2023/12/13 17:32:30

Освоение Арктики

А́рктика (от греч. ἄρκτος — «медведица», ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры. Площадь — около 27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн км².

Содержание

2023

Как Россия строит связь в Арктике

По итогам 2023 года власти Красноярского края обеспечили связью и высокоскоростным интернетом 110 населенных пунктов. Из них 84 получили доступ к современным коммуникационным услугам в рамках федеральной программы «Устранение цифрового неравенства 2.0» (УЦН 2.0), а 26 — за счет краевой субсидии. Такие данные обнародованы в середине декабря 2023 года.

Развитие связи в Арктике осуществляется путем прокладки новых оптоволоконных линий, установки базовых станций сотовых сетей и спутниковых терминалов. Как сообщил министр цифрового развития Красноярского края Николай Распопин, в населенных пунктах с количеством жителей меньше 100 человек власти намерены обеспечить связь за счет спутниковой группировки «Скиф», создаваемой в рамках целевой программы «Сфера». Эта система теоретически способна обеспечить скорость передачи данных для абонентов от 37 Мбит/с до 400 Мбит/с.

Связь в Арктике обеспечивается в рамках нескольких технолгий
«
Где-то мы строим оптоволокно, но в основном устанавливаем базовые станции и станции спутниковой связи. Мы полностью компенсируем операторам CapEx вложений, субсидируем стоимость магистральных каналов связи через спутник в зависимости от количества населения: 200–300 человек — по 10 Мбит/с, больше — 15–20 Мбит/с, отмечает Распопин.
»

Предполагается, что в 2024 году власти Красноярского края обеспечат связью 64 населенных пункта. А к концу 2026-го связь появится во всех регионах с количеством жителей от 100 до 500 человек. Банковская цифровизация: ускоренное импортозамещение и переход на инновации. Обзор и рейтинг TAdviser 13.4 т

Кроме того, в Республике Саха (Якутия) реализуется проект «Синергия Арктики». Он предусматривает строительство в арктической зоне более 7000 километров волоконно-оптический линий. Данная система обеспечит высокоскоростным интернет-доступом приблизительно 72 тыс. человек из 86 населенных пунктов. Оператором проекта выступает АО «АрктикТелеком».[1]

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями

В Арктике запустили проект по перевозке грузов беспилотными автомобилями. Об этом стало известно 3 июня 2023 года. Подробнее здесь.

2022

В Арктике запустили центр скорой помощи и телемедицины за 1,6 млрд рублей

В середине декабря 2022 года стало известно о создании Центра мобильных бригад для организации выездной и дистанционной медицинской помощи жителям арктической зоны. Подробнее здесь.

Тестирование беспилотной техники в Арктике начнётся в конце года

26 апреля 2022 года компания VEB Ventures сообщила о том, что «АРМЗ Горные машины (Тестирование беспилотной техники в Арктике)» и «Цифра Роботикс» создадут в Арктике полигон для тестирования роботизированной горной техники. В ходе работ будут проверены специально разработанные алгоритмы для ориентирования в условиях плохой или нулевой видимости. Подробнее здесь.

«Цифра» разработала стратегию беспилотного освоения месторождений Арктики

Группа компаний «Цифра» 22 марта 2022 года сообщила о том, что разработала концепцию создания сервисного Оператора по эффективной добыче полезных ископаемых в Арктике. Документ представляет собой стратегию внедрения российских беспилотных технологий в разработку месторождений труднодоступных регионов. Роботизация процессов не только обеспечит бережливую и экологичную добычу полезных ископаемых, но и снизит риски возникновения нештатных и аварийных ситуаций, особенно опасных в условиях Арктики. По предварительным подсчетам при реализации проекта сокращение себестоимости добычи полезных составит до 50%.

Роботизация предусматривает переход к дистанционной разработке месторождений – техника будет работать в автономном режиме, а специалисты – контролировать ее из единого диспетчерского центра, находящегося вдали от зоны карьерных работ. Таким образом, внедрение беспилотных технологий не только гарантирует рост объемов добываемых ресурсов, но и сокращение затрат на инфраструктуру и ее обслуживание, так как существенно снизятся расходы на содержание вахтовых поселков.

