2019/11/19 16:38:07

Российское программное обеспечение
Отечественное ПО

Отечественными (российскими) поизводителями программного обеспечения (ПО), занимающимися производством собственного (проприетарного) ПО или «свободного программного обеспечения» (СПО), либо предоставляющих услуги по разработке, тестированию и поддержке ПО по заказам сторонних организаций, могут быть признаны российские юридические лица, в которых не менее чем 51% долей в уставном капитале или акций, производных инструментов и других инструментов корпоративного контроля принадлежат прямо или косвенно российским гражданам или государственным образованиям, а также физическим лицам, являющимся гражданами и налоговыми резидентами РФ.

Содержание

Некоторые крупные темы, связанные с российским ПО, вынесены в отдельные статьи:

2019

Законопроект о предустановке российского ПО на смартфоны и ПК вызвал раздор в бизнес-среде и Госдуме

Несмотря на то, что законопроект о предустановке российского ПО на смартфоны, компьютеры и Smart TV был принят Госдумой в первом чтении, споры вокруг него в ноябре разгорелись с новой силой. Документ вызывает множество вопросов и у игроков рынка, и у некоторых участников законотворческой деятельности.

Поставщики указывают на множество неясностей в проекте закона, говорят, что его не обсудили с ними и просят, наконец, это сделать. А некоторые депутаты считают, что в существующем виде закон, скорее, ограничивает выбор пользователя, нежели дает свободу, и предлагают поправки.

Так, фракция КПРФ, которая в ходе первого чтения законопроекта выступила против его принятия, подготовила к нему пакет поправок. Депутат, член комитета Госдумы по охране здоровья и фракции КПРФ Алексей Куринный пояснил TAdviser их суть. По задумке авторов, зарубежные вендоры должны устанавливать на часть гаджетов российское ПО, на часть - зарубежное. При продажах гаджетов в торговых точках клиенту сначала предлагалось бы устройство с российским ПО, и только потом - с зарубежным. Такая схема, считает Куринный, обеспечила бы пользователю свободу выбора ПО.

Также идея КПРФ предусматривает, что все без исключения предустановленное российское ПО, в отличие от зарубежного, было бы для пользователя бесплатным. Соотвественно, в реестр ПО для предустановки на гаджеты попадало бы только то бесплатное российское ПО.

«
Только такой вариант предустановки российского ПО на гаджеты является является мерой стимулирования отечественного производителя, которая не ущемляет интересы потребителя, - указал TAdviser Алексей Куринный
»

Однако фактически подготовленные фракцией поправки, судя по тому их тексту, с которым ознакомился TAdviser, не содержали в себе всех тех ключевых моментов идеи КПРФ, о которых рассказал Алексей Куринный. В них только лишь отмечалось, что все российское ПО, предустановленное на гаджетах, было бы, в отличие от зарубежного, для пользователя бесплатным.

Но идея поправок КПРФ не нашла одобрения у российских разработчиков ПО. Так, в Ассоциации "АРПП Отечественный софт TAdviser сказали, что в той формулировке, в которой поправки предлагались комитету, разработавшему законопроект, они относились к определению порядка предустановки ПО на устройства, что без глубокой проработки и экспертной оценки могло обесценить первоначальную идею и создать немалые сложности реализации.

По словам члена правления НП РУССОФТ, управляющего директора компании «Росплатформа» Владимира Рубанова, поправки КПРФ и вовсе не имели никакого смысла.

«
Так как, впоследствии, если бы пользователь пересмотрел свой выбор, ему было бы сложнее получить то ПО, которое он желает, чем в случае с тем сценарием, который предполагает законопроект. По сути, поправки КПРФ более ограничивали пользователя, нежели давали свободу выбора. При этом они также ограничивали и самих российских разработчиков, - указал Владимир Рубанов.
»

Поправки КПРФ не нашли поддержки и у коллег: вскоре после внесения они были отклонены комитетом Госдумы, разработавшим законопроект - комитетом по экономической политике, промышленности и инновационному развитию.

