Обзор: Информатизация госсектора 2017. ИТ-Директору, Государственные и социальные структуры, Интернет-сервисы, Информационные технологии, Информатизация госфункций, Россия
 
ТоварыВалюты, ЦБАкции
13 декабря 20:15
Золото ЦБ
₽2352
-31,22
Золото
$1247
0,09%
Серебро ЦБ
₽29,95
-0,19
Серебро
$15,8
0,16%
Нефть
$62,6
-1,65%

₽2,17
0,00

₽0,18
0,00
Br
₽29,0
-0,14

₽69,3
-0,50
€ / $
1,18
0,29%
Bitcoin
$16641
-3.12%
Ethereum
$708
8.81%
Ростелеком
₽64,5
0,00%
Яндекс
₽1938
-0,82%
Mail.ru
$28,6
-1,38%
Luxoft
$54,0
0,75%
Epam
$106,0
1,33%
Мегафон
₽517,6
-0,77%
МТС
₽250,9
-0,91%
Veon
$3,9
0,52%
Qiwi
₽826
-1,78%
РБК
₽5,8
-0,60%
2017/12/01 15:02:42

Обзор: Информатизация госсектора 2017

Наиболее приоритетное направление в сфере государственных ИТ – это цифровая экономика. Развитие технологий настолько масштабно и стремительно, что без инициативы и координации со стороны государства не обойтись. Вектор, заданный президентом, был поддержан на всех уровнях и получил развитие в программе, утвержденной летом 2017 года. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» призвана стать основой для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы и всего общества.

Объем рынка и выручка игроков

ИТ-бюджеты федеральных органов власти в 2017 году составят 115,148 млрд рублей, что примерно на 5,1% превышает суммарный объем ИТ-бюджетов ФОИВ в 2016 году

Наименование госоргана ИТ-директор ИТ-бюджет в 2017 году, тыс. руб.* ИТ-бюджет в 2016 году, тыс. руб. ** Динамика 2017/2016, %
1ФНСАндрей Петрушин17 660 241,6010 486 576,2768,4%
2ПФРАлексей Иванов12 581 960,3413 177 681,90-4,5%
3Федеральное казначействоАлександр Албычев12 468 814,6010 720 997,3016,3%
4МВД-9 450 864,5014 283 741,37-33,8%
5МинкомсвязиОлег Пак7 923 676,5011 992 897,59-33,9%


Рейтинг регионов по уровню информатизации. Среди приоритетных подындексов нового рейтинга: ИКТ-инфраструктура, электронное правительство, ИКТ в сфере образования, ИКТ в сфере здравоохранения и ИКТ в сфере транспорта. В целом перечень подындексов соответствует разделам Концепции развития региональной информатизации, утвержденной распоряжением правительства РФ от 29 декабря 2014 года №2769-р.

Место в 2017 г. Место в 2016 г. Изменение позиции Регион
1
1
0
г. Москва
2
6
+4
Тюменская область
3
3
0
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
4
11
+7
Республика Татарстан
5
34
+29
Тульская область


Выручка ИТ-компаний от проектов в госсекторе, если судить в среднем и в рублях, снижается. Из 30 компаний, вошедших в ранкинг 2017 года, 10 показали отрицательную динамику. Общее снижение выручки всех компаний ранкинга составило около 2.5%.

Компания Выручка от проектов в госсекторе за 2016 год, млн. руб. Выручка от проектов в госсекторе за 2015 год, млн. руб. Динамика выручки 2016/2015
1Техносерв
14 545,7
15 639,4
-7%
2AT Consulting
8 666,1
8 888,8
-2,5%
3Softline
8 511
9 023
-5,7%
4ГКС
6 875,9
9 489,2
-27,5%
5Крок
5 729,5
5 196,2
+10,3%
Подходы к сокращению затрат

Импортозамещение. Несмотря на то, что перспективы импортозамещения в госсекторе высоко оцениваются российскими компаниями, сам процесс будет проходить медленно и с "большой кровью". Участники рынка отмечают, что на первом этапе импортозамещение - "это не дешевле, а дороже, хотя в перспективе, с учетом рисков и возврата инвестиций, может оказаться и дешевле" (подробнее).

