Технопарки России. Государственные и социальные структуры, Информационные технологии, Россия, Технопарки
 
2017/11/03 10:53:13

Технопарки России

Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий»

Содержание

Финансирование

2017-2019

15 российских техно- и индустриальных парков в 2017-2019 годах получат от государства 6,8 млрд рублей на развитие инфраструктуры. Распоряжение правительства опубликовано в марте на сайте Кабмина.

В документе содержится и перечень техно- и индустриальных парков, а также регионов, которые будут субсидироваться. Планируется, что в 2017 году будет выделено 3 млрд руб. 9 субъектам федерации, в 2018 году — 2,6 млрд руб.7 регионам; в 2019 году – 1,2 млрд руб. 5 субъектам федерации. В комментариях к рапоряжению отмечается: «Распределение средств на 2017-2019 годы сформировано с учетом прогнозов регионов о ежеквартальных поступлениях налогов и таможенных пошлин от резидентов индустриальных парков и технопарков в федеральный бюджет».

К 2014 году потрачено 13 млрд руб из федбюджета + затраты регионов

В конце февраля 2015 года Счетная палата опубликовала отчет о проверке результативности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных в 2011-2014 гг. на реализацию комплексной программы по созданию в РФ технопарков в сфере высоких технологий. По данным аудиторов, всего за период с 2007 года по октябрь 2014 года на реализацию программы 13 субъектам РФ были в общей сложности перечислены 30452,4 млн. руб., из которых 42,4% составили средства федерального бюджета, а остальное – средства бюджетов самих субъектов.

По информации Минкомсвязи, в конце 2014 года кассовое исполнение программы составило 13184,9 млн. руб., или 94,7%. Неиспользованные средства субсидий из федерального бюджета за период 2007-2012 гг. в сумме 1628,7 млн. руб. возвращены в доход федерального бюджета.

2013

Изменение порядка субсидирования

Решение об изменении порядка субсидирования развития технопарков было принято Межведомственной комиссией по технопаркам по итогам анализа эффективности работы регионов 27 марта 2013 года. В работе заседания комиссии, которое прошло под председательством министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова, приняли участие сотрудники Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфина и Счетной палаты Российской Федерации, а также представители региональных властей 11 субъектов РФ.

В ходе заседания комиссии было отмечено, что критерием успешного выполнения программы на завершающем этапе реализации станет не столько строительство площадей, сколько создание новых рабочих мест. Так, выигравшие регионы возьмут на себя обязанность обеспечить до 2015 года заполнение технопарков резидентами на уровне 50%, а к 2018 году на уровне 90%. Новый порядок предоставления субсидий, закрепленный принятым постановлением Правительства, предусматривает ряд изменений, включающих конкурсный отбор среди предыдущих участников программы и субъектов РФ, на территории которых расположены инновационные территориальные кластеры; лимит на предоставляемые субсидии в размере от 150 млн до 356 млн рублей ежегодно в течение 2013-2014 года на один регион России. Для субъектов, уже являющихся участниками программы, будет учитываться эффективность создания площадей технопарка за счет средств федерального бюджета в предыдущие периоды.

24 июля 2013 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает об изменении порядка предоставления субсидий из федерального бюджета регионам РФ на создание технопарков в сфере высоких технологий. Объем финансирования из федерального бюджета в рамках программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» (2007-2014 годы) составляет на весь период около 10 млрд рублей. Суммарный объем средств федерального бюджета, распределяемых на конкурсной основе, составит около 1,7 млрд рублей. Соответствующее постановление Правительства РФ (№616 от 22 июля 2013 года) подписал Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Постановление направлено на повышение совокупной эффективности и прозрачности реализации программы создания технопарков в сфере высоких технологий и корректирует ее завершающий этап, который приходится на 2013-2014 годы. Впервые субсидии будут предоставляться регионам на конкурсной основе.

Постановление предусматривает введение конкурсной процедуры отбора субъектов Российской Федерации на право получения субсидий в 2013-2014 годах на строительство, реконструкцию или расширение объектов технопарков в сфере высоких технологий. Конкурсный отбор позволит повысить эффективность использования средств федерального бюджета, а также предоставит возможность принять участие в программе новым регионам с высоким инновационным, научным и кадровым потенциалом.

Кроме того, объективная процедура отбора субъектов РФ с использованием критериев, имеющих количественное измерение и документальное подтверждение, позволит отобрать регионы с высокой степенью подготовки градостроительной и правоустанавливающей документации для завершения строительства до конца 2014 года.

Старт конкурса на получение субсидий регионами

18 сентября 2013 г. Минкомсвязи объявило о старте конкурсного отбора среди регионов на получение субсидий из федерального бюджета для строительства объектов технопарков в рамках соответствующей государственной программы. Общий объем разыгрываемых средств составляет 2,085 млрд руб., из которых регионы-победители будут получать от 150 до 356 млн руб. ежегодно.

Решение изменить порядок предоставления субсидий регионам в рамках программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» было принято летом 2013 г. и направлено на повышение совокупной эффективности и прозрачности реализации программы, а также корректировку ее завершающего этапа, который приходится на 2013-2014 гг.

Как сообщают в Минкомсвязи, в конкурсе смогут участвовать субъекты РФ, участвовавшие в реализации программы в предыдущие годы. К таковым относятся Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Самарская, Тюменская области, республики Татарстан, Мордовия и город Санкт-Петербург. Помимо них побороться за субсидии смогут и регионы, на территории которых расположены пилотные инновационные территориальные кластеры: в частности, Архангельская, Ленинградская, Свердловская, Томская, Ульяновская области, Алтайский, Красноярский, Пермский, Хабаровский края, Республика Башкортостан и Москва.

Конкурс пройдет в два этапа: проверки комиссией состава документов и составления рейтинга по критерию заявленной стоимости строительства объектов с учетом ранее понесенных затрат из федерального бюджета. Чем меньше окажется этот показатель, тем более высокое место сможет получить субъект в рейтинге, согласно которому и будут распределяться субсидии.

Поскольку объем конкурсных средств ограничен, оказавшиеся на последних местах регионы могут выбыть из отбора и не получить субсидию, предупреждает ведомство. Кроме того, в связи с плановым завершением программы в 2014 г., субсидии могут быть выделены только на строительство тех объектов, которые будут сданы до конца этого срока.

Минсвязи распределило миллиарды на технопарки

23 октября 2013 г. Минкомсвязи сообщило о завершении конкурса по отбору регионов, которые смогут получить субсидии на создание технопарков на своей территории до конца 2014 г. Общая сумма финансирования, распределяемая в рамках конкурса, составила порядка 2 млрд руб., а размер ежегодных субсидий, на которые могли претендовать регионы - 150-356 млн руб.

Заявки на участие в конкурсе подали в общей сложности восемь субъектов России, из которых субсидии получат четыре: Москва, Свердловская область, Республика Мордовия и Пензенская область. Конкурсная заявка Нижегородской области не вошла в число победивших, а заявки Красноярского края, Калужской области и Калининградской области и вовсе не прошли процедуру допуска.

Москва и Свердловская область оказались новыми регионами в программе. В Минсвязи отмечают, что технопарки в них будут расположены рядом с сильными университетами: МФТИ и УРФУ.

Данные Минкомсвязи о регионах-участниках конкурсного отбора

Заявки всех четырех регионов-победителей конкурса были удовлетворены в полном объеме, а при распределении средств учитывалась стоимость строительства 1 кв. м. объекта технопарка для федерального бюджета, сообщает ведомство.

Среди ключевых требований к претендентам на получение средств из федерального бюджета Минкомсвязи также было наличие решения региональных властей о создании технопарка и наличие в бюджете средств на его строительство, а также высокая стадия готовности строительства. Последнее предполагает наличие у субъекта разрешительной документации или частично построенного объекта.

Кроме того, субъект должен взять на себя обязательства по достижению определенных показателей работы технопарка: к примеру, через пять лет он должен быть загружен на 90%, бюджетная эффективность составлять 55%, а доля экспорта в выручке резидентов должна быть не менее 12%.

По состоянию на момент старта конкурса в России функционируют семь построенных технопарков, построенных в рамках программы: «Кузбасский технопарк» в Кемеровской области, «Академпарк» в Новосибирской области, два «ИТ-парка» и «Химград» в Татарстане, в Тюменской области и в Республике Мордовия. На осень 2013 г. запланировано открытие еще двух технопарков - в Пензенской и Самарской областях.

Выручка и число рабочих мест резидентов технопарков

2016 год

По оценкам «Ассоциации кластеров и технопарков», суммарная выручка всех резидентов технопарков России по итогам 2016 г. вырастет не менее чем на 10% по сравнению с 2015 г. и превысит p210 млрд. Согласно экспертной оценке, объем налоговых и таможенных отчислений в бюджеты всех уровней составит не менее p50 млрд (рост 15% к 2015 г.), количество рабочих мест, созданных резидентами технопарков, вырастет по сравнению с 2015 г. годом не менее чем на 5% и составит более 75 тыс. рабочих мест»[1].

По данным ассоциации, в России функционирует более 200 организаций, имеющих те или иные признаки технопарков, из которых 107 технопарков в наибольшей степени соответствует требованиям национального стандарта «Технопарки. Требования». Из этих 107 технопарков 44 развиваются частными собственниками, остальные — за счет или при участии государственных средств в соответствии с рядом государственных программ.