Помимо некоторых депутатов, идеей законопроекта недовольны и представители бизнес-сообщества: в ноябре руководители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (ассоциация РАТЭК) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) направили председателю Госдумы Вячеславу Володину письмо с требованием провести парламентские слушания законопроекта, сообщили "Ведомости" [1]

Также авторы настаивают в письме на том, чтобы разработчики законопроекта проконсультировались в отношении него с профессиональным сообществом и отмечают, что ранее этого сделано не было.

Помимо этого, по данным «Ведомостей», авторы письма указывают на ряд неясностей в законопроекте. Так, к примеру, отмечают они, в документе не прописывается, кто именно должен будет предустанавливать софт – производитель или продавец, или они оба, и кто будет нести административную ответственность за невыполнение этого требования.

Депутат Госдумы, председатель комитета по экономической политике и соавтор законопроекта Сергей Жигарев заявил «Ведомостям», что с текстом письма он ознакомился. Госдума пока официального ответа на письмо не дала.

В свою очередь, разработчики ПО наряду с положительными сторонами законопроекта видят ряд сложностей в тех действиях, которые в отношении него должно предпринять правительство.

Как заявили TAdviser в Ассоциации АРПП «Отечественный софт», сама инициатива, заложенная в законопроект, может дать положительный эффект.

«
Для многих российских разработчиков ПО путь к потребителю через продаваемые устройства сейчас является закрытым и совершенно непрозрачным. Однако, и сам пользователь также не должен пострадать, что и предусматривает законопроект: после покупки устройства, как и прежде, он сам решает, пользоваться ему предустановленным ПО или удалить, отключить, поставить новое. В этом смысле никаких ограничений быть не может.
»

При этом в Ассоциации отметили, что российские компании подчиняются российским законам, и обратили внимание, что данный факт важен для пользователей в плане хранения и защиты персональных данных.

«
Перед правительством будет стоять непростая задача - выработать порядок действия этого закона, такой, чтобы от его применения выиграли все участники, а рынок стал более конкурентным для разработчиков ПО, - заметили в Ассоциации.
»

Примечательно, что сами авторы законопроекта, в целом положительно оценивая его идею, все же не полностью им удовлетворены - они указали TAdviser, что в документ должны быть внесены некоторые изменения.

Сами авторы законопроекта, в целом положительно оценивая его идею, все же не полностью им удовлетворены
Сами авторы законопроекта, в целом положительно оценивая его идею, все же не полностью им удовлетворены

Так, по словам Сергея Жигарева, продукты российских разработчиков должны свободно попадать в реестр приложений для установки, чтобы реализация закона о предустановке ПО могла быть выполнена в полном объеме. А, говоря о положительных сторонах законопроекта, Сергей Жигарев обратил внимание на следующее:

«
Когда мы покупаем смартфон, компьютер, ноутбук, планшет, смарт-часы и смарт-телевизор, там уже установлены приложения зарубежных сервисов. Например, поисковик Google или почтовый сервис Google. В нашей стране есть отечественные разработки, которые сегодня пользуются большой популярностью у потребителя и которые сегодня признаны на ИТ-рынке – тот же поисковик «Яндекс» или почтовые сервисы Mail и «Яндекс». Их услугами пользуются десятки миллионов человек.
»

При этом при покупке технически сложных устройств, как заметил Сергей Жигарев, таких приложений в предустановках не найти.

«
Мы должны дать потребителю выбор: какими приложениями пользоваться, и что будет для него удобнее. Во-вторых, это элемент цифровой безопасности. Недавно, как мы помним, компания Google блокировала свои приложения на китайском рынке смартфонов Huawei. Произошло это из-за торговых войн между США и Китаем, - обратил внимание Сергей Жигарев.
»

По мнению члена комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексея Канаева, при отработке законопроекта о предустановке российских приложений необходимо определить ключевые критерии отбора.

«
Это должны быть востребованность, массовость и конкурентоспособность, социальная значимость. К примеру, если мы возьмем Smart TV, это могут быть различные онлайн кинотеатры. В США, Европе и России предпочтения пользователей как по платформе, так и по контенту отличаются. И решение производителя может не совпадать с предпочтениями потребителей рынка», - отметил Алексей Канаев.
»

Что касается положительных моментов законопроекта, он указал на то, что при существующей ситуации, когда производитель предустанавливает свой стартовый набор приложений, непродвинутый пользователь практически повлиять на этот набор не может.

«
То есть, фактически пользователю навязывается модель потребления. Это ограничивает возможности пользователя, сокращает возможности российского рынка. Предустановка отечественного ПО, востребованного российскими пользователями, позволит защитить права потребителя. И защитит отечественные разработки, которые сейчас из-за диктата производителя рискуют оказаться за бортом, - указал Алексей Канаев.
»

При этом он отметил, что в случае с законопроектом о предустановке ПО важно брать в расчет, что обязательный пакет отечественного ПО будет не исключать, а дополнять пакет производителя.

«
А выбор, чем именно пользоваться, сделает сам потребитель, - заметил Алексей Канаев.
»

На обращение TAdviser касательно законопроекта производители продаваемых в России гаджетов - Huawei, Nokia, Ericsson, Apple, Google, а также Mail.ru Group|Mail.Ru.Group]] комментариев не предоставили. В «Яндексе» Tadviser указали на важность тщательной проработки технических деталей любого нового регулирования.

«
В первую очередь не должны пострадать пользовательский опыт и безопасность устройств. Также необходимо сохранить существующие договоренности с производителями, - заявили в «Яндексе», добавив, что под договоренностями имеют ввиду сотрудничество, которое и так существует между компаниями и вендорами.
»

TAdviser также обратился к Министерству цифрового развития, ФАС и Роспотребнадзору с просьбой рассказать о схожей с законопроектом инициативе – разработанным в июне 2019 года требованиям к смартфонам по наличию предустановленных отечественных приложений, а также по обеспечению возможности полностью удаляять любые предустановленные приложения помимо необходимых для функционирования устройств. Однако в Минцифре и Роспотребнадзоре TAdviser комментариев не предоставили.

Начальник Управления регулирования связи и информационных технологий ФАС России Елена Заева обратила внимание TAdviser на то, что мероприятия, предусматривающие предустановку отечественных приложений на абонентские устройства и обеспечение полной удаляемости приложений, не влияющих на работоспособность устройств, предусмотрены дорожной картой по развитию конкуренции.

«
Во исполнение дорожной карты ФАС России разработана Концепция соответствующего регулирования. По нашему мнению, законопроект о предустановке мобильных приложений на смартфоны направлен на достижение тех же целей, то есть предоставляет российским разработчикам недискриминационный доступ на рынок, направлен на снижение барьеров и способствует развитию конкуренции. Мы полагаем, что критерии для таких приложений должны быть прозрачными и обеспечивать достижение целей законопроекта. Вместе с этим вопрос о реестре следует проработать дополнительно - чтобы не сформировать административный барьер для небольших предприятий или новых разработчиков», - указала Елена Заева.
»

Законопроект о предустановке российского софта на смартфоны и компьютеры принят в первом чтении

5 ноября 2019 года стало известно, что Госдума приняла в первом чтении законопроект об обязательной предустановке российского ПО на смартфоны и другие технически сложные товары, предназначенные для продажи в России. Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК, которая выступает против законопроекта, сообщила, что перед принятием он не был согласован с бизнесом. В случае принятия закон вступит в силу с июля 2020 г.

Предполагается, что принятие законопроекта благотворно скажется на бизнесе российских разработчиков ПО. В частности, такая перспектива упоминается в отзыве, который дало на законопроект Правительство РФ. Правда в июле 2019 г. представитель РАТЭК высказал опасение, что в случае принятия закона российские разработчики вместо борьбы за улучшение качества продукта и внимание потребителя начнут бороться только за место в списке российского ПО, одобренного к обязательной установке. Этот список должно составить Правительство.

