2017/04/20 20:02:32

Онлайн-видео (рынок России)
Онлайн-кинотеатры

>

Содержание

Модели монетизации видеосервисов

  • AVOD (advertising video on demand) – рекламная. Видео сопровождается определенным количеством рекламных сообщений;
  • TVOD (transactional video on demand) – платная. Аренда зрителем единицы видеоконтента в течение ограниченного времени;
  • SVOD (subscription video on demand) – платная. Доступ по подписке к библиотеке контента на определенное время без ограничения числа просмотров;
  • EST (electronic sell through) – платная. Приобретение пользователем цифровой копии контента

Структура рынка

  • Онлайн-кинотеатры – агрегаторы контента, предоставляющие возможность просмотра видео как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV. Например, ivi, Amediateka, Okko и т. д.
  • Телеканалы – телевещатели, монетизирующие прежде всего свой контент в Интернете по платной или рекламной модели (СТС, Первый канал, ТНТ и т. д.)
  • Операторы – операторы платного ТВ, реализовавшие сервисы просмотра платного видеоконтента на приставках (STB) в виде VOD или кинозалов на выделенных каналах («Ростелеком», «Билайн», МТС и т. д.)
  • Платформы цифровой дистрибуции – агрегаторы видеоконтента, предоставляющие приложения для мобильных платформ и Smart TV с возможностью просмотра без привязки к сети конкретного провайдера (iTunes, GooglePlayи т. д.).

2017

Обновленный законопроект об онлайн-кинотеатрах

Государственная Дума приняла в апреле 2017 года во II чтении законопроект «Об онлайн-кинотетрах» (OTT-сервисах). Документ первочально был разработан депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым, но подвергся критике со стороны отрасли, Минэкономразвития и Правительства. Во II чтении законопроект претерпел значительные изменения[1].

Законопроект предусматривает регулирование деятельности аудио-визуальных сервисов и создание Роскомнадзором соответствующего реестра. В него будут включаться сервисы, осуществляющие демонстрацию кино за плату или в обмен на просмотр рекламы, деятельность которых направлена на привлечение внимания российской аудитории и чья суточная посещаемость в России превышает 100 тыс.

Иностранцам запретят владеть иностранными онлайн-кинотеатрами

Иностранным организациям, а также подконторльным иностранцам российским организациям и лицам с двойным гражданством, запрещается владеть более чем 20% в онлайн-кинотеатрах из соответствующего реестра. Но во II чтении данное требование было смягчено: теперь оно будет относится только к онлайн-кинотеатрам, чья аудитория в России составляет менее половины от общей аудитории.

Впрочем, и в таких случаях иностранцы смогут обратиться в специально созданную правительственную комиссию с запросом о разрешении на владение онлайн-кинотеатром. Такое разрешение может быть выдано при условии, что оно будет соответствовать «интересам развития рынка аудиовизуальных сервисов в России». Также разрешения иностранцам на владение онлайн-кинотеатрами могут выдаваться правительственной комиссией по иностранным инвестициям в стратегически важные отрасли.


Поправки, принятые во II чтении, позволят иностранцам владеть онлайн-кинотеатрами с преимущественно российской аудиторией. Также положения законопроекта не распространяются на сервисы, размещающие пользовательский контент - например, YouTube. Одним из главных кандидатов на блокировку согласно нынешнему варианту законопроекта стал Netflix.

Блокировка Роскомнадзором через Мосгорсуд

Когда Роскомнадзор обнаружит ресурс, который должен быть включен в реестр аудиовизуальных сервисов, его хостинг-провайдеру будет направлен запрос на предоставление информации о владельцах данного сервиса. Ответ на запрос должен быть отправлен в течении трех дней. Затем у владельца ресурса будет два месяца на приведение его работы в соответствие с законом.

Если онлайн-кинотеатр не будет удовлетворять требования о владении, то Роскомнадзор сможет через суд потребовать блокировки доступа к нему с территории России. Соответствующие иски в качестве первой инстанции будет рассматривать Мосгорсуд.

К аудиовизуальным сервиса из соответствующего реестра будет предъявляться еще целый ряд требований. Им будет запрещено распространять нецензурную брань, информацию, нарушающую гостайну, пропагандировать терроризм, экстремизм, культ насилия и пр.

Кроме того, онлайн-кинотеатрам предстоит соблюдать требования законодательства о проведении выборов и осуществлять маркировку запрещенных для детей материалов.

В ходе II чтения из законопроекта убрали первоначально содержащийся в нем пункт, который обязывал онлайн-кинотеатры удовлетворять требования граждан и организация об удалении недостоверной информации о них. Убрали и пункт о необходимости включения в Реестр аудиовизуальных сервисов, ориентированных на жителей одного российского региона (для попадания в Реестр их суточная посещаемость должна была превышать 20 тыс.) Зато появился запрет на распространение телеканалов и телепрограмм, не зарегистрированных в России в качестве СМИ.

Счетчики от Роскомнадзора

В документе появилось требование о необходимости для владельцев онлайн-кинотеатров устанавливать онлайн-счетчики, рекомендованные Роскомнадзором. Аналогичное требование вводится и в отношении новостных агрегаторов (регулирование их деятельности началось в России в 2016 г.).

Штрафы для онлайн-кинотеатров

Еще одно нововведение, появившееся во II чтении, это внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях об установлении штрафов для владельцев онлайн-кинотеатров. За распространение незарегистрированных СМИ на физические лица будут накладываться штрафы в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб., на должностные лица - от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., на юридические лица - от 500 тыс. руб. до 700 тыс. руб.

За неосуществление возрастной маркировки вводятся штрафы для физических лиц в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц в размере от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. За распространение информации, пропагандирующей терроризм или экстремизм, вводятся штрафы в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юридических лиц - от 600 тыс. до 1 млн руб.

