2020/01/28 17:46:54

Сервисные роботы

К сервисным роботам относят автономные устройства, которые выполняют полезную работу для людей и оборудования, за исключением промышленных задач по автоматизации.

В соответствии классификацией, предложенной в стандарте ISO 8373:2012 и доработанной International Federation of Robotics, сервисная робототехника делится на два типа:

  • Для персонального использования — это те роботы, которых приобретают для использования в повседневной жизни;
  • Для профессионального использования — это роботы, которые приобретаются для применения с целью извлечения выгоды при оказании различных услуг.

Данная статья посвящена обзору рынка данного оборудования.

Содержание

2019: Объём рынка превысил $17 млрд — ResearchAndMarkets

Объём мирового рынка сервисных роботов в 2019 году превысил $17 млрд, подсчитали исследователи ResearchAndMarkets. По их словам, спрос на такое оборудование растёт в силу ряда причин, таких как:

  • дороговизна рабочей силы;
  • нехватка высококвалифицированных специалистов;
  • увеличение инвестиций в исследования и разработки;
  • растущая осведомлённость о преимуществах сервисных роботов;
  • повышение спроса на средства автоматизации промышленных и персональных задач.

Больше всего сервисных роботов в 2019 году продано для логистических целей, чему во многом способствует развитие рынка электронной коммерции. Вторым по величине сегментом на рассматриваемом рынке с точки зрения выручки стали медицинские роботы, которые применяются преимущественно в хирургии, диагностике, физиотерапии и психотерапии.

Продажи сервисных роботов в 2019 году перевалили за $17 млрд

В тройку самых больших сегментов вошли сервисные роботы для оборонных целей. Следом расположились сельскохозяйственные роботы или агроботы.

Если говорить о количественных продажах, то в 2019 году лидировали профессиональные логистические роботы. Роботы-инспекторы и ремонтники расположились на второй позиции. На медицинские системы пришлось лишь 2% рынка в натуральном выражении, что связано с высокой стоимостью такой техники.

В категории потребительских сервисных роботов безоговорочной лидируют домашние аппараты, которые среди прочего моют полы, стригут газон и чистят бассейны. Также к этому сегменту относятся развлекательные роботы, они ориентированы на молодую аудиторию и призваны повысить интерес таких пользователей к роботам и другим техническим изобретениям, говорится в исследовании.[1]

Крупнейшими производителями сервисных роботов аналитики назвали следующие компании:

2018: Объем рынка профессиональных сервисных роботов — $8,7 млрд

По оценкам экспертов Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2018 году было продано на 50% профессиональных сервисных роботов больше, чем в 2017 году. В результате объём рынка к 2018 году достиг $8,7 млрд.

2017: Продажи профессиональной сервисной робототехники выросли на 85%

Темп роста профессиональной сервисной робототехники, по данным Международной федерации робототехники (International Federation of Robotics, IFR), в 2017 году составил 85%, что кратно превысило темпы роста промышленной робототехники (31%) и мирового ВВП (3,7%). В результате в 2017 г. во всём мире было продано 109 500 сервисных роботов по оказанию профессиональных услуг. По прогнозам экспертов, с 2019 по 2021 г. продажи профессиональных сервисных роботов ежегодно будут увеличиваться в среднем на 21%. Подробнее здесь.

Динамика продаж профессиональных сервисных роботов в мире

Рынок персональных сервисных роботов также активно растёт. Так, в 2017 г. было продано около 2,4 млн учебно-развлекательных (edutainment) роботов (на 12% больше, чем в 2016 г.) и 6,1 млн бытовых роботов (на 31% больше, чем в 2016 г.).

Динамика продаж персональных роботов в мире

Северная Америка доминирует на рынке сервисных роботов. Следом за ней идёт Европа — благодаря растущему спросу на сервисных роботов в оборонном, медицинском, строительном секторах. Главным игроком на рынке сервисной робототехники являются США — 45% сервисных роботов производится в Америке. Однако азиатские производители активно догоняют лидера: в последние годы они увеличили свою долю с 30% до 43%. При этом на Европу приходится только 12% всех произведённых роботов. По оценке IFR, всего в мире насчитывается 719 ключевых компаний-производителей сервисной робототехники, из них — 155 стартапов. Несмотря на лидерство по количеству проданных сервисных роботов, Америка всё так же уступает Европе по количеству производителей.

2016: Продажи профессиональных сервисных роботов выросли на 24%

Сбербанк 25 апреля 2018 года опубликовал аналитический обзор мирового рынка робототехники, подготовленный Лабораторией робототехники Сбербанка. Согласно обзору, рынок сервисной робототехники растет быстрее сегмента промышленных роботов. Так, в 2015 году было продано 48 тыс. профессиональных сервисных роботов, а в 2016 году это число увеличилось на 24% (против 12%-го рост продаж промышленных роботов) до 59 тыс. Общий объем рынка профессиональных сервисных роботов достиг $4,7 млрд.

Общее количество проданных персональных сервисных роботов в 2016 году увеличилось на 24%, достигнув примерно 6,7 млн единиц, а общий объем рынка увеличился до $2,6 млрд. К примеру, в мире уже более 20 млн роботов-пылесосов, которые стремительно дешевеют в силу увеличения конкуренции, отметили в Сбербанке.

Больше всего сервисных роботов в абсолютном выражении продается для логистики (~25 тыс. единиц), военного применения (~11 тыс.), для коммерческих пространств (~7 тыс.), полевых работ и экзоскелетов (по ~6 тыс.). Подробнее здесь.

Робототехника