Пакет законопроектов, который обяжет производителей устанавливать на смартфоны, компьютеры и телевизоры с функцией Smart-TV, предназначенные для продажи в России, российское ПО, был внесен в Госдуму в июле 2019 г. Его внесла группа депутатов во главе с председателем комитета по экономической политике Сергеем Жигаревым, представителем ЛДПР. До этого Жигарев уже вносил в Госдуму законопроекты на тему обязательной предустановки российского ПО на смартфоны, но эти документы были им отозваны.

В отличие от Правительства, правовое управление Госдумы подвергло законопроект суровой критике. В числе прочего управление указывает, что если будет введено требование обязательной предустановки российского ПО на устройства, то иностранным вендорам придется закупать права на это ПО у российских компаний. Если какие-то производители откажутся это делать, выбор смартфонов и другой техники в России станет меньше, что не будет отвечать интересам потребителей.

Кроме того, правовое управление Госдумы отметило, что законопроект вступает в противоречие с другими нормативно-правовыми актами и некоторыми международными обязательствами России. В заключении управления указано, что документ предусматривает обязательную установку российского ПО, но по закону «О техническом регулировании» обязательный характер имеют исключительно те требования к продукции, которые включены в технические регламенты.

С защитой потребителей у законопроекта возникают проблемы. Например, он не учитывает, что смартфоны и другую технику в России покупают не только граждане для бытовых нужд, но и юридические лица и индивидуальные предприниматели. При этом закон о «О защите прав потребителей», в который предлагается внести поправки, защищает только физлиц, приобретающих товары или услуги, а на юрлиц и ИП он не распространяется.

Наконец, законопроект Жигарева противоречит международным обязательствам России — его требования не согласуются с положениями Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), подписанного в Астане в мае 2014 г. Договор запрещает государствам-членам ЕАЭС требовать от компаний из стран ЕАЭС закупать или использовать товары или услуги конкретной страны[2].

"Национальная база медицинских знаний" продвигает законопроект о регистрации медицинского ПО

12 июля 2019 года стало известно, что Министерство здравоохранения отказывается поддержать проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан", предлагающий, в частности, ввести понятие медицинского программного обеспечения (МПО), особый порядок его государственной регистрации, а также возможность не подвергать ей некоторое виды входящего в МПО программного обеспечения и то ПО, которое им не является. Подробнее здесь.

Вступление в силу обновленных правил проверки российского ПО

4 февраля 2019 года стало известно о вступлении в силу приказа Минкомсвязи №722 об утверждении порядка и методики подтверждения соответствия программ для ЭВМ и баз данных, сведения о которых включены в реестр российского ПО, дополнительным требованиям, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. №325. Подробнее здесь.

2018: Импортеров компьютерной техники обяжут устанавливать российские антивирусы

20 августа 2018 года стало известно о предложении Минкомсвязи ввести обязательную предустановку отечественного антивирусного софта на компьютеры, импортируемые в Россию. Участники рынка видят в этой инициативе опасность для рынка.

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на внесенный правительство паспорт национального проекта «Цифровая экономика», Минкомсвязь предлагает законодательно обеспечить ввоз в Россию компьютеров только с загруженными антивирусами российской разработки.

Минкомсвязи предложило принудительно устанавливать российские антивирусы на ввозимые компьютеры
Минкомсвязи предложило принудительно устанавливать российские антивирусы на ввозимые компьютеры

Чтобы не противоречить принципам Всемирной торговой организации (ВТО), норму следует обосновать целью обеспечения национальной безопасности, полагают в Минэкономразвития

По мнению эксперта по кибербезопасности Кирилла Керценбаума, принудительная установка российских продуктов вряд ли сможет помочь в обеспечении национальной безопасности, а отсутствие конкуренции повлияет на качество антивирусов.