Аналогичные штрафы вводятся и за неисполнение владельцами онлайн-кинотеатров требование Роскомнадзора об устранении нарушений законодательства. Повторное неисполнение требований Роскомнадзора будет караться штрафами в размере для физических лиц от 200 тыс. до 300 тыс. руб., для должностных лиц - от 500 тыс. до 700 тыс. руб., для юридических лиц - от 1 млн до 3 млн руб.

В Госдуме определились с понятием иностранного видеосервиса

Комитет Госдумы по информполитике предложил в апреле 2017 года поправку в проект законопроекта об иностранных онлайн-кинотеатрах. Поправка предполагает, что сервис не будет определяться как иностранный в том случае, если основную его аудиторию составляют граждане России.

"В случае, если большая часть пользователей находится на территории Российской Федерации, этот ресурс не является иностранным", - цитирует RNS главу комитета Леонида Левина.

Иностранным такой сервис будет в том случае, если на российских пользователей приходится менее 50% аудитории.

Кроме того, одобрены поправки, согласно которым в число аудиовизуальных сервисов не будут входить поисковики и ресурсы с преимущественно пользовательским контентом. Всего было одобрено 10 из 16 поправок. Положительный вердикт им также вынесла Ассоциация интернет-видео.

"Мы с самого начала настаивали на том, что регулирование рынка в целях его развития не должно ограничивать национальных игроков вне зависимости от того, какая у них структура собственности. Доля российских пользователей - это очень простой и понятный критерий, по которому можно отделить российские сервисы от иностранных", - сказал ее глава Алексей Бырдин.

В случае принятия закона он вступит в силу 1 июля 2017 года.

Правительство обязало онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения

Министерство культуры РФ опубликовало пояснения по вопросу применения измененных правил выдачи прокатного удостоверения на фильм, утвержденные постановлением федерального правительства от 27 февраля 2016 года. Согласно изменениям, прокатное удостоверение выдается на три способа использования фильма: показ в кинозале, прокат на материальном носителе и "показ фильма другими техническими способами"[2].

Как поясняет министерство, под последним пунктом следует понимать любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе в интернете. Однако демонстрация фильма средствами телевидения (включая онлайн-версии телеканалов) в это понятие не включается.

Деятельность онлайн-магазинов по распространению фильмов путем их загрузки на технические средства пользователя (downloading) также не является "показом" фильма в понимании закона, говорится в сообщении. Однако к "показу" отнесена демонстрация фильмов через VOD-сервисы.

"Получение прокатных удостоверений на показ фильма другими техническими способами необходимо для фильмов, размещение которых в сети "Интернет" было осуществлено после вступления в силу указанного постановления", - поясняют в Минкультуры.

Законопроект об ограничениях для видеосервисов прошел первое чтение в Госдуме

Проект закона, ограничивающий долю иностранного капитала в видеосервисах, работающих в России, прошел в январе первое чтение в Госдуме. В поддержку законопроекта высказался 321 депутат, против проголосовали двое.

Документ в частности ограничивает 20 процентами долю иностранного капитала в видеосервисах, чья ежедневная аудитория в течение месяца составляет более 100 тысяч пользователей на всей территории России или более 20 тысяч пользователей в одном из регионов. Также онлайн-кинотеатры будут обязаны регистрироваться в реестре Роскомнадзора. В случае принятия закона он должен вступить в силу с 1 марта 2017 года.

Под действие законопроекта, как неоднократно подчеркивали его авторы, а также представители Минкомсвязи, подпадают сервисы с профессиональным, но не пользовательским контентом, в первую очередь, онлайн-кинотеатры. На такие видеосервисы, как YouTube, его действие распространяться не будет.
При этом депутат Андрей Луговой заявил, что «давно пора, чтобы соцсети стали операторами связи», потому что, по его словам, именно через «Facebook, «ВКонтакте» распространяется терроризм, именно там вербуют в ИГИЛ (запрещена на территории России)»[3].

2016

Минэкономразвития против законопроекта МКС

Минэкономразвития (МЭР) раскритиковало законопроект «О регулировании OTT-сервисов», который был внесен в Госдуму депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым. Текст отзыва имеется в распоряжении CNews[4].

Иностранцы не покажут кино пользователям Рунета

Иностранцы, а также российские организации, в которых иностранным структурам принадлежит 20% и более, не смогут контролировать включенные в данный реестр онлайн-кинотеатры. То есть работа в России таких сервисов, как Netflix, станет невозможной. В отдельных случаях правительственная комиссия по иностранным инвестициям сможет дать разрешение зарубежным инвесторам владеть такими сервисами. Под действие законопроекта не должны попасть сервисы, размещающие пользовательское видео, например, YouTube.

Онлайн-кинотеатры, которые войдут в реестр Роскомнадзора, должны будут выполнять целый ряд требований. Они не смогут использовать свои площадки для совершения уголовно-наказуемых деяний, пропаганды терроризма и экстремизма, распространения порнографии, разглашения государственной тайны, предвыборной агитации и т.д. Должна будет соблюдаться и возрастная маркировка для защиты детей от вредной для них информации. Кроме того, владельцы онлайн-кинотеатры обяжут реагировать на требования граждан и организаций об удалении информации, являющейся недостоверной, нарушающих деловую репутацию либо нарушающих право на частную жизнь.

Как определить онлайн-кинотеатр, ориентированный на жителей России?

В своем отзыве МЭР указывает, что в законопроекте отсутствует методика определения того обстоятельства, что онлайн-кинотеатр ориентирован на жителей России. Законопроект понимает под этим онлайн-кинотеатры, которые взимают плату с жителей России либо размещают рекламу, ориентированную на россиян. Но нынешнее законодательство не содержит определения рекламы, ориентированной на привлечение внимания россиян или жителей какой-либо отдельной территории, предупреждают в министерстве.

