2018/03/05 17:37:48

Регулирование госзакупок телекоммуникационного оборудования

.

Содержание

2018

Минсвязи обсуждает расширение перечня российского телеком-оборудования

Федеральное агентство связи (Россвязь) предлагает расширить перечень оборудования связи, которое может называться отечественным, сейчас этот вопрос рассматривается в Минкомсвязи, сообщает в феврале 2018 года "Телеспутник"[1] со ссылкой на заместителя начальника управления государственных услуг в сфере связи Россвязи Владимира Арефьева.

Чиновник напомнил, что сейчас статус телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП) получает оборудование, подлежащее обязательной сертификации, - такое, как оборудование коммутации и маршрутизации (в том числе беспроводные точки доступа WiFi стандарта 802.11a/b/g/n), мониторинга, телефонные, базовые станции, цифровые транспортные системы. При этом, по его словам, средства связи, подлежащие декларированию, — любое оконечное оборудование, АФУ, оборудование электропитания, кабельная продукция, модемы, сервера — не попадают в этот список перечня совместного приказа.

По данным Россвязи, в 2016 году было зарегистрировано 2590 деклараций, из них 551 (или 21%) — это оборудование, сделанное в России. В 2017 году динамика осталась практически такая же — 594 (или 22%) средств связи из 2649 зарегистрированных деклараций. При этом сертификатов соответствия в 2016 году было выдано 815, из них 265 (или 32%) — признается отечественным оборудованием, в 2017 году — 295 (или 39%) средств связи отечественного производства из 748 сертификатов соответствия.

Россвязь еще в 2017 году предложила расширить перечень ТОРП, присвоив этот статус на все средства, используемые в сети связи общего пользования

2017

Реестр российского телеком-оборудования не стал стимулом рынка - аналитики

Рынок операторского телеком-оборудования в России продолжает составлять незначительную долю мирового рынка и не проявляет явного положительного тренда развития. К такому выводу пришло агентство J’son & Partners Consulting. По его данным, импортное оборудование в российской телеком-индустрии составляет почти 94% рынка[2][3].

Меры, которые принимаются на федеральном уровне, пока тоже не принесли ощутимого результата - например, реестр телекоммуникационного оборудования российского происхождения (ТОРП). Агентство отмечает, что компании, которые наиболее активно получают статус ТОРП, на рынке отстают по объемам продаж. Из 334 наименований оборудования, имеющего статус ТОРП, только 43 (13%) активно востребованы рынком за последние 6 лет, в их числе особо можно выделить коммутаторы и маршрутизаторы.

Продолжается негативная тенденция снижения доли экспорта во внешней экономической деятельности сегмента операторского оборудования. В большинстве случаев потребителями такого оборудования остаются страны постсоветского пространства. В Россию телеком-оборудование главным образом поставляет Китай. В то же время темпы роста различных секторов обрабатывающей промышленности в России были самыми высокими в мире после Китая за последние 20 лет. Совокупный среднегодовой темп роста объема производства электронного и оптического оборудования в России за период 2000-2015 гг. составил 12,5% по сравнению с 16,7% в Китае, 0,3% в США и снижением в Великобритании на 4,8%.

В то же время в абсолютном выражении объемы российской промышленности не велики на фоне промышленно развитых стран. Существующих размеров и диверсификации обрабатывающих отраслей недостаточно для промышленного рывка в электронном и телекоммуникационном секторах, отмечает агентство. Отсутствует и собственная развитая цифровая электроника и ИКТ-оборудование. собственной развитой цифровой электроники и ИКТ оборудования является вызовом для получения максимального экономический эффекта от цифровизации экономики на импортной инфраструктуре.

Импортозависимость может остановить развитие сегмента отечественного телеком-оборудования

По оценкам представителей информационно-аналитического центра отечественной радиоэлектронной промышленности ЦНИИ «Электроника» (входит в структуру «Ростеха»), доля российского телеком-оборудования в структуре закупок российского бизнеса и государства продолжает увеличиваться, однако её дальнейшему росту может воспрепятствовать практически полное отсутствие отечественных решений для сетей следующего поколения, включая 5G, передаёт «Коммерсантъ».[4]

Затраты на телеком-оборудование

В 2016 году на приобретение телекоммуникационного оборудования российский бизнес и государство потратили около 500 млрд рублей. Из них на устройства отечественного производства пришлось 5,5%, что на 0,5 процентного пункта больше аналогичного показателя 2015 года (при объеме рынка в 430 млрд рублей), подсчитали в ЦНИИ «Электроника». Большую часть указанной суммы на закупки потратили операторы связи. Затраты остальных компаний не превысили 20 млрд рублей. Однако, как ожидается, они вырастут по итогам 2017 года до 24,5 млрд рублей.

