2018/10/15 16:10:08

Технологические тренды в аэропортах

Один из ключевых вызовов для аэропортов всего мира – постоянный рост объемов пассажирского трафика. В конце августа 2018 года в Европе, к примеру, был зафиксирован новый рекорд по числу полетов: за один день в Европе было выполнено около 37 тыс. рейсов. На этом фоне растет потребность в увеличении пропускной способности аэропортов. Перед аэропортами стоит и задача повышения качества обслуживания пассажиров. Технологии способны помочь в решении этих задач. TAdviser выделил 5 наиболее перспективных технологий, которые могут преобразить работу аэропортов и пассажирский опыт в ближайшем будущем.

Содержание

«Горячие» тренды

Биометрическая идентификация пассажиров

Одной из наиболее востребованных технологий будущего в аэропортах можно назвать биометрическую идентификацию пассажиров. Она может применяться на разных этапах: например, для регистрации пассажиров на рейс по селфи, при прохождении пограничного контроля, при выходе на посадку. Реализация концепции «лицо как паспорт» способно ускорить эти процессы и повысить пропускную способность аэропортов.

По данным исследования компании-разработчика ИТ-решений для авиаотрасли SITA, выпущенного в сентябре 2018 года, в следующие три года 77% аэропортов и 71% авиакомпаний планируют вложения в крупные проекты или научно-исследовательские работы в сфере биометрической идентификации.

«
Технологии, реализующие идею «лицо пассажира как паспорт», разработаны и полностью готовы к использованию. Они безопасные и надежные. Теперь вопрос стоит в том, чтобы интегрировать эти решения и поставить их использование на поток в аэропортах, - отмечает президент SITA в Европе Серджио Колелла (Sergio Colella).
»

К странам, которые уже наиболее продвинулись вперед в использовании пассажирской биометрии, можно отнести США, где нормативно-регулятивная база позволяет пробовать самые передовые новшества. Летом 2017 года, например, авиакомпания Jet Blue совместно с Международным аэропортом Логан в Бостоне начала испытания системы биометрической проверки личности пассажиров при выходе на посадку, освобождающей их от необходимости предъявлять документы.

Проект был запущен при взаимодействии с разработчиком этой системы – SITA, и Управлением таможенной и пограничной охраны США. В сентябре того же года проект был признан успешным и партнеры сообщали о планах по его развитию.

По состоянию на сентябрь 2018 года Управление таможенной и пограничной охраны США тестирует биометрию для выхода на посадку в 15 главных аэропортах страны. Ведомство заинтересовано в применении этих технологий не только для вылетающих, но и прилетающих пассажиров. Для последних биометрия тестируется в 14 аэропортах США[1].

Внедрение биометрической идентификации пассажиров постепенно идет и в Европе. В Италии, например, 3 аэропорта – в Риме, Болонье и Неаполе внедрили биометрический паспортный контроль.

В России, с ее достаточно консервативной нормативной базой, в аэропортах пока только делаются первые шаги по использованию биометрической идентификации пассажиров. При этом подобные технологии уже достаточно широко используются в российских аэропортах для контроля внутренней безопасности. О планах интегрировать технологию распознавания лиц на базе ПО VisionLabs на основе обучаемых нейронных сетей в работу бизнес-залов в московском аэропорту Домодедово сообщала авиакомпания S7 Airlines. В компании рассчитывают, что она позволит идентифицировать пассажиров S7 Airlines и персонализировать услуги для посетителей бизнес-залов.

Искусственный интеллект

К технологическим трендам можно отнести и искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI). По данным SITA, 61% аэропортов будут развивать проекты искусственного интеллекта в следующие три года. В 2017 году доля таковых составляла 34%. В данном случае речь идет о применении этих технологий для прогнозной аналитики, чтобы улучшать операционные показатели аэропорта.