«Коррупционный фактор»

Еще больше возражений вызвало определение онлайн-кинотеатра, ориентированного на жителей одного субъекта федерации – соответствующая методика также отсутствует.
«Указанное положение законопроекта в представленной редакции, в соответствии с постановлением правительства "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", может быть расценено как коррупциогенный фактор "широта дискреционных полномочий", выражающийся в неопределенности условий принятия решений», — говорится в отзыве МЭР

МЭР выразило сомнения и относительно используемого в законопроекте определения аудиовизуальной продукции. «Неясно, что законодатель понимает под совокупностью фильмов, кинофильмов, иных аудиовизуальных произведений и телеканалов, телепрограмм, видеопрограмм», — указывают в МЭР. В законопроекте таким образом попытались описать аудиовизуальные сервисы.

Также МЭР считает необходимым уточнить определение организатора аудиовизуального сервиса. В текущей версии законопроекта им является лицо, осуществляющее формирование и/или организацию распространения в информационно-коммуникационных сетях аудиовизуальной продукции. Но понятие «формирование аудиовизуальной продукции» содержится только в Концепции развития телерадиовещания в России на 2018–2015 годы и относится только к вещателю — юридическому лицу, осуществляющему телерадиовещание по лицензии на вещание.

В случае, если онлайн-кинотеатр перестает соответствовать заложенным в законопроект требований по посещаемости, его владелец может направить в Роскомнадзор запрос на исключение его из реестра. МЭР считает, что Роскомнадзор должен сам следить за посещаемостью ресурсов и, при необходимости, исключать их из реестра. Наконец, законопроект обязывает онлайн-кинотеатры назначить должностное лицо, ответственное за исполнение требований законодательства. Но в МЭР считают целесообразным разрешить онлайн-кинотетрам самостоятельно определять порядок соблюдения требований законодательства.

Эксперты против законопроекта МКС

Рабочая группа "Связь и IT" при Правительстве РФ подготовила заключение на законопроект о регулировании онлайн-кинотеатров, разработанный Медиа-коммуникационным союзом (МКС). По данным "Коммерсанта"[5], эксперты, в число которых вошли представители Российской ассоциации электронных коммуникаций, "Открытой сети", "Интернет-видео", Ассоциации интернета вещей, а также ряда крупных компаний, дали отрицательную оценку законопроекту.

Как пишет издание, эксперты заключили, что изменения приведут к монополизации рынка онлайн-видео игроками, участвовавшими в разработке документа, тогда как на данный момент они занимают только 12% сегмента. Сами же разработчики подчеркивают, что их документ только унифицирует рынок.

Выводы экспертов могут быть представлены в комитете Госдумы по информационной политике уже в ближайшее время.

В документе прописаны поправки в существующее законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров, и главное новшество – ОТТ фактически приравнено к СМИ, под него подпадают проекты с ежемесячной аудиторией более 100 000 пользователей, а иностранное владение такими сервисами ограничивается 20%. Если законопроект будет принят, все видеосервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства, а также удалять неактуальный или недостоверный контент о пользователях по их просьбе. Кроме того, онлайн-кинотеатрам запретят размещать предвыборную агитацию[6].

РОЦИТ против законопроекта МКС

При формировании законопроекта были учтены интересы только одной группы – отечественных производителей и продавцов видео, а интересы пользователей были проигнорированы. Законопроект существующем виде пагубно повлияет на большинство онлайн-кинотеатров, которые создают легальные профессиональные сервисы для наших пользователей.

Принятие законопроекта в существующем виде позволит законодательно закрепить статус за компаниями, развивающими кабельное ТВ, OTT и VoD сервисы. Предполагается, что это повысит прозрачность их деятельности, которая должна быть направлена на увеличение возможностей потребления для аудитории Рунета.

Интернет должен устранять инфраструктурные барьеры для повышения уровня информационной независимости России, а не создавать их. Законопроект в текущей редакции может создать `серые пятна` и барьеры для потребителей. На сегодняшний день не существует сервисов, способных одномоментно заместить мировые ресурсы (сайты, киностудии), которые могли бы обеспечивать решение фундаментальных образовательных и развлекательных задач.

`Предлагаемые меры регулирования выглядят необоснованными и избыточными. Закрывая компаниям доступ к иностранным инвестициям, законопроект в итоге ограничивает возможности для развития и масштабирования видеосервисов. В конечном счете это приведет к усилению позиции пиратских ресурсов в интернете и снова создаст дискомфортную и безопасную среду для пользователей Рунета`, – считает директор РОЦИТ, Гребенников Сергей.

РОЦИТ выступает против искусственного ограничения разнообразных интерактивных сервисов в интернете. РОЦИТ будет активно взаимодействовать с органами законодательной власти в части приведения проекта закона к реалиям рынка и запросам миллионов пользователей Рунета.

Видеосервис YouTube не подпадет под ограничения закона о регулирования онлайн-кинотеатров, и опасения, что он может уйти из России, не соответствуют действительности. Об этом сообщил в ноябре сервис RNS со ссылкой на замглавы Минкомсвязи России Алексея Волина. Он подчеркнул, что ограничения не будут распространяться на сервисы с преимущественно пользовательским контентом. "То есть профессиональный контент тоже может быть, но его наличие — это не повод для ограничений. Вопрос в специализации сервиса", — сообщил чиновник. По его словам, информация о том, что YouTube, якобы, может уйти с российского рынка после принятия законопроекта – это "паническое прочтение юристами, которые живут по принципу, что ничего нельзя, и поэтому пугают и себя, и других".

«Яндекс» и Mail.ru против законопроекта МКС

Протест против законопроекта по регулированию веб-мессенджеров и онлайн-кинотеатров на российском рынке выразили в ноябре 2016 года «Яндекс» и Mail.ru.