В 2016 г. Росстандартом приняты изменения в национальный стандарт «Технопарки.Требования», которые вступят в силу в марте 2017 г. и обеспечат дальнейшее уточнение требований к технопаркам, их инфраструктуре и перечню сервисов, предоставляемых управляющей компанией технопарка. По оценкам «Ассоциации кластеров и технопарков», внедрение требований и рекомендаций стандарта приведет к оптимизации государственной поддержки технопарков на федеральном и региональном уровнях.

Согласно аналитическому обзору ассоциации, инновационная деятельность резидентов технопарков будет способствовать реализации запущенной в соответствии с поручением Президента России Национальной технологической инициативы (НТИ), целью которой является формирование принципиально новых рынков, и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г.

«Ассоциация кластеров и технопарков» ожидает, что направление технопарков будет продолжать активно развиваться. «В 2015 году суммарная выручка резидентов всех технопарков России составила 188,6 млрд рублей, что составляет 0,23% ВВП страны. По нашим оценкам, в этом году она вырастет не менее чем на 10% и превысит 210 млрд рублей», — указал директор ассоциации Шпиленко Андрей. По его словам, мировой практикой признано, что технопарки являются одной из ключевых точек снижения издержек, связанных с запуском производства новой продукции и преобразованием научных разработок в технологии и продукты, востребованные в различных сферах экономической деятельности.

2015 год

Итоги реализации комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» были представлены в феврале 2016 года Президенту России Владимиру Путину в ходе посещения технопарка «ИТ-парк» в Набережных Челнах. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров сообщил главе государства, что выручка резидентов созданных в рамках программы технопарков в 2015 году составила 50,44 млрд рублей.

«Строительная часть программы была завершена в 2014 году, но нужно добиться того, чтобы созданные объекты приносили еще большую отдачу и еще больший положительный эффект для экономики страны, — сказал глава Минкомсвязи России Николай Никифоров. — Очевидно, что 2015–2016 годы — это время для полноценной работы технопарков, когда препятствий по привлечению резидентов, разворачиванию работы на местах уже не было. Мы видим, что динамика по показателям эффективности программы в целом положительная. Есть регионы-лидеры, кое-где показатели вызывают вопросы, но в целом в 2015 году прирост по количеству резидентов составил 16,6%, по количеству рабочих мест — почти 8%, по стоимостному объему созданной резидентами продукции — почти 25%. Это самые главные показатели, ради которых программа создавалась и реализовывалась. Ожидаем, что по итогам 2016 года также будет неплохая динамика».

2014 год

Выручка резидентов технопарков, построенных в рамках комплексной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» по итогам 2014 года составила 39,99 млрд рублей, что более чем на 25% превышает показатель 2013 года.

«В рамках программы удалось создать целый ряд объектов, которые стали настоящими точками роста инновационной экономики своих регионов и драйверами роста ИТ-сектора. Наиболее яркими примерами являются `Академпарк` при новосибирском Академгородке, `ИТ-парк` в Татарстане с двумя площадками в Казани и Набережных Челнах, вырастившие ряд компаний-новых ИТ-лидеров, — сказал замглавы Минкомсвязи России Рашид Исмаилов. — Стоит отметить активное развитие в направлении поддержки ИТ-проектов в саранском `Технопарке-Мордовия` и тюменском `Западно-Сибирском инновационном центре`. К настоящему моменту завершена работа над созданием ряда новых крупных технопарков, в том числе, технопарков `Жигулевская долина` в Тольятти и `Рамеев` в Пензе общей площадью свыше 100 тысяч квадратных метров. В 2015 году мы ожидаем продолжения существенного роста ключевых показателей эффективности, поскольку в конце 2014 года был открыт целый ряд новых объектов».
Николай Никифоров в марте 2015 года сообщил, что по результатам программы создано 12 технопарков, 10 из них уже действует, еще два — в Москве и Свердловской области — уже полностью построены и ожидают оформления документов для ввода в эксплуатацию. Общая площадь построенных объектов в технопарках составила 411 тыс. квадратных метров, в них разместилось 775 компаний, было организовано 18 876 рабочих мест. Министр уточнил, что по итогам 2014 года выручка резидентов технопарков достигла 40,5 млрд рублей, в то время как вложения из федерального бюджета в программу за все время ее существования — 13,4 млрд рублей, вклад субъектов РФ составил около 17 млрд рублей, а совокупная выручка резидентов за все годы действия программы превысила 130 млрд рублей.

В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны будут обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием экосистемы технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году технопарки должны быть загружены не менее чем на 90%, их бюджетная эффективность должна составлять не менее 55%, а доля экспорта в выручке резидентов — не менее 12%.

2007-2014 годы

Программа «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» действует с 2007 по 2014 год. За это время было создана сеть технопарков общей площадью более 400 тысяч квадратных метров, на которых было организовано 18 тысяч рабочих мест. Совокупная годовая выручка 747 компаний-резидентов, которые разместились в технопарках, составила около 32 миллиардов рублей в год.

В течение нескольких лет после завершения программы регионы должны будут обеспечить выполнение экономических показателей, связанных с развитием экосистемы технопарков и эффективностью их работы. Так, к 2018 году технопарки должны быть загружены не менее чем на 90%, их бюджетная эффективность должна составлять не менее 55%, а доля экспорта в выручке резидентов — не менее 12%.

2012 год

На 2012 год дюжина «программных» технопарков дает стране 9 тыс. высокотехнологичных рабочих мест, в 2014 г. их число должно превысить 16 тыс[2].

Коммерческие проекты

Пулково

Финская компания Technopolis PLC продолжает строительство на Пулковском шоссе (юг Петербурга недалеко от кольцевой автодороги и аэропорта) технопарка «Пулково», первая очередь которого должна быть сдана весной 2010 г. Этой организации принадлежит участок земли недалеко от аэропорта, на котором должно появиться восьмиэтажное здание, общей площадью 24100 кв. м. и оценочной стоимостью €50 млн. Первое здание технопарка, ориентированного в первую очередь на ИТ-компании, будет открыто 27 апреля 2010. Размер ставки для арендаторов будет начинаться с 970 руб. за кв. м.

Генеральным подрядчиком при строительстве технопарка стала компания «Стэп».

Когда в ноябре 2006 г. Technopolis объявляла об открытии пилотного инновационного центра, Кари Микконен, вице-президент Technopolis, отвечающий за российское направление говорил CNews о том, что прежде всего, инновационный центр будет помогать развитию финских компаний на этапе их появления на российском рынке. Первыми двумя компаниями, появившимися в центре, стали Planora Oy, занимающаяся консалтингом в области энергетики и разработкой ПО, и «Миккели Политекник», представительство политехнического университета города Миккели.

Создатели питерского технопарка говорят о том, что он позволит не только привлечь иностранные компании на локальный рынок, но и создать новые отечественные наукоемкие фирмы.

Гусев (Технополис GS)

В технопарке «Гусев» в Калининградской области 29 августа 2009 года были сданы в эксплуатацию здания и оборудование двух предприятий по производству радиоэлектронного оборудования - ЦТС и «Пранкор». Инвестиции в их строительство привлекала петербургская «Дженерал Сателайт» и оба завода входят в ассоциацию «Корпорация Дженерал Сателайт». В весь технополис «Гусев» корпорация инвестировала 5 млрд руб., а затраты на строительство заводов составили порядка 1 млрд руб. Подробнее смотрите Технополис GS.

ВИЗБАС

На Дубнинской улице в Москве расположен технопарк ВИЗБАС. Межведомственная комиссия правительства Москвы приняла летом 2014 года решение о присвоении территории с комплексом зданий в промзоне № 97 соответствующего статуса. Предполагается, что на территории площадью 12 тыс. кв. м разместятся офисно-лабораторный центр с коворкингом, а также опытные производства. Предполагается, что резиденты будут специализироваться на индустрии пищевых добавок, бытовых товарах, фармацевтике и инженерии. Общий объем инвестиций в развитие имущественного комплекса составит не менее 411 млн рублей, а первые резиденты, как планируется, появятся уже через год-полтора.

Собственником комплекса зданий и арендатором земельного участка, на котором появится технопарк, является ОАО «ВИЗБАС». Эта компания входит в ГК ИТКОЛ, а ООО «ИТКОЛ-сервеинг» стала управляющей организацией технопарка.

Государственные проекты

Академпарк

Технопарк в сфере высоких технологий в Республике Татарстан (г. Казань)

Основная статья: ГАУ ИТ-парк (Татарстан)
  • Площадка «ГГ-Парк» по ул. Петербургская, 52 - приоритетное направление - инновационное развитие высокотехнологичных информационных технологий.
  • Площадка «Технополис «Химград» по ул. Восстания, 100 - площадка для развития компаний, занятых в области переработки полимеров и развития инновационных технологий в нефтехимии.

  • В июне 2011 г. в казанском `ИТ-парке` прописались 3 стартапа: система автоматизации работы фельдшерско-акушерских пунктов АльфаМед, ПО для управления графиком приема посетителей через браузер Appointments и проект для общения авторов и читателей в сети `Живые книги`.

Согласно данным Минкомсвязи, самым быстрорастущим технопарком стал IТ-парк в Казани. Объем выручки его компаний-резидентов составил 4,8 млрд руб., при этом по состоянию на январь 2010 года объем выручки был 196 млн руб. В несколько раз увеличил свою выручку технопарк в Новосибирской области — с 3 млрд до 4,8 млрд руб. Технопарк Республики Мордва сократил количество своих резидентов с 30 до нуля, соответственно, выручка компаний-резидентов исчезла. На январь 2010 года этот показатель составил 61 млн руб.