«
Внедрение технологий безлюдной добычи и транспортировки повысит безопасность работ, сократив число людей, работающих в опасных зонах. Кроме того, высокая степень роботизации гарантирует существенное снижение риска появления нештатных ситуаций, которые могут спровоцировать техногенную катастрофу – главный риск освоения арктических недр, – подчеркнул генеральный директор ГК «Цифра» Игорь Богачев.
»

Ключевые положения концепции, предложенной ГК «Цифра», соответствуют задачам, определенным Президентом России в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В Стратегии отдельное внимание уделено проектам по добыче полезных ископаемых, повышению их эффективности и экологичности, в том числе благодаря цифровизации работ, проводимых в макрорегионе.

В рамках концепции «Цифрой» была разработана дорожная карта и рассчитаны ожидаемые эффекты, например повышение коэффициента извлечения полезных ископаемых на 10-30%. Также были предусмотрены решения ключевых проблем недропользователей, таких как вымывание кадров, низкая привлекательность профессии, тяжелые условия труда, зависимость от импортных технологий, что особенно важно в текущих геополитических реалиях.

Для решения поставленных задач ГК «Цифра» предлагает создать единого оператора – специализированную группу компаний, которая обеспечит комплексное сопровождение недропользователей с использованием решений на базе искусственного интеллекта, а также оборудования и машин. Рост эффективности при разработке и эксплуатации месторождений будет реализован за счет применения сервисной бизнес-модели, позволяющей недропользователю получить технологическую и операционную услугу разработки и добычи «под ключ».

«
Реализация проекта такого масштаба станет одним из ключевых «вытягивающих» проектов в России на ближайшее десятилетие и позволит обеспечить технологическое развитие смежных отраслей: машиностроения, микро- и радиоэлектроники, высокоскоростных сетей связи и телекоммуникаций, робототехники и других. На март 2022 года у нас в стране нет отечественного оператора, позволяющего недропользователю получить такую современную услугу, – отметил Игорь Богачев.
»

ГК «Цифра» готовит предложение о создании оператора по эффективной добыче полезных ископаемых в Арктике для направления в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.

2021

Ресурсная база Арктики

По данным за 2021г.

Кабмин утвердил дорожную карту по реализации стратегии развития деятельности в Антарктике

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по реализации стратегии развития деятельности России в Антарктике. Об этом говорится в сообщении пресс-службы правительства, распространенном в 04/07/2021[2].

«
"Модернизация экспедиционной инфраструктуры, проведение комплексных научных исследований, охрана окружающей среды, повышение квалификации участников экспедиций - мероприятия по таким направлениям включены в план по реализации стратегии развития деятельности России в Антарктике, утвержденный председателем правительства Михаилом Мишустиным", - говорится в сообщении.
»

Документом предусмотрено создание новых зимовочных комплексов на станциях "Восток" и "Мирный" для размещения членов экспедиций. На станциях "Русская" и "Новолазаревская" будут реконструированы объекты инфраструктуры. Также предусматривается модернизация систем связи и навигации и поэтапное обновление парка транспортной техники.

Кроме того, в рамках Российской антарктической экспедиции будут проведены магнитосферные, гидрологические, биологические, океанологические, метеорологические исследования. Планируется подробнее изучить подледниковое озеро Восток, биоресурсы Южного океана, геологическое строение Антарктики и провести ее аэрофотосъемку. Уточняется, что для научных целей будут построены несколько судов ледового класса.

Также планируется направить средства на создание современных комплексов по переработке жидких и твердых отходов, заняться вывозом ветхих сооружений и непригодного для использования оборудования для сбережения антарктической экосистемы. Кроме того, предусмотрено дополнительное обучение и повышение квалификации персонала по программам горной и спелеологической подготовки, основам выживания в Арктике и Антарктике.

В пресс-службе добавили, что одним из направлений плана является развитие системы Договора об Антарктике, целью которого является формирование условий для использования континента в интересах всего человечества. "В рамках этой задачи будет обеспечено участие России в специальных консультативных совещаниях и комитетах, предприняты шаги по расширению двустороннего и многостороннего взаимодействия с государствами - участниками договора", - отмечается в пояснительной записке к документу.

Кроме того, в план вошли связанные с антарктическим туризмом инициативы. Всего в документ включено более 50 мероприятий.

Представление навигационно-телекоммуникационной системы для Арктической зоны РФ

Холдинг «Росэлектроника» Госкорпорации Ростех 26 марта 2021 года представил комплексный проект по созданию высокоточной навигационно-телекоммуникационной системы для Арктической зоны РФ. Решение стабильно работает в сложных физико-географических условиях приполярных районов, устойчиво к кибератакам и обеспечивает непрерывный контроль местоположения судов.


