2019/11/15 09:58:41

Основные проблемы цифровизации госсектора

Отсутствие стандартизации ИТ-систем, недостаток средств, нехватка квалифицированных кадров и несовершенство законодательства – это наиболее часто упоминаемые в 2019 году проблемы, с которыми сталкиваются в ходе цифровизации российские госструктуры, прежде всего на региональном уровне. Однако есть еще ряд пока не решенных и не менее важных вопросов, которые волнуют как субъекты страны, так и федеральные органы власти.

Статья входит в обзор "Информатизация госсектора 2019"

Содержание

TAdviser, основываясь на опросе экспертов, подготовил список основных ИТ-проблем на региональном и федеральном уровнях, которые пока остаются не решенными
TAdviser, основываясь на опросе экспертов, подготовил список основных ИТ-проблем на региональном и федеральном уровнях, которые пока остаются не решенными

2019

Факт активной работы в направлении цифровизации госсектора отрицать невозможно. Обращает на себя внимание то, что для госсектора эффективность становятся приоритетным вопросом. Сделано немало и уже есть что занести в актив.

«

Вместе с тем, осязаемых результатов пока меньше, чем предполагает программа "Цифровая экономика Российской Федерации" или соответствующие федеральные проекты, - замечает Сергей Шерстобитов, генеральный директор Angara Technologies Group.

»

По мнению Леонида Коковина, руководителя партнерской программы компании «Форсайт», работа по цифровизации государственных структур сейчас ведется достаточно активно. И стартовавшие в прошлом году национальные проекты, в том числе «Цифровая экономика», «Образование» и «Здравоохранение», задали ещё более высокую планку развития цифровизации в стране.

«

Но, безусловно, такую масштабную задачу невозможно решить в сжатые сроки. Есть объективные трудности, в связи с чем наблюдается снижение темпов цифровой трансформации госсектора. В целом, такая ситуация закономерна: для государства нехарактерна позиция новатора-экспериментатора, здесь нужны выверенные, работающие решения, требуется гарантия успеха. Именно поэтому отдельные направления пробуксовывают. Надеемся, что в дальнейшем, с появлением эффективных, проверенных отечественных программных продуктов, темпы цифровизации госсферы будут более устойчивыми, - говорит эксперт «Форсайт».

»

По оценке Вадима Деянышева, генерального директора компании "АйТи. Ведомственные системы", на региональных и муниципальных уровнях перевод на цифру реализован не более чем на 15-20%.

«

Огромные массивы данных, не имеющих юридической значимости, находятся в разнородных информационных системах, а иногда и на бумажных носителях. Усугубляет положение отсутствие четких параметров и KPI, по которым оценивается региональная информатизация. Здесь предстоит пройти еще огромный путь, - считает он.

»

В сегменте госинформатизациии, по его мнению, наблюдается явный перекос. С одной стороны, идет мощное финансирование этого направления. С другой – с рынка по тем или иным причинам ушел целый ряд крупных ИТ-компаний, активно работавших с госсектором. В результате абсолютное большинство проектов передано в руки госинтеграторов – структур Ростелекома, Ростеха и др. Причем выделяемые гигантские средства на цифровизацию абсолютно не коррелируют с имеющимися у них производственными ресурсами, полагает эксперт.

Руководитель проектов в органах государственной власти компании Directum Иван Бастриков добавляет, что у региональных министерств нет понимания, что им нужно делать.

«

В федеральных органах власти реализация программы, по ощущениям, тормозится из-за нехватки кадров. По нашим оценкам как вендора, работа ведется в ускоренном режиме, что может отразиться на результате, - отмечает он.

»

Рассмотрим подробнее наиболее часто упоминаемые проблемы, с которыми сталкиваются в ходе цифровизации российские госструктуры.

Отсутствие единых стандартов при выборе ведомственных систем и многообразие технологий

Серьезной проблемой является отсутствие единых стандартов при выборе ведомственных систем и многообразие технологий, что создаёт заметные трудности в интеграции и работе с данными. В итоге под каждую задачу управления создается отдельный инструмент, со своими стандартами. Все это ведет к росту издержек, в том числе на этапе поддержки и модернизации систем. Еще один минус данного подхода – тот факт, что используемые инструменты слабо интегрированы между собой, как следствие – предоставляют противоречивые данные.

Генеральный директор БФТ Александр Моносов, отмечает, что результатом этого становится недостаточная развитость межведомственного обмена данными (исключение – оказание госуслуг) и отсутствие системного эффекта от цифровизации управленческих процессов. В итоге позитивный процесс цифровизации не приводит к сокращению транзакционных издержек.

