2021/04/22 10:36:52

Социальное казначейство

В статье описаны принципы перехода к предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство".

Содержание

*Мега-проект «Социальное казначейство» отдан совместной «дочке» «Ростелекома» и холдинга Сергея Мацоцкого

Федеральные ведомства начинают заказывать работы по реализации концепции «Социальное казначейство» и интеграции систем с Единой цифровой платформой в социальной сфере (ГИС ЕЦП), создание которой инициировал Минтруд в 2021 году. (Подробнее)

Путин пообещал оказывать услуги соцподдержки через «одно окно» по принципу социального казначейства

21 апреля 2021 года в ходе обращения с Посланием к Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин рассказал о перспективах применения принципов «социального казначейства». По его словам, они должны быть внедрены уже в 2022 году.

Это значит, что все федеральные пособия, пенсии, другие социальные надбавки, услуги будут оформляться и выплачиваться в режиме «одного окна», без беготни по инстанциям, а просто по факту создания семьи, рождения ребёнка, выхода на пенсию или другой жизненной ситуации.

«

Уже через три года абсолютное большинство государственных и муниципальных услуг должно предоставляться гражданам России дистанционно в режиме 24 часа в сутки семь дней в неделю, то есть на постоянной основе, - заявил президент.

»

Рассмотрим подробнее, что представляет собой модель социального казначейства, как она должна работать и какие преимущества несет для граждан.

Модель социального казначейства

Для обеспечения перехода к предоставлению мер социальной поддержки без сбора с граждан документов, предоставления мер социальной поддержки в максимально сжатые сроки и снижения материальных и трудовых затрат в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях на предоставление региональных и муниципальных мер социальной поддержки в марте 2021 года было объявлено о планах создания организационно-технологической модели использования всеми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления единой цифровой платформы и возможности передачи функций по назначению и предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки единой уполномоченной организации на федеральном уровне.

Планы перехода к модели "Социальное казначейство" были анонсированы в концепции цифровой трансформации социальной сферы.

"Социальное казначейство" является моделью предоставления мер социальной поддержки, оказания государственных услуг в сфере социальной защиты федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления посредством использования единой цифровой платформы, обеспечивающей реализацию принципов клиентоцентричности государства, адресности и эффективности мер социальной поддержки.

Реализация модели "Социальное казначейство" позволит предоставлять меры социальной поддержки на основании выявления жизненных обстоятельств у граждан без представления ими документов, за исключением необходимости представления заявления в случае невозможности по объективным причинам предоставления мер социальной поддержки в проактивном формате (формат "Социальное казначейство"), например, распоряжение материнским капиталом с выбором направления распоряжения. Также предоставление мер социальной поддержки будет осуществляться с минимальными трудозатратами и в сжатые сроки. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления смогут более эффективно осуществлять свои полномочия по установлению конкретных мер социальной поддержки, исходя из социально-экономической ситуацииза счет наличия необходимых данных для принятия решений по установлению категорий получателей и условий получения.

Для перехода к предоставлению мер социальной поддержки в формате "Социальное казначейство" планируется реализовать следующие механизмы:

  • возможность использования единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО) как компонента единой цифровой платформы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для назначения мер социальной поддержки, начиная от приема заявления гражданина на предоставление меры социальной поддержки до фактического ее оказания;

  • возможность передачи отдельных функций Пенсионному фонду Российской Федерации по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки, осуществляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с реализуемыми процессами при использовании единой государственной информационной системы социального обеспечения взаимодействие с гражданами будет осуществляться в электронном виде посредством единого портала, а также будет обеспечено межведомственное взаимодействие с государственными органами и организациями в электронном виде, необходимое для исключения сбора документов на бумажных носителях.

Предусматривается возможность использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления собственных информационных ресурсов, которые будут соответствовать требованиям, для обеспечения взаимодействия с гражданами в электронном виде.

Проблемы при предоставлении мер социальной поддержки в регионах

Организация межведомственного взаимодействия при предоставлении мер социальной поддержки налажена должным образом не во всех субъектах Российской Федерации, требуются существенная доработка и дополнительное финансирование информационных систем (ресурсов) субъектов Российской Федерации, говорится в конепции.

В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" информация о назначении гражданам мер социальной поддержки размещается назначающими их органами в собственных информационных ресурсах и впоследствии передается в единую государственную информационную систему социального обеспечения, что приводит к частичному дублированию сведений, в том числе персональных данных граждан.

У значительного количества органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предоставляющих меры социальной поддержки, отсутствуют информационные системы, обеспечивающие выполнение функций по назначению и предоставлению мер социальной поддержки, существует потребность у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований не только в передаче сведений из информационных ресурсов в единую государственную информационную систему социального обеспечения, но и в назначении и предоставлении мер социальной поддержки посредством данной системы.

Также большинство органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не имеют возможности получения в рамках межведомственного электронного взаимодействия необходимой информации при предоставлении мер социальной поддержки. Таким образом, граждане представляют документы на бумажных носителях, которые им необходимо получать в различных государственных органах посредством их посещения.

По состоянию на март 2021 года на региональном уровне предоставляются меры социальной поддержки, количество которых достигает 20 тысяч и которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, однако значительное количество мер социальной поддержки отсутствует на едином портале, что не позволяет гражданам взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде при получении мер социальной поддержки.

Как должно работать социальное казначейство

Предлагается введение подхода, при котором весь процесс от приема заявления гражданина о предоставлении мер социальной поддержки до фактического ее оказания осуществляется непосредственно в единой государственной информационной системе социального обеспечения как компоненте единой цифровой платформы.