«Яндекс» и Mail.ru обратились с заявлением в Минкомсвязи по поводу законопроекта по регулированию мессенджеров. В компаниях считают, что предложенный на рассмотрение вариант регулирования лишь ограничит развитие российских сервисов по быстрому обмену сообщениями и аудиовизуальных онлайн-ресурсов.

Медиакоммуникационный союз (МКС) ранее внес предложение, согласно которому компании-владельцы мессенджеров должны идентифицировать пользователей и заключать договоры с российскими операторами связи, а также ввести ограничение на распространение информации, в частности той, которая нарушает законодательство РФ. По законопроекту иностранное участие в уставном капитале тех же онлайн-кинотеатров должно составлять не более 20%.

Веб-компании в письме министру связи России Николаю Никифорову выразили озабоченность по поводу сложившейся ситуации: «Предлагаемое ограничение иностранного капитала в аудиовизуальных сервисах будет способствовать снижению доступности легального контента, уходу зарубежных инвесторов с российского рынка, а отсутствие конкуренции на данном рынке приведет к ухудшению качества сервисов и деградации рынка в этой части».

Законопроект МКС о регулировании онлайн-кинотеатров

Депутаты Андрей Луговой (ЛДПР) и Шамсаил Саралиев (Единая Россия) внесли в ноябре в Госдуму законопроект, регулирующий работу онлайн-кинотеатров. Об этом пишут пятничные "Ведомости". Разработкой этого документа занимался Медиа-коммуникационный союз (МКС), объединивший несколько крупнейших операторов связи и медиахолдингов. Авторы законопроекта утверждают, что продолжают консультации с отраслью, что однако не подтверждают независимые ассоциации и компании, не входящие в МКС.

В законопроекте МКС прописаны поправки в существующее законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров, и главное новшество – ОТТ фактически приравнено к СМИ, под него подпадают проекты с ежемесячной аудиторией более 100 000 пользователей, а иностранное владение такими сервисами ограничивается 20%.

Правда, это ограничение не распространяется на стратегические предприятия, а также на проекты, деятельность которых регулируется международным договором или решением правительственной комиссии по контролю над иностранными инвестициями. Прежняя версия проекта затрагивала также мессенджеры, но в итоговую версию эта часть не вошла (для мессенджеров планируется разработать отдельное регулирование).

Если законопроект будет принят, все видеосервисы должны будут регистрироваться в реестре Роскомнадзора, заранее проверять загружаемый контент на предмет соблюдения российского законодательства, а также удалять неактуальный или недостоверный контент о пользователях по их просьбе. Кроме того, онлайн-кинотеатрам запретят предвыборную агитацию.

Надо сказать, предыдущая версия законопроект МКС была резко раскритикована участниками рынка. Против него выступили онлайн-кинотеатры и интернет-компании; под действие законопроекта в существующих формулировках подпадают даже онлайн-сервисы "Яндекс.Видео" и "Афиша.Mail.ru" (обе эти компании имеют иностранных акционеров, а их акции торгуются на иностранных биржах). Резко отрицательную оценку законопроекту дал и экспертный совет при правительстве. Однако, несмотря на протесты отрасли, документ поступил в Госдуму почти без изменений.

"Наверное, возможность получить разрешение через правительственную комиссию как-то облегчает ситуацию, - цитируют "Ведомости" гендиректора Megogo Виктора Чеканова, - но как именно, пока понять невозможно, мы ни разу не имели с ней дело". В любом случае это не меняется ситуацию принципиально, уверен он: "На рынке онлайн-видео в России множество проблем, телеканалы и производители фильмов теряют огромные суммы на пиратстве, но взамен МКС и теперь депутаты занимаются тем, что уничтожают самые успешные видеосервисы".

Данные J'son & Partners Consulting

По итогам 2016 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 11,18 млрд руб. Рост по отношению к 2015 году составил 32 %. При этом общая выручка игроков по рекламной модели выросла на 22,4 %, а по всем платным моделям – на 50,4 %.

Согласно оценкам J'son & Partners Consulting, к 2020 году доходы рынка легальных видеосервисов вырастут на 78 % по сравнению с 2016 годом – почти до 20 млрд руб. Среднегодовой темп прироста в 2017–2020 годах составит 16 %.

Индустрия онлайн-видео показывает высокие тепы роста во всем мире (+25 % в доходах за 2016 год). По этой причине доля российского рынка в общемировом объеме осталась на прежнем уровне 0,5 %.

В 2016 году в структуре рынка произошли существенные изменения. Как и прежде, наиболее распространенной моделью монетизации является AVOD. Но игроки все более успешно зарабатывают на платном контенте, прилагая к этому много усилий (развитие платформ доставки, реклама, улучшение сервиса и удобства оплаты). В результате в 2016 году доля AVOD на рынке значительно снизилась и составила 60,5 %. Главным бенифициаром стала подписка, доля которой увеличилась с 3,8 % до 11,2 %. Теперь она занимает третье место в структуре рынка и опережает сегмент EST.

Онлайн-кинотеатры собрали 70 % (7,83 млрд рублей без НДС) всех доходов. Большой вклад в это внесли платные сервисы для аудитории мобильных устройств и Smart TV. За год список операционно безубыточных компаний увеличился.

Операторы нарастили долю рынка с 11,7 % до 12,2 % (до 1,37 млрд рублей) и переместились на второе место. Основные причины этого – рост базы IPTV-абонентов и усилия операторов по продвижению VODдля зрителей платного ТВ.

Доля телеканалов за год не изменилась (11,8 %). За нелинейный просмотр своего видео они собрали 1,32 млрд рублей. Новацией стало введение подписок, дающих право смотреть контент без рекламы.

660 млн рублей (5,9 % рынка, уменьшение на 1 п. п.) заработали платформы цифровой дистрибуции. Введение НДС при продажах цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет из-за роста стоимости для пользователей.