«
Сама по себе идея принудительно предустанавливать антивирусы — хорошая. Однако выбор конкретного решения скорее противоречит основным идеям свободного рынка, ВТО и тем инициативам, которые государство исповедует в других сегментах, например, запрещая производителям мобильных устройств предустанавливать конкретные приложения или запрещать их удалять, — заявил он.
»

Глава производителя антивирусов ESET в России и СНГ Денис Матеев назвал "не очень здоровой" ситуацию, когда человеку не позволяют выбрать продукт для удовлетворения своих потребностей. По его словам, требование устанавливать российские антивирусы на ввозимые компьютеры может привести к снижению качества антивирусов и уровня безопасности пользователей.

Президент InfoWatch Наталья Касперская поддержала инициативу Минкомсвязи.

«
Антивирус может собрать информацию и потом её где-то проанализировать. Как это будет выглядеть с точки зрения безопасности страны, если мы везде поставим Symantec? Symantec будет видеть у нас все, — заявила она.[3]
»

2016

Выделение 5 млрд рублей на финансирование разработки ПО

1 марта 2016 года Минкомсвязи РФ сообщило, что Правительство РФ утвердило предложенное министерством мероприятие по поддержке разработки и продвижения российского программного обеспечения (ПО) на 2016 год в объеме 5 млрд рублей. Соответствующий пункт включен в утвержденный сегодня Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым «План действий Правительства России, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году». План содержит структурные меры, направленные на диверсификацию экономики.

«Это отличный пример целевой структурной реформы, которая положительно влияет на развитие технологичного сектора, — сказал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Ранее министерство предлагало различные инициативы в этой области, часть из них уже реализованы, и теперь мы получили согласованный источник финансирование ключевых проектов в сфере разработки критически важного программного обеспечения. С 1 января (2016 года) действует реестр российского ПО, он активно наполняется, и уверен, что благодаря этому решению госзаказчики в перспективе смогут сэкономить значительные объемы средств за счет закупок российского ПО, созданного при господдержке, так как оно будет обходиться дешевле иностранного».

Мероприятие предусматривает отбор и реализацию не менее восьми приоритетных проектов по разработке или модификации конкурентоспособного ПО, его локализации и продвижению на рынках зарубежных стран. Проекты актов Правительства РФ, определяющие порядок отбора проектов и условия их финансирования, должны быть разработаны в марте 2016 года.

Мероприятие будет профинансировано за счет поступлений по результатам проведенных в феврале 2016 года аукционов на получение лицензий на оказание услуг связи в объеме до 5 млрд рублей в 2016 году. При этом объем софинансирования проектов в 2016–2017 годах должен составить еще не менее 6 млрд рублей.

Результатом мероприятия должно стать увеличение объемов реализации ПО, согласно отобранным приоритетным проектам, и сопутствующих услуг на рынках зарубежных стран на сумму не менее 30 млн долларов США в 2017 году и 40 млн долларов США в 2018 году, экономия на закупках ПО из средств федерального бюджета в объеме не менее 2 млрд рублей в 2017 году и 3 млрд рублей в 2018 году, а также средств компаний с государственным участием в объеме не менее 2 млрд рублей в 2017 году и 3 млрд рублей в 2018 году.

Утвержден реестр отечественного ПО

Основная статья: Реестр отечественного программного обеспечения

С 1 января 2016 года была утверждена работа Реестра отечественного программного обеспечения, который должен использоваться госорганами и госкорпорациями России при выборе программного обеспечения, способного заменить иностранные решения.

2015

Утверждены правила формирования реестра отечественного ПО

Постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236 утверждены правила формирования реестра отечественного ПО.

Минфин отказывает Минкомсвязи в создании организации для финансирования ПО

Летом 2015 г. Минкомсвязи предложило создать специальную автономную некоммерческую организацию для финансирования разработчиков софта. Финансово-экономический блок снова выступил против.

Владимир Путин подписывает закон о реестре отечественного ПО

Создание реестра российского ПО закреплено федеральным законом, подписанным президентом Владимиром Путиным в июне 2015 года.

2014

Мнкомсвязи ищет деньги на финансирование разработки отечественного ПО

В сентябре 2014 г. Минкомсвязи предлагало помочь разработчикам деньгами за счет 10%-ного целевого сбора с продаж ПО в России. Министр связи Николай Никифоров собирался вложить 120 млрд руб. в течение 10 лет в отечественные ИТ-разработки. С этой идеей согласился президент России Владимир Путин. Но финансово-экономический блок правительства ее не поддержал. По мнению чиновников, эти деньги тяжело собирать и администрировать.

Следующим возможным механизмом финансирования отрасли стала идея отмены льготного НДС на лицензионный софт. Но и от этого пришлось отказаться в декабре 2014 г., когда в послании Федеральному собранию президент предложил зафиксировать налоговые условия на ближайшие четыре года.

30 июля 2014: Обсуждения определения "Отечественного ПО" в Думе

Как сообщал CNews накануне финального заседания думской комиссии ее ответственный секретарь Андрей Черногоров, после длительных размышлений комиссия готова была смягчить требования по допустимой доле иностранного участия в ИТ-компаниях. Но вот согласиться с тем, что оставшаяся российская доля компании также в теории сможет иметь определенную западную принадлежность, комиссия решительно отказывалась. Черногоров выражал искреннее недоумение по поводу того, что ассоциация, в названии которой присутствует слово «отечественный», по факту пытается играть на руку зарубежным компаниям. В этих условиях он предрекал крайне неоднозначный исход финального заседания комиссии, однако его пессимистические прогнозы не оправдались.

Итоговые определения, которые войдут в документ, предназначенный для депутатов Госдумы, должны быть сформулированы к 1 августа. Однако уже 30 июля ясно, что в отношении отечественного разработчика речь идет о не превышении иностранного участия в компании уровня в 49%. При этом отметаются все «офшорные» оговорки о возможности определения доли российского владения через производные инструменты и пр.

Также участники заседания сумели прийти к единому мнению о том, что в определении российского ИТ-продукта нужно некоторым образом лимитировать допустимый процент содержащихся в нем компонентов, которые требуют лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ. Правда, точную цифру Андрей Черногоров сразу после заседания назвать был не готов — данный аспект продолжает обсуждаться[4].

В думской комиссии признают, что на 30 июля 2014 года единого нормативного акта, куда все эти определения можно было бы внести, не существует, но совершенно очевидно, что они потребуются, если законодательно пытаться поддерживать отечественные компании и создавать для них преференции при госзакупках. Поэтому в контексте декларируемой в государстве политики импортозамещения вся эта работа представляется весьма актуальной.

23 июля 2014: Определение Минпромторга

23 июля 2014 года в администрации президента состоялось совещание, на котором обсуждались разработанные Минпромторгом критерии определения отечественного программного обеспечения (ПО). Об этом рассказали «Ведомостям» несколько человек, участвовавших в совещании или близких к российским разработчикам. В распоряжении «Ведомостей» оказался проект предложения министерства с определением «программного обеспечения российского происхождения», практически полностью совпадающего с рекомендациями нескольких объединений российских софтверных компаний — Ассоциации разработчиков программных продуктов, «Руссофта», Российской ассоциации свободного программного обеспечения и Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов.

В начале июня 2014 г. администрация президента рекомендовала Минпромторгу и Минкомсвязи разработать определение отечественного софта. У ведомств было время до 10 июля, чтобы исполнить это поручение: во-первых, подготовить определения отечественного софта и его производителя, а во-вторых, разработать поправки в законодательство, стимулирующие органы государственной власти и госкорпорации приобретать в первую очередь ПО российского происхождения.

Минпромторг предлагает считать отечественным тот программный продукт, права на который принадлежат российскому юрлицу, не менее 51% уставного капитала которого принадлежит российским резидентам — частным лицам или компаниям, госкомпаниям и госкорпорациям, унитарным предприятиям или субъектам Федерации. Речь идет о конечных бенефициарах, а не о формальных собственниках, следует из предложений, разработанных Минпромторгом.

Государственная поддержка отечественных разработчиков софта поможет развитию отрасли и будет способствовать укреплению позиций российских компаний на внутреннем и международном рынках, говорится в документе, изученном «Ведомостями». Правда, предупреждают его авторы, навязывание госпокупателям отечественного софта чревато снижением конкуренции: отечественный разработчик будет заведомо уверен в господдержке, и у него не будет мотивации развивать программный продукт. Участники вчерашнего совещания сошлись во мнении, что, обсуждая импортозамещение, надо отделять экономический аспект (поддержка российской IT-индустрии) от технологического (IT-безопасность), говорит присутствовавший на нем директор Фонда развития интернет-инициатив Кирилл Варламов.

Основным инструментом регулирования отрасли эксперты Минпромторга видят создание и ведение реестра отечественного ПО. Присваивать российский статус программным продуктам ведомство предлагает по той же схеме, которая действует в отношении телекоммуникационного оборудования (статус российского присваивается оборудованию в зависимости от того, какая доля его себестоимости приходится на Россию).

О том, что суть предложений министерства такова, знают несколько человек, близких к участникам совещания. А 21 июля 2014 года прошло заседание временной комиссии при Совете Федерации по вопросу импортозамещения ПО, и присутствовавшие там представители Минпромторга и Минкомсвязи соглашались с определением российского ПО как продукта, права на который принадлежат лицу, не менее чем на 51% подконтрольному российским резидентам, говорит член верхней палаты Руслан Гаттаров.

Эта позиция совпадает с предложениями российских ассоциаций разработчиков ПО, но отличается от предложения, высказанного 3 июля 2014 года членами комиссии при комитете Госдумы по науке и наукоемким технологиям. Те предложили считать российской IT-компанией, достойной приоритетного доступа к госзаказу, такое предприятие, в котором доля иностранного капитала не превышает 25% минус 1 акция, у которого более 75% выручки генерируется в России, которое является российским налоговым и юридическим резидентом, а доля иностранцев среди его сотрудников не превышает 25%. Принадлежала эта идея Национальной ассоциации инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ) во главе с Ольгой Усковой, президентом российского разработчика Cognitive Technologies и членом комиссии при думском комитете. Вчера представитель НАИРИТ сказал «Ведомостям», что эта ассоциация уже согласовала позицию с остальными IT-объединениями. А ответственный секретарь комиссии при комитете Думы Андрей Черногоров признал, что ее прежняя позиция была жесткой, — она будет смягчена, знает он.

Вариант, связывавший российское происхождение софта с вкладом России в выручку его разработчика, не оставлял шансов стать «отечественным производителем» ни «Лаборатории Касперского», ни, например, Parallels (Параллелз Софтвер): у обеих большая часть доходов генерируется вне России. Новые критерии, которые поддержал Минпромторг, «согласованы с участниками рынка и являются гораздо более взвешенными и подходящими для определения отечественного ПО», говорит управляющий директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. Критерий принадлежности интеллектуальной собственности российскому юрлицу имеет смысл, но важно, чтобы и разработка была в России, предупреждает вице-президент по виртуализации персональных компьютеров Parallels Николай Добровольский. Иначе иностранная компания сможет передать права на иностранный продукт не имеющему отношения к его разработке, но аффилированному с ней российскому юрлицу, тогда как быстро перевести в нужную страну еще и разработку невозможно, аргументирует он[5].

Сотрудник пресс-службы администрации президента ограничился тем, что подтвердил факт вчерашнего совещания. А представитель Минкомсвязи сказал только, что ведомство, исполняя поручение президента, проводит «комплексную работу по развитию российского ПО»: в частности, 18 июля состоялась встреча с представителями крупнейших российских IT-компаний, где «детально обсуждалась целесообразность и практическая польза от введения и определения критериев отечественного ПО» и конкретные меры поддержки.

15 июля 2014: Определение "Отечественного ПО" от отраслевых ассоциаций

15 июля 2014 года профильные ИТ-ассоциации АРПП «Отечественный софт», Руссофт, РАСПО, АПЭАП согласовали единое определение отечественного программного обеспечения. Основной фактор – исключительные права на программные продукты принадлежат России. Правообладателем может являться российское юридическое лицо, контроль в котором осуществляется гражданами России или государством. Критерии опубликованы на сайте[6] Ассоциации Разработчиков Программных Продуктов «Отечественный софт».

Утверждение определения отечественного программного обеспечения является первым шагом поддержки российских программных продуктов. Предлагается также создать реестр отечественного программного обеспечения и установить для программных продуктов реестра приоритет при государственных закупках. При этом в случае отсутствия необходимого российского решения у государственных заказчиков должна оставаться возможность закупать иностранные аналоги.

«Мы работали над формулировкой критериев достаточно долго. В этой работе принимали участие российские разработчики ПО, юристы, независимые эксперты. Права на программный продукт определяют его подконтрольность России, а также формируют у нас в стране центр прибыли. Таким образом, этот критерий важен как для обеспечения технологической независимости, так и для экономического развития страны», - говорит Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации АРПП «Отечественный софт».

По её словам, сейчас очень важно создать в стране благоприятные условия для развития российского программного обеспечения. В первую очередь, это связано со стимулированием спроса на национальные продукты, что является распространенной мировой практикой.

«Принятие определения отечественного ПО явилось ответом на санкции против России, которые неожиданно резко повысили риски применения зарубежного ПО. Связанные с этим меры поддержки отечественных производителей ограничены целями закупок ПО государственными органами и предприятиями с гос.участием, и не распространяются на открытый рынок. Мы продолжаем считать, что главными мерами гос.поддержки российских производителей должны быть инвестиции в образование и НИОКР, снижение административных барьеров, а также поддержка экспорта» - комментировал президент НП РУССОФТ Валентин Макаров.

В комментарии TAdviser Александр Поздняков, генеральный директор First Line Software, также отмечает важность создания комфортных условий для разработчиков софта для возможности растить отечественное ПО.

"Государство уже двигается в направлении создания более удобной среды для софтверных компаний. Есть сниженная ставка социальных налогов. Это очень правильно. Что касается импортозамещения и вопросов популяризации российских решений - если в стране будет создаваться хорошее программное обеспечение - его будут покупать без специальных популяризаторских усилий со стороны государства", - считает он.
«Инициатива Государственной Думы в части законодательного обеспечения импортозамещения является крайне своевременными. Мы постарались дать максимально полное определение критериев российского программного обеспечения. Отметим, что данное определение позволяет использовать российским разработчикам в составе своих программных продуктов свободное ПО и ПО с открытым кодом, при этом итоговое решение будет, согласно критериям, российским» - говорит Александр Жмурко, президент НП РАСПО.

Критерии определения отечественного ПО и отечественного производителя ПО описаны в письме[7] НП РУССОФТ, направленном в Госдуму РФ. В письме также указано, что РУССОФТ поддерживает меры государства по обеспечению информационной безопасности и технологической независимости. Помимо политики импортозамещения предлагается вкладывать средства в научно-исследовательские разработки в области программной инженерии, развивать профильное образование и систему переподготовки ИТ-кадров, создание программы поддержки высоко технологического экспорта.

В качестве необходимых мер указывается создание Комиссии по нормативно-правовому обеспечению указанных задач, в том числе законодательное закрепление понятия "отечественное ПО". И так далее. При этом предлагается ограничить круг программных решений, для которых обязательно применение импортозамещения, типами решений, являющимися критическими для информационной безопасности, технологической независимости и глобальной конкурентоспособности страны, таких как: операционные системы (ОС), системы управления базами данных (СУБД) и управления хранилищами данных, САПР, СЭД, системы информационной безопасности, криптографии и кибербезопасности, ERP, системы передачи данных и т.п.

См.также

Разработчики ПО в России

Свободное ПО в России

Экспорт ПО из России

Примечания