, чем по всему миру

2013: KPMG

  • Примерно каждое седьмое мошенничество раскрывается совершенно случайно (13%);
  • Каждое десятое преступление раскрывается благодаря информации сотрудников компании за вознаграждение;
  • 14% мошенничеств было раскрыто при помощи анонимных информаторов;
  • 8% преступлений было раскрыто после поступления жалоб от клиентов и поставщиков;
  • 6% составили случаи, когда нарушения были выявлены в результате запросов со стороны контролирующих организаций, банков, налоговых органов, конкурентов или инвесторов.

Антикоррупционная хартия российского бизнеса

Хартия предполагает внедрение в политику Корпорации антикоррупционных программ, мониторинг и оценку их реализации, эффективный финансовый контроль, принцип публичности антикоррупционных мер, отказ от незаконного получения преимуществ, участие в тендерах на основе принципов прозрачности и конкуренции, информационное противодействие коррупции и другие меры.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», государственный или муниципальный служащий, сообщивший о фактах коррупции, «находится под защитой государства в соответствии с законодательством Российской Федерации». Конкретизируется это положение в указе Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309. Документ гласит, что к такому госслужащему можно применить дисциплинарное взыскание только по итогам заседания аттестационной комиссии. Кроме того, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи» гарантирует гражданам бесплатную помощь в подготовке обращений о коррупции, а также в подготовке сообщений о нарушении их прав в связи с этими обращениями.

Антикоррупционное законодательство и best practice

Необходимость защиты лиц, сообщающих о коррупционных преступлениях, предусмотрена Конвенцией ООН против коррупции. Конвенция была принята в Нью-Йорке в 2003 году, а Россия ратифицировала ее в 2006 году[9].

Система защиты так называемых «информаторов» (whistleblowers, «дующие в свисток») развита во многих странах, но в первую очередь в США. Там отстаиванием их интересов занимается специальная правительственная организация Government Accountability Project. Первым whistleblower традиционно считают Бенджамина Франклина, который в 1773 году разгласил конфиденциальные письма. Так было доказано, что губернатор штата Массачусетс ввел в заблуждение парламент Великобритании и добился наращивания военного потенциала в Новом Свете. Стоит отметить, что под whistleblower понимаются обычные граждане, которым случайно стало известно о нарушении закона, а не штатные осведомители правоохранительных органов.

  • The Basel Committee on Banking Supervision’s (Basel I, Basel II)
  • COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission)
  • Specification for an anti-bribery management system (ABMS)
  • Рекомендации ведущих аудиторов (KPMG, Ernst&Young, Delloite, PriceWaterCoopers House)
  • Конвенция ООН и аналитика UNODC (подразделения ООН по борьбе с наркотиками и преступностью)
  • UK Bribery Act 2010
  • Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, МинТруда от 08.11.2013г.
  • Указ Президента Российской Федерации №147 от 1 апреля 2016 года «О национальном плане по противодействию коррупции на 2016-2017 года»

Этапы антикоррупционной деятельности:

  • Предупреждение
  • Выявление
  • Реагирование

Основные меры, предпринимаемые в крупнейших компаниях и предусмотренные государственными политиками ведущих стран:

  • Просвещение и обучение
  • Горячие линии и тревожные кнопки
  • Аналитический аппарат
  • Нормативно-правовая база

Принципы эффективной работы Горячей линии:

  • Информированность
  • Доступность
  • Конфиденциальность
  • Анонимность
  • Защита информатора
  • Опция – вознаграждение за информацию

Проблемы антикоррупционных мер

  • Декларативность
  • Инертность, ориентированность на next generation
  • Тренд на бюрократизацию
  • «Проблема 20-й статьи»
  • Перевес реагирования над предупреждением (в т.ч. на уровне алгоритмов)
  • Беловоротничковая мафия

Взятки и мошенничество в медицине

Основная статья: Взятки и другие преступления в медицине


Смотрите также