Владимир Кохан, коммерческий директор «Диджитал Дизайн», считает, что формирование единой методологии создания информационных систем в каждой из сфер привело бы к единому способу реализации, тем самым минимизируя затраты, в том числе и временные, на проработку возможных вариантов реализации этих систем.

«

Эта работа ведется, но, тем не менее, еще есть куда стремиться, - отмечает он.

»

По мнению Леонида Коковина, руководителя партнерской программы компании «Форсайт», перспективный путь заключается в объединении существующих информационных систем в единое целое, чтобы все системы говорили «на одном языке». Для этого нужна единая платформа решения разных задач по работе с данными.

«

Такой программный продукт мы разработали в компании «Форсайт»: это мощный, многофункциональный инструментарий «Форсайт. Аналитическая платформа», в нем содержатся инструменты построения хранилищ метаданных, управления НСИ, инструменты администрирования, визуализации и представления данных в требуемых форматах и разрезах. Возможности «Форсайт. Аналитической платформы» позволяют преодолеть сложности интеграции в любую информационную систему. Важно, что наша разработка обладает значительным потенциалом для импортозамещения, в том числе благодаря расширенному функционалу и совместимости с российскими операционными системами и системами управления базами данных. Наш программный инструментарий позволяет решить такую сложную задачу, как создание аналитической подсистемы ГИС ТЭК, которая помогает анализировать и принимать решения на основе данных по всей энергетической отрасли. Аналитическая подсистема позволяет автоматизировать процессы хранения, консолидации, классификации и структурирования информации по всем направлениям ТЭК, обработку данных о состоянии и прогнозе развития отрасли, процессы моделирования и прогнозирования социально-экономических явлений в сфере ТЭК, формирование аналитической отчетности, а также планирование и мониторинг мероприятий ТЭК.

Также при помощи платформы могут эффективно решаться задачи региональных госорганов, поскольку инструментарий «Форсайта» обеспечивает высокую степень совместимости с различными типами ПО. Яркий пример – реализация ГАСУ Вологодской области.

Также наш инструментарий был использован при создании автоматизированной системы анализа, оценки и прогнозирования нештатных ситуаций на объектах атомной отрасли для СКЦ Росатома. Этот программный комплекс для гибкого и комплексного анализа данных позволяет оперативно получать информацию по всем объектам атомной отрасли в едином интерфейсе. Он объединяет все текущие данные по атомным объектам страны, обеспечивает мониторинг текущей обстановки, нештатных и чрезвычайных ситуаций на объектах, планирование мероприятий по их предупреждению и ликвидации, прогнозирование вероятности нештатных ситуаций на основе имеющихся и поступающих данных, - рассказывает Леонид Коковин.

»

Недостаток финансирования региональных ИТ-программ

Цифровизация госсектора происходит неравномерно: уровень разнится от региона к региону. В некоторых субъектах РФ до сих пор продолжается базовая цифровизация бизнес-процессов или даже остается потребность в проработке ИТ-инфраструктуры.

Тимур Ахмеров, генеральный директор «Барс Груп», считает, что основными причинами, по которым регионы не достигают должного уровня информатизации остаются нехватка выделяемого бюджета на данные мероприятия, неразвитая ИТ-инфраструктура региона, нехватка квалифицированных кадров. Тем не менее, данные вопросы взяты под контроль, обсуждаются и постепенно решаются (в своем темпе на уровне каждого региона).

Сергей Шерстобитов, генеральный директор Angara Technologies Group, также замечает, что в последние несколько лет, ситуация меняется к лучшему - в некоторых передовых регионах на ИТ-программы выделяется все больше средств.

Андрей Бурин, руководитель департамента по работе с государственным сектором компании «Форс – Центр разработки» (ГК «Форс»), добавляет, что помимо финансирования, в регионах важна инициатива руководства и готовность взять ответственность на себя.

«

А с этим бывает сложно, потому что подавляющее большинство субъектов являются дотационными и в значительной степени зависят от бюджетной федеральной политики, - говорит он.

»

Геннадий Копаев, директор по маркетингу и продажам компании «КСК Технологии», считает, что с одной стороны в некоторых регионах в силу экономического кризиса очень сильные управленческие коллективы (уровня Министерства информатизации субъекта РФ) остались без возможности приложения своих знаний и умений. С другой - видна миграция специалистов из государственного сектора в частные компании. Продолжение указанной тенденции, по его мнению, грозит тяжёлыми последствиями даже в случае открытия финансирования.