Ситуация на телеком-рынке России

По словам гендиректора ЦНИИ «Электроника» Алены Фоминой, лучше всего отечественные разработчики представлены в сегментах IP-коммутаторов, маршрутизаторов, шлюзов и ряде других. При этом российские компании практически отсутствуют в следующих секторах: решений для построения сетей 5G, технологий построения программно-определяемых сетей (SDN) и виртуализации сетевых функций (NFV).

Последствия импортозависимости

По мнению экспертов ЦНИИ «Электроника», импортозависимость телеком-отрасли грозит рисками, связанными с ограничением или запретом поставок зарубежного оборудования. Это может замедлить динамику развития национальной сетевой инфраструктуры и создаст дефицит в сегментах рынка телеком-оборудования, не имеющего отечественных аналогов, указывают в ЦНИИ.

Комментарии игроков рынка

По утверждению «Ростелекома», применение отечественного телеком-оборудования увеличивается при одновременном повышении его качества.

По отзыву «МегаФона», доля отечественного оборудования в сети оператора стабильна последние несколько лет. В частности, компания использует отечественную кабельную продукцию — радиочастотные и волоконно-оптические кабели, пассивные антенные устройства, оборудование транспортных сетей, а также широкий спектр отечественного ПО.

В свою очередь, в «Вымпелкоме» заявили о готовности использовать отечественное оборудование на своей сети при условии оптимального баланса цены и качества, уточнив при этом, что «выбор его пока невелик».

По словам представителей Tele2, оператор рассматривает отечественное оборудование наряду с зарубежным, ориентируясь при его выборе прежде всего на качество.

В МТС комментарий не предоставили.

Компании с госбюджетом обяжут закупать телеком-оборудование из России

Правительство рассматривает инициативу, которая предполагает, что госорганы и компании, более чем наполовину принадлежащие государству, должны отдавать предпочтение отечественному телеком-оборудованию при закупках. Речь идет о технике, включенной в соответствующий реестр Минпромторга, пишут в сентябре "Известия".

"Прорабатывается возможность распространения ограничения допуска телекомоборудования иностранного происхождения к закупкам не только для государственных и муниципальных нужд, но и для компаний с госучастием", — сообщила изданию пресс-служба министерства.

Подобная норма в настоящее время уже действует при закупках программного обеспечения. В случае проведения торгов госкомпании должны отдавать предпочтение отечественному ПО из реестра. Если оно не подходит, необходимо обосновать причины отказа.

Ограничения на госзакупки иностранной аппаратуры для ГЛОНАСС

Правительство расширило список зарубежных радиоэлектронных изделий, на которые распространяется ограничение при совершении госзакупок, добавив в него аппаратуру ГЛОНАСС. Соответствующее постановление было подписано 6 июля 2017 г.

Помимо аппаратуры ГЛОНАСС в перечень были добавлены устройства электрической сигнализации, как звуковой, так и световой, а также электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах.

Госсектору запретили покупать иностранную аппаратуру ГЛОНАСС. Источник фото: 360tv.ru

Свои действия правительство поясняет тем, что в России уже производятся микросхемы и модули для ГЛОНАСС, а также светосигнальная аппаратура «с характеристиками, не уступающими зарубежным аналогам». Принятое решение должно повысить ее конкурентоспособность и посодействовать дальнейшему развитию этого рынка в России[5].

2016

Постановление правительства на госзакупки радиоэлектронной продукции

27 сентября 2016 года правительство РФ выпустило постановление №968, устанавливающее ограничения на допуск отдельных видов иностранной радиоэлектронной продукции на госзакупках. Перечень продукции, на госзакупки которой ввели ограничения, содержит, в том числе:

  • сотовые телефоны,
  • ноутбуки,
  • планшетные компьютеры,
  • кассовые терминалы,
  • банкоматы,
  • электронные схемы интегральные,
  • клавиатуры,
  • принтеры,
  • графопостроители,
  • терминалы ввода/вывода данных,
  • сканеры,
  • мониторы и пр. (всего более 100 наименований).