Система наблюдения, навигации и связи, предлагаемая ПАО «Интелтех» холдинга «Росэлектроника» для работы в Арктической зоне РФ, представляет собой комплекс стационарных и мобильных радиотехнических постов. Каждый пост состоит из нескольких подсистем, которые обеспечивают работу одновременно по десяткам направлений. Подсистема наблюдения осуществляет мониторинг ледовой, гидрометеорологической, радиационной, сейсмической обстановки в режиме реального времени. Телекоммуникационная подсистема – связь в УКВ- и КВ-диапазонах, по каналам ВОЛС, спутниковой, метеорной и тропосферной связи. Навигационная подсистема обеспечивает контроль местоположения судна по спутниковым или наземным радионавигационным системам.

Правительство упростило прохождение проверок в пунктах пропуска в Арктической зоне

В Арктической зоне ускорят процедуру прохождения товаров и транспорта через пункты пропуска благодаря закреплению за таможенными органами полномочий по проведению проверок. Соответствующее постановление подписал в феврале 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин[3].

Как уточняет пресс-служба Правительства РФ, это касается санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. До этого подобные проверки проводили Роспотребнадзор и Россельхознадзор.

«Аналогичный механизм ранее был протестирован в свободном порту Владивостока и доказал свою эффективность», – следует из сообщения.

Решение вступит в силу через 180 дней. За это время работники таможни пройдут необходимую подготовку, а пункты пропуска будут оснащены спецаппаратурой.

Ранее кабмин утвердил правила льготного кредитования резидентов Арктической зоны, а также правила предоставления субсидий компаниям, работающим в Арктической зоне, на создание и реконструкцию инфраструктуры.

2020

Запуск первой в Арктике цифровой подстанции «Север»

В конце декабря 2020 года Россия запустила первую в Арктике цифровую подстанцию. Речь идёт об основном энергоузле северной части Новопортовского месторождения, разработкой которого занимается «дочка» «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Ямал». Подробнее здесь.

"Адмиралтейские верфи" спустило на воду "Северный полюс"

На АО «Адмиралтейские верфи» в декабре 2020 года прошел спуск на воду ледостойкой самодвижущейся платформы (ЛСП) «Северный полюс» проекта 00903, которая строится по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)[4].

Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» и Росгидрометом подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года. Строительство заказа проходит в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктического региона Российской Федерации.

ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до -50о и влажности 85%.

АО «Адмиралтейские верфи» имеет большой опыт строительства судов ледового класса. В 1959 году на предприятии построен первый в мире атомный ледокол «Ленин»; в 1979-м научно-исследовательское судно «Отто Шмидт»; с начала 2000-х годов: серия из пяти танкеров ледового плавания дедвейтом 20000 тонн; арктические танкеры «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров» дедвейтом 70000 тонн; научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников».

Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость - не менее 10 узлов; прочность корпуса - Arc8; автономность по запасам топлива - около 2 лет; срок службы - не менее 25 лет; экипаж - 14 человек; научный персонал - 34 человека. Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» строится на класс Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special purpose ship.

Путин заявил о «прирастании» России Арктикой

Президент России Владимир Путин заявил в декабре 2020 года, что в следующем десятилетии страна будет «прирастать» Арктикой и Северными территориями. По словам президента, в развитии этого направления, в том числе добыче полезных ископаемых, заключается будущее страны, так как большая часть территорий России находится в северных широтах.

При этом Владимир Путин подчеркнул, что вести хозяйственную деятельность на Севере нужно так, чтобы минимизировать экологический риск, так как природа края очень уязвима.

Первая отечественная метеостанция для работы в Арктике успешно прошла тестирование

Экспериментальный образец отечественной универсальной метеостанции для мониторинга климата в Арктике успешно прошел первые испытания в полевых условиях. В настоящее время он установлен для опытного использования в условиях Крайнего Севера в Томской области, сообщил в декабре 2020 года ТАСС Информационное агентство России замдиректора Института мониторинга климатических и экологических систем Сибирского отделения Российской академии наук (ИМКЭС СО РАН) Владимир Корольков[1].

В 2018 году ученые ИМКЭС СО РАН совместно с компанией "Сибаналитприбор" начали разработку первой отечественной метеостанции, которая сможет в арктических условиях измерять при помощи акустических, оптических и радиационных методов скорость и направление ветра, температуру и влажность воздуха, атмосферное давление, интенсивность, количество, виды осадков, интенсивность солнечной радиации и высоту снежного покрова. При этом разработка, в отличие от существующих аналогов, должна год полностью работать без вмешательства людей, использовать солнечную энергию для зарядки батарей и иметь защиту от арктической фауны. Прототип станции был изготовлен в 2020 году.