Кадровые проблемы в регионах

Кадровая проблема является одной из самых острых для регионов. О нехватке ИТ-специалистов в субъектах говорит каждый третий эксперт, опрошенный TAdviser.

«

В многих регионах остро ощущается нехватка квалифицированных ИТ-специалистов, способных поставить задачу и её решить, мыслить на уровне современных абстракций – таких как цифровые платформы, цифровые регионы, а также на уровне микро- и макросервисной архитектуры, - говорит Андрей Бурин из компании «Форс – Центр разработки».

»

Николай Ганюшкин, основатель цифровой лаборатории `MONQ`, также считает основной проблемой дефицит квалифицированных кадров на местах.

«

Иногда вспоминается народная пословица «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». Распорядка дана, бюджеты есть, а знания «для чего все это надо», «как надо это делать» есть не у всех, - считает он.

»

Сергей Шерстобитов, гендиректор Angara Technologies Group, полагает, что необходимо развивать региональные учебные программы для подготовки специалистов требуемых квалификаций. При этом очень важно реализовывать программы для удержания квалифицированных кадров в регионах, создавая им условия для комфортной жизни и обеспечивая достойно оплачиваемой работой.

Алексей Барышкин, эксперт по цифровой трансформации ГК «Нетрика», добавляет, что специфика перехода к цифровой экономике такова, что цифровая трансформация затронет практически каждого.

«

На сегодня процессы обучения и переподготовки кадров идут достаточно активно, но в существующем формате они не смогут полностью решить кадровую проблему, - считает он.

»

Без подготовленных команд на региональном и федеральном уровне процесс цифровизации невозможен, полагает он. При этом, по его мнению, большая группа регионов испытывает серьезный кадровый дефицит из-за оттока специалистов в столицы и крупные технологические центры.

Генеральный директор БФТ Александр Моносов критически важным для всей отрасли видит проект «Кадры для цифровой экономики».

«

Все участники ИТ-рынка сегодня испытывают дефицит квалифицированных специалистов, особенно по перспективным направлениям и технологиям (big data, ИИ, VR\AR, машинное обучение и т.д.) и этот дефицит в перспективе будет только нарастать с учетом демографической ситуации в России. Отдельные крупные игроки создают корпоративные университеты и собственные образовательные программы, но реализация единой системной политики по данному направлению, разумеется, с учетом интересов бизнеса, представляется существенно более эффективной, - считает эксперт.

»

Иван Бастриков, руководитель проектов в органах государственной власти компании Directum, отмечает, что его компания ощущает кадровый дефицит у своих клиентов:

«

Мы как вендор ощущаем нехватку кадров у заказчиков при проектах внедрения. Для решения этой проблемы мы создаем центры компетенций при крупных заказчиках, например, на базе подведомственного учреждения или местной ИТ-компании. Кроме того, компания Directum разработала программу для вузов. Мы развиваем ее, предоставляем возможности бесплатного обучения и сертификации для студентов.

»

Нормативное регулирование цифровизации

Одной из общих проблем, которая касается и регионального, и федерального уровней, является нормативное регулирование цифровизации. Речь даже не о том, что существующее законодательство сильно отстает от реалий цифровой экономики – просто темп изменений нормативной базы должен быть кардинально ускорен, полагают участники рынка госинформатизации.

«

Законодательство должно идти вровень с реальными процессами цифровой трансформации, а лучше – немного их опережать, - считает Алексей Барышкин, эксперт по цифровой трансформации ГК «Нетрика».

»

Руководитель группы внедрения в органах государственной власти компании Directum Константин Лянгузов в качестве примера приводит возросший интерес к долговременным электронным архивам. По его словам, развитие нормативного регулирования этой области ожидалось в 2019 году. Имея соответствующие НПА по работе с госархивом, можно было бы полностью отказаться от бумаги и интегрировать СЭД и ведомственные архивы с государственным архивом. Однако пока этого не произошло. В результате остается дублирование информации на бумажных носителях, а проекты развития региональных информационных систем тормозятся.

К той же области нормативного регулирования стоит отнести устаревшие процессные регламенты. Например, делопроизводство, регламенты которого были разработаны для работы с бумажными документами.

«

Поэтому отказаться от двойной регистрации документов, пересылаемых между ведомствами, работающих в одной СЭД, не решается практически ни один регион, - добавляет эксперт.

