2018/02/06 12:22:26

План перехода госорганов на российское программное обеспечение

Согласно распоряжению правительства, выпущенному в июле 2016 года, до конца 2018 года федеральные госорганы должны перейти на российское офисное программное обеспечение. В этот же период должны быть подготовлены нормативные и методические документы для перехода на российское ПО региональных органов власти и госкомпаний.

Содержание

2020: Доля отечественного ПО в закупках госорганов должна прирасти до 70%

10 сентября 2020 года стало известно, что доля российского софта в стоимости закупок по итогам 2020 г. должна составить не менее 70% для госорганов и не менее 50% для госкорпораций и компаний с госучастием. Такие данные приводит «Коммерсант» со ссылкой на проект плана Правительства по достижению национальных целей развития России до 2024 г. Госорганы сетуют на то, что переводить на отечественное ПО нужно большое количество информационных систем, разработанных в разное время, в разных программных средах и с использованием разных технологий. Это значительно замедляет процесс.

Источник напомнил, что программа «Цифровая экономика России» предусматривает, что к 2024 г. доля отечественного ПО в закупках органов власти должна составить 90%, а в компаниях с госучастием – 70%. По итогам 2019 г. наблюдается снижение плановых показателей: доля закупок отечественного софта госорганами упала с 62,2% (показатель в 2018 г.) до 55%, а в госкомпаниях и корпорациях — с 65,2% годом ранее до 38,9%. Согласно информации, опубликованной в Единой межведомственной информационно-статистической системе, затраты госкорпораций и госкомпаний на приобретение российского ПО в 2019 г. составили 1,6 млрд руб., а в совокупности с зарубежным — 4,2 млрд руб., госорганов — 7,3 млрд руб. и 13,3 млрд руб. соответственно.

«Коммерсант» ссылается на экспертов, которые объясняют падение показателей в 2019 г. переносом отдельных крупных тендеров или общим снижением затрат на российское ПО, вызванным централизацией его закупок. Централизованные закупки отечественного офисного ПО и антивирусного ПО для всех федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) с 2019 г. проводит Минкомсвязи.

Документ, как уточнили в Минэкономразвития, будет дорабатываться до 30 октября 2020 г. Именно тогда отчет о проекте должен быть представлен Президенту России Владимиру Путину. В состав рабочей группы входят представители Минкомсвязи, Минэкономики и других федеральных органов, а также эксперты и представители бизнеса.

В 2020 г. сразу несколько госкомпаний начали осваивать российский софт: в том числе, РЖД приступили к использованию российских программных разработок сфере работы с электронной почтой и веб-серфинга.Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

В сентябре 2020 г. власти предложили отнести госкомпании и госкорпорации к объектам критической информационной инфраструктуры (КИИ) наравне с госорганами и банками с 1 января 2021 г. Это будет означать ускоренный переход на отечественный софт и оборудование, порядок которого определит правительство[1]. Подробнее здесь.

2018: Импортозамещение сдвинулось с мертвой точки: госорганы массово наметили планы и тестируют российское ПО

Под конец 2017-го и в начале 2018 года госведомства активизировались с публикацией своих планов-графиков перехода на отечественное офисное программное обеспечение (ПО). Это произошло после того как Минкомсвязи в 2017 году утвердило методические рекомендации по переходу госорганов на такой софт.

В 2018 году, в частности, появились в открытом доступе планы-графики перехода на отечественное офисное ПО Минздрава, Минкультуры, Минэнерго, Минтранса, ФНС, Управления делами президента РФ (подробнее о плане - здесь), Минприроды, Росгвардии, Роскомнадзора, Министерства по делам Северного Кавказа.

Российские разработчики ПО отмечают реальное повышения спроса на свои продукты со стороны госорганов.

В числе ранее опубликовавших свои планы - Федеральное казначейство, Росимущество, Федеральная служба судебных приставов, Роспотребнадзор, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агентство по государственным резервам, Роструд и другие.

Согласно рекомендуемой Минкомсвязи форме плана-графика и рекомендуемым индикаторам, уже в 2017 году доля отечественных ОС в центральных аппаратах госорганов должна составлять не менее 30% и не менее 20% - в их территориальных органах, а в 2018 году – не менее 50% и 40% соответственно.

