2018/09/06 19:23:42

Сбербанк (цифровой бизнес)

Подразделение по развитию цифрового бизнеса Сбербанка

Содержание



2018

Не только банк: новые бизнесы, превращающие Сбербанк в хайтек-корпорацию

Одной из целей принятой «Сбербанком» Стратегии 2020 заявлена реализация инициатив, которые позволят конкурировать с глобальными технологическими компаниями. Эта конкуренция разворачивается в плоскости формирования лучшего клиентского опыта, причем необязательно финансового. Для этого банк запускает различные цифровые инициативы, вступает в стратегические альянсы, ищет стартапы и тестирует новые для себя рыночные ниши. Подробнее здесь.

Сбербанк готов скупать доли в стартапах. Запущен акселератор для отбора

6 сентября 2018 года Сбербанк запустил программу для стартапов совместно с партнером - 500 Startups. Это один из самых известных международных венчурных фондов, специализируется на посевных инвестициях и также является одним из самых престижных в Кремниевой Долине акселератором для стартапов.

В рамках совместной программы до 9 октября 2018 года Сбербанк и 500 Startups планируют отобрать 25 стартапов, которые смогут пройти акселерацию в Сбербанке и получить от него до 10 млн рублей, рассказал первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасиc.

После этого, до конца января 2019 года состоится еще один отбор, по результатам которого из 25 ранее отобранных команд останутся 7. Эти стартапы смогут пройти акселерацию в США и попадут на демо-день с инвесторами в США с перспективной получения финансирования.

Первый зампредседателя правления Сбербанка Лев Хасис (на фото справа) и вице-президент, руководитель дирекции развития цифрового бизнеса Сбербанка Марк Завадский рассказали о новой программе для российских стартапов

С технологической точки зрения приоритет в отборе для Сбербанка представляют компании, разрабатывающие продукты не только для банковской сферы, но и в области электронной коммерции, цифрового ритейла, электронного здравоохранения и образования. Это тоже быть интересно клиентам Сбербанка, отметил Лев Хасис.

По словам Хасиса, впоследствии Сбербанк может получить долю участия в наиболее перспективных и интересных банку стартапах. Наиболее успешные стартапы банк видит важными элементами своей экосистемы и в области предоставления интересных сервисов своим клиентам, и в области повышения эффективности деятельности банка.

Первый зампредседателя Сбербанка напомнил, что банк видит себя «технологической компанией с банковской лицензией». Чтобы все больше приближаться к этому видению, нужно учиться искусству инвестирования, говорит он. Также у банка есть миссия - делать жизнь людей лучше, и акселератор, заявил Хасис, - это инструмент, позволяющий людям получить венчурное финансирование для реализации своей мечты.

Успешным стартапам Сбербанк и 500 Startups планируют помогать расширять рынки присутствия и выводить свои продукты за рубеж. Представитель 500 Startups отметил, что в России много талантов, и их акселератор заинтересован в развитии сотрудничества с российскими инновационными компаниями, ищущими финансирование за рубежом, и появлении их продуктов на зарубежном рынке.

При этом, подчеркнул Хасис, речь не идет об утечке российских мозгов за рубеж. Одним из требований к стартапам, желающим участвовать в программе акселерации - их регистрация в виде ООО на территории России. Речь идет о том, чтобы просто дать компаниям возможность расширить рынки сбыта, отмечает представитель Сбербанка.

Говоря о предпосылках запуска программы, Лев Хасис отметил, что крупные компании во всем мире, такие как Google и Amazon, приобретают стартапы, и их приобретения исчисляются уже сотнями. В России это пока еще новое явление, говорит Хасис, но крупные компании начинают все больше внимания уделять инвестициям в стартапы.

«
Мы давно задумались, как упорядочить работу и привнести лучшие мировые практики в инвестиционную деятельность Сбербанка. В России есть много талантов, но инфраструктура инноваций такая как в других странах здесь еще не построена, и у стартапов часто возникают проблемы с привлечением инвестиций, выходом с продуктом на внешние рынки. Поэтому мы подумали, что хорошо будет привлечь партнера с опытом. Во всем мире всего несколько таких успешных акселераторов как 500 Startups, - объяснил он.
»

Хасис добавил, что частью соглашения с 500 Startups является обучение сотрудников Сбербанка венчурному финансированию в области инноваций, чтобы усилить внутреннюю экспертизу в этой области.

В Сбербанке рассчитывают, что впоследствии к ним присоединятся другие крупные корпорации и госкомпании, заинтересованные в использовании технологий стартапов. По словам Льва Хасиса, банк уже провел переговоры с потенциальными партнерами. В конце сентября Сбербанк планирует объявить о программе с ними.

Развитие сервисов электронной медицины

Сбербанк обозначил для себя электронную медицину как важное направление для инвестиций. В сентябре 2018 года Сбербанк включил ее в список приоритетных технологий в рамках своей новой акселерационной программы для стартапов. А до конца года рассчитывает объявить о дополнительных шагах в области цифровой медицины, сообщил TAdviser первый зампред правления Сбербанка Лев Хасиc. Подробнее здесь.

Создание облачной платформы для корпоративных клиентов

В апреле 2018 года Сбербанк и российский системный интегратор «Ай-Теко» подписали соглашение о создании совместной облачной платформы SberCloud. Предполагается, что компания будет предоставлять облачные решения как для Сбербанка и его партнеров, так и для внешних клиентов. Участие Сбербанка в совместном предприятии составит 60%. Подробнее здесь.

2017

Запуск онлайн-сервиса для управления торговой компанией

В сентябре 2017 года Сбербанк анонсировал облачный сервис для управления малым бизнесом. Он объединяет продажи, закупки, склад, финансы и систему управления взаимоотношения с клиентами (CRM) в одной системе под названием «Моя торговля». Подробнее здесь.

Запуск бесплатной CRM-системы

В сентябре 2017 года Сбербанк предложил корпоративным клиентам воспользоваться новым сервисом – бесплатной CRM. Услуга была представлена в рамках развития линейки небанковских сервисов Сбербанка. Подробнее здесь.

Сбербанк предложит корпоративным клиентам облачные сервисы Microsoft

21 июня 2017 года Сбербанк объявил о сотрудничестве с Microsoft в области корпоративных облачных сервисов. Этим партнерством одна из крупнейших в России кредитных организаций выходит на новый для себя рынок.

По модели ежемесячной подписки корпоративным клиентам банка станут доступны привычные офисные приложения (Excel, Word, Outlook и др.), продвинутые средства коммуникации и совместной работы, а также инструменты, позволяющие автоматизировать обычные бизнес-процессы небольших компаний сферы услуг. Корпоративным клиентам банка будет предложен ряд тарифных планов. Помимо привычных офисных приложений они включают в себя такие инструменты управления компанией, как онлайн запись на услуги, мессенджер для командной работы, электронный журнал сотрудника, работающего удаленно, и mini-CRM.

Сбербанк объявил о сотрудничестве с Microsoft в области корпоративных облачных сервисов

По словам старшего вице-президента Сбербанка Анатолия Попова, компания сотрудничает с Microsoft для выполнения задач по диверсификации портфеля услуг и развитию небанковских сервисов.

«
Microsoft Office 365 — это следующий шаг: 1,4 млн наших корпоративных пользователей получат необходимые инструменты для повышения продуктивности, упрощения бизнес-процессов и управления организацией на выгодных условиях. Мы планируем, что в среднесрочной перспективе небанковские услуги будут играть значимую роль в нашем бизнесе, — сообщил Попов.
»

Президент Microsoft в России Павел Бетсис говорит, что результаты сотрудничества со Сбербанком будут «значимыми», и они будут способствовать развитию всего российского рынка облачных сервисов. Благодаря облачной модели ИТ-инструменты становятся доступными не только большим компаниям, но и малому и среднему бизнесу, помогая ему расти и развиваться быстрее, отметил Бетсис, который, как ранее сообщалось, покинет Microsoft в августе 2017 года.