Реализация указанных мероприятий планируется в том числе посредством внесения изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части совершенствования единой государственной информационной системы социального обеспечения.

В частности, планируется, что единая государственная информационная система социального обеспечения как компонент единой цифровой платформы будет обеспечивать решение задачи обеспечения процесса назначения и предоставления мер социальной поддержки.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, организации, находящиеся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, при назначении и предоставлении мер социальной поддержки вправе использовать собственные информационные системы.

Компоненты единой цифровой платформы могут использоваться субъектами Российской Федерации целиком в качестве замены собственных информационных систем по назначению и предоставлению мер социальной поддержки или частично. В последнем случае субъектам Российской Федерации обеспечивается возможность подключения к необходимым компонентам единой цифровой платформы для реализации необходимых процессов в собственных информационных системах.

При этом используемые собственные информационные системы должны обеспечивать:

  • обязательную передачу в единую государственную информационную систему социального обеспечения сведений, предусмотренных Федеральным законом "О государственной социальной помощи";
  • получение из единой государственной информационной системы социального обеспечения сведений, необходимых для назначения мер социальной поддержки;
  • применение справочников, реестров и классификаторов, используемых в единой государственной информационной системе социального обеспечения;
  • взаимодействие с информационными системами органов и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Единые требования к таким информационным системам для обеспечения информационного взаимодействия с единой государственной информационной системой социального обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Почему провайдером социального казначейства выбран Пенсионный фонд

Возможность передачи Пенсионному фонду Российской Федерации отдельных функций по предоставлению региональных и муниципальных мер социальной поддержки обусловлена в том числе тем, что Пенсионный фонд Российской Федерации уже имеет опыт предоставления различных социальных выплат (пенсий, средств материнского (семейного) капитала, ежемесячных денежных выплат, выплат семьям, имеющим детей) в беззаявительном порядке или с минимальным количеством документов (сведений), сказано в концепции цифровой трансформации социальной сферы.

Пенсионным фондом реализуется принцип одного окна за счет обеспечения межведомственного взаимодействия, что существенно снижает нагрузку на граждан.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наряду с осуществлением собственных полномочий в сфере социальной защиты (в рамках обязательств субъекта Российской Федерации) несут дополнительные расходы, связанные с содержанием штата сотрудников и финансированием организационных мероприятий при реализации переданных им полномочий Российской Федерации в указанной сфере.

Кроме того, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут дополнительную нагрузку по сбору и обобщению отчетов об использовании средств федерального бюджета, предусмотренных им в виде субвенций, а также по направлению заявки на перечисление этих средств.

Пенсионный фонд Российской Федерации имеет в субъектах Российской Федерации свои территориальные органы и самостоятельно без привлечения органов власти осуществляет предоставление гражданам указанных мер социальной поддержки и исполнение функций главного распорядителя выделяемых ему на эти цели средств федерального бюджета.

Наличие территориальных органов позволяет Пенсионному фонду Российской Федерации осуществлять синхронизацию предоставления гражданам пенсий и других социальных выплат, избегать обращения граждан в различные инстанции (органы и службы), исключать временные и материальные затраты для них.

В этой связи передача Пенсионному фонду Российской Федерации отдельных функций по предоставлению соответствующих региональных и муниципальных мер социальной поддержки позволит упростить процедуру обращения граждан за их предоставлением, а также обеспечит оперативное информирование граждан, что создаст условия для дальнейшего назначения ряда мер социальной поддержки в беззаявительном порядке и в проактивном режиме.

Этапы перехода на социальное казначейство

С учетом организационной и технической готовности Пенсионного фонда Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, готовности информационных систем, а также особенностей предоставления некоторых мер социальной поддержки и контингента их получателей переход на формат "Социальное казначейство" планируется в несколько этапов.

Этапность позволит своевременно подготовиться к соответствующей работе, в том числе исключить или минимизировать имеющиеся риски, и наиболее эффективно организовать работу в дальнейшем.

В целях апробации указанных подходов по осуществлению Пенсионным фондом Российской Федерации отдельных функций по назначению мер социальной поддержки, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в целях оптимизации процессов взаимодействия с гражданами при предоставлении мер социальной поддержки в 2021 году запланировано проведение эксперимента по переходу к осуществлению Пенсионным фондом Российской Федерации отдельных функций по назначению региональных мер социальной поддержки.

В эксперименте планируется участие не менее 7 пилотных субъектов Российской Федерации.

Проведение эксперимента позволит сформировать мероприятия для реализации возможности перехода на осуществление Пенсионным фондом Российской Федерации назначения мер социальной поддержки при создании следующих условий:

  • исключение необходимости представления гражданами документов и сведений, имеющихся в распоряжении государственных органов и организаций;
  • снижение временных затрат уполномоченных органов на предоставление мер социальной поддержки;
  • обеспечение межведомственного электронного взаимодействия в целях предоставления мер социальной поддержки.

Проведение эксперимента будет обеспечено путем заключения высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в эксперименте, соглашения с Пенсионным фондом Российской Федерации о передаче отдельных функций по назначению мер социальной поддержки по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Важнейшим этапом является совершенствование нормативно-правовой базы в сфере социального обеспечения, в рамках которого на законодательном уровне необходимо закрепить:

  • переход на назначение Пенсионным фондом Российской Федерации отдельных мер социальной поддержки, осуществляемых в настоящее время органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных им полномочий Российской Федерации, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать Пенсионному фонду Российской Федерации на основании заключаемых соглашений осуществление части полномочий по назначению отдельных мер социальной поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Читайте также

Единая цифровая платформа в социальной сфере

Информационные технологии в социальной сфере