»

Генеральный директор БФТ Александр Моносов также видит основной проблемой, влияющей как на эффективность органов государственного управления, так и на жизнь каждого гражданина, и работу юридических лиц, сохранение высокой доли бумажных документов (и по количеству их видов, и по частоте предоставления, и по срокам их обработки).

«

Эта проблема связана как с несовершенством законодательства, в первую очередь - наличием большого числа устаревших норм и правил, требующих обязательного «физического» документа с подписью и «мастичной» печатью, так и с неготовностью (технологической, организационной, моральной) органов управления полностью переходить на юридически значимый электронный документооборот. Уверен, что значительная часть этих проблем будет устранена с помощью «регуляторной гильотины» (в части ликвидации устаревших норм и правил), а также в рамках мероприятий по разработке новых НПА, предусмотренных планом реализации нацпроекта «Цифровая экономика», - считает он.

»

Проблемы импортозамещения

Определенные сложности остаются в отношении направления ИТ-импортозамещения. Руководитель группы внедрения в органах государственной власти компании Directum Константин Лянгузов выделяет две проблемы – применимость таких продуктов и их сопровождение.

Так, по его словам, трудности возникают при переносе исторических документов в новые офисные пакеты, поскольку не все старые документы можно открыть в неизменном виде. Также у него вызывает вопросы надежность и масштабируемость бесплатных СУБД.

Вторую проблему он связывает с отсутствием на местах специалистов, глубоко знающих импортозамещающие продукты. Отсюда возникают проблемы с сопровождением таких систем и решений. В итоге, если браться за импортозамещение основательно, с гарантией качества и результата, то без привлечения на контрактной основе вендоров ОС, СУБД, офисных пакетов и прочих импортозамещающих продуктов не обойтись. И в этом случае процесс замещения иностранных решений может стоить серьезных средств, а бюджеты, как всегда, ограничены.

Недостаточная согласованность процессов цифровизации на федеральном и региональном уровнях

Несмотря на то, что во всех регионах России приняты региональные аналоги федеральных проектов «Цифровой экономики», реальные мероприятия регионального уровня далеко не всегда связаны с федеральной повесткой.

По словам Алексея Барышкина, более благополучно дела обстоят в вопросах развития инфраструктуры и обеспечения информационной безопасности. При этом координация процессов в области цифрового государственного управления и развития сквозных цифровых технологий требует совершенствования.

«

Можно надеяться, что это произойдет по результатам реализации пилотных проектов в регионах, - отмечает он.

»

О дефиците информации в сфере цифровой трансформации в регионах говорит Иван Скородумов, начальник департамента развития информационных систем компании ЭОС.

«

Мы видим, что региональный уровень ощущает острый дефицит информации от курирующих ФОИВ по ряду направлений в области цифровой трансформации. Пример – развитие электронного правительства. Ранее Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ регулярно проводились подкомиссии, где регионы принимали активное участие, обсуждались и решались проблемы. Сейчас этого либо нет, либо подобные мероприятия носят закрытый характер. Как результат – регионы варятся в собственном соку, часть проблем не решается вовсе. Мало методических материалов по направлениям, которые предстоит реализовать в рамках «цифрового госуправления», - говорит эксперт.

»

Консерватизм госзаказчиков

Цифровизация органов исполнительной власти часто сдерживается консерватизмом самих заказчиков. Например, популярной темой для обсуждения в госструктурах является внедрение RPA: эта технология может освободить сотрудников от рутинных операций и существенно повысить качество работы государственных учреждений, при этом, она очень быстро окупается. Но большинство ведомств останавливаются на автоматизации нескольких простых задач и не идут дальше.

По мнению Игоря Лейпи, директора департамента по работе с государственным организациями компании Softline, это обусловлено двумя причинами. Во-первых, для полноценной работы с RPA необходимо глубокое понимание процесса, который он автоматизирует. Во-вторых, развитию технологии мешают предубеждения сотрудников, которые боятся, что автоматизация процессов приведет к сокращению штата. По факту же большинство ведомств страдает от нехватки кадров, а роботизация рутинных процессов позволяет квалифицированным работникам сосредоточиться на более сложных задачах.

Проблемы СМЭВ и МЭДО

Елена Гуцева, руководитель направления по развитию СМЭВ и госуслуг компании ЭОС, рассказывает о проблеме с заменой сервисов СМЭВ 2 на грамотные сервисы в СМЭВ 3.

«

Сервис в СМЭВ 2 выводят из эксплуатации, а аналога в СМЭВ 3 нет, а если и есть, то недоработанный. ОМСУ приходится выступать тестировщиком по такому сервису, что не очень-то и правильно. Это время, ресурсы, которые всегда ограничены, - поясняет она.