Государственно-частное партнерство позволяет разделить ответственность за успешность проекта с подрядчиком, тем самым делая его заинтересованным в эффективности, качестве и надежности проекта. Для государства это также может быть возможностью оптимизации единовременных инвестиций, разнесения их и по времени и привязки к достижению нужных показателей. Однако такое сотрудничество имеет ограниченный потенциал (подробнее).

Гособлако. Межведомственная консолидация вычислительных ресурсов, переход к облачной инфраструктуре - один из очевидных путей сэкономить ИТ-бюджет. Наиболее активно себя в этом направлении пока проявляют ведомства, входящие в контур Министерства финансов (ФНС и Федеральное казначейство, прежде всего). В дальнейшем предполагается, что за счет постепенного отказа ведомств от самостоятельной закупки оборудования и сниженной себестоимости услуг системы ЦОД удастся добиться снижения нагрузки на бюджеты всех уровней до 10% в год (подробнее).

Необходим ли в России федеральный CIO? Инициатива создания в стране института федерального CIO в ранге вице-премьера не нова. Обсуждения введения такой должности велись еще в 2007 году. Тогда предполагалось, что в его задачи будет входить интеграция информационных ресурсов и сервисов страны в единое национальное информационное пространство с последующей интеграцией с мировыми ресурсами. Как спустя 10 лет на идею появления федерального CIO смотрят представители российской ИТ-отрасли, причастные к проектам информатизации госсектора? (подробнее)

Интервью
Старший вице-президент ГК «Техносерв» Андрей Богомолов в интервью TAdviser рассказал о том, на что надо обратить внимание в программе «Цифровая экономика», как меняются ИТ-потребности госзаказчиков, а также какие направления госинформатизации развивает «Техносерв».
Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с госсектором компании «ФОРС-Центр разработки» (ГК ФОРС), в интервью TAdviser рассказал о сотрудничестве ФОРС с российскими вузами с целью подготовки ИТ-кадров, о том, какие решения компания предлагает для госсектора и почему России нужен федеральный CIO.
Елена Иванова, директор по маркетингу компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), в интервью TAdviser рассказала о разработках и проектах для госсектора, интересе заказчиков к мобильности и факторах, сдерживающих переход чиновников на электронный документооборот.
В Кабардино-Балкарской Республике продолжается развитие Единой системы электронного документооборота органов государственной власти и органов местного самоуправления на базе флагманского продукта компании «Электронные Офисные Системы» – СЭД «ДЕЛО». Этот проект – один из самых масштабных в области автоматизации органов власти в Южном федеральном округе. О первых итогах работы в СЭД «ДЕЛО», текущих задачах и дальнейших планах, связанных с распространением электронного документооборота в госорганах республики, рассказывает начальник отдела департамента ИТ Управления Делами Главы и Правительства КБР Аслангери Кумыков.
Заместитель директора по работе с органами власти компании Directum Тимур Меджитов в интервью TAdviser указал на плюсы и минусы принятой программы «Цифровая экономика», рассказал о дефиците ИТ-кадров в России, о проблемах регионов при реализации ИТ-проектов, а также о наиболее крупных проектах в госсекторе, выполненных компанией Directum в 2016-2017 годах.
Цифровая экономика России

Цифровая экономика - система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. В статье отслеживаются события, связанные с развитием цифровой экономики в России и соответствующей программой, утвержденной правительством в июле 2017 года (подробнее).


Самые важные ожидаемые шаги и главные замечания к программе «Цифровая экономика». Представители российской ИТ-отрасли рассказали TAdviser какие направления программы являются наиболее важными, а какие, на их взгляд, требуют корректировки (подробнее).


Какие направления цифровой экономики недофинансированы? В конце 2016 года министр связи Николай Никифоров говорил о недостаточности ИТ-бюджетов федеральных госорганов для развития цифровой экономики. TAdviser узнал, какие направления, по мнению отечественных ИТ-экспертов, недофинансированы, а в каких есть резервы для перераспределения в пользу недофинансированных (подробнее).


План мероприятий по нормативному регулированию цифровой экономики. Раздел «Нормативное регулирование» программы «Цифровая экономика РФ» содержит две основные цели. Первая заключается в устранении ключевых правовых ограничений и создании отдельных правовых институтов, направленных на решение первоочередных задач формирования цифровой экономики. Вторая – это создание постоянно действующего механизма управления изменениями и компетенциями (знаниями) в области регулирования цифровой экономики (подробнее).


План мероприятий по развитию информационной инфраструктуры в рамках «Цифровой экономики». В документе говорится о трех основных целях направления "Информационная инфраструктура". Во-первых, сети связи должны удовлетворять потребности экономики по сбору и передаче данных граждан, бизнеса и власти с учетом технических требований, предъявляемых цифровыми технологиями. Во-вторых, отечественная инфраструктура хранения и обработки данных должна обеспечивать предоставление гражданам, бизнесу и власти доступных, устойчивых, безопасных и экономически эффективных услуг, в том числе позволять экспортировать услуги по хранению и обработке данных. И третья цель – это разработка и функционирование цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти (подробнее).

IT Government Day

10 октября 2017 года в Москве аналитический центр TAdviser при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ провел конференцию IT Government Day. На мероприятии участники обсудили проблемы перехода России к цифровой экономике. Отраслевые эксперты рассказали о наиболее важных составляющих этого процесса и высказали свои идеи по поводу того, каким направлениям нужно уделять повышенное внимание и какова в этом роль бизнеса (подробнее).


Исследования

Исследование TAdviser: Крупнейшие госзакупки продуктов и услуг Oracle в России. Общий объем 50 крупнейших госзакупок Oracle (исходя из цен по итогам тендеров) в 2016 году составил порядка 4,3 млрд рублей*, что примерно на 26%** больше аналогичного результата 2015 года. При этом в 2015 году общее снижение цен по итогам 50 тендеров рейтинга составляло около 3,3%, в 2016 этот показатель составил лишь 2,5% (читать целиком.


Импортозамещения СУБД и ОС в госсекторе не произошло. Исследование TAdviser. Многочисленные слова об импортозамещении в информационных технологиях, звучащие из уст высших чиновников, пока не привели к значительным изменениям в ИТ-инфраструктуре федеральных органов власти в пользу отечественных продуктов. Такой вывод следует из анализа базового программного обеспечения, лежащего в основе 339 федеральных государственных информационных систем (ФГИС). (читать целиком).


Рейтинг электронного правительства ООН. Рейтинг уровня развития электронного правительства ООН (E-Government Development Index) является одним из ключевых индикаторов развития информационного общества в странах мира (читать целиком).

Актуальные продукты

На базе ПО «БОСС-Кадровик» компания «БОСС. Кадровые системы» разработала решение для государственной службы, которое поддерживает специфику государственной гражданской и военной службы, службы в правоохранительных и муниципальных органах и автоматизирует все функции кадрового учета, включая специфические особенности, характерные для данных организаций.
ИТ в региональных органах власти. Анализ ситуации

В каких направлениях государственной региональной информатизации ожидается наибольший спрос в 2017-2018 годах

Говоря о приоритетах государственной региональной информатизации участники отечественного ИТ-рынка довольно сильно расходятся во мнениях. Тем не менее основные направления все же ясны. Это процессы импортозамещения и развитие электронных госуслуг, проекты в сфере безопасного и умного города, облачные сервисы и технология блокчейн, цифровое здравоохранение и проекты, направленные на повышение открытости региональных властей.

Электронные госуслуги в регионах. По итогам 2016 года в среднем по стране электронными госуслугами пользуется 51,3% населения России. Первое место по этому показателю как и год назад занимает Татарстан (79,7%), второе - Ханты-Мансийский автономный округ (74,1%), третье - Чувашия (69%). Максимальный рост доли пользователей электронных госуслуг зафиксирован в ХМАО (с 27 до 74,1%), Ингушетии (с 8,5 до 54%) и Курской области (с 13,1 до 53,8%).

Регион 2016 2015 2014
1Республика Татарстан 79,765,263
2Ханты-Мансийский автономный округ74,12762,3
3Чувашская Республика - Чувашия6948,451,6
4Калужская область68,740,434
5Тюменская область (без автономных округов)67,345,945,2
6г. Москва65,364,254,9
7Воронежская область64,239,216,8
8Владимирская область62,545,639,8
9Амурская область6238,927,1
10Тульская область61,555,623,5
Самые дорогие ИТ-системы в госсекторе России

Гигантские по своим масштабам ИТ-системы, обеспечивающие оказание госуслуг, начисление пенсий, контроль за уплатой налогов и другие функции государства, требуют регулярных расходов на эксплуатацию, модернизацию, развитие.

Содержание и обновление 10 крупнейших ИТ-систем федеральных ведомств обходится, по оценкам TAdviser, в 30 млрд рублей в год, а это около 30% общего бюджета информатизации госорганов. Больше половины этих средств «съедают» эксплуатационные расходы, цель которых – поддержка работоспособности систем и их пользователей (подробнее).

10 самых дорогих государственных информационных систем России в 2015-2016 гг, тыс. рублей
Операторы Название системы Создание 2015 Эксплуат- ация 2015 Развитие 2015 Модерниз- ация 2015 Создание 2016 Эксплуат- ация 2016 Развитие 2016 Модерниз- ация 2016 ИТОГО 2015-2016
1 ПФР АИС ПФР 0 5895890 3656002 1100545 0 7310164 3569255 501956 22033812
2 Минкомсвязь ИЭП 0 2581354 448000 20000 0 6235289 426606 0 9711249
3 ФК АСФК 0 2741216 375380 120155 0 1875079 311478 14746366897943
4 Минкомсвязь+ ФМС+МИД ГС ПВДНП 0 2353851 278439 889749 0 1871907 689853 1500006233799
5 Росстат ИВС Росстата 0 1425155 634465 0 0 912266 1503366 04475252
6 ФНС АИС Налог-3 0 248178 682058 494636 0 1323589 365518 0 3113979
7 ФТС ЕАИС ТО 0 1222166 0 319121 0 778431 255520 0 2575238
8 Минфин+ФК Электрон- ный бюджет 871610 302632 0 0 400795 378679 2974710 2251187
9 ФСС Соцстрах 17000 279994 289516 0 60000 424000 280000 1600001510510
10 Минтранс ЕГИС ОТБ 0 592104 0 0 0 661650 167762 01421516
Всего 888610 17050437 6363860 2944206 460795 21109403 7699067 228659258802969
TAdviser 2016
Самые дорогие ИТ-системы госсектора РФ, начатые в 2015-2016 гг

Государственные ведомства расходуют немалые деньги на создание информационных систем. За последние два года дан старт разработке новых крупных ИТ-решений для транспортной отрасли, социальной и налоговой сферы, крупных спортивных мероприятий. Кроме того, создаются отраслевые системы, призванные улучшить жизнь определенных слоев граждан.

По оценкам TAdviser на создание 10 самых дорогих новых ИТ-систем в 2015-2016 годах государство потратит около 3,6 млрд рублей. Эта сумма примерно в 16 раз меньше той, которую министерства и ведомства потратят на содержание и обновление уже работающих 10 крупнейших ИТ-систем за этот же период (подробнее).

10 самых дорогих ИТ-систем госсектора РФ, начатых в 2015-2016 гг
Название системы Ведомство Расходы на создание в 2015 году (тыс.руб.) Расходы на создание в 2016 году (тыс.руб.) Итого
1Автоматизированная система управления транспортным комплексом (АСУ ТК)Министерство транспорта505965,5940007,7 1445973,2
2АИС "Маркировка"ФНС496432,0138574,8 635006,9
3Единая ИТ-инфраструктура Чемпионата мира по футболу 2018 года (Программное обеспечение)Минкомсвязи376624,8143281,6 519906,4
4Единая информационная система для подготовки и проведения XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске Минкомсвязи16598,9236149,8 252748,7
5Информационная система обмена знаниями и технологиями в сфере сельского хозяйстваМинсельхоз-209666,7 209666,7
6Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО)Пенсионный фонд-208838,1 208838,1
7Единая государственная информационная система учета отходов от использования товаров (ЕГИС УОИТ)Росприрод надзор-103365,4 103365,4
8Информационная система "Контингент"Минкомсвязи35760,066724,2 102484,2
9Единый транспортный сервис в рамках противодействия незаконным финансовым операциямМинкомсвязи2097,489568,7 91666,1
10Автоматизированная система контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) ФНС972,457519,0 58491,4
Всего 1434451,0 2193695,9 3628146,9
TAdviser 2016


Важнейшие государственные ИТ-проекты
  • Единая сеть передачи данных объединяет потребности ведомств в телекоммуникационной инфраструктуре при предоставлении госуслуг, снижает стоимость оказания услуг и увеличивает объемы их оказания без удорожания (подробнее).

  • «Гособлако» объединит информационные системы российских органов власти, а также компаний с госучастием. Планируется, что в массовую эксплуатацию гособлако поступит в 2018 году (подробнее).

  • Система дата-центров Министерства финансов будет включать в себя ряд ЦОДов в разных городах страны. Система ЦОД рассчитана на совместное ее использование государственными органами и организациями, входящими в систему Минфина - ФНС, Казначейством, Гознаком и другими (подробнее).

  • Система учета обучающихся ГИС Контингент аккумулирует различные сведения о детях - с момента рождения и регистрации ребенка в органах ЗАГС. Кроме этого, в системе будет содержаться информация об образовательных учреждениях и педагогах, статистическая и нормативно-справочная информация (подробнее).

  • "Платон" - система, обеспечивающая сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (подробнее).

  • ГИС ЖКХ призвана сделать сферу жилищно-коммунального хозяйства максимально прозрачной, объединив всех ее участников: управляющие и ресурсоснабжающие компании, федеральные органы и местные администрации, а также жильцов (подробнее).

  • ЕГАИС - Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции. Система предназначена для осуществления государственного контроля за рынком алкогольной продукции на территории РФ (подробнее).

  • ЕГИСЗ - национальная информационная система, создаваемая для обеспечения эффективной информационной поддержки органов и организаций системы здравоохранения, а также граждан в рамках процессов управления медицинской помощью и ее непосредственного получения (подробнее).

  • ГИС ТЭК предназначена для сбора, хранения и обработки информации о состоянии топливно-энергетического комплекса страны и состоит из отраслевых и интеграционного сегментов. ГИС ТЭК необходима для обеспечения информационной поддержки принятия и реализации управленческих решений в сфере ТЭК, анализа специалистами Минэнерго и Российского энергетического агентства (РЭА) тенденций развития отрасли, составления прогнозов и планирования мероприятий (подробнее).

  • Переход к онлайн-обмену между ФНС и торговыми точками позволит магазинам или индивидуальным предпринимателям регистрировать и снимать с учета контрольно-кассовую технику онлайн через сайт ФНС России, следить за сделками и контролировать бизнес в режиме реального времени, а также сократить ежегодные издержки, связанные с использованием ККТ (подробнее).

  • Информатизация рынка наземных пассажирских перевозок обеспечит предпосылки для появления систем актуального и достоверного информирования граждан, создания агрегаторов в автобусных перевозках и развития рынка систем дистанционного бронирования мест и продажи билетов, а также развития транспортной сети автобусных перевозок (подробнее).

Самые востребованные ИТ-решения

По состоянию на ноябрь 2017 года база TAdviser содержит информацию о более чем 4 тыс. проектах, выполненных в госсекторе. Наибольшее число проектов относится к системам электронного документооборота (885 проектов). Также в первую пятерку наиболее востребованных в государственном секторе систем/технологий входят учетные системы, SaaS-решения, системы BI и ВКС.

Топ-10 классов систем по количеству проектов в госсекторе
Класс систем/технологии Количество проектов в госсекторе
1СЭД885
2Учетные системы341
3SaaS-решения324
4BI271
5Видеоконференцсвязь258
6ERP204
7ИТ-аутсорсинг183
8HRM168
9Информатизация госфункций165
10Спутниковая связь и навигация130
TAdviser 2017

Среди систем электронного документооборота чаще всего внедряются решения, разработанные компанией ЭОС. В первую очередь это СЭД «Дело» и «Дело-Web», а также автоматизированный информационный комплекс «Надзор АИК Автоматизированный информационный комплекс».


По числу BI-проектов лидируют разработки «Прогноза». В частности, наибольшее число внедрений таких систем зафиксировано у решения Prognoz Platform.


Наиболее востребованной системой видеоконференцсвязи среди ведомств (согласно данным базы TAdviser) является решение от Spirit - ВКС VideoMost.


Среди решений класса ERP в госсекторе по частоте внедрений лидируют программные продукты «Парус Бюджет» от «Корпорации Парус» и АИС Визари от НПЦ БизнесАвтоматика.