Согласно постановлению, при осуществлении закупок этих видов радиоэлектронной продукции госзаказчик обязан отклонить все иностранные заявки при условии, что на конкурс поступает как минимум две заявки, предлагающие поставку аналогичного оборудования российского производства или производства стран Евразийского экономического союза. Первое – они содержат предложения о поставке продукции, производимой на территории РФ, второе – не содержат предложения о поставке одного и того же вида продукции от одного производителя.

Данное ограничение вступает в силу с 30 сентября 2016 года и будет действовать до 31 августа 2018 года.

Отдельным пунктом оговаривается, что в ходе исполнения контракта, при заключении которого заказчик отклонил заявки с предложениями импортной продукции, замена производителя и закупленных товаров на иностранные не допускается.

Постановление правительства содержит указания, какая продукция может считаться произведенной в России

С 1 сентября 2018 года, согласно постановлению, аналогичные правила будут действовать для продукции, произведенной в государствах-членах Евразийского экономического союза. Помимо РФ, в него входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан. При поступлении на тендер двух и более заявок с предложением продукции их этих стран от разных поставщиков заявки с предложениями другой импортной продукции должны будут отклоняться заказчиком.

Постановление устанавливает перечень видов продукции, на которые распространяются ограничения. Он включает вычислительные машины различных видов, портативные компьютеры (включая ноутбуки и планшеты), принтеры, кассовые терминалы, банкоматы, компьютерные мониторы и проекторы, внутренние и внешние запоминающие устройства, радиоэлектронные средства связи, видеокамеры, телевизоры, аппаратуру для воспроизведения звука, телефонные аппараты с трубкой и для сотовых сетей связи, и многое другое.

Согласно постановлению, при закупке в один лот не могут быть объединены продукты, включенные в перечень, и не содержащиеся в нем.

В пояснительной записке к проекту постановления указывалось, что оно ориентировано на создание условий для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ производителей российской радиоэлектронной продукции.

«
В рамках ВТО у РФ отсутствуют обязательства в отношении госзакупок, в связи с чем в данной области регулирования сосредоточен потенциал для создания и развития производства российской микроэлектронной продукции, вычислительной техники, светотехнической продукции, телекоммуникационного производства и других видов российской радиоэлектронной промышленности, который возможно реализовать путем введения запретов и ограничений в доступе к государственному заказу, - говорилось в пояснительной записке.
»

Минпромторг предлагает ограничить закупки импортного телеком-оборудования

9 марта 2016 года стало известно о том, что государственным компаниям и компаниям с госучастием могут запретить покупать зарубежное телекоммуникационное оборудование, если есть аналогичное российское. Эксперты отмечают, отечественные решения являются таковыми лишь на бумаге.

«Известия» писали, что Минпромторг разработало проект постановления правительства, ограничивающий госзакупки иностранного телеком-оборудования. Предполагается, что его можно будет приобретать только при отсутствии российских аналогов в реестре Минпромторга и в том случае, если товар не удовлетворяет запросам заказчика.

Государственным компаниям и компаниям с госучастием могут запретить покупать зарубежное телекоммуникационное оборудование, если есть аналогичное российское

Авторы проекта предлагают ввести для производителей из стран Евразийского экономического союза тот же режим допуска на российский рынок, что и для отечественных компаний.

По словам замгендиректора по технологиям РБК Александра Кононенко, зачастую оборудование, относящееся к российскому, полностью таковым не является, поскольку большая часть аппаратуры основывается на заграничной элементной базе (преимущественно китайской) с добавлением российских компонентов.

«
Из опыта и отзывов коллег могу сказать, что подобное оборудование — «русско-китайский самосбор» — работает не всегда стабильно и со множеством эксплуатационных проблем. Поэтому, когда есть возможность купить брендовое зарубежное оборудование, которое проверено временем, при одинаковой его стоимости с российским, многие делают выбор именно в пользу зарубежного. Никому не хочется, чтобы его инфраструктура «падала», — заявил Кононенко.
»

Глава Cognitive Technologies Ольга Ускова поддерживает проект Минпромторга. Также Ускова советует правительству указывать дополнительные параметры оборудования для госзакупок, чтобы производители могли подготовиться к выпуску нужных моделей. [6]

2015

Как государство планирует отсекать иностранных поставщиков телеком-оборудования

TAdviser ознакомился с презентацией заместителя министра связи РФ Алексея Соколова от 27 ноября 2015 года об основных предложениях министерства по поддержке импортозамещения телекоммуникационного оборудования.