Ключевыми тенденциями развития рынка легальных видеосервисов в России являются:

  • Увеличение внимания к индустрии со стороны государства. Были подготовлены и приняты Госдумой в первом чтении поправки в существующее законодательство в части регулирования онлайн-кинотеатров. Главное новшество – их фактически приравняли к СМИ и ограничили долю иностранного капитала в 20 %. Правительство своим постановлением изменило правила выдачи прокатного удостоверения на фильмы, в том числе и для их демонстрации через VOD-сервисы.
  • Увеличение сотрудничества телеком-операторов и онлайн-кинотеатров. В 2016 году по такой модели запустил свой VOD-сервис «Триколор ТВ» – крупнейший по количеству абонентов игрок на рынке платного ТВ страны.
  • Продолжение блокировки пиратских ресурсов. Это напрямую влияет на изменение поведения большинства пользователей и, как следствие, способствует росту платных моделей монетизации.
  • Производство собственного контента, интеграция линейного ТВ в онлайн-кинотеатры. Основная задача онлайн-кинотеатров – отличаться от конкурентов, так как с точки зрения пользователя при увеличении размера видеотек пропадает разница между различными сервисами.
  • Продолжение экспансии российских онлайн-кинотеатров на международный рынок. В СНГ практически все крупные онлайн-кинотеатры России присутствуют давно. В 2016 году они начали продвижение на рынки дальнего зарубежья (Европа, США) в основном для русскоязычной аудитории. Расчет делается на недорогую по западным меркам подписку на востребованный контент (прежде всего «Русское кино»).

Данные Initiative

Без малого половина россиян - 47% населения страны или 69,3 млн человек - потребляет видео онлайн. В сравнении с другими странами этот показатель выше среднего, говорится в исследовании Initiative, данные которого приводит Sostav. Так, первое место по потреблению видео занимает Великобритания (77%), следом за ней идут Австралия (68%) и Канада (67%). Замыкает рейтинг Индонезия (9%). Россия же в этом списке опережает Испанию (45%) и Чили (42%)[7].

"В первом полугодии 2016 года количество просмотренного видеоконтента в Рунете выросло на 14%. Однако по количеству просмотренных видео на одного пользователя наша страна значительно отстает от развитых стран и занимает лишь 9 место, но по времени просмотра россияне лидируют, что говорит о большей вовлеченности в контент", - рассказала исполнительный директор Initiative Эльмира Сабитова.

По данным агентства, 80% аудитории смотрят видео хотя бы раз в неделю, а 44% делают это каждый день. Год назад эти показатели составляли 72% и 41% соответственно. В среднем каждый россиянин в интернете смотрит 218 роликов в месяц, тратя на это занятие в сумме 21 час. Причем по времени просмотра Россия лидирует вместе с Канадой, в которой за аналогичное время успевают просмотреть 402 ролика.

У себя дома смотрят видео подавляющее большинство пользователей (95%). Всего 7% россиян включают ролики в общественных заведениях и 8% - в транспорте, однако именно эта категория имеет наибольший потенциал благодаря развитию беспроводных сетей в общественных местах. В путешествиях на просмотр остается время только у 4% соотечественников.

Авторы исследования отмечают, что россияне в среднем используют больше двух устройств для просмотра, причем доля ноутбуков и стационарных ПК, задействованных в этих целях, снижается (на 2% и 4% за год), а растет доля смартфонов (на 5%) и планшетов (на 12%). Лидером роста стало Smart TV (на 33%).

Наиболее популярным ресурсом является YouTube, его смотрят больше 70% пользователей. В июне среднее время просмотра видеосервиса составило 300 минут, а общее количество просмотренных минут в этом же месяце оценивается почти в 20,3 млн минут. Причем аудитория ресурса сопоставима с аудиторией телеканалов: в исследовании Initiative YouTube по охвату находится на 7 месте после "Первого канала", "России 1", СТС, НТВ, ТНТ и Рен ТВ, войдя таким образом в десятку популярнейших проектов.

По-прежнему высокая доля просмотров приходится на пользовательское видео – 83%, причем по сравнению с прошлым годом показатель вырос на 2%. На рекламный контент приходится только 12% просмотров, тогда как, например, в США[[]] доля составляет до 39%, и эта же страна является лидером по доле онлайн-видео в общем объеме инвестиций в интернет-рекламу (11%). Россия со своими 6% находится на последнем месте в этом рейтинге.

"Самой крупной категорией в видео рекламе является FMCG в целом и продукты питания в частности, однако доля FMCG значительно выше в out-stream видео (83%), тогда как in-stream видео - более привлекательный формат для рекламы досуга и электроники", - рассказала Сабитова.

Данные TelecomDaily

По данным ИАА TelecomDaily, суммарная выручка онлайн-кинотеатров в России по итогам 1H2016 года составила 3,1 млрд руб. Согласно прогнозу агентства, годовая выручка может достичь 7,35 млрд руб.

За отчетный период можно выделить следующее:

  • Доля платной модели год от года увеличивается и достигнет по итогам 2016 года 37,2%; доля от рекламной модели, напротив, снижается и по итогам 2016 года достигнет 62,8%.
  • По общей выручке среди онлайн-кинотеатров лидируют Yotube, IVI и Ростелеком .
  • Лидером по динамике выручки среди всех онлайн-кинотеатров РФ за 6 месяцев 2016 года стала компания TVZavr (+50%), далее идут Google Play (+40%) и Tvigle (+37%).
  • Наибольшее снижение выручки за 6 месяцев 2016 года показала компании Zoomby (-21%) и Rutube (- 6%).
  • Лидером по динамике выручки среди бесплатных онлайн-кинотеатров РФ за 6 месяцев 2016 года (имеются в виду онлайн-кинотеатры, использующие модель aVoD) стала также компания TVZavr (+51%), далее идут Megogo (+38%) и Tvigle (+37%).
  • В топ-3 онлайн-кинотеатров РФ по количеству единиц контента в видеотеке входят Megogo, IVI, TVZavr.
  • Максимальная доля просмотра видео остается за категорией ПК и ноутбуки (49%), на домашние экраны приходится 27%, на мобильные экраны - 24%. В этом полугодии рост доли показала лишь категория мобильных экранов (+4%), тогда как в других категориях зафиксировано снижение.