Генеральный директор технопарка «Идея юго-восток» в Татарстане Роберт Ильясов полагает, что увеличение выручки резидентов в несколько раз обусловлено не только привлекательностью площадки, но и быстрым восстановлением рынка после кризиса. «После 2008 года экономика начала активно восстанавливаться: появились новые резиденты, старые начали активно привлекать дополнительные финансирования, активнее строятся и развиваются. Свои площадки на территории технопарков уже организовали крупные компании, к примеру, «Татнефть», КамАЗ и другие», — говорит эксперт. В мае этого года на выставке «Связь Экспоком» были представлены первые результаты их работы. Объем выручки их резидентов с начала 2006 года составил 20 млрд руб., при том что общее количество компаний-резидентов насчитывает порядка 400.

  • На середину 2012 года на территории технопарка работает бизнес-инкубатор на 20 стартапов, дата-центр, который является единой точкой присутствия 16 телеком-провайдеров. В создание казанского «ИТ-парка» вложено 2 864,101 млн руб., его филиала – 895 млн руб[2].

ИТ-парк Анкудиновка (г. Нижний Новгород)

Основная статья: Анкудиновка (ИТ-парк)

Технопарк создается в районе дер. Анкудиновка. Планируемая специализация технопарка: ИКТ; приборостроение, машиностроение, электронная техника; химические технологии и разработка новых материалов.

«Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской области

Резиденты тюменского парка на июнь 2011 г. - это в основном компании, связанные с нефтедобычей. Например, занимающаяся использованием отходов очистки буровых сточных вод `Инновационные нанотермические технологии`.

Технопарки Москвы

Смотрите также Москва Умный город (Smart city)

2017: 31 технопарк, 1 700 компаний и 30 промышленных комплексов

«Промышленное высокотехнологичное производство должно стать локомотивом развития экономики Москвы. Благодаря ему будет формироваться максимальный удельный вес интеллектуальной добавленной стоимости. Основным приоритетом для нас сегодня являются поддержка промышленности, стимулирование предпринимательства и создание кадрового потенциала», - сказала в октябре 2017 года Наталья Сергунина, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений.

Она подчеркнула, что в столице постоянно совершенствуется бизнес-среда, создаются налоговые стимулы, в результате чего растёт предпринимательская активность, а темпы экономического роста превышают общероссийские показатели.

«Частный конкурентноспособный бизнес Москвы сегодня создаёт высокопроизводительные рабочие места. Убедительный пример тому – столичные технопарки. Это конкретный результат поддержки предпринимательской инициативы через системные решения, снижающие издержки производства и нейтрализующие риски ведения бизнеса», – сказала Наталья Сергунина.

Сосредоточение высокопроизводительных рабочих мест в создаваемых технополисах, технопарках и индустриальных парках объяснил руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы Алексей Фурсин.

«Здесь промышленники получают максимум налоговых льгот - от 17 до 25 процентов.. К этому следует добавить преференции в виде снижения налогов на прибыль, имущество организации, на землю, льготы на аренду земельных участков. Для резидентов особой экономической зоны расширен пакет налоговых льгот снижен налог на прибыль организаций, увеличены сроки освобождения от транспортного и земельного налогов», –сказал А. Фурсин.

На территории Москвы действуют 31 технопарк, где работают свыше 1 700 компаний и 30 промышленных комплексов.

2014: 6 промышленных территорий, 360 компаний, 5 тыс человек

В Москве действует на конец 2014 года 6 специализированных промышленных территорий (технополис "Москва", технопарки "Слава", "Строгино", "Мосгормаш", "Сапфир Технопарк", "ВИЗБАС, Калибр). Они занимают территорию, превышающую 47 га, площадь имущественных комплексов при этом составляет 435 000 тысяч квадратных метров.

Общее количество арендаторов и резидентов технопарков составляет более 360 компаний. В московских технопарках работает около 5 тыс. человек, большинство из которых является высококвалифицированными сотрудниками наукоемких отраслей экономики.

Бюджетные вложения в развитие технопарков в 2013-2014 годах составили 5,1 млрд рублей, при этом объем частных инвестиций уже превысил государственные. Компании-арендаторы инвестировали в размещение высокотехнологичных производств и лабораторий в 2013-2014 годах более 7,2 млрд руб.

Объем налоговых отчислений, уплаченных арендаторами и резидентами московских технопарков в 2014 году в консолидированный бюджет составляет более 1,8 млрд рублей. За все время работы технопарков компании-арендаторы пополнили бюджеты различных уровней на 3,1 млрд рублей.

Нагатино-ЗиЛ - московский бизнес-центр, изначально позиционировавшийся как технопарк.

История государственной программы развития технопарков

2017

В России насчитывается 107 технопарков, из них 12 работают в сфере ИКТ, 45 – в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и при вузах, и 22 индустриальных парка.

Названы самые эффективные технопарки России

Ассоциация кластеров и технопарков подвела осенью 2017 года итоги III Национального рейтинга технопарков России, в котором представлена оценка эффективности функционирования и инвестиционной привлекательности площадок для размещения и развития высокотехнологичных компаний. В рейтинг вошло 33 технопарка из 17 регионов, среди лучших – технопарки Москвы, Московской, Новосибирской, Нижегородской, Ульяновской областей, а также Татарстана и Мордовии.

По сравнению с 2016 годом, охват рейтинга вырос почти на треть: в 2016 году во II Национальный рейтинг технопарков России вошло 25 технопарков из 15 субъектов РФ. Всего в адрес Ассоциации были представлены данные о 118 технопарках из 85 субъектов Российской Федерации. В итоговый рейтинг не вошли технопарки, которые функционируют при вузах (ввиду значительного отличия модели функционирования), введены в эксплуатацию в 2017 году, а также не представили полный набор данных.

Эффективность технопарков оценивалась Ассоциацией на основе 3 интегральных показателей: инновационная активность резидентов, экономическая деятельность резидентов, эффективность деятельности управляющей компании технопарка. При этом в 2017 году методика формирования рейтинга была усовершенствована. Ключевым нововведением в рейтинге является присвоение технопаркам не конкретных мест, а специальных индексов в зависимости от набранного ими значения интегрального показателя.

Регионы России в рейтинге представлены следующим образом: Москва – 9 технопарков, Новосибирская область – 4 технопарка, Московская область – 3 технопарка, Нижегородская область, республики Мордовия и Татарстан – по 2 технопарка, еще 11 регионов – по 1 технопарку.

В группу с наивысшим уровнем эффективности функционирования технопарка (более чем на 10% выше среднего по России) включены следующие технопарки:

В России появятся промышленные технопарки

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству одобрил летом 2017 года в первом чтении поправки в закон «О промышленной политике», направленные на формирование правовой основы деятельности промышленных технопарков.

«На сегодняшний день, наряду с мерами стимулирования промышленной деятельности индустриальных парков и промышленных кластеров, Правительство России разработало программы поддержки промышленных технопарков. При этом на законодательном уровне вопросы их создания и функционирования до сих пор не были закреплены», - пояснил Первый зампред Думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев
.

Поправки в закон «О промышленной политике» вводят термин «промышленный технопарк». Это совокупность объектов инфраструктур, предназначенных для выпуска ранее не производимой и не имеющей произведенных аналогов промышленной продукции в Российской Федерации. Кроме того, законопроект утверждает порядок применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, а также определяет полномочия Правительства РФ по установлению требований к промышленным технопаркам и их инфраструктуре.

«Предложенные изменения направлены на совершенствование законодательного регулирования вопросов территориального развития промышленной инфраструктуры. Дальнейшее формирование таких промышленных площадок, привлекательных для локализации новых производств российскими и иностранными инвесторами, позволит ускоренно перейти к высокотехнологичному производству и обеспечит углубление внутрирегиональной и межрегиональной кооперации. Конечной целью развития промышленной инфраструктуры, в том числе технопарков, должно стать повышение конкурентоспособности импортозамещающей продукции, в том числе на внешних рынках», - заключил Гутенев.

2016

Четыре столичных технопарка вошли в десятку лучших в России

Столичный нанотехнологический центр «Техноспарк» возглавил II Национальный рейтинг технопарков России. Второе место в нём занял Научный парк МГУ, а третье — Научно-технологический парк новосибирского Академгородка. В десятку лучших попали ещё две инновационные площадки столицы: технополис «Москва» (четвёртое место) и технопарк «Строгино» (пятое).

Рейтинг опубликовала Ассоциация кластеров и технопарков. В него вошло 25 технопарков из 15 регионов. Шесть из них работают в Москве, по три — в Татарстане и Свердловской области, два — в Нижегородской области, ещё по одному — в 11 других регионах.


Формирование рейтинга Ассоциации кластеров и технопарков основано на принципах прозрачности, учета наиболее значимых факторов и объективности данных, используемых в оценке. Методика проведения оценки прошла общественное обсуждение с участием членов Ассоциации и представителей институтов развития, экспертного и делового сообщества: АО «Российская венчурная компания» (РВК), Фонда развития промышленности, Проектного офиса Национальной технологической инициативы (НТИ), Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, НИУ ВШЭ, Агентства стратегических инициатив (АСИ), «Деловой России».