Для базового набора приложений по работе с текстом, таблицами, презентациями и т.д. аналогичные показатели на 2017 год установлены для операционных систем - не менее 50% и 20%, на 2018 год – не менее 80% и 50% соответственно.

Источник, близкий к одному из ведомств, называет опубликованные планы-графики, скорее, «отпиской для Минкомсвязи» и считает, что к реальным планам они зачастую имеют мало отношения.

Российские разработчики ПО, однако, отмечают реальное повышения спроса на свои продукты. Гендиректор разработчика ОС «Базальт СПО» Алексей Смирнов в разговоре с TAdviser отметил, что ситуация с переходом на отечественные ОС заметно поменялась со второй половины 2017 года: если ранее госзаказчики зачастую старались найти различные причины не использовать отечественные продукты, то теперь они осмысленно ищут, где можно без потерь заместить импортные ОС.

Проводится очень много тестирований, демонстраций работы ОС на стенде, рассказывает он. Эта тенденция отразилась и на реальных продажах «Базальт СПО», утверждает Смирнов.

В качестве примеров проектов гендиректор «Базальт СПО» привел использование ОС ФНС для ФГИС «Ресстр ЗАГС» - на серверах в ЦОДе и рабочих местах в ЗАГСах, на серверах системы паспортов нового поколения, в Госдуме. В большом объеме ОС приобретает Московская область, есть проекты в Тюмени и других регионах.

Алексей Смирнов отметил, что поставки были и до этого, но теперь они приобрели систематический характер. Этому, по мнению Смирнова, способствуют и изменения в закон о запрете на допуск импортного ПО, который с января стал распространяться не только на покупку лицензий, но и на аренду софта, облачные подписки, покупку оборудования с предустановленным ПО и др. Благоприятствует более активному переходу и тот факт, что уже складываются целые комплексы прикладных программ для ОС на базе Linux, позволяющие решать различные задачи.

Гендиректор «Базальт СПО» полагает, что тормозят более активный переход госорганов на отечественные ОС на базе Linux особенности государственных информационных систем. Многие из них изначально разрабатывались под пользователей с ОС Windows и браузером Internet Explorer (браузер), и, получается, заменив ОС и офисное ПО на отечественные, чиновники не могут полноценно работать с такими госинформресурсами. Такая проблема, например, существовала с системой госзакупок.

В «Новых облачных технологиях» - разработчике офисного пакета «МойОфис», говорят, что в конце 2017 года, в связи с тем что вышло постановление, уточняющее понятие «программное обеспечение» и корректирующее правила определения принадлежности софта, было отменено несколько крупных конкурсов на поставку импортного ПО, и больших закупок производилось гораздо меньше, чем обычно приходится на конец года. Ряд конкурсов были перенесены на 2018 год. В этом смысле в компании видят положительную динамику.

«
Очевидно, что интерес государственных органов к отечественным решениям вырос, есть диалог с разработчиками на предмет облегчения процесса перехода на отечественное ПО. Мы, в частности, выпускаем регулярные обновления и развиваем технологии макросов и SDK, которые позволяют бесшовно интегрировать «МойОфис» в текущие бизнес-процессы организаций и облегчить переход на наши решения, - заявили TAdviser в компании.
»

В «Новых облачных технологиях» ожидают повышения спроса в 3-м и 4-м кварталах 2018 года, когда публикуют основные закупки.

Сергей Александров, гендиректор компании «НТЦ ИТ РОСА», также разрабатывающей ОС на основе Linux, отмечает увеличившийся спрос на ПО «РОСА» и называет основными драйверами следующие факторы - создание реестра отечественного ПО, выпуск дорожной карты Минкомсвязи летом 2017 года о переходе госведомств на российское ПО и постановление правительства о запрете допуска иностранного ПО к закупкам в госорганах при наличии отечественных аналогов. То, что Минкомсвязи обязало ФОИВы и другие госорганы к публикации планов-графиков, тоже подстегнуло спрос, считает он.