  

За 6 месяцев рост доли рынка наблюдался у следующих компаний : IVI, Ростелеком, Tvigle, Megogo, TVZavr. В свою очередь позиции теряли Yutube, Rutube, СТС Медиа и ITunes. Наибольший рост доли за период с 2014 года по 1 полугодие 2016 года, обеспечили IVI (+5%) , Tvigle (+3,3%) , TVZavr (+2,9%).

  

В первом полугодии рост доли рынка фиксировался у IVI, Tvigle, Megogo, TVZavr и `Первого канала`, тогда как Yutube, Rutube, СТС Медиа теряли позиции. Наибольший рост доли от общей рекламной выручки за период с 2014 года по 1 полугодие 2016 года у Tvigle (+5,6%) и TVZavr (+4,8%).

Основные факторы развития рынка онлайн-видео

  • Онлайн-сервисы `видео по запросу`, работающие в легальном сегменте, в ближайшие годы имеют значительный потенциал развития на отечественном рынке – даже несмотря на ограниченный прирост новых зрителей, экономическую нестабильность и прочее.
  • Период `стихийного` экстенсивного развития услуги, обусловленный постоянным притоком новых зрителей, себя исчерпал.
  • Если раньше одним из основных инструментов конкуренции оставалось наращивание объемов доступного контента, то теперь в основе конкурентной борьбы будут лежать зрительские потребности, предпочтения относительно жанров видео, экранов и типичных обстоятельств просмотра.
  • Перед онлайн-кинотеатрами стоит цель -- создать привычку использования, наработать характерные ситуации и обстоятельства для потребления легального видео.
  • В ближайшие несколько лет будет расти доля просмотров `длинного` видео через приложения Smart TV: это будет происходить преимущественно в сегменте легальных видеосервисов.
  • Несмотря на все имеющиеся сложности, текущая ситуация благоприятна для развития онлайн-кинотеатров, поскольку конкуренция со стороны потенциально мощного соперника, операторов платного телевидения, практически отсутствует.

2015

Данные J’son & Partners Consulting

В 2015 году компания J’son & Partners Consulting добавила новую сегментацию игроков в описание структуры рынка. Это обусловлено необходимостью более подробного учета тенденций и перспектив развития отрасли. Все 50 компаний, вошедшие в исследование, разделены на следующие группы:

  • Онлайн-кинотеатры - агрегаторы контента, предоставляющие возможность просмотра видео как через сайты проектов, так и через приложения сервисов для мобильных платформ и Smart TV. Например, ivi, Amediateka, Okko и т.д.
  • Телеканалы - телевещатели, монетизирующие прежде всего свой контент в интернете по платной или рекламной модели (СТС, Первый канал, ТНТ и т.д.)
  • Операторы - операторы платного ТВ, реализовавшие сервисы просмотра платного видеоконтента на приставках (STB) в виде VOD или кинозалов на выделенных каналах (Ростелеком, Билайн, АКАДО и т.д.)
  • Платформы цифровой дистрибуции - агрегаторы видеоконтента, предоставляющие возможность OTT-просмотра, приложений сервисов для мобильных платформ и Smart TV (iTunes, Google Play и т.д.).

По итогам 2015 года объем российского рынка легальных видеосервисов достиг 8,5 млрд руб.

Согласно оценкам J'son & Partners Consulting, к 2019 году доходы рынка легальных видеосервисов вырастут в 1,7 раза по сравнению с 2015 годом - до 14,3 млрд руб. Среднегодовой темп прироста в 2015-2019 годах составит 14%.

Из-за девальвации рубля и роста мирового рынка опережающими темпами в 2015 году доля российского рынка в общемировом объеме уменьшилась вдвое и составила 0,5%.

В 2015 году наиболее распространенной моделью монетизации осталась AVOD. Но ее доля на рынке немного снизилась за счет роста платных сервисов. Однако, по прогнозам J’son & Partners, AVOD будет оставаться абсолютным лидером рынка и сохранит свою долю не менее чем в 65% до 2019 года.

Онлайн-кинотеатры являются ключевым звеном рынка, в 2015 году они заработали 5,9 млрд рублей. У основных игроков резко увеличились доходы (на 50-70%), в том числе за счет развития платных сервисов. Это позволило некоторым из них заявить об операционной безубыточности.

Телеканалы занимают второе место по объему доходов от легального видео с выручкой 1 млрд рублей. Это пока менее 1% от рекламных доходов в телеэфире, но бурный рост в онлайне количества каналов и их доходов продолжится.

Операторы платного ТВ от предоставления видео по запросу получили 994 млн рублей. Со временем для них это может стать важным дополнительным сервисом, который увеличит ARPU.

Платформы цифровой дистрибуции в 2015 году заработали на VOD581 млн рублей. Введение НДС при продажах цифрового контента способно замедлить развитие этого сегмента в ближайшие несколько лет из-за роста стоимости для пользователей.


Ключевыми тенденциями развития рынка легальных видеосервисов в России являются:

  • Выход крупных новых игроков маловероятен, но возможно усиление существующих. Ярким примером служит появление Netflix в России в начале 2016 года и возможное усиление его позиций компании в 2017 году. Если компания проведет русификацию интерфейса, пересмотрит тарифы и пополнит библиотеку востребованным российским пользователем контентом, то она может занять существенную долю на рынке.
  • Увеличение сотрудничества операторов платного ТВ и онлайн-кинотеатров. Такие соглашения являются выгодными для обеих сторон – операторы платного ТВ получают готовое VOD-предложение, которое хорошо дополняет базовые услуги, а онлайн-кинотеатры - новых пользователей.
  • Производство собственного контента. В 2016 году ожидается выход нескольких новых проектов, продюсировать которые будут легальные видеоресурсы.
  • Разработка систем рекомендаций

Важным явлением 2015 года стала разработка многими видеосервисами систем рекомендаций пользователям. Главной целью является упрощение задачи выбора и удержание на максимально возможное время зрителя перед экраном. Что, в свою очередь, должно привести к росту доходов.

