2018/08/20 15:15:40

Оборудование связи (рынок России)

Рынок оборудования для передачи данных в России включает в себя оборудование, использующее технологии IP, MetroEthernet, оборудование для передачи данных корпоративного класса — маршрутизаторы всех уровней, оборудование беспроводного доступа (MSWAN), виртуальных частных сетей (VPN) и др.

Содержание

2018: Российские производители просят ужесточить импорт телекоммуникационного оборудования Huawei, ZTE и Cisco

В августе 2018 года компании «Элтекс», «Микран», Т8, Ассоциация производителей электронной аппаратуры и приборов, Ассоциация разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) и ассоциация «Национальная платформа промышленной автоматизации» предложили правительству ужесточить правила импорта телекоммуникационного оборудования.

Российские компании отправили премьер-министру Дмитрию Медведеву письмо, в котором предложили обязать Huawei, ZTE, Cisco, D-Link, NEC и других иностранных производителей телекоммуникационного оборудования «перейти к прямому импорту своей продукции и отказаться от использования в таможенном оформлении посреднических компаний». 

Российские производители телекоммуникационного оборудования призвали правительство ужесточить меры по импортозамещению отрасли связи

Предлагается ввод маркировки телекоммуникационного оборудования и обеспечение доступа отраслевых ассоциаций к таможенной статистике. В случае выявления «подозрительных операций» ассоциации могли бы инициировать проверки поставщиков с участием полиции, налоговых и таможенных органов. Авторы инициативы говорят, что прямой импорт позволит  «исключить занижение НДС» при ввозе оборудования.

В АРПЭ оценивают объем российского рынка телекоммуникационного оборудования в 250-300 рублей по итогам 2017 года. При этом доля решений российского производства не превышает 6–8% (15–24 млрд рублей), хотя они могли бы покрыть потребности крупных заказчиков на 85-90%, говорится в письме Медведеву.

По словам исполнительного директора АРПЭ Ивана Покровского, российское оборудование в основном закупают для ведомственных и корпоративных сетей связи, а если выпускать оборудование в РФ станет выгоднее, чем импортировать, то рынок может увеличиться в несколько раз.

Старший вице-президент ООО «ЗТИ-Связьтехнологии» (ZTE) Тигран Погосян считает, что можно проанализировать пошлины и условия ввоза готового оборудования и комплектующих, определив другой процент преимущества для российских разработчиков, но использование такого критерия при проведении тендеров должно оставаться на усмотрение клиента.[1]

Объем и структура рынка

2009-2011

По прогнозу компании iKS-Consulting от начала 2009 года, рынок оборудования для передачи данных в России и других странах СНГ в 2009 г. сократится на 20% до 650 млн долларов США, что обусловлено как сокращением инвестиционных программ ведущими операторами связи, так и значительным снижением затрат на инфокоммуникации (ИКТ) нетелекоммуникационными компаниями.

По прогнозу аналитиков, в 2010 году рынок должен был продемонстрировать двузначные темпы прироста, а в течение двух лет продажи оборудования передачи данных превысят докризисный уровень ($760 млн в 2010 г., $ 890 млн в 2011 г.).

2008

Рынок оборудования передачи данных в России и СНГ в 2008 году вырос на 17% до 810 млн долларов США (в ценах вендоров). При этом на долю России пришлось 72 %, Украины — 12 %, Казахстана — 9 %, других стан региона — 7 %, говорится в отчёте iKS-Consulting.

В сегменте оборудования операторского класса наибольшую рыночную долю занимают 4 вендора:

В сегменте оборудования корпоративного класса лидирующую позицию занимает:

По мнению аналитиков iKS-Consulting, экономический кризис оказал не очень большое влияние на потребительский широкополосный рынок. В первом полугодии 2009 г. в России чистый прирост абонентской базы ШПД составил 1,5 млн абонентов, в целом за 2009 г. ожидается 3,2 млн абонентов. Количество абонентов ШПД составило около 11 млн пользователей. При этом большое число операторов продолжает экспансию в новые регионы и строительство IP-сетей в регионах присутствия, хотя и в меньшем масштабе, чем планировалось год назад. Похожая ситуация наблюдается и в других странах СНГ: на Украине и в Казахстане абонентская база ШПД выросла в первом полугодии на 18 %, по итогам всего 2009 г. предполагается прирост на 36-40 %.

Более уязвимым во время кризиса оказался корпоративный сегмент. Четвертый квартал 2008 г. и первый квартал 2009 г. стали периодом стагнации рынка услуг передачи данных в бизнес-сегменте. Однако большое количество операторов сообщают о медленном, но стабильном месячном приросте выручки от IP-услуг (интернет-доступ и VPN). В результате в СНГ во втором квартале 2009 г. выручка от услуг передачи данных в корпоративном сегменте выросла на 1 %.

Определение отечественного производителя

  • 31 мая 2010 Правительство РФ назначило распоряжением № 858-р Минпромторг и Минэкономразвития ответственными за разработку критериев, по которым телекоммуникационному оборудованию будет присваиваться статус отечественного. Тем самым Белый дом выразил свое неудовлетворение предложениями по этому вопросу, подготовленными Минкомсвязи. Более того, ответственным за определение отечественного производителя назначено Минэкономразвития — один из основных противников предложений, выдвинутых Минкомсвязи.

Правительство поручило Минпромторгу совместно с Минэкономразвития до августа 2010 года разработать и утвердить параметры, в соответствии с которыми телекоммуникационному оборудованию, произведенному на территории РФ, может быть присвоен статус оборудования российского происхождения. Министерства должны также выработать методики определения этих параметров.

Минпромторг обязали размещать на своем сайте информацию об оборудовании, получившем статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения, и его производителе. Кроме того, должны быть разработаны предложения о снижении импортной пошлины на комплектующие, не производимые в России и необходимые для производства телекоммуникационного оборудования, с одновременным повышением таможенных пошлин на зарубежное телекоммуникационное оборудование, аналоги которого производятся в России.

За Минкомсвязи в этом вопросе оставлена только одна функция: обеспечить внесение в условия конкурса на получение лицензий на оказание услуг связи в сетях мобильного беспроводного доступапо технологии WiMax и, в перспективе, LTE в диапазоне 2300–2400 МГц обязательного требования по применению радиоэлектронных средств отечественного производства.

Полномочия в определении преференций для отечественного телекоммуникационного оборудования возложены на Минэкономразвития. Оно должно обеспечить при размещении заказов на поставки товаров для госнужд 15-процентную надбавку к цене контракта для тех поставщиков, которые предложат телекоммуникационное оборудование российского происхождения.

Идея разработки мер по стимулированию использования отечественного оборудования выдвигалась представителями Минкомсвязи практически с момента образования этого министерства в 2008 г. Однако эти декларации оказалось сложно реализовать, поскольку Минкомсвязи на практике столкнулось с отсутствием в стране производства современного телекоммуникационного оборудования.

  • В мае 2010 г. министр Игорь Щёголев заявил, что статус российских производителей оборудования связи могут получить иностранные компании. Для этого зарубежная компания должна разместить производство своего оборудования в России и локализовать его в соответствии с нормативами. Это подход Минкомсвязи попыталось закрепить в подготовленном проекте постановления правительства. В документе предлагалось определять, является ли оборудование отечественным, исходя из соотношения «зарубежной» и «российской» частей затратроссийская часть затрат должна была составлять не менее 30% на его производство.

Однако проект не был поддержан Минэкономразвития, а правительство решило и вовсе передать сопернику Минкомсвязи решение этого вопроса.

  • В августе 2011 г Минэкономразвития и Минпромторг подписали совместный приказ, утверждающий основные параметры телекоммуникационного оборудования российского производства. Приказ направлен на регистрацию в Минюст.

Оборудование считается российским или зарубежным в зависимости от степени его локализации, говорит представитель Минпромторга. А уровень локализации зависит от объема выполненных на территории России разработок (НИОКР) и технологических операций.

Из текста приказа следует: оборудование отечественное, если его производитель — российский резидент, не менее 50% которого принадлежит российской стороне. Он должен обладать правами на технологии и ПО в объеме, достаточном для производства и модернизации оборудования; располагать научно-производственной базой; производить в России печатные платы и выполнять финишную сборку оборудования. Минимально допустимый уровень локализации по всем типам оборудования — 60-70%, причем основной удельный вес в структуре трудоемкости — 95% — приходится на технологические операции.

Например, структура трудоемкости производства базовых станций и ретрансляторов сотовой связи представлена так:

  • 15% — изготовление плат печатного монтажа;
  • 20% — монтаж элементов на платы, электронных модулей и финишная сборка;
  • 15% — изготовление механических деталей и корпусов;
  • 45% — программирование и тестирование оборудования.
  • На НИОКР приходится только 5%.

В прошлом варианте приказа, не зарегистрированном Минюстом, НИОКР не учитывались вовсе. Это возмутило зарубежных производителей — Nokia Networks (ранее NSN) (NSN), Ericsson, Huawei, ZTE и Alcatel-Lucent, которые хотят продавать в России свое оборудование как отечественное. Их технологическое производство размещено за рубежом (часто в странах Азии), но в России есть центры разработок, и в марте 2011 г. эти пять компаний высказались за приоритетный учет НИОКР в себестоимости оборудования. Первый вариант методики был во многом списан с «автомобильного», но в случае с оборудованием связи вес НИОКР должен быть более значительным, объясняла гендиректор NSN в России и СНГ Кристина Тихонова. В итоге доля НИОКР оказалась невелика, сетует источник в одной из зарубежных компаний.

Представитель Huawei ограничился словами о том, что компания давно ждет решения этого вопроса. Ericsson рассматривает возможность локализации оборудования в России и открывает R&D-центр в Сколкове, говорит ее представитель Сергей Скрипников. Получить комментарии в Alcatel-Lucent (в 2010 г. создала в России совместное предприятие с «Ростехнологиями») и NSN не удалось.