«
Если на начало 2017 года «НТЦ ИТ РОСА» получала порядка 1-2 запросов на ознакомление и тестирование с продуктами «РОСА» в день, то теперь – это около 5 запросов в день, и главным образом это запросы от госзаказчиков, которые готовятся к переходу на российское ПО, - заявил Александров TAdviser. - Много запросов приходит из регионов.
»

Сергей Александров в разговоре с TAdviser отметил, что стало много пробных закупок небольших партий лицензий. В рамках небольших пилотных проектов госзаказчики хотят войти в соответствие с планом Минкомсвязи и протестировать Продукты РОСА на своей инфраструктуре.

Проблема несовместимости ОС на базе Linux с существующими государственными информационными системами (базирующихся в основном на продуктах Microsoft), безусловно, есть, говорит гендиректор «НТЦ ИТ РОСА». Решается она индивидуально с каждым заказчиком в зависимости от существующего прикладного ИТ-ландшафта. Но возникают и другие проблемы при переходе на Linux – с использованием ЭЦП, с работой в сложных системах вроде CAD-систем, которые не ориентированы на Linux, рассказывает Сергей Александров. Он добавил, что у «НТЦ ИТ РОСА» есть набор инструментов для решения этих проблем.

2017

Суд объяснил на примере Минстроя, как можно закупать иностранное ПО в обход российских альтернатив

В конце марта 2017 года Арбитражный суд Москвы разъяснил свое решение отказать в удовлетворении исковых требований «Новых облачных технологий» к Минстрою, которое вынес ранее. В своем иске компания требовала признать недействительным электронный аукцион и госконтракт Минстроя с «Геокэпитал» на поставку офисного ПО Microsoft. Разбирательство носит прецедентный характер: суд впервые оценивал законность отказа от российского ПО. Подробнее здесь.

Медведев утвердил требования к российскому офисному ПО

В марте 2017 года председатель правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, устанавливающее дополнительные требования к отечественному офисному программному обеспечению, включенному в реестр российского ПО. К офисному ПО, в частности, относятся: операционная система, коммуникационное ПО, офисный пакет, почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, файловые менеджеры, справочно-правовая система, системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты.

Требования устанавливаются к составу, функциональным характеристикам и сопровождению программного обеспечения. В проекте постановления прописаны требования к офисному ПО в целом и к отдельным его составляющим, а также к форматам входных/выходных данных.

Дмитрий Медведев подписал постановление с требованиями к российскому офисному ПО

В числе общих требований к офисному ПО:

  • русскоязычный интерфейс;
  • возможность аутентификации и идентификации пользователей в ЕСИА (если программа имеет функцию идентификации);
  • отсутствие требования установки дополнительного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего ограничения на его свободное распространение на территории РФ, за исключением операционных систем;
  • для веб-доступа пользователя к офисному ПО должна обеспечиваться возможность использования интернет-браузеров не менее чем 3 различных правообладателей, при этом сведения об одном из которых включены в реестр российского ПО.

На АРМ пользователя офисные программы должны иметь возможность работать под управлением не менее 2 различных ОС, включенных в реестр российского ПО, и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования - под управлением не менее 2 ОС, сведения о которых включены в реестр, и ОС Microsoft Windows Server (версии 2008 и выше).

Из требований к офисному пакету в части текстового редактора, табличного редактора и редактора презентаций – возможность совместной работы над электронным документом группы пользователей, в том числе записи изменений в электронном документе в режиме реального времени.

Средства просмотра электронных документов должны поддерживать форматы bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, pptx, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odt, ods, odp, avi, mpeg, mp3. Для создания новых электронных текстовых документов, презентаций, таблиц офисное ПО должно поддерживать, в том числе, форматы Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, PPTX) и PDF.

В 3-месячный срок со дня выпуска постановления Минкомсвязи должно утвердить порядок и методику подтверждения соответствия ПО установленным требованиям, а в 6-месячный срок - обеспечить подтверждение, что им соответствует уже включенное в реестр офисное ПО.

Помимо требований к офисному ПО, реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии включенного в указанный реестр программного обеспечения установленным дополнительным требованиям, которые определяют состав, архитектуру, функции отечественного офисного программного обеспечения, необходимого для замены импортных аналогов.

2016

В Минкомсвязи попытались разработать требования к российскому офисному ПО. Получилось слабо

В конце октября 2016 года Минкомсвязи представило проект постановления правительства, которое устанавливает дополнительные требования к продуктам, содержащимся в реестре отечественного программного обеспечения. Документ был опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Речь в проекте идет, в частности, об установлении требований к офисному программному обеспечению. Под офисным программным обеспечением в документе подразумевается ПО, «предназначенное для автоматизации типовых функций должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов по обработке информации при выполнении своих должностных обязанностей».

Требования устанавливаются к составу, функциональным характеристикам и сопровождению программного обеспечения. В проекте постановления прописаны требования к офисному ПО в целом и к каждой из его составляющих, а также к форматам входных/выходных данных и информационной безопасности.

В конце сентября 2016 года рабочая группа Совета по региональной информатизации — рабочего органа Минкомсвязи, на заседании обсуждала функциональные требования к отечественному офисному программному ПО для госорганов

В требованиях к составу ПО говорится, что оно должно включать в себя редактор текстовых документов, электронных таблиц, презентаций, ПО электронной почты, почтовые приложения, коммуникационное ПО, файловый менеджер, органайзеры, средства просмотра и операционные системы.

В числе общих требований к офисному ПО - оно должно обеспечивать совместную работу над электронным документом группой пользователей с возможностью записи изменений в режиме реального времени, говорится в документе.

В случае доступа пользователя к офисному ПО с использованием средств интернет-браузера, оно должно обеспечивать возможность использования интернет-браузеров не менее чем трех различных правообладателей.

Офисное ПО должно поддерживать работу с СУБД, включенными в реестр российского программного обеспечения.

В требованиях к операционным системам указывается, что для автоматизированного рабочего места офисное ПО должно поддерживать работу не менее чем на двух различных ОС семейства Linux и ОС Microsoft Windows (версии 7 и выше). Для серверного оборудования требуется поддержка не менее чем на двух ОС семейства Linux, а для абонентских устройств – поддержка ОС Android, Apple iOS и Tizen.

Коммуникационное программное обеспечение должно обеспечивать создание, просмотр, редактирование, копирование, вывод на печать информации и передачу с использованием каналов связи и локальных вычислительных сетей электронных документов, электронных сообщений, включая текстовые сообщения, изображения, звуковые и видео- файлы. К нему установлены требования о поддержке доставки сообщений, возможности отключения уведомлений о сообщениях, поиска по сообщениям и др.

Большой список требований содержится к почтовым приложениям. В нем прописаны особенности взаимодействия между серверным и клиентским ПО и функциональные возможности. В числе требований также – реализация средств антивирусной проверки электронных сообщений и электронных документов и механизмы шифрования информации и электронной подписи.

В требованиях к средствам просмотра указывается, что они должны обеспечивать возможность просмотра электронных документов, в том числе сохраненных в форматах bmp, jpg, jpeg, png, gif, tif, tiff, OOXML, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, odf, avi, mpeg. Редактор презентаций должен поддерживать форматы электронных документов Open Document Format и формат электронных презентаций Microsoft (pptx), а создание новых табличных электронных документов должно быть возможно, в том числе, в форматах Open Document Format (ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010), Office Open XML (OOXML, XLSX).

Стоит отметить, что в документе авторы путают форматы как таковые и файловые расширения форматов: противопоставляют OOXML и xlsx, хотя, первое включает в себя второе. В документе упоминается стандарт ISO 29500 в качестве проекта, хотя он был утвержден еще в 2008 году.

В Ассоциации «Отечественный софт» сообщили TAdviser, что у организации пока нет позиции по этому документу. Его разослали членам АРПП и собирают отклики, исходя из которых, ассоциация позднее сформирует свою позицию.

Советник генерального директора СПО-разработчика «Базальт СПО» Алексей Смирнов рассказал TAdviser, что отправлял свои замечания на предварительную версию документа. Некоторые из них были учтены полностью или частично. Например, были исправлены формулировки требований к форматам поддерживаемых документов, но по этому списку надо еще поработать, он явно сырой и многократно дублируется в документе, полагает эксперт.

В числе неучтенных – замечание к требованию возможности совместного редактирования электронного документа в реальном времени. Алексей Смирнов не уверен, что это требование будет соответствовать требованиям по безопасности и уверен, что оно точно не применимо ко всему ПО сразу, как оно выставлено в текущей версии документа.