2013

Данные J’son & Partners Consulting

По прогнозам J’son & Partners Consulting, российский рынок ОТТ-видеосервисов будет расти опережающими темпами по отношению к мировому рынку OTT: в период 2013-2017 гг. рынок увеличится в 4,8 раза, при этом CAGR 2013-2017 составит 48%. Общий объем мирового рынка OTT-видеосервисов вырастет с $17 млрд в 2013 году до $28,9 млрд к 2017 году, а объем российского рынка OTT-видеосервисов вырастет с $98 млн до $470 млн к 2017 году.

По оценкам консультантов J’son & Partners Consulting, проникновение услуги ОТТ в России составило 25% по итогам 2012 года и 37% на 2013 год. Наибольший рост аудитории произошел в 2010 - 2011 годах. К 2017 году зрительская аудитория ОТТ-видеосервисов в России составит 91 миллион человек, достигнув проникновения 63%.

В перспективе на 2017 год ожидается изменение в структуре смотрения по типам устройств. Пользователи в большей степени будут склонны смотреть онлайн-видео на Smart TV, консолях и смартфонах, чем на персональных компьютерах.


По оценкам J'son & Partners Consulting, общий объем рынка онлайн-видео в России в 2013 году составил около 136 млн долл., увеличившись на 116% с 2012 года. В 2016 году он достигнет отметки в 341 млн долл. со среднегодовым темпом роста CAGR +36%.

Основные тенденции на российском рынке онлайн-видео:

  • популярность новых устройств, подходящих для просмотра онлайн-видео (кроме традиционных компьютеров): смартфоны, планшеты, smartтелевизоры;
  • определенные успехи в борьбе с нелегальным контентом и рост потребительского спроса на платный контент;
  • рост вовлеченности пользователей к данному виду услуг благодаря возможности для пользователя самому выбирать контент по интересу, комментировать и обмениваться мнениями;
  • развитие платежных систем, которые позволяют приобретать платный контент удобным для пользователей способом;
  • развитие сетей 3G и LTE, которые позволяют потреблять онлайн-видеоконтент максимально комфортно на высокой скорости без прерываний;
  • рост популярности телевизоров Smart TV, которые уже начали стремительно вытеснять обычные телевизоры, что также является наиболее защищенным каналом для монетизации цифрового легального контента по моделям («Видео по запросу» с разовой оплатой возможности просмотра», «Видео по запросу», предоставляемое на условиях подписки», «Приобретение пользователем цифровой копии контента либо бессрочная аренда единицы контента»).

Данные iKS-Consulting

В 2013 году объем рынка онлайн-кинотеатров в России составил 1,65 млрд рублей, прибавив 105 % по сравнению с 2012 годом, и в билайжшее время рост продолжится. При этом драйверами в пятилетней перспективе, по прогнозам аналитиков, станут Smart TV и мобильные среды. Кроме того, свою роль сыграет и интерес рекламодателей к новым возможностям взаимодействия с аудиторией через рекламу в онлайн-видео. Также ожидается развитие российского законодательства в области защиты авторских прав в Интернете.

По мнению аналитиков, распространение Smart TV и мобильных устройств напрямую связано с развитием платной модели доступа к контенту, которую уже реализуют многие игроки рынка (Play, Megogo, ivi.ru). Есть мнение, что к 2018 году доля выручки от платных сервисов составит 50 % от всех доходов онлайн-кинотеатров в России и в финансовом выражении достигнет 4,6 млрд рублей в год.

По данным iKS-Consulting, количество проданных Smart-телевизоров в России достигло 6,8 млн штук, причем около 60 % из них подключены к Интернету. Таким образом, рост аудитории онлайн-кинотеатров объясняется как ростом продаж самих телевизоров, так и увеличением числа видеосервисов, которые уже установлены на оборудование.

На рынке онлайн-кинотеатров присутствует более двух десятков игроков, однако 97 % рынка контролируют 9 из них.

Image:структура рынка онлайн-кинотеатров 2013.png
По данным iKS-Consulting, %

В 2013 году оборот крупнейших онлайн-кинотеатров увеличился в 1,5 раза, что связано с ростом продаж Smart-телевизоров и мобильных гаджетов. Эксперты рынка отмечают, что пока нельзя с уверенностью выделить единственно верную модель успешного развития онлайн-кинотеатра: есть примеры успешного развития как по рекламной, так и по платной модели. От модели развития бизнеса зависит контентная политика онлайн-кинотеатра: ivi.ru и Megogo создают широкий и разнообразный каталог фильмов и сериалов, Play фокусируется на новинках, Tvigle предоставляет UGC-контент (созданный конечными пользователями) и контент собственного производства. Но общей чертой развития онлайн-кинотеатров является стремление охватить максимальную аудиторию всех устройств, присутствуя на максимально возможном числе платформ.

Распределение аудитории онлайн-кинотеатров на сегодняшний день таково: подавляющее количество людей смотрят видеоконтент при помощи ПК (22,3 млн человек), на Smart-телевизорах - 6,5 млн человек, а при помощи мобильных устройств – 4,8 млн человек. Общее количество аудитории зрителей видеоконтента на на 2013 год 33,5 млн чел, тогда как видео в онлайн-кинотеатрах смотрят 24 млн человек.

Рост аудитории онлайн-кинотеатров обусловлен не только увеличением количества приложений для мобильных устройств и Smart-телевизоров, но и распространением ШПД в России, в том числе и мобильного. Напомним, что в этом году операторы большой тройки, в частности – компания МегаФон, значительно расширили зону охвата 4G/LTE сетей.

Image:аудитория видеороликов 2013.png
По данным TNS

На поведение посетителя онлайн-кинотеатра, по мнению экспертов, напрямую влияет способ его перехода на сайт. Например, ресурс Zoomby имеет самый высокий показатель referral traffic (переход по ссылкам на сторонних сайтах), однако это оказывает спам-эффект на аудиторию, поэтому доля посетителей сайта, посетивших только одну страницу ресурса (bounce rate), у Zoomby составляет 84 %. Больше всего показатель прямого перехода на ресурс у лидера рынка ivi.ru, поэтому показатель отказа составляет всего лишь 40 % аудитории. Наибольшая глубина просмотра (количество просмотренных страниц в пределах одного ресурса) также у ivi.ru, наименьший показатель по этому параметру у Zoomby.

Прошлый год охарактеризовался значительным проникновением мобильных устройств в рынок онлайн-кинотеатров. Аналитики пока не провели точные измерения аудитории, однако приводят данные по числу установок мобильных приложений в 2013 году. Абсолютным рекордсменом по этому показателю является ivi.ru, наименьшее количество загрузок у ресурса «Видеоморе».

Image:число установок мобильных приложений онлайн-кинотеатров 2013.png
По данным iKS-Consulting

Общее количество загрузок мобильных приложений онлайн-кинотеатров в 2013 году составило 14,3 млн. Ежемесячная мобильная аудитория онлайн-кинотеатров – 4,8 млн человек. Выше мы уже акцентировали внимание, что больше всего просмотров видеоконтента сейчас приходится на персональные компьютеры, однако распределение по частоте просмотров абсолютно противоположное. Чаще всего смотрят видео пользователи Smart-телевизоров (11,5 просмотров в месяц), на мобильных устройствах среднее количество просмотров составляет 5,9, а при помощи ПК всего 3 просмотра. На мобильных устройствах чаще всего смотрят короткий по времени контент. Средняя продолжительность по всем устройствам составляет 12-16 минут. Сама структура видеотрафика все больше смещается в сторону больших экранов из-за высокого потребления видеоконтента в Smart-телевизорах. Как следствие, рекламодатели всё чаще рассматривают эту платформу как площадку для размещения рекламы.

Как следствие, рекламная модель ведения бизнеса остается ключевой по итогам 2013 года. Структура рынка онлайн-кинотеатров в прошлом году выглядела следующим образом: 78 % - реклама, 22 % - пользовательские платежи. Рост рекламных доходов обусловлен увеличением совокупной аудитории онлайн-кинотеатров до 24 млн человек, что составляет треть российских интернет-пользователей. Также значительно увеличилось количество видеосмотрения в сети до 100-200 млн просмотров в месяц у лидеров рынка. Меняется и подход рекламодателей к своему контенту: всё чаще реклама становится интерактивной, а также «подстраивается» под аудиторию.

Аналитики прогнозируют, что к 2018 году доходы от рекламы будут продолжать превышать доходы от платной модели. Объем сегмента вырастет в 3,8 раз и составит 4,9 млрд рублей. К драйверам роста относят увеличение аудитории онлайн-кинотеатров, развитие Smart-телевизоров и дальнейшая «эволюция» рекламы с акцентом на таргетинг и интерактивность.

Рост доходов по платной модели объясняется увеличением проникновения Smart-телевизоров и популярность приложений онлайн-кинотеатров и расширение контентного предложения за счет новинок кинопроката. Немаловажную роль в развитии онлайн-кинотеатров играет российское государство. Принятие «антипиратского» закона и начало этапа «обеления» сегмента видеоконтента в Рунете дало значительны толчок к распространению онлайн-кинотеатров. Однако эксперты считают, что проблема пиратства в России ещё далеко не устранена.

Пользователи онлайн-кинотеатров, работающих по платной модели, предпочитают платить лишь за тот контент, который будет точно просмотрен. Объем дохода от покупок контента (либо единицы контента) с возможностью однократного (многократного) просмотра составляет 85 % и лишь 15 % аудитории приобретают подписку на определенный срок. Ожидается, что доходы, полученные по платной модели в ближайшие 5 лет будут расти высокими темпами: в среднем на 73 % в год. Объем сегмента по сравнению с 2013 годом вырастет в 12 раз и составит 4,6 млрд рублей.

Эксперты iKS-Consulting прогнозируют, что в 2014 году темпы роста рынка онлайн-кинотеатров превысят 75 % и объем рынка составит 2,9 млрд рублей. Рост рынка будет динамичным и к 2018 году вырастет в 5,7 раз, достигнув показателя в финансовом плане 9,5 млрд рублей при средних темпах роста в 43 %.

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент» дал свою оценку рынку онлайн-кинотеатров в России: «Рынок онлайн-кинотеатров растет очень динамично и, учитывая смещение вектора развития рынка связи в сектор мобильной передачи данных, несомненно, сохраняет очень значительные перспективы дальнейшего расширения. Основными драйверами роста выступают высокие темпы развития высокоскоростных сетей, снижение стоимости доступа, быстрое распространение портативных потребительских устройств и очень динамичный рост мобильного трафика (аудитория мобильного интернета оценивается более чем в 25 млн человек). На этом фоне постепенно меняется структура потребления видеоконтента: онлайн сервисы становятся все более удобными и адаптивными. Таким образом, конкуренция традиционным решениям постоянно растет. Впрочем, на данном этапе объем локального российского рынка остается сравнительно небольшим, масштабы легального рынка оцениваются в диапазоне нескольких десятков миллионов долларов. Одной из ключевых проблем индустрии остается широкое распространение нелегального контента».

Смотрите также (Онлайн-видео)





TAdviser рекомендует

27 апреля, Чт.


Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: