2017/06/22 16:20:08

Поддельные (фейковые) новости

.

Содержание

2017

Создатель Wikipedia запустил проект для борьбы с фейковыми новостями

Сайт создателя Wikipedia Джимми Уэйлса, WikiTribune своей основной целью ставит разоблачение фейковых новостей в интернете. Сам Уэйлс утверждает, что журналистика должна основываться на неоспоримых фактах, а не на домыслах или жёлтых заголовках ради увеличения читательской аудитории[1].

Международный новостной портал будет регулярно публиковать статьи профессиональных журналистов, которые затем будут проверяться на правдивость многочисленными волонтёрами из разных стран. Это позволит сделать максимально прозрачной работу СМИ и выявить наиболее надёжные источники информации, а также разоблачить тех, кто злоупотребляет доверием своих читателей. Сервис совершенно бесплатен и лишён встроенной рекламы. Как и Wikipedia, сайт планируется содержать за счёт добровольных пожертвований его пользователей.

Киберкриминал подключился к бизнесу «фейковых» новостей

В июне 2017 года компания Trend Micro опубликовала исследование, в котором указывает, что распространение поддельных (фейковых) новостей превратилось в услугу, которую охотно оказывают киберпреступники. Оформился целый рынок, где существуют более-менее стандартные расценки на осуществление кампаний по информационному манипулированию. [2]

Киберкриминальное подполье, по данным Trend Micro, весьма охотно производит, рекламирует и монетизирует фальшивый новостной контент.

Речь идет далеко не только о разовых публикациях. В качестве «пакета услуг» предлагаются целые кампании по манипулированию общественным мнением, направленные на достижение вполне конкретных целей. Например, обеспечить информационную кампанию по возбуждению уличных протестов стоит $200 тыс.

Киберкриминальное подполье, по данным Trend Micro, весьма охотно производит, рекламирует и монетизирует фальшивый новостной контент

Дискредитация избыточно проницательного журналиста обойдётся в $55 тыс. Создание «из ничего» фальшивой знаменитости с 300 тысячами последователей в социальных сетях стоит $2600. Дороже всего будет стоить годовая кампания, нацеленная на манипулирование результатами политических выборов, — $400 тыс.

Неизвестно, действительно ли лица, предлагающие подобные услуги, способны их оказывать в заявленном объёме на самом деле. Факт того, что дезинформация и чёрный пиар всегда активно используются в политической борьбе, а социальные сети и другие медиаресурсы сегодня предоставляют как никогда простые в использовании и эффективные инструменты для продвижения фейкового контента. Так что в предположении, что определённая часть киберкриминала действительно предлагает подобные услуги, нет ничего фантастичного.

2016 год в США часто называют «годом фейковых новостей», и именно тогда определение fake news прочно вошло в обиход. Правительства разных стран и политические партии во всём мире активно обвиняют друг друга в использовании кампаний по распространению лживой информации в политических целях. Канцлер Германии Ангела Меркель и в самом деле стала одной из ключевых объектов бомбардировки фальшивыми новостями в ходе предвыборной гонки 2017 года. В свою очередь, президент США Дональд Трамп имеет обыкновение называть «фейковыми» любые новости, с которыми он не согласен.

Российские государственные СМИ также часто становятся объектами обвинений в отклонении от стандартов журналистской работы в сторону пропаганды и дезинформации. Ключевым отличием «фейковых новостей» как сегодняшнего явления оказывается акцент на использовании технических средств и особенностей социальных сетей.

В 77-страничном исследовании Trend Micro рассматриваются все этапы запуска такой кампании: от изучения целевой аудитории и подготовки «информационного фугаса» — самой фейковой новости, до её распространения, в особенности посредством социальных сетей, а также попытки поддерживать нарратив с помощью дополнительной пропаганды.

Процесс в целом включает в себя создание фальшивых аккаунтов и групп в социальных сервисах, продвижение фейкового контента через лайки и репосты, формирование фальшивых, но убедительно выглядящих новостных сайтов, «платформ социальной журналистики» и т. д. За дополнительную плату инициатор кампании может получить в своё распоряжение сразу целое множество таких новостных сайтов с перекрёстными ссылками друг на друга, чтобы дополнительно «отмыть» фальшивый контент.

Между различными регионами существуют свои специфические отличия: услуги, предлагаемые на рынках «подпольного контента» в Китае, в России, на Ближнем Востоке и в англоязычных странах могут существенно различаться между собой. Например, в исследовании указывается, что фальшивое рекламное объявление в Китае обойдутся всего в сто юаней (меньше $20), в то время как в России за 35 тысяч рублей предлагают разместить любое видео на главной странице YouTube на две минуты, за 45 тысяч рублей — разослать фейковый пресс-релиз по новостным ресурсам. 100 комментов под видео на Youtube стоят 150 рублей, 100 дизлайков под ним — всего 100 рублей.

Авторы исследования Trend Micro указывают, что потребители новостного контента могут спастись от фальшивок, если составят себе труд перепроверять подозрительную информацию в крупных традиционных медиа, станут изучать личности авторов и будут дочитывать материал дальше заголовка и лида.

« Мы надеемся, что понимая методики манипулирования мнениями, общественность сможет выработать у себя сопротивляемость к ним, — пишут авторы. [3] »

« Использование социальных медиа для интенсивного распространение дезинформации и политической или коммерческой пропаганды, — это данность. То, что к этому подключились киберпреступники — поворот интересный, но вполне закономерный, — считает Дмитрий Гвоздев, генеральный директор компании "Монитор безопасности". — Нельзя, правда, исключать и того, что предложение описанных услуг само по себе тоже может быть частью какой-нибудь кампании по дезинформации: почву для конспирологических домыслов оно представляет почти идеальную. К сожалению, пройдёт немало времени до того, как у сколько-нибудь значительной части общества во всём мире выработается навык самостоятельной проверки получаемой информации. »

МИД РФ: Facebook поощряет распространение дезинформации

У Москвы есть вопросы к руководству Facebook по поводу отсутствия блокировки фальшивых страниц российских дипломатических представительств за рубежом. Об этом заявила на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова[4].

"27 апреля 2017 года корпорация Facebook выпустила доклад об операциях в этой социальной сети, инициированных различными неправительственными игроками в целях манипулирования общественным мнением, - сказала дипломат. - В арсенале обосновавшихся в "Фейсбуке" злоумышленников распространение через так называемые фейковые аккаунты сфабрикованных новостей и дезинформации, спама, вредоносных материалов". "Мы приветствуем решение корпорации Facebook привлечь внимание мировой общественности к рискам использования социальных сетей и особенно к проблеме вводящих в заблуждение информационных кампаний, о которых мы неоднократно говорили", - подчеркнула она.

По ее словам, Россия регулярно подвергается извращенным информационным атакам в социальных сетях. "Несмотря на наши многочисленные обращения, Facebook так и не заблокировал фейковые аккаунты посольств РФ в Чехии и Словакии, - сообщила дипломат. - Кроме того, за последнее время нами выявлены аналогичные лжестраницы у посольства в Швеции, которые используются для обмана пользователей этой социальной сети".

"Фактически своим бездействием Facebook поощряет распространение дезинформации, - подчеркнула Захарова. - При этом мы благодарны этой компании за оперативные шаги по разблокированию страниц российских загранучреждений, которые были приняты. Но, честно говоря, это гигиена труда. Хотелось бы большего в целях недопущения дальнейшей популяризации "фейков".

Facebook опубликовал в британских газетах инструкцию по выявлению фейковых новостей в интернете

Компания Facebook разместила на правах рекламы в нескольких крупнейших британских газетах инструкцию по выявлению недостоверных новостей. В инструкции, которая появилась на страницах The Guardian, The Daily Telegraph и The Times, говорится, что нужно внимательно проверять источник публикаций, скептически относиться к вызывающим заголовкам и проверять даты в материалах[5].

Полностью список советов по выявлению фейковых новостей выглядит так:

  • Относитесь к заголовкам со скепсисом;
  • Внимательно смотрите на URL;
  • Ищите первоисточник;
  • Обращайте внимание на необычное форматирование;
  • Обратите внимание на фотографии;
  • Проверяйте даты;
  • Проверяйте доказательства;
  • Ищите другие сообщения по теме;
  • Не шутка ли эта история?
  • Некоторые фейковые заметки — сознательная сатира.

Facebook в советах не упоминается, но на материале размещен логотип социальной сети. Аналогичные советы Facebook ранее неоднократно размещал и в онлайн-СМИ.

Примечания



TAdviser рекомендует

26 июня, Пн.

Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: