2018/08/27 13:56:41

Как эволюционируют BPM-системы: ключевые направления развития

В 2018 году отечественные эксперты выделяют несколько основных направлений развития BPM-систем (Business Process Management System, системы управления бизнес-процессами). Прежде всего, это роботизация процессов, применение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения, переход к low-code платформам, реализация понятных интерфейсов, а также возможности легкой трансформации под конкретные требования заказчиков.


Статья входит в обзор BPM-системы в России 2018

Содержание

2018

Роботизация процессов

В отличие от многих других прикладных корпоративных решений, BPM более гибко и динамично впитывают инновации и становятся центрами приложения множества технологических трендов. Заметней всего сейчас движение в сторону развития симбиоза BPM-платформ и RPA-решений.

BPM-системы наращивают функциональность и упрощают интерфейсы
«
Речь, конечно же, про роботизацию процессов, когда простые роботы берут на себя множество повторяющих рутинных операций, а BPMS при этом выстраивают логику процессов и управляют взаимодействием. Мы уже вовсю проводим мероприятия по продвижению подобных решений, - отмечает Алексей Трефилов, директор компании ELMA.
»

Наращивание умной функциональности

Отчеты и панели индикаторов (dashboards) BPM-систем традиционно описывают прошлое и, как правило, не предоставляют информацию о контексте, что затрудняет принятие эффективных решений. Новые технологии, например, AI (Artificial intelligence, Искусственный интеллект) и ML (Machine Learning, Машинное обучение), а также методы и подходы, например, Process Mining, применяемые в современных BPM-системах призваны уйти от данного недостатка, рассказывает Константин Лопарев, руководитель направления компании «Ланит – Би Пи Эм» (группа компаний «Ланит»).

Интуитивно-понятный интерфейс и принципы low-code

Растет интерес к системам, реализующим интуитивно-понятный интерфейс и принципы low-code (т.е. параметрическая настройка, не требующая программирования), что сокращает требования к квалификации пользователей и администраторов и снижает «барьер вхождения».

«
Основная тенденция последних лет во всем мире и России в том числе — спрос на системы low-code, решения с минимальным кодированием. Задача по разработке бизнес-приложений перенесена с программистов на аналитиков, которым необходимы удобные визуальные редакторы, - отмечает Алексей Клочков, директор «Террасофт», регион Россия.
»

Тенденцию движения в сторону реализации принципа настоящего low-code замечает и Алексей Трефилов, директор компании ELMA.

«
Какое-то время назад бизнес-аналитик не мог полностью обойтись без разработчика, поскольку в заметной части задач было необходимо чистое программирование и дополнительная разработка. Теперь роль программирования в бизнес-моделировании постепенно снижается благодаря значительному развитию инструментов аналитика в BPMS. Вендоры видят в развитии инструментария бизнес-аналитика конкурентное преимущество, - говорит он.
»

Об эволюции к low-code платформам упоминает и Олег Еленин, генеральный директор компании «Бизнес-Консоль.

«
Процессные системы эволюционируют от BPMS (моделирование плюс исполнение движком плюс средства мониторинга) сначала к iBPMS (то же плюс мобильные клиенты, облака, социальное взаимодействие), а в последнее время – к low-code платформам, которые отличает разработка из браузера, поддержка социального взаимодействия а-ля фейсбук и в целом более современный пользовательский интерфейс, а также поддержка нешаблонных операций (кейсов), возможность работать с данными напрямую, вне процессного контекста, ориентация не только на внутренних, но и на внешних пользователей, - рассказывает он.
»

Легкость трансформации

Современные BPM-системы должны легко трансформироваться в соответствии с актуальными потребностями заказчиков.

По словам Василия Анфиногентова, директор отделения автоматизации деловых процессов компании «Форс - Центр разработки» (ГК «Форс»), развитие BPM-систем идет в нескольких направлениях. Во-первых, это переход ко все более специализированным процессам - от общих и стандартных к автоматизации специфических процессов конкретной организации. Во-вторых - переход ко все менее формализованным процессам, что является серьезным вызовом для традиционного подхода.

«
Сейчас конкурентное преимущество будет на стороне систем, способных гибко автоматизировать процессы с «плавающими», не фиксированными стадиями, в том числе такими, которые добавляются уже после запуска процесса, или такими, которые зависят от определенного набора условий. Иначе говоря, современные BPM – системы должны легко трансформироваться в соответствии с меняющейся деловой обстановкой и потребностями сегодняшнего дня, - говорит эксперт.
»

Отказ от десктопных приложений

В компании «Первая Форма (1Форма)» на основании собственной практики замечают тенденцию окончательного отказа заказчиков от десктопных приложений и ориентацию на тандем «базовая система в web + мобильное приложение».

«
Менеджеры хотят работать, не будучи привязанными к стационарному рабочему месту. Мир становится все доступнее, и надо уметь эффективно работать в любой точке земного шара, - говорит Сергей Тихонов, коммерческий директор «Первой Формы».
»

Другие

Алексей Лапшин, генеральный директор компании «Аплана Бизнес решения» (Группа компаний Аплана), в числе основных направлений развития BPM называет превращение BPMs из систем автоматизации каких-либо отдельных процессов в единую корпоративную процессную шину или платформу. Причем на базе этой платформы происходит интеграция других связанных информационных систем.

Алексей Клочков из «Террасофт», рассказывает, что все большим спросом пользуется объединение на единой платформе технологий business process management и case management. Кроме того, продолжается развитие умных технологий с использованием инструментов машинного обучения и интернета вещей. Также, по его словам, развиваются целые экосистемы с готовыми процессами и расширениями.

«
Площадки по примеру нашего «Маркетплейса» позволяют партнерам создавать, а пользователям находить инструменты для решения задач бизнеса, - поясняет Клочков.
»

Алексей Трефилов (ELMA) рассказывает, что его компания регулярно старается выходить за рамки привычной BPM-концепции, захватывая области за пределами структурированных процессов.

«
Например, развиваем практику применения нотации принятия решений (DMN) для автоматизации управленческих процессов. Сейчас DMN и BPM, кажется, параллельные истории, но со временем мы придем к единой практике. В этой же области разработки находится практика Case Management, подразумевающая автоматизацию неструктурированных процессов, - поясняет он.
»

Читайте также