Также у эксперта вызывает недоумение требование для вновь закупаемого офисного ПО обязательно обеспечить работу и под ОС Windows: «Сейчас оправданием покупки Windows является только совместимость с прикладным ПО, но в требования уже заложена совместимость прикладного ПО с Linux», аргументирует Смирнов. Кроме того, «две версии Linux», поддержку которых устанавливает проект, – это например RedHat и SuSE, поэтому должна быть совместимость именно с ОС из реестра, уверен он. Смирнов предлагает в данном пункте ограничиться требованием совместимости с какой-либо ОС из реестра отечественного ПО.

Из требований к ОС для рабочих станций следует, что от ОС Windows 7 требуется, чтобы она позволяла запускать все программы, собранные для работы под ОС Windows 10, указывает на еще одну недоработку в документе Смирнов. Он считает, что вряд ли это реализуемо.

В числе других замечаний Алексея Смирнова - почему «выпали» многие важные для офисной работы классы ПО, например ВКС и ERP. Возражение, что они имеют серверную основу, он считает неактуальным, поскольку почта и месенджер тоже не ограничивается клиентским ПО.

Алексей Смирнов также поднимал вопрос относительно порядка применения этих требований: кем и когда будет осуществляться проверка их выполнения для конкретных программ? Кроме того, некоторые пункты документа, по его мнению, могут быть поняты как дополнительные требования ко всем программам соответствующих классов при их занесении в реестр. Однако реестром пользуются не только федералы, и возникает вопрос, что тогда делать регионам, муниципалам и госкорпорациям.

Непонятен и юридический статус документа, указывает в своих замечаниях советник генерального директора «Базальт СПО». В нем фактически заложено дополнительное ограничение по госзакупкам. Это значит, что он должен быть привязан к 44-ФЗ, иначе у госзаказчика возникнут проблемы с законом, полагает он.

Ранее, в июле 2016 года, вышло распоряжение правительства, согласно которому до конца 2018 года федеральные госорганы должны перейти на российское офисное программное обеспечение. Разработка требований к его составу и функциональным характеристикам была возложена на Минкомсвязи, а срок исполнения обозначен октябрем 2016 года.

В конце сентября 2016 года состоялось заседание рабочей группы Совета по региональной информатизации — рабочего органа Минкомсвязи, на котором участники обсуждали функциональные требования к отечественному офисному ПО для госорганов. К этому моменту ведомство направляло в федеральные органы исполнительной власти запрос об используемом ПО и предъявляемых к нему требованиях. Также представители отрасли направляли Минкомсвязи свои предложения по функциональным требованиям к офисному ПО. В Минкомсвязи отмечали, что проект постановления правительства о дополнительных требованиях к офисному ПО разрабатывался с учетом проведенного анализа полученной информации от госорганов и представителей отрасли.

Стартовала подготовка к зачистке импортного офисного ПО и операционных систем в госорганах

29 августа 2016 года Минкомсвязи разослало в федеральные госорганы и внебюджетные фонды письмо (копия есть в распоряжении TAdviser) с просьбой предоставить данные об использовании офисного программного обеспечения в их деятельности.

Анализ этой информации необходимо провести в рамках исполнения плана перехода федеральных госорганов и внебюджетных фондов на использование отечественного офисного ПО в 2016-2018 гг.

Данное письмо Минкомсвязи направило госорганам взамен аналогичного документа, которое ранее, в конце июля, разослал замминистра связи Алексей Соколов. В новом письме расширен список классов офисного иностранного ПО, о котором госорганам требуется предоставить сведения: теперь к нему отнесли также операционные системы, антивирусное ПО и ПО обеспечения информационной безопасности, справочно-правовые системы.

Полный список используемого офисного ПО, о котором требуется предоставить сведения, теперь выглядит так:

В более ранней версии письма список включал:

  • Файловые менеджеры
  • Коммуникационное программное обеспечение
  • Офисные пакеты
  • Почтовые приложения
  • Органайзеры
  • Средства просмотра документов
  • Браузеры
  • Редакторы мультимедиа
  • Редакторы презентаций
  • Табличные редакторы
  • Текстовые редакторы

Как и ранее, Минкомсвязи также интересуют 20 самых часто запускаемых иностранных продуктов за период с начала 2011 по конец 2015 года.

Отдельно ведомство просит перечислить требования к офисному ПО со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Судя по всему, это заменило вопрос о том, «имеется ли «жесткая» привязка к использованию определенных офисных приложений» со стороны ведомственных информационных систем, который содержался в июльском письме госорганам.

Чиновников просят предоставить информацию об использовании ПО не только в своих центральных аппаратах, но и в территориальных подразделениях, подведомственных агентствах, ФГУПах и т.п. Также требуется предоставить сведения о фактических и прогнозных затратах на указанные продукты в федеральных госорганах и подведомственных им учреждениях.

Дополнительно Минкомсвязи просит федеральные госорганы и внебюджетные фонды сообщить о готовности участия в реализации пилотного проекта по переходу на использование отечественного офисного ПО, который планируется провести в 2016-2017 гг.

Информацию необходимо направить в Минкомсвязи до 1 октября 2016 года. На основании анализа должна быть определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов.

Утверждение плана перехода госорганов на российское офисное ПО

26 июля 2016 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил план перехода федеральных госорганов и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения в 2017-2018 гг. Обеспечивать его реализацию будет Минкомсвязи совместно с заинтересованными госорганами.

Дмитрий Медведев своим распоряжением утвердил план перехода федеральных госорганов на российское офисное ПО

Согласно соответствующему распоряжению правительства, до 1 октября 2016 года госорганы должны предоставить Минкомсвязи сведения об использовании офисного ПО, а до 1 марта 2017 года - утвердить планы-графики перехода на использование отечественного офисного ПО в 2017-2018 гг.

Переход необходимо осуществлять с использованием ПО, включенного в единый реестр отечественного программного обеспечения.

С января по май 2017 года, в соответствии с планом, должен быть реализован пилотный проект по переводу на отечественное офисное ПО, в том числе - предоставляемое по облачной модели, не менее двух федеральных органов исполнительной власти, не менее трех территориальных органов ФНС и одного подведомственного ей казенного учреждения, а также не менее одного государственного внебюджетного фонда.

После этого, с мая 2017 года по декабрь 2018 года, госорганы и внебюджетные фонды должны перейти на отечественное офисное ПО.

План также включает разработку Минкомсвязи предложений по реализации механизмов, предусматривающих до 2020 года переход органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, госкомпаний и акционерных обществ с госучастием, государственных казенных и бюджетных учреждений, на использование отечественного офисного ПО.

Полный текст распоряжения

Распоряжение от 26 июля 2016 г. № 1588-р

1. Утвердить прилагаемый план перехода в 2016 - 2018 годах федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения.

2. Минкомсвязи России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами обеспечить реализацию плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.

3. Федеральным органам исполнительной власти, государственным внебюджетным фондам:

  • до 1 октября 2016 г. представить в Минкомсвязь России сведения об использовании офисного программного обеспечения в порядке и объеме, которые определяются Минкомсвязью России;
  • до 1 марта 2017 г. утвердить планы-графики перехода в 2017 - 2018 годах на использование отечественного офисного программного обеспечения;
  • обеспечить переход на использование отечественного офисного программного обеспечения в соответствии с утвержденными планамиграфиками.

4. Федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам осуществлять переход на использование отечественного офисного программного обеспечения:

  • с использованием программного обеспечения, включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных;
  • в случае предоставления отечественного офисного программного обеспечения по "облачной" технологии - с применением инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным корпорациям и компаниям, акционерным обществам с государственным участием предусмотреть реализацию мероприятий по переходу на использование отечественного офисного программного обеспечения.

Полный текст плана

Мероприятие Вид документа, подтверждающего исполнение мероприятия Ответственный исполнитель Срок реализации Ожидаемые результаты
1Проведение анализа отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения в деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, включая их территориальные подразделения, а также в деятельности подведомственных федеральным органам исполнительной власти федеральных государственных унитарных предприятий, государственных казенных и бюджетных учреждений, в том числе с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем доклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь России, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фондыоктябрь 2016 г.проведен анализ отечественного программного обеспечения, внесенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также использования офисного программного обеспечения, в том числе с учетом требований со стороны ведомственных автоматизированных информационных систем. Определена потребность в офисном программном обеспечении на период 2016-2018 годов
2Разработка требований, предъявляемых к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, для использования федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондамиакт Правительства Российской ФедерацииМинкомсвязь России,заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фондыоктябрь 2016 г.утверждены требования, предъявляемые к составу и функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
3Подготовка финансово-экономического обоснования перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения на 2016-2018 годыдоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь Россииноябрь 2016 г.подготовлено финансово-экономическое обоснование перехода на отечественное офисное программное обеспечение
4Разработка правил предоставления офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологииакт Правительства Российской ФедерацииМинкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные внебюджетные фондыдекабрь 2016 г.определены правила предоставления офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии
5Подготовка предложений по организации и порядку реализации в 2016-2017 годах пилотного проекта по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечениядоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, заинтересованные государственные внебюджетные фондыоктябрь 2016 г.определен порядок и сроки реализации пилотного проекта; определены федеральные органы исполнительной власти и государственные внебюджетные фонды, участвующие в реализации пилотного проекта
6Определение порядка и методики подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения ведомственный нормативный правовой акт Минкомсвязь Россииноябрь 2016 г.утвержден порядок и методика подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
7Создание программно-аппаратного стенда в целях подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения доклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь Россиидекабрь 2016 г.создан стенд для подтверждения соответствия отечественного офисного программного обеспечения установленным требованиям к функциональным характеристикам офисного программного обеспечения
8Разработка методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспеченияведомственный нормативный правовой актМинкомсвязь Россиидекабрь 2016 г.утверждены методические рекомендации
9Подготовка инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, и системы федеральных и региональных центров обработки данных, для предоставления федеральным органам исполнительной власти и государственным внебюджетным фондам отечественного офисного программного обеспечения, в том числе по "облачной" технологиидоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь Россиидекабрь 2016 г.подготовлена необходимая инфраструктура; отработана технология предоставления отечественного офисного программного обеспечения с применением "облачной" технологии
10Реализация пилотного проекта по переводу не менее 2 федеральных органов исполнительной власти, не менее 3 территориальных органов Федеральной налоговой службы и одного подведомственного ей казенного учреждения, и не менее одного государственного внебюджетного фонда на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии, с учетом требований к офисному программному обеспечению со стороны ведомственных автоматизированных информационных системдоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь России, ФНС России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и государственный внебюджетный фонд январь - май 2017 г.реализован пилотный проект по использованию отечественного офисного программного обеспечения, в том числе предоставляемого по "облачной" технологии
11Разработка предложений по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечениядоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь Россиимай 2017 г.разработаны предложения по реализации механизмов, предусматривающих переход до конца 2020 года указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения; определены этапность перехода и перечень нормативных правовых актов, принятие которых необходимо для перехода указанных органов власти и организаций на использование отечественного офисного программного обеспечения
12Переход федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечениядоклад в Минкомсвязь Россиифедеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фондымай 2017 г. - декабрь 2018 г.реализован механизм перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения
13Разработка нормативных правовых актов и методических рекомендаций, формирующих правовую и методологическую основу перехода до конца 2020 года органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных корпораций и компаний, государственных казенных и бюджетных учреждений, акционерных обществ с государственным участием на использование отечественного офисного программного обеспечениянормативные правовые акты, методические рекомендацииМинкомсвязь России, заинтересованные федеральные органы исполнительной властиавгуст 2017 г.приняты нормативные правовые акты и утверждены методические рекомендации
14Подготовка ежегодного доклада о ходе перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечениядоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь России, федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фондыежегодно, до 30 декабря текущего годаобеспечен мониторинг и контроль перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
15Проведение методологических семинаров по переходу на использование отечественного программного обеспечениядоклад в Правительство Российской ФедерацииМинкомсвязь Россиив течение 2016 - 2018 годовобеспечена методологическая поддержка федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов при переходе на использование отечественного офисного программного обеспечения

См. также