»

Аналогичную проблему видит и Вадим Деянышев, генеральный директор компании "АйТи. Ведомственные системы":

«

Инициатива с тотальным переходом на СМЭВ 3, принятая несколько лет назад, так и не была до конца реализована. И сегодня целый ряд ведомств продолжает работать на СМЭВ 2, - говорит эксперт.

»

Кроме того, по словам Елены Гуцевой, существуют правовые ограничения регистрации сервисов на региональном уровне. Пример: в регионе требуется зарегистрировать сервис с областью применения «межведомственное взаимодействие», но, согласно методическим рекомендациям, это доступно только для ФОИВ. ОМСУ в регионах из-за данной правовой коллизии не может начать обмениваться сведениями с такими же ОМСУ. Это проблема, говорит она.

Начальник департамента развития информационных систем ЭОС Иван Скородумов считает существенной проблемой использование устаревших сервисов для взаимодействия различных информационных систем.

«

К примеру, в МЭДО уже давно существует версия 2.7, но многие до сих пор используют более ранний формат, что, безусловно, тормозит развитие межведомственного взаимодействия, - отмечает он.

»

Ещё одной проблемой, по его словам, является постоянный рост количества электронных документов при отсутствии понятных правил со стороны регулятора о том, что, собственно, с ними делать дальше.

«

Мы видим, что регионы принимают самостоятельные решения в этой отрасли, но есть опасение, что после формирования позиции на федеральном уровне возможно множество коллизий, - считает Скородумов.

»

Проблемы госзакупок

Еще одна проблема связана с процессами закупок в государственном секторе. Несмотря на то, что она также находится в нормативной плоскости, Алексей Барышкин, эксперт по цифровой трансформации ГК «Нетрика», отмечает её особо.

«

Специфика регулирования закупок в государственном секторе (Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ) такова, что процесс внедрения современных технологических решений сильно затягивается, из-за чего решения могут устаревать или терять актуальность к моменту их использования. Для отдельных видов решений, например, связанных с интеллектуальной обработкой данных, осуществление закупок в соответствии с 44-ФЗ вообще не всегда возможно, - говорит он.

»

Проблемы информационной безопасности

Все более пристальное внимание в госсекторе уделяется вопросам информационной безопасности.

«

Прогрессирующий рост числа и сложности киберугроз заставляет ведомства увеличивать расходы на информационную безопасность, иногда в ущерб менее приоритетным проектам, - отмечает Сергей Косецкий, коммерческий директор компании X-Com.

»

По мнению Сергея Шерстобитова, генерального директора Angara Technologies Group, на первый план выходят проблемы обеспечения безопасности данных граждан и организаций:

«

Здесь и обеспечение безопасности персональных данных государственными структурами, а также коммерческими операторами, имеющими доступ к таким данным и обрабатывающими их, и механизмы защиты от мошеннических действий с использованием электронной подписи граждан и организаций.

»

Как отмечает Алексей Новиков, директор экспертного центра безопасности Positive Technologies (PT Expert Security Center), две трети APT-группировок, атакующих сегодня российские организации, нацелены на госучреждения.

«
И это не случайно. Компании государственного сектора часто атакуют целенаправленно, потому что они обладают ценной информацией, за которой охотятся злоумышленники. Мотивов более чем достаточно: стратегические планы развития, партнерские соглашения на международной арене, экономические планы и пр. — все зависит от типа организации, - рассказывает он.

»

Злоумышленники чаще всего прекрасно знают, какие средства защиты и какое ПО установлено в конкретной организации и как оно функционирует. В открытом доступе в интернете преступники могут без труда найти информацию о том, какие закупки и в какое время осуществлялись организацией — какие были куплены антивирусные программы, системы мониторинга событий, какой межсетевой экран покупала та или иная компания. Следовательно, преступники всегда могут подготовиться адресно к атаке на конкретную организацию.

«

Разумеется, госкомпании сегодня задумываются и о практическом применении требований кибербезопасности, но первоочередную значимость все же имеет выполнение требований регуляторов и законодательства. Реальность такова, что иногда важнее иметь конкретный сертификат на то или иное средство защиты, а его настройкам при этом внимание не уделяется. А ведь именно правильная настройка в числе прочего необходима для того, чтобы средство защиты выполняло свои задачи (в том числе по выявлению атак) с максимальной эффективностью, - поясняет Алексей Новиков.

»

Подробнее о способах противостояния целевым атакам на госучреждения читайте здесь.

Смотрите также