Координацией этих работ занимается межведомственная рабочая группа Минкомсвязи и Минпромторга. Совместно министерства намерены реализовать несколько инициатив:

  • принцип «третий лишний» - ограничение допуска зарубежных производителей телекоммуникационного оборудования к закупкам для государственных и муниципальных нужд, при наличии заявок двух и более товаров российского происхождения;

  • предоставление преференций в отношении государственных контрактов в размере 15% участникам размещения заказа, заявки на участие которых содержат предложения о поставке продукции российского производства;

  • обязательное тестирование оборудования по методикам, разработанным Минкомсвязью совместно с Минпромторгом и с участием заинтересованных ведомств, с целью обеспечения информационной безопасности Единой сети электросвязи Российской Федерации;

  • разработка совместно с Минпромторгом механизма предоставления преференций отечественному телекоммуникационному оборудованию по аналогии с реализуемым механизмом для отечественного ПО.

Ограничения, предлагаемые Минкомсвязи и Минпромторгом, судя по всему, будут касаться как госорганов, так и госкомпаний. Проект документа о 15%-ной преференции уже опубликован на портале общественного обсуждения нормативно-правовых актов и распространяется на конкурсы, аукционы и запросы котировок по приобретению ПО, оборудования и услуг всех госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий.

Закон об ограничении госзакупок иностранного программного обеспечения касается только органов государственной власти, но 22 декабря Президент России Владимир Путин поддержал предложение ИТ-отрасли ограничить госзакупки иностранного ПО также и госкомпаниям.

Закупки иностранного телекоммуникационного оборудования в госорганах и госкомпаний будут ограничиваться
«
В силу ряда факторов в Российской Федерации в последние 20 лет не было своей разработки программного и аппаратного обеспечения для телекоммуникационного оборудования. Исключение составляли компании, частично занимавшие узкий рынок телекоммуникационных устройств, решающих специфические задачи, связанные с силовыми ведомствами, а также OEM-производители, которые занимались не столько собственно разработкой, сколько импортом и адаптацией иностранных решений. Широкие рынки маршрутизаторов, коммутаторов, оборудования для сетей сотовой связи, беспроводного оборудования были почти полностью проиграны иностранным вендорам, - говорит Сергей Никулин, генеральный директор компании "РДП.ру".
»

Ликвидировать отставание, по его мнению, было практически невозможно из-за неконкурентоспособности или отсутствия в России производства элементной базы.

«
К счастью для российских компаний, в мировом масштабе наметился тренд на виртуализацию сетевых функций и переход сетевого функционала в чисто программную область на базе стандартных серверных платформ. Конкуренция производителей сетевого оборудования переходит на уровень конкуренции софта, и здесь слабое место России - аппаратное обеспечение - уже не сдерживает развитие наших компаний, - добавляет эксперт.
»

Благоприятствуют и такие факторы, как низкий обменный курс рубля и международные санкции, считает Никулин.

Все эти факторы в совокупности, по его мнению, дают российским компаниям окно возможностей занять существенную долю (>30%) указанных широких рынков в России и странах таможенного союза, а в дальнейшем претендовать и на мировую экспансию.

«
Для того, чтобы эти планы стали реальностью нужна серьезная поддержка органов власти и в этом смысле инициатива Министерства связи очень ожидаема и своевременна, отмечает Никулин.
»

Минфин и Минэк не согласовали предложение Минсвязи

22 сентября 2015 года стало известно о том, что предложения Минкомсвязи о стимулировании закупок телекоммуникационного оборудования российского производства были отправлены на доработку финансово-экономическим блоком правительства.

В качестве мер поддержки отечественных вендоров предлагалось частичное субсидирование расходов на закупку их аппаратного обеспечения (в том числе и выплату процентов по кредитам), введение субсидий на утилизацию устаревшего зарубежного оборудования и предоставление льготного доступа к диапазонам частот, на которых работает оборудование мобильного интернета, имеющего статус российского происхождения.

Предложения Минкомсвязи о стимулировании закупок телекоммуникационного оборудования российского производства были отправлены на доработку

Кроме того, в Минкомсвязи говорили о необходимости открыть кредитные линии для операторов, строящих сети на российском оборудовании, уменьшить налог на добавленную стоимость при его покупке, снизить платежи в резерв универсального обслуживания на ту сумму, на которую оператор закупил отечественное оборудование, и упростить сертификацию российской телеком-продукции.

Как написали «Ведомости» в номере от 21 сентября 2015 года, Минэкономразвития и Министерство финансов сделали замечания по подготовленному проекту. В частности, по словам представителя Минэкономразвития Елены Лашкиной, предложенные Минкомсвязи меры не учитывают финансово-экономические последствия.

Партнер юридической фирмы King & Spalding Илья Рачков отмечает, что в рамках Всемирной торговой организации запрещены импортозамещающие субсидии, дискриминация производителей только на основе происхождения и упрощенная сертификация, которая является так называемым нетарифным барьером.

По мнению представителя Минфина, преференции для производителей российского телекоммуникационного оборудования должны финансироваться из госпрограммы «Информационное общество (2011–2020)», на которую Минкомсвязи уже выделило бюджетные деньги. При этом предложения ведомства о поддержке отечественных производителей оборудования связи в той или иной степени уже закреплены действующим законодательством, в том числе в налоговом, а телекоммуникационная отрасль не так сильно пострадала от кризиса по сравнению с другими, сказали в Министерстве финансов.[7]

Предложение Минкомсвязи о преференциях российскому телеком-оборудованию

17 сентября 2015 года стало известно о том, что Минкомсвязь России подготовила предложения по формированию комплекса мер по импортозамещению телекоммуникационного оборудования путем предоставлению льгот российским производителям этих решений.

Как сообщает «Коммерсантъ», замминистр связи Алексей Соколов отправил в Минпромторг и ряд других профильных ведомств письмо, в котором говорится о создании приоритетного порядка закупки отечественного телекоммуникационного оборудования органами власти и компаниями с госучастием в тендерах.

Российское телеком-оборудование может получить преференции при госзакупках

В министерстве предлагают сначала на «Ростелекоме» испытать метод предоставления балльных преференций российским аппаратным телеком-решениям и систему планирования их госзакупок на срок более одного года. Для получения льгот российским производителям придется пройти тестирование своей продукции в центре компетенций в области телекоммуникационного оборудования, сетей связи и программного обеспечения, созданном в Уфе на базе «Ростелекома».

По словам Алексея Соколова, Минкомсвязь готовит для рассмотрения правительством проект нормативно-правового акта об ограничении покупки иностранного телекоммуникационного оборудования за счет средств бюджетов всех уровней в случае имеющихся отечественных аналогов. Очередное обсуждение данного вопроса намечено на 30 сентября 2015 года в рамках заседания по развитию микроэлектроники под председательством президента России Владимира Путина.

В «Ростелекоме» говорят, что компания последовательно реализуют комплекс мер по увеличению доли закупаемого оборудования российского производства. При этом близкий к оператору источник издания указывает на сложность реализации этой программы.[8]

2014

Подготовка плана импортозамещения

На основании поручений президента и правительства РФ в Минпромторге и в Департаменте радиоэлектронной промышленности, как в одном из его подразделений, готовятся отраслевые планы импортозамещения, рассказал в марте 2015 года Павел Куцько, заместитель директора этого департамента.

По его словам, по состоянию на март 2015 года такие планы по большому счету уже сформированы и проходят этапы общественного обсуждения, обсуждения в Аналитическом центре при правительстве РФ и других органах государственной власти.

Заместитель директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга Павел Куцько

В марте план по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности был также направлен на согласование в заинтересованные федеральных органы исполнительной власти. Впоследствии на его основе планируется создать новую программу по развитию радиоэлектронной промышленности в России, сообщил Куцько.

В план были отобраны порядка 200 проектов, которые распределяются по пяти основным направлениям: телекоммуникационная техника, вычислительная техника, медицинская техника, электронное машиностроение и интеллектуальные системы управления. Реализацию этих проектов планируется начать с 2016 года.

Указанные пять направлений являются основой для разрабатываемой в Минпромторге государственной программы развития радиоэлектронной промышленности. По всем этим направлениям разработаны «дорожные карты», выявлены направления и мероприятия, по которым необходимо первоочередное импортозамещение.

Павел Куцько также отметил, что отметил, что процент использования отечественной радиоэлектронной базы растет, однако процент импортных компонентов продолжает существенно превалировать. По его мнению, существует два сегмента, по которым российская промышленность наиболее готова к проведению «глобального импортозамещения» - это телекоммуникационная техника и вычислительная техника.

Читайте также

Примечания