Планы запуска сервиса телемедицины

Сбербанк намерен установить в своих отделениях кабинки, в которых клиенты смогут получить медицинские онлайн-консультации, сообщила в ноябре 2017 года газета "Коммерсант". Оператором проекта должен стать сервис онлайн-записи к врачам DocDoc, в котором у банка 80% акций.

2015: Запуск сервиса E-Invoicing

В апреле 2015 года Сбербанк запустил сервис выставления электронных счетов-фактур (ЭСФ) по услугам инкассации, валютному контролю и другим услугам банка, предполагающим взимание НДС. Подробнее здесь.

2014: Открытие подразделения

В 2014 году «Сбербанк» открыл подразделение по развитию цифрового бизнеса. Виктор Орловский, назначенный старшим вице-президентом по развитию цифрового бизнеса «Сбербанка», в марте 2015 года рассказал TAdviser о планах по этому направлению.

Основной целью нового подразделения является развитие бизнеса «Сбербанка» в новых для него областях на основе новых технологий. Это предполагает инвестиции в сторонние компании, занимающиеся разработкой, чтобы получить доступ к их технологиям. Орловский сообщил TAdviser, на 2015 год у «Сбербанка» запланировано 11 подобных проектов.

Все, что делается по данному направлению, связано так или иначе с мобильными устройствами и мобильной оплатой товаров и услуг, с технологиями работы с большими данными, биометрическими технологиями и быстрой идентификацией пользователей, рассказывает Виктор Орловский. При этом часть таких проектов открывается как новые направления бизнеса «Сбербанка», а некоторые – по заказу уже существующих подразделений «Сбербанка» для решения ряда их задач.

Основная часть проектов «Сбербанка» по развитию цифрового бизнеса связана с мобильными устройствами

Первыми из 11 планируемых проектов по развития цифрового бизнеса стало приобретение контроля в двух компаниях, разрабатывающих продукты Platius и Segmento. Первый представляет собой систему лояльности и мобильных платежей. Его разработкой занимается одноименная компания, основанная компаниями Iiko (создана основателем Abbyy Давидом Яном), а также компания UCS. В свою очередь, Segmento – это рекламная платформа, разработчиком которой является компания RuTarget.

В рамках проекта Platius «Сбербанк» ставит своей целью создать систему мобильных платежей национального масштаба, которая стала бы стандартом для большинства розничных бизнесов. В банке ожидают, что к 2019 году количество пользователей, совершающих платежи при помощи мобильных устройств в России превысит 40 млн человек и ставят целью предоставить сервис Platius как минимум для половины из них.

«Пока этот рынок мал, но мы хотим на нем быть на раннем этапе, поскольку считаем, что он очень сильно разовьется. Сюда придет Samsung со своим решением Samsung Pay и Apple со своим Apple Pay», – говорит старший вице-президент по развитию цифрового бизнеса «Сбербанка».

Портфель остальных проектов, равно как и запланированный на них бюджет, в «Сбербанке» предпочли не раскрывать. Виктор Орловский отметил, что во многих из подобных проектов присутствует R'n'D, поэтому некоторые из них стартуют, но потом закрываются: «В процессе работы над некоторыми проектами не все наши гипотезы и ожидания оправдываются», говорит он.

Задача дирекции по развитию цифрового бизнеса – попробовать технологию, быстро провести эксперимент, чтобы понять, работает технология или нет, а затем решить, вкладываться в этот проект или нет.

Помимо венчурных инвестиционных проектов в «Сбербанке» существует и ряд других новых проектов по развитию электронного бизнеса. Виктор Орловский рассказал TAdviser, что одним из них, например, является развитие торговых электронных площадок, наподобие MarketPlace. По его словам, по состоянию на начало 2015 года «Сбербанк» экспериментирует над созданием площадок, которые могли бы связать корпоративных клиентов банка друг с другом, а также с розничными клиентами.

Еще одним направлением является создание бизнес-планшета, позволяющего компаниям микро-бизнеса и малого бизнеса принимать платежи по банковским картам с мобильных устройств и выдавать клиентам чеки. В 2014 году «Сбербанк» протестировал бизнес-планшет на 1000 своих клиентов, а в 2015 году планирует запустить устройство в продажу.