Вошедшие в рейтинг 25 технопарков оценивались по показателям инновационной активности и экономической деятельности резидентов, эффективности работы управляющей компании, наличия благоприятных условий для деятельности резидентов. Всего в адрес Ассоциации были представлены данные о более чем 100 технопарках из 85 субъектов Российской Федерации. В итоговый рейтинг не вошли технопарки, которые функционируют при ВУЗах (ввиду значительного отличия модели функционирования), введены в эксплуатацию в 2016 году, а также которые не представили полный набор данных.

Регионы России представлены в рейтинге следующим образом: Москва – 6 технопарков, Республика Татарстан и Свердловская область – по 3 технопарка, Нижегородская область – 2 технопарка, еще 11 регионов – по 1 технопарку.

Технопарки, вошедшие в рейтинг, были распределены по трём группам: с высокими показателями эффективности (итоговый показатель на 10% выше среднего по России), средними (89-109% от среднего) и ниже среднего (менее 85% от среднего). Таким образом, наиболее высокие интегральные значения эффективности работы по всем показателям показали следующие технопарки:

  1. Нанотехнологический центр «Техноспарк» (г. Москва);
  2. Научный парк МГУ (г. Москва);
  3. Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка (Академпарк) (Новосибирская область);
  4. Технополис «Москва» (г. Москва);
  5. Технопарк «Строгино» (г. Москва);
  6. Инновационно-производственный технопарк «Идея» (Республика Татарстан);
  7. АУ «Технопарк-Мордовия» (Республика Мордовия);
  8. Ульяновский нанотехнологический центр (Ульяновская область);
  9. ГАУ ТО «Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменский Технопарк);
  10. Технопарк в сфере высоких технологий «ИТ-парк», г. Казань (Республика Татарстан).



Как отмечается в рейтинге, эффективность функционирования технопарков в России базируется на трёх факторах: близость к крупным научным центрам и академической среде, наличие частных инвесторов, высокая заинтересованность региональных органов власти в диверсификации экономики.

В Москве работает 26 технопарков и технополисов[3], в которых создано почти 32 тысячи рабочих мест. Они объединяют более 1400 компаний, которые производят[4] импланты, аккумуляторы, навигационное оборудование, лазеры, хирургические комплексы, установки для очистки воды, оптические системы для ракет-носителей и многое другое. Управляющие компании и резиденты технопарков и технополисов получают субсидии и налоговые льготы.

Генпрокуратура недовольна технопарками

Генпрокуратура раскритиковала итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Создание технопарков в сфере высоких технологий». Об этом говорится в материалах проверки Генпрокуратурой Минкомсвязи (имеются в распоряжении CNews)[5].

ФЦП создания технопарков действовала с 2007 г. по 2014 г. включительно. По мнению Генпрокуратуры, сейчас не обеспечивается должный уровень дальнейшего функционирования и развития технопарков, а большинство объектов не выполняют установленных показателей результативности. В результате «отсутствует необходимый социально-экономический эффект от использования бюджетных средств, вложенных в их создание».

Проблемы с выполнением показателей результативности

Так, по итогам 2014 г. более 60% утвержденных показателей результативности не было выполнено. Семь технопарков не выполнили показателя «количество компаний резидентов» - например, «ИТ-парк Анкудиновка» в Нижнем Новгороде имел только только два резидента из-за планировавшихся 70.

Пять технопарков не достигли показателей по количеству рабочих мест и объему произведенной продукции. В том числе четыре технопарка - «Химград» в Татарстане, «Кузбасский технопарк» в Кемерово, «Жигулевская долина» в Самарской области и «ИТ-Парк Анкудиновка» - вообще не выполнили ни одного показателя.

В 2015 г. ситуация не улучшилась: при плановом показателе 26,7 млрд руб. технопарки произвели продукцию только на 15 млрд руб., то есть план был выполнен менее чем на 60%. Показатель по количеству компаний-резидентов не достигнут пятью технопарками («Химград», «Анкудиновка», «Кузбасский технопарк», «Жигулевская долина» и технопарком в Пензе), а по объему произведенной продукции и количеству рабочих мест - шестью (те же пять плюс технопарк в Москве).

Не изменилась сложившаяся ситуация и по итогам I полугодия 2016 г. Показатели результативности не были достигнуты в семи технопарках - «Химград», «Анкудиновка», «Жигулевская долина» «Кузбасский технопарк», а также технопарками в Москве, Тюмени и республике Мордовия. Для «Химграда» Минкомсвязи даже не установило показатели результативности. Единственным объектом, который выполнил все заложенные показатели, оказался «Кузбасский технопарк».

Россия и Палестина заключили соглашение о создании технопарков

В ноябре Россия и Палестина договорились сотрудничать в создании и развитии технопарков. Об этом сообщил корреспондент «Газеты.Ru» со ссылкой на Ассоциацию кластеров и технопарков.

Как стало известно, соответствующий меморандум о взаимопонимании был подписан между ассоциацией и Палестинским генеральным управлением промышленных городов и свободных промышленных зон (PIEFZA).

«В последние годы торговые отношения России и Палестины продемонстрировали значительные возможности для российского несырьевого экспорта: так, в 2015 году по сравнению с 2014-м объем несырьевого экспорта из России в Палестину вырос в 10 раз, — подчеркнул директор Ассоциации кластеров и технопарков Андрей Шпиленко в рамках официального визита делегации правительства России в Палестину.

Сообщается, что меморандум о сотрудничестве был подписан в присутствии председателя правительства России Дмитрия Медведева и президента Палестины Махмуда Аббаса.

Утверждён перечень 15 технопарков, распределены субсидии

Распоряжением от 27 февраля 2016 года №322-р утверждён перечень из 15 проектов создания индустриальных парков и технопарков и распределены субсидии, предоставляемые в 2016 году субъектам Федерации на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, на общую сумму 4 274,2 миллиона рублей, сообщается на сайте Минобрнауки России[6].

Отбор регионов и проектов проведён Минпромторгом в соответствии с Правилами отбора субъектов Федерации, имеющих право на получение субсидий для возмещения затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Данные Правила были утверждены Постановлением Правительства от 30 октября 2014 года №1119[7].

В утверждённый перечень включены проекты: технопарка «Технополис `Москва`», индустриальных парков «Ворсино» и «Росва» (Калужская область), «Промышленная зона `Заволжье`» (Ульяновская область), «Уфимский» (Башкирия), «Мастер» (Татарстан), «Преображенка» (Самарская область), «Масловский» (Воронежская область), «Кузнецкая слобода» (Липецкая область), индустриальный парк на территории города Буденновска (Ставропольский край), «Узловая» (Тульская область), «Раслово» (Тверская область), «Северный» (Белгородская область), «Промышленно-логистический парк Новосибирской области», «Индустриальный парк в сфере биотехнологий» (Новосибирская область).

Планируемый объём субсидий в размере 4 274,2 миллиона рублей обеспечен налоговыми поступлениями в 2016 году в федеральный бюджет от предприятий-резидентов, действующих на территории индустриальных парков и технопарков.

Оказание государственной поддержки по этим проектам позволит до 2020 года создать 8 300 гектаров территории с подготовленной инфраструктурой, обеспечить занятость более 50 тысяч сотрудников промышленных предприятий-резидентов и поступления в бюджеты всех уровней в объёме свыше 67 миллиардов рублей.

2015

Счетная палата выявила многочисленные нарушения при создании технопарков

Счетная палата проверила расходование бюджетных средств в рамках комплексной программы «Создания технопарков в сфере высоких технологий», закончившейся в 2014 г. В распоряжении CNews имеется письмо аудитора СП Сергея Агапцова, направленное министру связи Николаю Никифорову по итогам проверки[8].

На момент проведения проверки в III квартале 2014 г. из участвующих в программе 13 технопарков, размещенных в 11 регионах, полностью были построены только пять в трех регионах. Три из них находятся в Татарстане, остальные в Кемеровской и Тюменской областях.

В трех технопарках – в Москве, Свердловской и Калужской области – на момент проверки вообще не размещались компании-резиденты. Соответственно, у них отсутствуют какие-либо показатели результативности. Технопарк «Рамеев» в Пензенской области в III квартале обеспечил возможность размещения резидентов, но показателей результативности его работы все равно пока нет. Правда, в самом конце прошлого года было завершено строительство еще четырех технопарков: в Пензенской, Самарской и Свердловской областях.

В пяти из девяти технопарках, обеспечивающих на момент проверки возможность размещения компаний-резидентов, отсутствуют значимые результаты по таким показателям, как количество выполненных опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, количество полученных патентов на изобретения и свидетельств о госрегистрации программ для ЭВМ. Например, «ИТ-Парк» в Набережных Челнах (республика Татарстан), имея 70 компаний-резидентов, в качестве достижений за 2013 г. смог представить лишь одно свидетельство о госрегистрации программ. В целом ни один из технопарков полностью не достиг всех запланированных показателей.

Счетная палата отметила проблемы с финансированием строительства технопарков. Так, субсидии из федерального бюджета за 2013 г. были распределены лишь в декабре того года. В результате 992 млн рублей были возвращены в бюджет, а весной 2014 г. их снова отправили в регионы.

В Счетной палате также полагают, что Минкомсвязи ведет недостаточный контроль за деятельностью технопарков, а потому не обладает полной информацией по расходованию средств госпрограммы и результатам деятельности построенных объектов. Агапцов отмечает, что в министерстве этим занимаются лишь четверо сотрудников департамента развития отрасли ИТ.

В качестве результатов работы технопарков за 2013 г. Минкомсвязи представило информацию о 17,1 тыс. созданных рабочих мест. Но это информация об общем числе сотрудников компаний-резидентов технопарков, отмечает Агапцов, не все из которых работают непосредственно на территории технопарков. Реальная же численность появившихся за 2013 г. новых рабочих мест как минимум на 3 тыс. меньше, посчитали в СП.

СП указала и на нарушения в работе отдельных технопарков. Так, правительство Нижегородской области приняло решение перераспределить 58% земель, изначально предназначавшихся для технопарка «Анкудиновка», под иные нужды. В том числе 66 гектаров будут отданы под строительство жилья, а 22 гектаров уже переданы в аренду для коммерческого использование.

Средства, выделенные на создание «Анкудиновки», в значительной степени уходили на инфраструктуру Нижнего Новгорода, не связанную с самим технопарком. В частности, проект водовода был изменен и он стал выходить на 13 км за пределы технопарка (в самом технопарке он проходит лишь на расстояние 0,6 км). Стоимость сооружения водовода выросла с 88 млн до 1,244 млрд рублей.

В результате из средств федерального бюджета, выделенных на создание «Анкудиновки», 790 млн рублей (75% от общего объема) ушло на городскую инфраструктуру. Сам же парк до сих пор не достроен, на его территории, по данным СП, работают лишь три компании-резидента (хотя Минкомсвязи говорит о 33).

В «Анкудиновке» был выявлен и ряд мелких нарушений. На работу «Управляющей компании Анкудиновка» было затрачено 13 млн рублей, но реальной деятельности по созданию технопарка это компания не осуществляла, пишет Агапцов. Подрядчик по сооружению водовода отсудил 44 млн рублей, а заказчик даже не попытался оспорить это решение: а это может свидетельствовать о возможной «коррупционной составляющей».

На проектирование сетей водоснабжения и энергоснабжения технопарка было затрачено 67 млн рублей (в том числе 62 млн рублей – из федерального бюджета). Однако созданная за эти средства проектная документация не использовалась при строительстве: вместо этого была разработана другая документация, на что было затрачено еще 36 млн рублей.

Нарушения были выявлены и при строительстве технопарка «Жигулевская долина» в Самарской области. Аудиторы Счетной палаты обнаружили, что 70 млн рублей, полученные из федерального бюджета для технопарка, были использованы на иные цели. Соответствующие материалы были переданы в Генпрокуратуру. Генпорядчик строительства технопарка получил на 150 млн больше рублей, чем его субподрядчик за аналогичные работы, а указанная в актах приема-передачи стоимость построенных объектов оказалась на 170 млн рублей выше их фактической стоимости, отраженной в первичных документах.

При строительстве «Жигулевской долины» 218 млн рублей были отвлечены на закупку оборудования, которое пока не может быть использовано из-за неготовности соответствующих зданий. Аналогичным образом при строительстве «Рамеев» в Пензенской области 312 млн рублей были отвлечены на закупку оборудования, которое до сих пор не установлено. Такого рода ошибки приводят к замедлению строительства, пишет Агапцов.

По результатам проверки Счетная Палата направила Минкомсвязи представления о необходимости дополнительной проверки выявленных нарушений при использовании бюджетных средств, сборе достоверной информации о работе технопарков и их резидентов, а также повышению эффективности работы Департамента развития отрасли ИТ.

Минкомсвязи защитило технопарки от критики Счетной палаты

В министерстве считают, что программа выполняется успешно. Как отметил замминистра Рашид Исмаилов, в настоящий момент в рамках комплексной программы создано 12 технопарков общей площадью более 450 тыс. кв. м, вместивших более 17,5 тыс. высокопроизводительных рабочих мест[9].

«Ни одна государственная программа по созданию инновационной инфраструктуры в России не добилась подобных показателей и измеримых результатов, - говорит Исмаилов. - Очень важно, что сегодня в технопарках России мы создали высокопроизводительные рабочие места, куда приходит наукоемкий бизнес, особенно малые и средние компании, которые получили возможность создавать высокотехнологичную продукцию и услуги в российской юрисдикции. Они закладывают прочный технологичный фундамент для развития отечественных наукоемких разработок и дальнейших возможностей по выходу на международные рынки».

Источник в Минкомсвязи прокомментировал CNews и отдельные замечания Счетной палаты. Так, аудиторы указали, что на момент проверки в III квартале 2014 г. полностью построены были только пять технопарков (в Тюменской и Кемеровской областях и три технопарка в Татарстане).

Однако аудиторы не учили «Академпарк» в Новосибирской области общей площадью 80 тыс. кв. м, хотя на момент проверки в нем не была построена лишь автостоянка, да и ту сдали в декабре. А с учетом четырех технопарков, открытых в самом конце 2014 г. в Мордовии, Пензенской, Самарской и Свердловской областях, число завершенных технопарков составило 10. Два оставшихся – в Москве (на базе МФТИ) и в Нижегородской области будут открыты в ближайшее время

Собеседник CNews в Минкомсвязи прокомментировал и замечания Счетной палаты относительно общего числа созданных рабочих мест в технопарках. В СП утверждают, что упомянутая цифра в 17 тыс. рабочих мест выше реального показателя как минимум 3 тыс. Источник в Минкомсвязи поясняет, что ведомство считает общую численность сотрудников компаний-резидентов. Аудиторы же требуют считать численность персонала лишь вновь созданных компаний, исключив оттуда те предприятия, которые переехали в технопарки.

«Общепринятой практикой является учет количества фактически замещенных рабочих мест, без разделения их на уже действующий или вновь созданный бизнес, - говорит собеседник CNews. - Именно в таком формате компании подают данные в налоговую инспекцию, органы государственной статистики и другие отчетные органы».

Аудиторы критиковали министерство и за задержки в составлении нормативной базы. Так, в 2013 г. три из шести приказов Минкомсвязи, необходимых для перечисления из федерального бюджета субсидий на технопарки, были приняты с нарушением сроков. В результате регионы не могли представить в своих отчетах за 2013 г. и I квартал 2014 г. все требуемые Правительством показатели.

Источник в Минкомсвязи поясняет это сложностью процедур согласований внутри Правительства. Например, только внесение изменений в правила предоставления субсидий требует согласования восьми инстанций, а средний срок согласования проектов приказов только в Минфине составлял около одного квартала.

Новый механизм поддержки регионов, создавших технопарки в сфере высоких технологий

16 февраля 2015 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации начало отбор субъектов РФ, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий. Правила отбора и перечень предоставляемых субъектами РФ документов утверждены постановлением Правительства РФ №1119 от 30 октября 2014 года.

Механизм позволит субъектам РФ получить возможность возмещения части денежных средств, использованных при создании инфраструктуры технопарков, за счет федеральных субсидий, пропорциональных объему налоговых и таможенных отчислений, поступивших в федеральный бюджет в результате деятельности резидентов созданных технопарков.

В рамках реализации нового механизма Минкомсвязь России также утвердила методические рекомендации по подготовке заявки на возмещение затрат на создание инфраструктуры технопарков в сфере высоких технологий. Соответствующий приказ подписал министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров.

«На начальном этапе будет осуществлен отбор субъектов РФ по заявкам от регионов, в которых созданы или создаются технопарки. Мы сформируем перечень субъектов РФ, имеющих право на возмещение затрат, и по согласованию с Минфином России внесем его в Правительство РФ, — сказал Николай Никифоров. — В дальнейшем эти субъекты РФ получат возможность по итогам финансовой отчетности компаний-резидентов технопарков, размещенных на их территории, подавать заявки в Минкомсвязь России на предоставление субсидий на возмещение части средств, потраченных на создание инфраструктуры этих технопарков. Возмещению будут подлежать подтвержденные ФНС и ФТС показатели налоговых и таможенных отчислений резидентов, поступившие в федеральный бюджет».

По словам главы Минкомсвязи России, размер компенсации будет зависеть от величины налоговых и таможенных отчислений от деятельности резидентов технопарка, с учетом ряда установленных ограничений, например, от величины уплаченного в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость (НДС) будет возмещено 50%, а общий размер компенсации будет ограничен 10 млн рублей на один гектар площади технопарка.

«Мы положительно оцениваем результаты комплексной программы создания технопарков в сфере высоких технологий, завершившейся в 2014 году, — отметил Николай Никифоров. — По итогам прошлого года построенные технопарки показали значительный рост ключевых показателей экономической эффективности. Так, общий объем инвестиций из федерального бюджета на реализацию программы составил около 13 млрд рублей, а в 2014 году выручка резидентов созданных технопарков составила более 40 млрд рублей, увеличившись за год более чем на четверть. Программа успешно работает, но важно продолжать развитие и поддержку инновационных производств и исследовательских центров, действующих в российских технопарках. Рассчитываем, что новый механизм субсидирования станет одним из эффективных инструментов такой поддержки».

Счетная палата подвела итоги программы к 2015 году

Проведя анализ результатов создания технопарков, Счетная палата выяснила, что из 16 технопарков, на строительство которых выделялись средства федерального бюджета в рамках комплексной программы, в 11 субъектах РФ начато создание 13 технопарков, из которых 3 технопарка - в Республике Татарстан. При этом полностью закончено строительство 5 технопарков: по одному - в Кемеровской и Тюменской областях и три - в Татарстане.

Из всех технопарков наилучшие показатели результативности к 2015 году показал «Академпарк» в Новосибирске

Строительство 8 технопарков по состоянию на конец 2014 года находится на разных стадиях завершенности. В 5 технопарках - в Республике Мордовия, Нижегородской, Ново-сибирской, Пензенской и Самарской областях - уже размещены компании-резиденты, но строительство полностью не закончено. В оставшихся 3 технопарках - в Калужской, Свердловской областях и Москве степень готовности и юридическое оформление объектов недвижимости не позволяют разместить резидентов.

Строительство 3 технопарков было и вовсе прекращено: двух - в Московской области и одного - в Санкт-Петербурге.

Всего же в рамках комплексной программы на конец 2014 года было введено в эксплуатацию 26 объектов недвижимости, к концу текущего года планируется ввести в эксплуатацию еще 19 объектов. Аудиторы отмечают, что по 4 из 13 технопарков отсутствуют фактические показатели результативности реализации комплексной программы (в Калужской, Пензенской, Свердловской областях и в Москве).

В полной мере все плановые значения не достигнуты ни по одному из 9 оставшихся технопарков. Из 9 технопарков, обеспечивших до 2014 года размещение компаний-резидентов, только 5 имеют значимые достижения по результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Относительно результатов в отчете аудиторов особенно отмечается технопарк «Академпарк» в Новосибирске. В 2013 году он превысил плановые значения по всем показателям результативности, за исключением бюджетной эффективности, которая оказалась немного меньше планового значения. Объем продукции и услуг в сфере высоких технологий, произведенных 156 компаниями-резидентами «Академпарка», в 2013 году составил 6,46 млрд. руб., что на 59,7 млн. руб. выше планового значения.

Хороший результат показал и «Западно-Сибирский инновационный центр» (Тюменская область). План по числу компаний-резидентов, которых должно было быть 88, парк выполнил лишь наполовину, но по остальным критериям плановые показатели были значительно превышены.

В отчете Счетной палаты говорится, что в результате проверки был выявлен ряд недостатков в деятельности Минкомсвязи, допущенных при осуществлении полномочий по координации исполнения мероприятий программы и контролю за использованием средств субсидий из федерального бюджета. Они, в том числе, не позволили в полной мере достигнуть ожидаемых результатов, предусмотренных комплексной программой.

О недостаточности контроля за ходом и результатами реализации программы создания технопарков также свидетельствуют как факт отсутствия у Минкомсвязи полной информации об объемах финансирования и расходах по программе за весь период ее реализации, о результатах деятельности компаний-резидентов по НИР и ОКР, так и выявленные в результате проверки нарушения, допущенные субъектами РФ при использовании средств субсидий из федерального бюджета, констатируют аудиторы.

Ранее в 2015 году, выступая на коллегии Счетной Палаты по итогам проверки Николай Никифоров признавал, что сроки строительства технопарков затянулись. В связи с этим он предупредил, что говорить об эффективности реализации данной программы возможно будет лишь к концу 2018 года. К тому моменту загруженность технопарков должна составить не менее 90%, бюджетная эффективность (возврат проинвестированных средств в виде налогов) - 55%, а доля экспорта продукции высоких технологий в выручке компаний-резидентов - не менее 12%.

2014: В России откроются 5 новых технопарков в последний год действия госпрограммы

В марте 2014 г. Минкомсвязи сообщило, что в текущем году - последнем году действия госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» - в регионах России планируется открыть пять новых технопарков.

По условиям программы, новые технопарки, в частности, должны будут открыться в в Москве, Нижнем Новгороде, Пензе, Свердловской области и Тольятти. Два из них — в Москве и Свердловской области — будут построены при Московском физико-техническом институте и Уральском федеральном университете.

«Строительство всех софинансируемых объектов должно быть завершено к концу текущего года. Это касается и тех регионов России, которые вошли в программу по итогам конкурса, проведенного нами в прошлом году», — отметил глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.

В ведомстве также отмечают, что в результате пересмотра условий распределения бюджетных средств в рамках программы в 2013 г. и введения конкурсной процедуры отбора участников повысилась прозрачность программы и значительно возрос объем планируемого строительства объектов: так, по итогам 2013 г. общая площадь технопарков составила 294,6 тысяч квадратных метров. В 2014 же году должны быть сданы 157,9 тысяч квадратных метров. Новыми регионами, вошедшими в программу, стали Москва и Свердловская область.

Несмотря на то, что действие программы в 2014 г. завершается, регионы, получившие субсидии, должны будут в течение нескольких лет после ее окончания добиваться высоких показателей эффективности построенных технопарков, отмечают в Минкомсвязи. Так, к 2018 г. технопарки должны быть загружены не менее чем на 90%, их бюджетная эффективность должна составлять не менее 55%, а доля экспорта в выручке резидентов — не менее 12%.

По данным Минкомсвязи, по состоянию на первый квартал 2014 г. в рамках реализации программы благодаря поддержке развития технопарков из федерального бюджета в 11 субъектах России развиваются 13 технопарков, в которых создано свыше 17 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. Из них 8 технопарков работают, в 2013 г. их резиденты выпустили продукцию на сумму более 32 млрд руб. В технопарках по итогам 2013 г. было размещено 704 высокотехнологичные компании.

2012

Минкомсвязи выпускает рейтинг технопарков

В мае 2012 года Минкомсвязи представило свой рейтинг технопарков.

Image:Технопарки_России_рейтинг_Минкомсвязи_2012.jpg

Министерство связи и массовых коммуникаций провело 10 августа 2012 года первое совещание с представителями технопарков (Калужская, Кемеровская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Пензенская области, Республики Татарстан и Мордовия), а также Минфина. Основной темой стало обсуждение механизмов дальнейшего развития технопарков в сфере высоких технологий.

Министр связи и массовых коммуникаций Никифоров Николай Анатольевич напомнил собравшимся, что до окончания программы по созданию технопарков в России осталось два года и необходимо проработать механизмы их дальнейшего развития, функционирования и эффективного финансирования.

Как сообщили TAdviser в департаменте информации и общественных связей министерства, на совещании обсуждался опрос организационно-правовой формы организации технопарков по завершению программы.

Большинство представителей технопарков заявили, что наиболее оптимальной оргформой будет ОАО. С этим мнением согласился и представитель Минфина.

"Есть мнение, что государство – неэффективный собственник. Самый эффективный контролер – частный собственник. Поэтому необходимо привлечение частных инвестиций", - подчеркнул Никифоров Николай Анатольевич.

Представитель Минфина подтвердил, что государство заинтересовано в привлечении частных инвесторов в создание и развитие технопарков.

"Нам надо сформулировать, что входит в понятие бизнес-инкубирования федерального технопарка», - подвел итог Никифоров Николай Анатольевич.

Далее, по его мнению, следует определить его стоимость, а также четкие условия и источники финансирования, включая федеральный бюджет, региональный бюджет и венчурные фонды.

Основной проблемой в развитии технопарков собравшиеся назвали постепенный уход молодых перспективных российских компаний за рубеж.

"То, что нужно компаниям – это набор необходимых сервисов, то, что будет их стимулировать становиться резидентами технопарков и в итоге "раскачивать" инновационную среду в регионах", - отметил замминистра по развитию ИТ Марк Шмулевич.

К таким сервисам относятся помощь в кадровом обеспечении, обучение менеджмента, доступ к обрабатывающим мощностям для производственныъ компаний и многое другое.

По сообщению пресс-службы министерства, в завершении обсуждения министр попросил представителей технопарков направить в Минкомсвязь России свои предложения для обобщения и дальнейшей проработки.

По словам аналитика iKS-consulting Константина Анкилова, министерство пытается реанимировать не совсем успешный проект. И обсуждение различных форм выхода государства из этого проекта - это нормальное явление. По мнению Анкилова, основная задача ведомства будет состоять в том, чтобы государство получило свои инвестиции без ощутимых потерь.

Image:Novosib-tehnopark.jpg

2011

Создана "Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий"

В июне 2011 г. стало известно, что на встрече в Минкомсвязи был утвержден устав партнерства «Ассоциация технопарков в сфере высоких технологий». Инициатива появления такой организации исходила от самих парков, рассказал замдиректора департамента госполитики в сфере ИТ Денис Солодовников. Озвучил ее в феврале 2011 г. председатель совета директоров технопарка в Сарове Андрей Шпиленко, который и стал директором партнерства.

По словам Солодовникова, ассоциация будет заниматься правовым лоббированием интересов своих членов, а также решать, кто из технопарков действительно занимается инновационной работой и может претендовать на льготы по налогам.

«Мы подали в правительство предложение о льготном налогообложении резидентов технопарков, - поясняет Солодовников о каких именно льготах идет речь. - В документе две части: первая о распространении на такие компании льгот особых экономических зон. Здесь главный вопрос - кого считать резидентом, сервисные не инновационные компании не должны попасть в их число. Второе - специальный налоговый режим, как у компаний, зарегистрированных в Сколково».

Распределением финансирования из федерального бюджета по-прежнему будет заниматься межведомственная комиссия, ближайшее заседание которой состоится в июле 2011 г.

Напомним, что на продленную до 2014 г. программу развития технопарков выделено 6,089 млрд руб., ежегодно планируется тратить 1,5 млрд руб.

С начала программы, которая стартовала в 2007 г., на технопарки из федерального бюджета уже было выделено около 6 млрд руб. (бюджет был секвестрирован практически вдвое). В Минкомсвязи CNews заявили, что все средства пошли на «строительство и реконструкцию первоочередных объектов». В Минкомсвязи не комментируют на что пойдут вновь выделяемые средства.

За прошедший период в рамках программы были построены пять технопарков (вместо планировавшихся 10): «Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской области, «ИТ-парк» и первая очередь технополиса «Химград» в Казани, «Центр технологического обеспечения инновационных разработок» в Новосибирской области, а также запущенный в апреле 2011 г. бизнес-инкубатор «Кузбасского технопарка» в Кемерово.

Согласно планам, новые финансируемые по программе технопарки должны появиться в Мордовии (в августе), Тольятти, Пензе и Набережных Челнах.

Представитель департамента госполитики Минкомсвязи Владимир Водопьянов привел статистику по уже работающим технопаркам. «Выручка их резидентов за все время работы (первые парки открылись в 2008 г.) превысила 22 млрд руб., - говорит он. - Всего в технопарках сейчас зарегистрирована 291 компания, общее количество рабочих мест у резидентов – 6538».

В 2011 году деньги на развитие технопарков пока не перечислялись. В Минкомсвязи CNews заявили, что это связано с передачей дел и документов от Росинформтехнологий. Это ведомство, напомним, было расформировано еще в августе 2010 г.

Глава ассоциации технопарков считает, что новые средства должны быть направлены не только на строительство.

«Государством должны финансироваться механизмы коммерциализации разработок, - считает Андрей Шпиленко. - В частности поиск проектов, создание бизнес-планов, организация встреч с ведущими мировыми экспертами».

Представители министерства надеются, что предстоящее четырехлетнее бюджетное финансирование технопарков не ограничится 6 млрд руб. Минфин сократил изначальную сумму более чем в 2 раза - на программу запрашивалось 13,6 млрд руб. Схожего объема финансирования ведомство все же рассчитывает достичь за счет сбора заявок от технопарков, которые считают себя недофинансированными, утверждения их на межведомственной комиссии и затем в правительстве, говорит Водопьянов.

Щеголев: Определена концепция строительства технопарков

Как заявил в октябре 2011 года на открытии бизнес-инкубатора в Нижнем Новгороде Министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев, в стране определилась концепция строительства технопарков, неотъемлемым методом развития которых являются бизнес-инкубаторы. Для молодых ученых и предпринимателей такая система может служить своеобразным социальным лифтом для развития их карьеры. Строительство технопарков является способом изменения структуры региональной экономики. Технопарки – удачный пример взаимодействия федерального центра с регионами.

С 2007 по 2011 годы из федбюджета потрачено 7 млрд руб

В рамках программы создания высокотехнологичных технопарков (утверждена в 2006 г., в 2010 г. продлена до 2014 г.) в инфраструктуру технопарков с 2007 по 2011 гг было вложено 7 млрд руб. из федерального бюджета, 8,5 млрд из региональных бюджетов и 4 млрд денег частных инвесторов[2].

Image:Технопарки_РФ_финансирование_2007-2014.jpg

Программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» стартовала в 2007 году и рассчитана на реализацию до 2014 года. Она направлена на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей экономики путем создания технопарков, на территории которых будут созданы условия для размещения отечественными и международными компаниями в сфере высоких технологий своих производств на территории России.

Программой предусмотрено софинансирование расходов субъектов РФ по созданию технопарков из федерального бюджета. За период реализации программы получателями господдержки на строительство технопарков стали 9 регионов, которым из федерального бюджета было предоставлено до 10 млрд. рублей. В настоящее время технопарки общей площадью ориентировочно 250 тысяч квадратных метров функционируют уже в 6 субъектах РФ: Нижегородской, Кемеровской, Новосибирской, Тюменской областях, Республике Татарстан и Республике Мордовия.

На площадках указанных комплексов работают свыше 650 компаний-резидентов, объем произведенной продукции и оказанных услуг которых превысил в 2012 году 25 млрд. рублей, в том числе 27% — приходится на компании в сфере информационно-коммуникационных технологий. Всего за период реализации программы было создано свыше 15 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.

С 2009 по 2011 годы выручка резидентов - 39 млрд руб

Выручка компаний-резидентов технопарков с 2009 по 2011 г. превысила 39 млрд руб (нарастающим итогом). Как сообщал в мае 2012 года замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух, в 2012 г. налоговые начисления действующих технопарков накопленным итогом сравнялись с объемом финансирования из федерального бюджета накопленным итогом. Таким образом, технопарки, по выражению И. Массуха, «вышли в ноль за три-четыре года работы». Далее планируется, что кривая роста налоговых отчислений будет круче кривой федерального финансирования[2].

Image:Технопарки_выручка_резидентов_2007-2014.jpg

При этом еще в октябре 2011 года министр Минкомсвязи Игорь Щеголев сообщал, что выручка работающих технопарков составляет 22 млрд. рублей.

На середину 2012 года 34% проектов резидентов технопарков находятся в стадии малотиражного производства, 27% – в полноценном производстве, 22% – на стадии НИР и ОКР и 17% переживают стадию жизненного цикла под названием «промышленный образец».

Треть резидентов технопарков специализируются на инфокоммуникационных технологиях, четверть – на высокотехнологичной химии, 16% – на нанотехнологиях, 2% отдают свой интеллект атомной промышленности и космосу[2].

В распоряжении РБК daily в ноябре 2011 года оказалась справка из внутренней переписки чиновников Минкомсвязи, в которой говорится о достижениях программы технопарков за последние несколько месяцев. В ней указывается, что все резиденты этих особых зон заработали за первые шесть месяцев 2011 года 11,5 млрд руб. Для сравнения, к 1 января 2010 года общий объем выручки нарастающим итогом составил 7,30 млрд руб.

2010

Решение о продлении программы до 2014 года

В апреле 2010 г. стало известно, что программу решено продлить до 2014 г. говорил глава Минкомсвязи Игорь Щеголев. Директор департамента государственной политики в области информатизации Минкомсвязи Артем Ермолаев заявлял, что при таком развитии событий на создание технопарков в 2010 г. может быть выделено еще 3 млрд руб.

25 мая 2010 года на заседании Межведомственной комиссии по координации деятельности по созданию, функционированию и развитию технопарков в сфере высоких технологий чиновники подвели итоги реализации программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Как заявили в Минкомсвязи, пока построено только четыре технопарка в трех субъектах РФ:

  • «Западно-Сибирский инновационный центр» в Тюменской области (общая площадь 12 тыс. кв.м),
  • «ИТ-парк» (30 тыс. кв.м) в Татарстане;
  • первая очередь технополиса «Химград» (76 тыс. кв.м) в Татарстане
  • «Центр технологического обеспечения инновационных разработок» (9 тыс. кв.м.) в Новосибирской области.

Всего в программе участвовало 9 субъектов РФ. Согласно планам госпрограммы в них должны были появиться 10 технопарков. С 2007 по 2009 гг. только из федерального бюджета через министерство связи на программу было выделено около 5 млрд руб. Технопарки, которые запустить не удалось, столкнулись с тем, что не могут удовлетворить требованиям, предъявляемым к началу строительства. Они касались отвода земли, утверждения проектов и технико-экономических обоснований.

Заявки на участие в программе уже подали 19 регионов, из них 10 раньше в ней не участвовали. В министерстве рассчитывают, что общий объем произведенной продукции и оказанных услуг в сфере высоких технологий компаниями-резидентами технопарков к 2014 г. составит более 200 млрд руб., а количество рабочих мест превысит 37 тыс.

Учитывая объемы производства некоторых из уже построенных технопарков за 2009 г., предположения чиновников выглядят весьма оптимистично. Так, например, сообщая об итогах работы технопарка в Новосибирской области на заседании партии «Единая Россия» в апреле 2010 г., Владимир Путин упомянул, что объем выпущенной технопарком в 2009 г. продукции составил 3,3 млрд. рублей. Другой технопарк, «Химград», расположенный в Казани, произвел за тот же год продукции на аналогичную сумму. Первый заместитель генерального директора управляющей компании технопарка «Идея Капитал» Айрат Гиззатуллин в марте 2010 г. назвал цифру в 3,3 млрд руб., говоря об объеме произведенной в прошлом году в «Химграде» продукции. На сайте программы есть ожидания по выручке в 2009 г. «ИТ-Парка» и технопарка в Тюменской области. Это 555 млн руб. и 330 млн руб., соответственно. Таким образом, общая выручка уже запущенных четырех технопарков в 2009 г. составила лишь 7,5 млрд руб., при плане в 200 млрд руб. к 2014 г.

Говоря о проектной мощности «Химграда», Гиззатуллин называл сумму 16 млрд. руб. Помимо немалого разрыва между реальной и проектной мощностью производства, «Химград», судя по всему, уже успел столкнуться и с другими, более «житейскими» проблемами. По информации из локальных татарских СМИ, несколько резидентов «Химграда» обращались в Общественную палату Республики Татарстан с просьбой разобраться по вопросу завышенных тарифов на тепло, воду и электричество, установленных для технопарка управляющей компанией. Как уверяли резиденты, тарифы в «Химграде» высоки настолько, что потребители переходят на отопление «древесными капсулами» (пеллетами), генераторами на жидком топливе, отапливаются электричеством.

Минкомсвязи неоднократно снижало финансирование по программе. Так, если в постановлении 2007 г. говорилось о том, что суммарно на развитие технопарков будет направлено более 2,3 млрд. руб., то в 2009 году сумма снизилась до 1,9 млрд. руб., а в 2010 – до 1,5 млрд. руб., когда Министерство связи выразило готовность финансировать лишь 5 технопарков их запланированных 10. Как объясняли тогда в Министерстве связи, финансирование половины технопарков было решено приостановить в связи с их неготовностью к сдаче документов и нормальной работе.

В 2010 году выручка резидентов - 14 млрд руб

К концу 2010 года при участии Министерства связи и массовых коммуникаций было построено и запущено семь технопарков в Татарии, Тюмени, Новосибирске, Кемерове и Мордовии. Суммарная выручка их резидентов в 2010 году составила примерно 14 млрд руб., для сравнения, годом ранее этот показатель был порядка 7 млрд руб. В основном компании, которые получили места в технопарках, занимаются стратегическим развитием информационных технологий (19% всех резидентов), 18% резидентов развивают инновационные технологии в добыче полезных ископаемых, а 15% занимаются энергоэффективностью. По сообщениям представителей министерства, основными генераторами выручки стали технопарки «Химград» и IT-парк (в Казани), а также новосибирский технопарк.

Суммарный объем выручки резидентов технопарков начиная с фактического начала программы технопарков в 2007 году составил более 20 млрд руб., согласно планам министерства, к 2014 году этот показатель можно будет довести до 104,7 млрд руб., при этом количество резидентов должно будет вырасти до 1,5 тыс. (сейчас их около 400).

2009: Первый технопарк заработал в Татарстане

«На сентябрь 2009 года в технопарках в основном закончен этап подготовки проектно-сметной документации, ведется создание инженерных коммуникаций и начато строительство основных зданий, - говорит CNews Лашкина. - Причем, среди отстающих оказались те технопарки, на основании инициатив которых была запущена программа по их созданию».

По ее словам, в Санкт-Петербурге, а также Московской и Калужской областях, технопарки до настоящего времени не могут решить многие проблемы, связанные с требованиями, предъявляемыми к началу строительства. Сюда входят вопросы земельного оформления, утверждения проектов строительства и технико-экономических обоснований.

«На фоне центральных областей ситуация в Татарстане, Тюменской, Кемеровской, Новосибирской и Нижегородской областях выглядит более благополучно, - дает оценку пресс-секретарь. – Особняком стоит технопарк в Мордовии, который был включен в программу в сентябре 2008 г. и еще не получал финансирования из федерального бюджета».

Первый технопарк заработал только в октябре 2009 г. в Казани. В остальных технопарках в основном лишь закончен этап подготовки проектно-сметной документации, ведется создание инженерных коммуникаций и начато строительство основных зданий, говорят в Минкомсвязи. В Санкт-Петербурге, Московской и Калужской областях технопарки не могут удовлетворить требованиям, предъявляемым к началу строительства (отвод земли, утверждение проектов и технико-экономических обоснований). Технопарк в Мордовии был включен в программу в сентябре 2008 г. и еще не получил федерального финансирования.

В декабре 2009 года директор департамента государственной политики в области информатизации Минкомсвязи Артем Ермолаев на встрече с журналистами заявил, что при определенном развитии событий на создание технопарков в 2010 г. может быть выделено еще 3 млрд руб. Это может произойти, если, во-первых, будет продлена программа по их созданию, заканчивающаяся вместе с 2009 г., а, во-вторых, не случится ее объединение с параллельной программой Минэкономразвития.

Ровно такая же сумма по линии Минкомсвязи – 3 млрд руб. – изначально планировалась и на 2009 г., но в итоге более трети из этих денег были возвращены в бюджет, а затраты составили 1,9 млрд.

Артем Ермолаев объясняет секвестрование программы в 2009 г. неготовностью ряда регионов софинансировать программу. «Кроме того не были готовы к реализации программы те, кто выделил под технопарки земли, находящиеся в федеральной собственности, - говорит он. – Или неверно понимали суть технопарков, и хотели создавать целые города с гостиницами и жилыми комплексами».

Главный вопрос, касающийся финансирования технопарков, по словам Ермолаева, будут ли интегрироваться направления Минкомсвязи и Минэкономразвития. «Если это случится, то объем финансирования будет полностью пересмотрен», - резюмирует он.

В сегодняшнем Министерстве связи и массовых коммуникаций говорят, что часть технопарков не были готовы к реализации программы. Это стало причиной того, что некоторые субъекты не получили госфинансирование. Среди них - Калуга, Санкт-Петербург и Москва.

Единственный технопарк, запущенный по госпрограмме в Казани, планирует разместить около 150 резидентов. По предварительным расчетам, в нем удастся создать около 1,5 тыс. новых рабочих мест.

В декабре 2009 года стало известно, что Министерство связи и массовых коммуникаций подготовило проект постановления правительства, которое изменяет принятый в декабре 2007 г. документ «О порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на создание технопарков в сфере высоких технологий».

Основное изменение касается выделяемых сумм и числа объектов, которые получат деньги. Если в постановлении 2007 г. говорилось о том, что суммарно на развитие технопарков будет направлено более 2,3 млрд руб., то в измененном варианте общее финансирование сократилось практически до 1,5 млрд. Теперь министерство готово финансировать только 5 технопарков из 10. «На заседании межведомственной комиссии было принято решение приостановить финансирование половины технопарков в связи с их неготовностью к сдаче документов и нормальной работе», - пояснила CNews причину уменьшения числа технопарков пресс-секретарь министра связи Елена Лашкина.

Проект госфинансирования технопарков, декабрь 2009

Из получателей бюджетных средств был исключен объект в городе Обнинск, где технопарк предполагалось разместить на двух площадках общей площадью около 60 га и предоставить ему в 2010 г. 439 млн руб. По новому проекту постановления не получит 31,4 млн руб. Черноголовка, а 50 млн - технопарк в Дмитровском районе Московской области. Минкомсвязи больше не обещает 235 млн руб. питерской площадке на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Наконец, из документа ушли планируемые ранее 30 млн руб. для технопарка в Тюмени.

Как сказала CNews Елена Лашкина, после прохождения экспертизы новый проект постановления будет согласован с Минфином и Минрегионом, затем отправлен в Минюст на экспертизу и, наконец, в правительство на утверждение. Она пояснила, что существующая сейчас программа развития технопарков заканчивается через год, в конце 2010 г. Решение о ее продлении, по словам Лашкиной, может быть принято не ранее середины последнего года действия программы. За три последних года (2007-2009) по этой программе федеральный бюджет направил на развитие технопарков около 5 млрд руб.

2007 - 2008

В 2007 и 2008 гг. федеральный бюджет перечислил на создание технопарков более 3 млрд руб. Согласно планам госпрограммы, число субъектов России, в которых должны были появиться технопарки, расширилось до девяти. А число самих технопарков, которые планировалось построить, достигло 10.

2006: Распоряжение Фрадкова

В марте 2006 г. премьер-министр Михаил Фрадков подписал распоряжение о создании технопарков «в соответствии с распоряжением президента». География технопарков расширилась. По принятой Фрадковым госпрограмме в 2006-2010 гг. они должны были появиться на территориях Московской, Новосибирской, Нижегородской, Калужской, Тюменской областей, в республике Татарстан и Санкт-Петербурге.

Вторым после Петербурга в августе 2006 г. решение о строительстве технопарка стоимостью 17 млрд руб. приняла Новосибирская область. Основные затраты взяла на себя строительная компания «РосЕвроДевелопмент».

В том же месяце затраты на питерский комплекс в университете Бонч-Бруевича назвал его ректор Александр Гоголь. По его словам, стоимость проекта составляет $1 млрд. Тогда за один доллар давали 26,7 руб., и затраты на питерский проект можно было оценить почти в 27 млрд руб. Гоголь заявил, что 12% финансирования поступит из бюджета Петербурга, 16% - из федерального, 72% составят деньги инвесторов, которые в отличие от государственных, уже собраны.

Планы и ожидаемые результаты, которые ставились перед программой в 2006 г. Леонидом Рейманом. На Байкальском экономическом форуме в Иркутске он заявил, что общий объем финансирования (включая деньги частных инвесторов) на все годы ее реализации должен составить 26 млрд руб.

«К 2008 г. совокупный объем продукции технопарков достигнет 20 млрд руб., а к 2011 г. — 117,5 млрд руб., - прогнозировал Рейман. - К 2008 г. в технопарках будут заняты 19 тыс. человек, а к 2011 г. — 75 тыс.».

2005: Согласование технопарка при университете телекоммуникаций в Петербурге

В январе 2005 г. в Мининформсвязи рассматривалась возможность создания за счет федерального бюджета четырех парков, площадью около 1 кв. км каждый - в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске. Проект создания первого из четверки был согласован Мининформсвязи в марте 2005 г. Им стал петербургский технопарк на базе государственного университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Запустить его планировалось в том же году, но фактически строительство началось только в апреле 2006 г.

2004: Путин и Рейман посещают Бангалор

Историю государственных российских технопарков в сфере высоких технологий можно вести с визита Владимира Путина в Индию в декабре 2004 г. Тогда на круглом столе в Бангалоре от России кроме президента страны был министр связи Леонид Рейман и главы отечественных ИТ-компаний. Сразу же после возвращения на совещании в Новосибирске Путин назвал создание таких технопарков национальной задачей России.

Смотрите также

Примечания