2019/04/04 14:22:22

Сергей Колбасов, «Северсталь»:
Мы стараемся растить у себя компетенции по виртуальной и дополненной реальности

В 2018 году «Северсталь» начала использовать технологии виртуальной реальности и экспериментировать с дополненной реальностью. О том, в каких сферах компания видит возможности для применения этих технологий на своем производстве, в интервью TAdviser в марте 2019 года рассказали руководитель управления по развитию новых технологий Сергей Колбасов «Северсталь-Инфоком» и эксперт этого управления Ольга Пешина.

Сергей <br /><b>Колбасов</b> <div>Мы видим большие перспективы в области VR и AR и хотим, чтобы в «Северстали» была одна из лучших промышленных практик по этим технологиям.</div>
Сергей
Колбасов
Мы видим большие перспективы в области VR и AR и хотим, чтобы в «Северстали» была одна из лучших промышленных практик по этим технологиям.

Какие проекты в сфере VR/AR ведутся в «Северстали»? Какой из них наиболее значимый – с точки зрения бизнес-заказчиков, вложенных средств, ожидаемых результатов?

Сергей Колбасов: По состоянию на начало 2019 года в «Северстали» проекты по VR-технологиям преимущественно ведутся в части обучения. Речь идет о виртуальных тренажерах для обучения производственного персонала, а также для отработки навыков рабочих специальностей, для которых затруднительно собрать демо-стенд, но которые требуют максимального погружения. Некоторые проекты уже запущены в промышленное использование.

Ольга Пешина: В 2018 году нами был разработан курс для подручного сталеплава для Череповецкого металлургического комбината. Это сотрудник, который в рамках своих должностных обязанностей берет пробы жидкого металла с установки «печь-ковш» и проверяет температуру и качество. Есть два режима:

  1. отработки навыков, когда последовательность действий по отбору проб отрабатывается в виртуальной реальности с подсказками;
  1. режим экзамена, когда все подсказки убраны.

Этот курс был запущен в промышленное использование в декабре 2018 года.

В работе находится еще один курс с применением технологий виртуальной реальности – отработка техники безопасности и поведения в нештатной ситуации. Он предназначен для наших добывающих предприятий. В виртуальной реальности работнику загружается реальная модель производства, имитируется нештатная ситуация, и работник ее отрабатывает и определяет точки эвакуации из любого места виртуальной площадки.

Сергей Колбасов: С точки зрения использования дополненной реальности мы создали прототип интерактивного помощника для нашей дирекции по ремонтам, но пока приостановили эту работу. В ходе работы над прототипом выяснилось, что целевые устройства отображения дополненной реальности, а именно «умные» очки, пока не совсем готовы для применения на реальном производстве. Они достаточно хрупкие, обладают крайне ограниченной емкостью батареи, не интегрируются со средствами индивидуальной защиты.

Пока что все, что делается в мире - это очень ограниченные по функционалу решения. Вместе с тем, мы ожидаем прорыва в части устройств в течение ближайших двух-трех лет и продолжаем работать над созданием контента для мобильных телефонов и планшетов.

Кто разрабатывает софт для виртуальных тренажеров?

Ольга Пешина: Софт разрабатывается полностью своими силами. Модели цехов и шахт мы берем у наших проектировщиков, загружаем их в виртуальную реальность и в единой Agile команде с производством создаем сценарии.

Сергей Колбасов: Мы стараемся растить у себя компетенции по VR и AR. Мы видим в этом большие перспективы и хотим, чтобы в «Северстали» была одна из лучших промышленных практик по этим технологиям. В команде по VR/AR в рамках управления по развитию современных технологий у нас работает 6 человек, и мы планируем увеличить ее численность.

С чем связано решение растить свою команду, а не привлекать игроков с рынка для разработки?

Сергей Колбасов: На данном этапе развития технологии экономически выгоднее иметь свою высокопрофессиональную команду. При этом мы, конечно, будем привлекать игроков с рынка на этапах тиражирования технологии.

Насколько точные модели реальных объектов используются в VR? Они построены на основе инженерных параметрических моделей?

Ольга Пешина: Мы используем точные копии, построенные на основе проектной документации объектов, но мы поняли, что это избыточно, и нам не нужна настолько точная модель. Мы тратим достаточно много времени, чтобы эту модель в виртуальной реальности облегчить. Мы смотрим в сторону создания моделей на основе сканирования помещений фотосъемкой и создания моделей самостоятельно, без сантиметровой точности.

Как в «Северстали» принимаются решения о реализации VR-проектов - кто прорабатывает концепции проектов, кто является стейкхолдером/ фактическим заказчиком, как принимаются решения о масштабах финансирования (пилоты/ полные внедрения)?

Сергей Колбасов: Мы в компании уделяем достаточно много времени знакомству с цифровыми технологиями и их популяризации. Для всех цифровых проектов в обязательном порядке есть бизнес-заказчик и ожидаемый эффект от их внедрения. Когда у заказчика появляется какая-то идея, мы ее реализуем в единой Agile команде, всегда показываем все возможности технических средств, которые у нас есть. Все проекты выполняются в рамках инвестиционной программы

Как оценивается эффективность и окупаемость решений? Используете ли вы какую-то свою внутреннюю методику или полагаетесь на методики и расчеты, предлагаемые компаниями-внедренцами? Есть ли уже результаты/оценки окупаемости, которые вы могли бы обнародовать?

Сергей Колбасов: У нас пока VR применяется в основном в сфере охраны труда и промышленной безопасности. По ним экономический эффект мы не считаем, поскольку безопасность для нас – это один из стратегических приоритетов.

Ольга Пешина: По проекту в сталеплавильных цехах заказчиком выступали сталеплавы, и здесь достигается повышение безопасности, сокращение времени обучения и погружения сотрудников в производство, повышение качества выполнения работы. Если проба взята неправильно, это сказывается на качестве стали и может вызвать финансовые потери. В этом смысле основной эффект идет за счет сокращения потерь, но пока рано говорить, насколько точно они сократятся.

Планируете ли вы расширять применение VR решений в ближайшие годы? В каких направлениях? На каком календарном горизонте?

Сергей Колбасов: Да, планируем расширять применение VR в области тренингов, проектирования зданий и сооружений на производственных площадках, также думаем о создании цифровых двойников в виртуальной реальности, видим ряд конкурентных инноваций. Кроме того, мы продолжим отслеживать технологии в области дополненной реальности. Здесь наибольшие перспективы их применения мы видим в области содействия выполнению ремонтов оборудования.

С точки зрения горизонтов, мы рассчитываем внедрить AR на целевых устройствах примерно в течение 2-3 лет, по VR – реализовать все утвержденные на 2019 год проекты и расширить использование в течение 1-2 лет.



X

Примите, пожалуйста, участие в нашем исследовании.
Заполните анкету и получите промокод
на покупки в интернет-магазине
Panasonic

Профиль вашей компании