С помощью искусственного интеллекта можно улучшить предсказуемость процессов в аэропорту, понимание, что в нем происходит в конкретный момент и что может произойти позже. Можно с большой точностью предсказать последствия того или иного инцидента для аэропорта, включая забастовки сотрудников, которые часто происходят в ряде стран, предсказать последствия задержки того или иного рейса и заранее предупреждать пассажиров, привел примеры TAdviser Серджио Колелла из SITA.

Роботы

Робототехника также является одной из технологий, которые начинают находить широкое применение в аэропорту. Например, они могут принимать багаж пассажиров прямо у входа в аэропорт. Такого робота, разработанного SITA, тестирует, например, аэропорт в Женеве. Он позволяет пассажиру самостоятельно отсканировать свои посадочные талоны, положить сумки в грузовой отсек робота и прикрепить на них напечатанные роботом бирки. После этого робот закрывает свой грузовой отсек, чтобы никто не мог повредить багаж по пути на станцию погрузки, где люди перебросят багаж на конвейерную ленту.

Робот в аэропорту Сиднея <i>(фото - futuretravelexperience.com)</i>
Робот в аэропорту Сиднея (фото - futuretravelexperience.com)

По мнению Серджио Колелла из SITA, крупному аэропорту может понадобиться порядка 50 подобных роботов, чтобы был существенный эффект.

Голландская авиакомпания KLM Royal Dutch летом 2018 года сообщала о планах запустить роботов-помощников Care-E в аэропортах Сан-Франциско и Нью-Йорка. Они умеют принимать у пассажиров багаж и провожать их до нужной точки в здании аэропорта.

Роботизированный терминал летом 2018 года открылся в аэропорту Сингапура. Пассажирам доступны автоматизированные стойки регистрации и багажные ленты, паспортный контроль с технологиями распознавания лиц. В аэропорту также установлены инновационные сканеры багажа, не требующие выкладывания ноутбуков и телефонов из ручной клади. Роботы в этом аэропорту также работают уборщиками.

Новый терминал в аэропорту в Сингапуре
Новый терминал в аэропорту в Сингапуре

Помимо обслуживания пассажиров роботы используются и в качестве стражей общественного порядка, выполняя функции полицейских. Таких роботов, например, можно увидеть в аэропорту в аэропорту Ла-Гуардия в Нью-Йорке.

Роботизированная техника применяется и в российских аэропортах. Так, например, в сентябре 2018 года в Московском аэропорту Домодедово завершилось тестирование роботизированного склада временного хранения багажа, который должен обеспечить дополнительную сохранность и точность при доставке багажа пассажиров на рейс. Роботы за две минуты после поступления команды находят нужный лоток и перевозят сумку к месту комплектации рейса.

Блокчейн

Есть интересные перспективы для применения в аэропортах и технологии блокчейн. Она может использоваться для широкого круга целей — от процесса идентификации пассажиров до продажи билетов, отслеживания багажа и управления программами обслуживания часто летающих клиентов. Каждый из этих сценариев использования способен повысить эффективность совместной работы всех заинтересованных сторон отрасли.

По данным исследования SITA, до 2021 года 34% аэропортов планируют научно-исследовательские разработки в сфере блокчейна. Наиболее желанный результат использования блокчейна — упрощение процесса идентификации пассажиров: об этом говорят представители 36% аэропортов.

ИТ-директора аэропортов в качестве потенциальных выгод от блокчейна называют отслеживание состояния имущества — например, багажа (28%) — и операционную эффективность (24%).

В обслуживании рейсов принимает участие множество компаний, которым необходимо обмениваться достоверной и своевременной информацией. Чтобы упростить эту задачу, SITA разработала систему смарт-контрактов Flight Chain. Ее уже применяют авиакомпания British Airways и аэропорты Хитроу, Женевы и Майами. Задача системы - позволить авиакомпаниям и аэропортам решить вопрос качества данных о статусе рейсов. Система хранит информацию о рейсах в блокчейне, обеспечивая единый достоверный источник данных.

Аэропорт Брюсселя, к примеру, летом 2018 года запустил блокчейн-приложение Freight Management App, предназначенное для отслеживания перемещения груза на каждом этапе поставки – от погрузочно-разгрузочных работ до экспедирования грузов. Приложение работает совместно с BRUcloud – открытой платформой управления данными, в которую аэропорт планирует интегрировать все свои операции.

В аэропорту Брюсселя рассчитывают, что использование блокчейна позволит полностью оцифровать информацию о логистике, отойти от ручных процессов заполнения документации на импорт продуктов, а также повысить прозрачность и эффективность.

Технологии для отслеживания багажа

В июне 2018 года вступила в силу резолюция 753 Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), обязывающей авиакомпании отслеживать багаж на протяжении всего маршрута следования. Потери багажа остаются большой проблемой и приносят авиаперевозчикам крупные убытки.

Один из наиболее популярных способов выполнить условия новой резолюции, который берут на вооружение аэропорты, - снабжать весь багаж пассажиров RFID-метками. В SITA, например, видят эту технологию как наиболее перспективную для вышеуказанной цели. Несмотря на то, что речь идет об обязательствах авиакомпаний, технологию RFID-маркировки багажа можно также отнести к применяемым в аэропортах: именно там начинается и закачивается отслеживание багажа.

В начале 2018 года в аэропортах США на внутренних рейсах, а также между лондонским аэропортом Хитроу и США, авиакомпания Delta начала использовать RFID-этикетки для отслеживания багажа. В ближайшей перспективе Delta планировала внедрить эту технологию в 344 аэропортах. Технология позволяет пассажирам Delta отслеживать точное местоположение своих сумок через мобильное приложение в режиме реального времени.

Международный аэропорт Гонконга использует технологию отслеживания багажа с RFID-метками еще с 2008 года. Также ей пользуются авиалинии Cathay Pacific, Dragon Air и Air China.

В России пилотный проект с использованием RFID был запущен в аэропорту Шереметьево в 2016 году, а авиакомпания «Аэрофлот» планировала применять такой сервис с 2018 года.

Барьеры для внедрения технологий

Скорость внедрения новых технологий в аэропортах во многом зависит от того, насколько быстро будет меняться локальное законодательное и нормативное регулирование в разных странах, позволяющее применять инновации, от операторов аэропортов, авиакомпаний, которые являются драйвером новых решений для пассажиров.

По данным исследования SITA, например, 39% аэропортов называют главной проблемой при внедрении биометрической идентификации на разных этапах предполетных процедур необходимость соответствовать требованиям законодательства. Более трети авиакомпаний также считают одной из основных проблем в этой области отсутствие стандартов использования подобных технологий.

«
Например, есть общий регламент по защите данных в Евросоюзе, и организация использования биометрии в аэропортах должна ему соответствовать. А это довольно сложно сделать, потому что регламент предписывает получение согласия от пассажира на использование таких данных для различных процессов. И когда каждый раз нужно согласие пассажира, сложно обеспечить масштабное внедрение. Возникают вопросы, как это сделать, когда есть пассажиры, не согласные с предоставлением и использованием их биометрических данных, и другие, - отметил в разговоре с TAdviser старший вице-президент Fraport AG, управляющей аэропортом Франкфурт-на-Майне (FRA), Рольф Фелькель (Rolf Felkel).
»

На скорость распространения инноваций в аэропортах, несомненно, влияет и цена технологий – высокая стоимость проектов зачастую служит препятствием для их широкого распространения. Это можно отнести, например, в том числе к внедрению RFID-отслеживания багажа: одноразовая бирка с меткой RFID изначально была выше, чем обычная бирка со штрих-кодом.

Вместе с тем, отмечает Серджио Колелла, конечный финансовый эффект от использования технологий часто превышает вложенные в них инвестиции.

Читайте также

Функционал систем управления аэропортами

Примечания