2019/09/11 14:43:29

Национальная система управления данными (НСУД)

.

Содержание

2019

Объявлен конкурс на разработку первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными

10 сентября 2019 года Минкомсвязь объявила конкурс на создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными (НСУД). Стоимость работ оценивается в 479,7 млн руб.[1]

На создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными выделено почти 480 млн рублей
На создание первой очереди Единой информационной платформы Национальной системы управления данными выделено почти 480 млн рублей

Создаваемая система предназначена для автоматизации процессов управления государственными данными. В рамках первой очереди проекта должны быть автоматизированы следующие процессы:

  • формирование модели государственных данных;
  • формирование поставщиком данных описаний поставляемых им данных;
  • формирование потребителем данных заявки на предоставление данных;
  • размещение данных, предоставляемых поставщиком данных, в соответствующих витринах данных;
  • получение потребителем данных, сформированных в результате агрегации данных из витрин данных нескольких поставщиков;
  • формирование инцидентов, связанных с качеством данных;
  • разбор инцидентов и их закрытие;
  • формирование правил автоматического создания инцидентов;
  • контроль и мониторинг устранения инцидентов;
  • регистрация пользователей в НСУД.

Весь проект должен быть выполнен до 31 марта 2020 года. На первом этапе должны быть разработаны предложения по развитию системы управления данными, ТЗ на систему защиты информации, частные технические задания на компоненты системы, а также действующий макет системы.

Второй этап предусматривает разработку и ввод в опытную эксплуатацию подсистем и компонента первой очереди системы, в т.ч. подсистемы ведения метаданных и управления справочниками и реестрами, подсистемы контроля качества данных, подсистемы информационной безопасности, «Витрины данных» и др.

На третьем этапе должна быть проведена опытная эксплуатация первой очереди системы, проведены приемочные испытания. Кроме того, должна состояться загрузка данных для проведения государственного эксперимента по направлениям «Регистр избирателей», «Обогащение данных ФИАС», «Паспорта муниципальных образований».

Примерные объемы загружаемых данных по направлениям государственного эксперимента:

  • Регистр избирателей – 108 млн записей
  • Обогащение данных ФИАС - 50 млн записей
  • Паспорта муниципальных образований - 23 тыс. записей

Опытная эксплуатация первой очереди ФГИС должна проходить с участием регионов Российской Федерации, перечень которых будет определен Минкомсвязью.

Разработчик системы будет выбран в середине октября 2019 года.

Утверждена концепция и «дорожная карта» создания НСУД

3 июня 2019 года Правительство России утвердило концепцию создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Как отмечается, создание и функционирование системы приведёт к повышению эффективности принятия управленческих решений на основе использования государственных информационных ресурсов в целях улучшения качества и доступности для граждан государственных, муниципальных и коммерческих услуг.

Правительство утвердило концепцию и «дорожную карту» создания национальной системы управления данными
Правительство утвердило концепцию и «дорожную карту» создания национальной системы управления данными

Концепцией определяются цели, задачи, принципы и порядок создания НСУД, описываются основные составляющие её элементы и участники. Утверждён также план мероприятий («дорожная карта») её создания, который предусматривает в первую очередь разработку соответствующей нормативной правовой базы, отработку механизмов повышения качества управления государственными данными. С полной версией документа можно ознакомиться здесь.

Ответственными за реализацию концепции и «дорожной карты» определены Минкомсвязи России, Минэкономразвития России, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также автономной некоммерческой организацией "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации".

В целях минимизации рисков внедрения, обеспечения дальнейшего успешного функционирования и изучения потенциальных возможностей НСУД принято решение о проведении с 1 июля 2019 года по 31 марта 2020 года эксперимента по апробации основных подходов к созданию НСУД на данных, предоставляемых органами государственной власти.

В эксперименте, в частности, будут участвовать Минкомсвязь, Минэкономразвития, Минфин, МВД, Росреестр, Федеральное казначейство, ФНС, Пенсионный фонд России, Аналитический центр при Правительстве России, Центральная избирательная комиссия, Банк России, банки и страховые организации, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов федерации на добровольной основе.

Государственные данные - это грязная нефть. Глава Минцифры Носков представил Медведеву план работы с Big Data

29 мая 2019 года в ходе Заседания Правительства глава Минцифры Константин Носков рассказал о формировании национальной системы управления данными.

По мнению Константина Носкова, национальная система управления данными должна стать ключом к управлению информацией
По мнению Константина Носкова, национальная система управления данными должна стать ключом к управлению информацией

Суть проблемы

По его словам, за последние годы государство сделало большие инвестиции в развитие информационных систем. Количество таких систем, массив государственных данных, интенсивность обмена ими постоянно растут. По состоянию на конец мая 2019 года в государственных информационных системах, по оценкам министерства, хранится более 80 Пб информации. При этом, в течение следующих пяти лет ожидается удвоение этого объёма.

