2019/12/25 12:08:05

Ледоколы России
Атомное судостроение

.

Содержание

2019

В России построят три ледокола проекта «Лидер»

Корпорация «Росатом» до 2033 года получит три ледокола проекта 10510 «Лидер», разработка которых ведется с начала 2010-х годов. Как сообщает «Звезда»[1], первое судно поступит в эксплуатацию в 2027 году. Строиться новые ледоколы будут на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда», возведением которого занимается консорциум российских компаний во главе с «Роснефтью».

Ледокол проекта «Лидер» разрабатывается специально для обеспечения проводки судов по Северному морскому пути, кратчайшему морскому маршруту из Европы в Азию. В частности, новые ледокольные суда должны будут обеспечить круглогодичную проводку газовов и танкеров, в том числе, перевозящих углеводородное топливо в Южную Корею, Японию и Китай.

Три ледокола «Лидер» введут в эксплуатацию до 2033 года
Три ледокола «Лидер» введут в эксплуатацию до 2033 года

Строительство трех ледоколов проекта «Лидер» предусмотрено планом развития инфраструктуры Северного морского пути, разработанного до 2035 года. Ранее сообщалось, что строительство первого ледокола проекта 10510 начнется в 2020 году.

Согласно проекту, полное водоизмещение «Лидера» составит 71,4 тысячи тонн при длине 209 метров, ширине 47,7 метра и высоте 20,3 метра. Судно получит два ядерных реактора РИТМ-400 мощностью 120 мегаватт на винтах и тепловой мощностью 315 мегаватт каждый. Движителями судна будут служить четыре гребных винта.

Ожидается, что ледокол проекта «Лидер» сможет развивать скорость до 24 узлов (44 километра в час) по чистой воде и до 12 узлов по льду толщиной до 2 метров. Судно рассчитано на 40 лет службы. Его экипаж будет состоять из 127 человек. Автономность ледокола по запасам провизии составит 8 месяцев.

Ученые из Петербурга разработают эталоны для атомного судостроения

Важным этапом в развитии отечественного судостроения станет создание комплекса эталонов в области измерения больших значений крутящего момента сил. От точности измерения этой величины зависит управляемость и маневренность кораблей и самолетов, энергоэффективность горнодобывающего, горнопроходческого, газо- и нефтеперекачивающего оборудования. Для развития этих отраслей требуется увеличить диапазон воспроизведения единицы крутящего момента сил как минимум в 15 раз от существующих сегодня в России возможностей. Например, это необходимо для реализации таких крупных проектов, как газопровод «Сила Сибири» и создание современного атомного ледокольного флота.

Опытный образец комплекса планируется создать в 2021-2024 годах. Но специалисты отдела линейных ускорений, гравиметрии и угла ВНИИМ уже изготовили прототип будущего рабочего эталона и в инициативном порядке ведут подготовку технического задания.

Специалисты института внесли свой вклад и в создание ледокола «Арктика». В течение нескольких лет для флагманского судна проекта 22220 разрабатывалась методика калибровки солемеров, работающих в атомных реакторах атомохода.

«
Как отметил заместитель Председателя Правительства Юрий Борисов во время церемонии спуска на Балтийском заводе, с проекта 22220 Россия начинает новый этап в освоении Северного морского пути. Головной атомоход «Арктика», серийные «Сибирь» и «Урал» смогут круглогодично проводить караваны судов, пробивая лед толщиной до трех метров. Ледоколы этого проекта предназначены для перевозки углеводородного сырья с месторождений Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
»

Атомный ледокол "Урал" спущен на воду в Санкт-Петербурге

25 мая 2019 года в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду второго серийного атомного ледокола «Урал» проекта 22220.

В торжественной церемонии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисов, Полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.В. Гуцан, временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Беглов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачёв, Президент АО «Объединённая судостроительная корпорация» А.Л. Рахманов, руководство Балтийского завода, ФГУП «Атомфлот», представители Коллегии ВПК, ВМФ РФ и другие.

«Урал» был заложен на Балтийском заводе 25 июля 2016 года и стал вторым серийным универсальным атомным ледоколом проекта 22220. Он был спущен на воду с уже смонтированными реакторными установками «РИТМ-200» на борту и практически полностью оснащённый системой электродвижения.

По традиции спуска судов на воду «крёстной матерью» ледокола «Урал» стала Председатель Центрального банка РФ Э.С. Набиуллина. «Крёстными матерями» предыдущих ледоколов серии становились председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко и Председатель Счетной палаты Российской Федерации Т.А. Голикова.

«
По окончании торжественной церемонии спуска генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачёв заявил, что ожидается продолжение строительства данной серии атомных ледоколов: «Урал» – третий по счёту ледокол серии 22220. Сегодня я бы хотел сообщить, что договор на строительство ещё двух ледоколов проекта 22220 будет заключен до конца августа этого года. Сейчас началась подготовка открытого конкурса на строительство новых ледоколов. Впервые договор на строительство атомных ледоколов будет заключен по схеме смешанного финансирования.
»

Общая стоимость двух ледоколов составит около 100 млрд рублей. Из федерального бюджета будет выделено 45 млрд руб., остальное – собственные средства Госкорпорации «Росатом» и средства коммерческих банков».

Для справки:

20 августа 2012 года был подписан контракт между ООО «Балтийский завод-Судостроение» и ФГУП «Атомфлот» на строительство головного универсального атомного ледокола ЛК60. Контракт на строительство двух серийных атомных ледоколов проекта 22220 был заключен между ООО «Балтийский завод-Судостроение» и Госкорпорацией «Росатом» в мае 2014 года. Всего по контракту с Госкорпорацией «Росатом» (ФГУП «Росатомфлот») Балтийский завод строит три атомных ледокола проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Головной атомный ледокол «Арктика» был заложен на Балтийском заводе 5 ноября 2013 года, а спущен на воду - 16 июня 2016 года. Первый серийный ледокол «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года, спущен на воду - 22 сентября 2017 года.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 предназначены для:

  • самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики;
  • ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы;
  • буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
  • оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.


Двухосадочная конструкция судов позволит использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Они призваны сыграть важную роль в проекте по осуществлению круглогодичной навигации на Северном морском пути. Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,9 метра.


Основные характеристики атомного ледокола «Урал» проекта 22220:

  • Длина - 173,3 метра,
  • Ширина - 34 метра.
  • Ледопроходимость - 2,9 метра.
  • Высота - 52 метра.
  • Минимальная рабочая осадка - 8,55 метра.
  • Водоизмещение - 33,54 тыс. тонн.
  • Назначенный срок службы - 40 лет;
  • Срок сдачи – 2022 год;
  • Экипаж- 53 человека.

Атомная энергетика