Корольков отметил, что опытная эксплуатация продлится еще год. Данная процедура нужна, чтобы получить лицензию от Росгидромета и в 2022 году вывести метеостанцию на рынок.

В Арктике начали проводить высокоскоростной интернет за 65 млрд рублей

18 ноября 2020 года Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) сообщило о начале строительства трансарктической магистральной подводной волоконно-оптической линии связи Мурманск – Владивосток. Этот проект реализуется совместно с Министерством транспорта РФ и ФГУП «Росморпорт». Подробнее здесь.

2018: Финляндия предлагает России создать агрегатор ледокольных услуг

В качестве одного из наиболее перспективных Финляндия рассматривает проект создания агрегатора ледокольных услуг с участием России. Об этом журналистам в Хельсинки заявил в представитель по связям с общественностью финской государственной компании-оператора ледокольного флота Финляндии Ээро Хокканен, сообщает информационно-аналитическое агентство PortNews[2].

По словам Хокканена, в Финляндии целесообразным считают создание некоего агрегатора наподобие приложения Uber (такси), который, в свою очередь, предлагал бы операторам судов услуги ледокольной проводки с участием ледокольных флотов России, Финляндии, Канады, США, Норвегии, а также стран Прибалтики.

При этом представитель финской стороны признал, что несмотря на всю его перспективность, реализация такого проекта станет возможной лишь после снятия санкций и нормализации геополитической ситуации вокруг России.

Дата-центры в Арктике

Основная статья: Дата-центры в Арктике

Арктика (Арктическая зона)

Основная статья: Арктика (Арктическая зона)

Арктическое Средиземноморье

Концепция «Арктического Средиземноморья» появилась не так давно и подразумевает, что размеры Европейского союза позволяют ему играть достаточно важную роль в Арктическом регионе, поэтому Брюссель должен стремиться к тому, чтобы иметь в Арктике такое же влияние, как и в Средиземноморье. Об этом говорится и в резолюции об арктической политике Евросоюза от 16 марта 2017 года

Концепция предусматривает сотрудничество стран Северной Европы и западных российских арктических регионов в вопросах регулирования, с последующим созданием единого рынка труда, утверждением единого плана развития инфраструктуры и согласованием общей позицией по наиболее существенным вопросам арктической политики.

Полярные владения России

Границы северных полярных владений СССР определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.

В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года[3]. Конвенция устанавливает одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны — со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов. Правда, любая страна может претендовать на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра (часть VI Конвенции) и за пределами 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния.

Чтобы добиться прав на полярные владения, России придётся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. В отношении хребта Ломоносова это оспаривается Данией, которая считает, что хребет — затонувшая часть Гренландии[4]. Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова — это продолжение полярных владений РФ, российская сторона провела беспрецедентную экспедицию «Арктика-2007» в июле-августе 2007 года, состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на дне Северного Ледовитого океана у Северного полюса Земли.

Глава Министерства природы Российской Федерации Сергей Донской сообщил, что Россия ждет представления Канадой своей заявки в ООН на расширение шельфа в Арктике в конце 2018 — начале 2019 года, после чего можно будет ожидать решения по подобной российской заявке[5].

Сухопутные территории Арктической зоны Российской Федерации определены согласно указу президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации»[6]

Ледоколы России (Атомное судостроение)

Основная статья: Ледоколы России (Атомное судостроение)

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрд баррелей[7]. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется около 584 млн. баррелей нефти (исходя из усреднённого показателя 1,6 млн. баррелей в день)[8]. Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 154 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в [морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.»[9]

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Глава компании ООО «Газпром добыча шельф» Александр Мандель заявил журналистам, что работы по добыче нефти начнутся в середине июля 2012 года. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от окружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arctic oil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года[10].

Экологические организации, такие как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике. В 2012 году началась международная кампания «Защитим Арктику», которая призывает людей по всем миру подписать требование о моратории на добычу нефти в Арктике.

«Арктический шельф — крупный и до настоящего времени практически не использованный резерв нефтегазовой промышленности России, но без его освоения невозможно решить задачи Энергетической стратегии России до 2020 года»[11]. Среди крупнейших газовых российских месторождений — Штокмановское, Русановское и Ленинградское, расположенные в западной Арктике.

Примечания