На конец мая в стране работает более 800 информационных государственных ресурсов. Например, в одном только Едином государственном реестре недвижимости более 300 млн записей. Функционирует уже девять лет система межведомственного электронного взаимодействия, в 2018 году через эту систему прошло более 32 млрд транзакций. По словам министра, теоретически всё это позволяет принимать решения, основанные на данных, но на практике, к сожалению, не всё всегда так радужно.

«
Сведения, содержащиеся в важнейших государственных ресурсах зачастую недостоверны, устарели или просто некачественны. Права доступа к информации регулируются отдельными соглашениями и не объединены общими правилами. Мы фактически не обладаем достоверной информацией о составе и структуре этих данных, имеющихся в различных ведомствах. В этих условиях с ростом информационного обмена обостряются, конечно, и технологические проблемы, - отметил министр
»

Всё это, по словам Носкова, сказывается на качестве и эффективности работы с данными, а значит, создаёт риски для информационной безопасности, мешает принятию обоснованных решений, затрудняет предоставление качественных государственных услуг.

«
В последнее время эксперты часто называют данные новой нефтью. Так вот, как и традиционной, этой новой нефти у нас тоже много, - добавил министр
»

И она тоже, как и обычная нефть, может быть грязной, добавил премьер-министр Дмитрий Медведев.

По мнению Носкова, необходимо описать, структурировать эти данные, определить правила доступа к ним. Кроме того, нужно выстроить систему, которая позволила бы и властям, и бизнесу, и каждому гражданину страны "начать добывать эту новую нефть".

«
Подходы к решению этой проблемы изложены в представленной сегодня к рассмотрению концепции создания и функционирования национальной системы управления данными (НСУД). Она позволит повысить доступность и качество государственных данных, обеспечить их полноту, актуальность, непротиворечивость и связанность, - добавил чиновник
»

Приоритетом номер один Носков назвал безопасность. Поэтому должна быть обеспечена защита как государственных, так и персональных данных.

НСУД предполагает контроль качества данных, единообразие требований к управлению ими, однократное предоставление государственных данных для их дальнейшего многократного переиспользования. Кроме того, работа с госданными станет доступной широкому кругу пользователей, отметил Носков.

Предстоит определить ключевые, базовые информационные ресурсы, содержащие данные о важнейших сущностях: о человеке, о недвижимом имуществе, о транспортных средствах, о юридических лицах.

«
Поясню на примере, что я имею в виду. Сегодня конкретный человек в разных информсистемах идентифицируется по-разному. Например, в системе ГИБДД – по номеру водительского удостоверения, как налогоплательщик – по ИНН, для пенсионного учёта – по СНИЛС, во многих системах – по номеру общегражданского паспорта, который ещё и меняется несколько раз за жизнь. И качественно сшить всё это практически нереально. То же самое и с другими базовыми идентификаторами, - рассказал Носков
»

По его плану, необходимо определиться, в каких информационных системах или ключевых ресурсах будут находиться эталонные данные, и обеспечить провязку всех других систем с ними. Для этого Минкомсвязь совместно с Аналитическим центром при Правительстве, Минэкономразвития и Минфином проведёт аудит информационных систем госорганов, сформирует план их развития, обеспечит их модернизацию.

Следующая задача, заложенная в концепцию: НСУД должна определить формат хранения информации и данных, структуру и состав данных, кто хранит эталонные данные и кто имеет доступ к ним или к тем или иным данным. Всё вышеперечисленное должно быть реализовано в рамках единой информационной платформы НСУД. Эта информационная система должна стать своего рода ключом к управлению информацией.

«
Фактически мы строим, говоря техническим языком, MDM-платформу, то есть систему управления эталонными данными. Она в том числе отслеживает факт изменения эталона и сигнализирует другим системам о произошедших корректировках, - отметил глава Минцифры
»

Кроме распоряжения об утверждении концепции НСУД на заседании Правительства был рассмотрен проект постановления о проведении эксперимента по повышению качества связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах. Фактически это своего рода обкатка по созданию большой национальной системы управления данными.

Пять направлений эксперимента

«
НСУД – это и организационно, и технически очень сложный проект. Поэтому в 2019 году мы с привлечением ключевых ведомств планируем провести эксперимент по пяти направлениям, чтобы подтвердить правильность выбора методологии управления различными данными и протестировать компоненты этой создаваемой единой платформы, - рассказал Носков
»

Одно из направлений эксперимента – это формирование федерального регистра избирателей. В стране существует 85 избирательных комиссий субъектов, почти 2,8 тыс. территориальных избирательных комиссий, более 92 тыс. участковых избиркомов. Зарегистрировано 108 млн избирателей на территории России, ещё 2 млн за её пределами.

