Содержание |
Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года была разработана на основе положений концепции долгосрочного страны сроком на тот же период и утверждена распоряжением правительства от 8 декабря 2011 года.
В стратегии определены цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, а также долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности и финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Приоритеты инновационного развития
В стратегии определены 3 ключевых приоритета инновационного развития. Первый из них - развитие кадрового потенциала инновационной экономики, развитие конкурентоспособных исследовательских, преподавательских, управленческих кадров и создание соответствующих благоприятных условий для такого развития. Стратегия предусматривает стимулирование притока квалифицированных специалистов, включая внесение изменений в законодательство, направленных на упрощение в их отношении миграционного режима.
Второй приоритет - значительное повышение инновационной активности бизнеса, в первую очередь посредством модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых продуктов, конкурентоспособных на мировом рынке. Особое внимание в Стратегии уделено содействию выходу российских компаний на внешние рынки, встраиванию в глобальные цепочки добавленной стоимости. В этой связи планируется существенная активизация поддержки внешнеэкономической деятельности и расширение арсенала такой поддержки.
Третий приоритет - продвижение инноваций в госсекторе. Государство должно обеспечить благоприятную среду для инновационной активности, в том числе, за счет последовательной ликвидации существующих административных барьеров и ограничений. Вместе с тем, согласно стратегии, государство должно само становиться все более инновационным.
Целевые индикаторы
Стратегия инновационного развития содержит 45 целевых индикаторов. В их числе - доведение в 2020 году объема промышленных предприятий, осуществляющих технические инновации, до 40-50% с 9,4% в 2009 году. Для Германии, например, аналогичный показатель еще на момент утверждения стратегии составлял 71,8%, для Эстонии и Финляндии - 52,8% и 52,5% соответственно.
Доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг должна составить не менее 5-10% к 2020 году, а удельный вес таких товаров в общем мировом объеме экспорта – до 2% против 0,35% в 2008 году.
Также к указанному сроку стоит цель увеличить количество патентов, ежегодно регистрируемых россиянами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии с 63 в 2009 году до более 2,5-3 тыс. Удельный вес инновационной продукции в общем промышленном объеме должен увеличиться с 4,9% в 2009 году. до 25-35%.
Для того чтобы достигнуть этих и ряда других показателей, чиновники предлагают осуществить 20 ключевых шагов. Реализовывать стратегию предлагается в два этапа. Первый (2011-2013 гг.) предлагается направить на повышение восприимчивости бизнеса и экономики к инновациям в целом. На втором этапе (2014-2020 гг.) будет происходить рост доли частного финансирования R&D, а также рост финансирования образования, науки и инфраструктуры инновационной экономики.
Промежуточные результаты
2020: За 15 лет в российские инновационные институты развития вложено 1 трлн рублей бюджетных средств
За 15 лет — с 2006 по 2020 гг. — в российские инновационные институты развития (ИР) вложено более 965 млрд бюджетных средств. Об этом свидетельствуют данные Росказначейства. Подробнее здесь.
2011-2013: Россия недовыполнила план по инновационному развитию
В декабре 2014 года на заседании совета при президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию были озвучены результаты реализации первого этапа стратегии инновационного развития. Председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил, что из 45 целевых индикаторов стратегии около трети не были достигнуты, а по нескольким индикаторам нет достоверных данных.
Заместитель председателя правительства Аркадий Дворкович относительно этого привел данные, что фактически не выросла доля организаций промышленного производства, которые осуществляют инновации: «В России остается примерно то же число компаний, которые реально занимаются инновационной деятельностью. Как было чуть менее 11%, так и осталось. А план был, целевой индикатор – достичь показателя 24%», сообщил он.
«Это говорит о том, что несмотря на создание необходимой инфраструктуры для инновационного развития и шаги, предпринятые по формированию территориальных кластеров, обеспечению финансовой поддержки, пока не удалось существенно увеличить активность бизнеса в этой сфере, - сказал Дворкович. - Результаты в основном есть в части появления тысяч – это много, но тем не менее – стартапов, а не уже промышленных предприятий, которые занимаются инновациями».
Ещё одним важным индикатором, по которому нет прогресса, является коэффициент изобретательской активности - число патентных заявок, поданных в России, и договоров о торговле лицензиями. Здесь идет либо очень медленное движение, либо сохранение ранее достигнутых показателей, отметил заместитель председателя правительства.
На прежнем уровне остаются и внутренние затраты на исследования и разработки в процентах от валового внутреннего продукта – чуть более 1% ВВП, в то время как чиновники рассчитывали на существенный прогресс в этой сфере. По мнению Аркадия Дворковича, при этом нельзя винить бюджетную ситуацию, поскольку в части бюджетных затрат государство полностью обеспечило то, что планировалось. Речь идет о том, что бизнес фактически не увеличил финансирование инновационных проектов, НИОКР.
В числе положительных результатов первого этапа Дмитрий Медведев отметил, что «за достаточно ограниченные сроки удалось создать в целом базовую инфраструктуру поддержки». Помимо «Сколково» поддержкой инновационных проектов занимается целый ряд организаций, а общий объем ежегодной господдержки гражданских исследований и разработок составляет более 370 млрд руб.
Также Медведев отметил рост инновационной активности в госсекторе. Первоначально была задача «просто раскачать государственный сектор на инновации», и, по мнению Медведева, во многом это удалось: 60 компаний с госучастием реализуют программы инновационного развития, объем финансирования здесь составляет более 1 трлн 300 млрд руб.
По словам Медведева, несмотря на ряд весьма успешных проектов, сохраняются серьёзные диспропорции в инновационном развитии регионов и отраслей. В связи с этим нужно проанализировать причины и с учетом складывающейся экономической ситуации актуализировать и саму стратегию, резюмировал он.