Регистр избирателей ведётся путём физической передачи сведений на машиночитаемых или даже бумажных носителях от нескольких ведомств, после чего они сводятся органами местного самоуправления. На передачу и обобщение сведений отводится до 90 дней. Это обусловлено узким уровнем автоматизации всего процесса, что, конечно, значительно увеличивает сроки обновления данных и административную нагрузку. Результатом эксперимента станет автоматический сбор сведений для федерального регистра избирателей из имеющихся информационных ресурсов.

Другое направление эксперимента – это формирование цифрового профиля гражданина. Он позволит человеку передавать юридически значимую информацию о себе в государственные органы (и даже бизнесу – например, для целей получения ипотечного кредита).

Ещё одно направление – это эксперимент с Федеральной информационной адресной системой, так называемой ФИАС. Адресная информация содержится в Росреестре, ФНС, частично в Росстате, Росавтодоре, Минюсте, муниципалитетах. В рамках этого эксперимента будет обеспечена актуальность и однозначность адресных сведений.

В рамках следующего направления будут сформированы паспорта муниципальных образований на основе имеющихся информационных ресурсов Росстата, Федерального казначейства, ЦИК и Минэкономразвития. Эксперимент планируется осуществить не менее чем в трёх пилотных регионах.

Наконец, пятым направлением эксперимента станет создание цифровой аналитической платформы для снижения отчётной нагрузки и упрощения процесса сбора статистических данных бизнесом и населением. В рамках эксперимента планируется сформировать единое информационное пространство сбора статистической отчётности Росстата и Минсельхоза и исключить дублирование собираемой информации.

Первые результаты планируется получить уже к концу 2019 года, а весь эксперимент завершить до II квартала 2020 года. По результатам эксперимента Минцифры выйдет с предложениями по уточнению требований к защите информации и по необходимости скорректирует положения концепции о национальной системе управления данными.

«
Хотел бы сказать, что проделана очень большая работа по подготовке документов, которые мы сегодня рассматриваем. Проекты многократно обсуждались на различных площадках, в том числе с бизнесом, ведущими системными архитекторами. Мы получили согласование более 20 ведомств. На сегодняшний день позиции ведомств и ключевых архитекторов страны согласованы. Прошу поддержать принятие указанных актов, - завершил Константин Носков, обращаясь к премьер-министру.
»

По словам Дмитрия Медведева, полностью система должна заработать в 2022 году, а подготовительную работу необходимо завершить до конца 2019 года.

«
Нужно подготовить законодательные решения, провести специальный эксперимент, протестировать эту инфраструктуру. Совместно с ЦИК будет апробирован механизм электронного голосования. Есть планы провести подобный эксперимент в сентябре, в единый день голосования, оценить эффективность этих инструментов, для того чтобы их впоследствии использовать, - отметил премьер.
»

2018: Первая информация о создании НСУД

В конце ноября 2018 года стало известно о планах создания в России национальной системы управления данными (НСУД), которая будет включать всю имеющуюся у государства информацию о гражданах, компаниях, товара и объектах. Единая информсреда объединит сотни государственных информационных систем (ГИС).

Как писал «Коммерсантъ», первая версия концепции, разработанной Аналитическом центре (АЦ) при правительстве, была обсуждена на заседании рабочей группы по цифровому госуправлению АНО «Цифровая экономика» 25 ноября 2018 года.

В России решили создать единую систему, объединяющую множество ГИС и реестров
В России решили создать единую систему, объединяющую множество ГИС и реестров

Предполагается, что данные будут попадать в НСУД из ГИС, реестров и баз данных. Кроме того, будет создан интерфейс с доступом к данным об эксплуатации материальных объектов, об оказании госуслуг, о движении различных товаров. Бизнес же будет пополнять базу данными обязательной отчетности перед государством.

Для НСУД нужно будет написать отдельный закон. Чтобы система работала, разработчики концепции предлагают классифицировать данные и законодательно определить единые требования к их форматам, гласит концепция.

Строить систему предполагается на основе существующей инфраструктуры электронного правительства — Единой системы идентификации и аутентификации, Федерального реестра госуслуг, Системы межведомственного электронного взаимодействия, Единой системы нормативно-справочной информации. Интегрированы с НСУД будут и разрабатывающиеся системы цифрового профиля гражданина и цифровой аналитической платформы, выступающие как потребители данных.

Представители автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» пока не решили, получит ли бизнес платный доступ ко всем данным из единой базы или к их части. По их словам, если расходы государства на единую систему будут слишком высокими, компании смогут получить к ней доступ за «символические взносы», но пока этот вопрос обсуждается. Запуск НСУД запланирован до конца 2021 года.[2]

Примечания