Третья платформа (the 3rd platform)
 
2013/12/04 14:11:04

Третья платформа (the 3rd platform)

Третья платформа - термин, предложенный IDC для обозначения парадигмы развития компьютерной индустрии в 2010-е: это совокупность социальных, мобильных, облачных технологий и больших данных.

Третья платформа (the 3rd platform, the Third platform - англ.) - меткий термин, предложенный аналитиками IDC для описания новой парадигмы развития компьютерной индустрии. По мнению экспертов компании, "первой" платформой компьютерной эры были мейнфреймы, мощные серверы, которые позволили широко оценить мощь и возможности компьютерных вычислений. В 90-е годы прошлого года рынок компьютеров эволюционировал: на первый план вышла "вторая" платформа - персональные компьютеры.

"Третья" платформа, по мнению IDC, определит ландшафт компьютерной отрасли на ближайшие годы. Третья платформа включает в себя четыре фундаментальных блока: мобильные устройства, социальные технологии, облачные технологии (cloud computing) и большие данные (big data).

Прогноз на 2014 год

В декабре 2013 года IDC выступила с очередным прогнозом[1], обозначив главные вехи развития отрасли ИТ на 2014 год. Ключевое влияние на рынок, по мнению аналитиков, в 2014 году будет оказывать «третья платформа»: пул технологий и инновационных решений, базирующихся на мобильности, социальных принципах, облачных сервисах, работе с данными, в том числе их большими массивами.

По словам Франка Генеса (Frank Gens), вице-президента и аналитика IDC, влияние третьей платформы на рынок ощущалось уже в 2013 году, а в следующем за ним – все без исключения крупные вендоры инвестируют в развитие продуктов на стыке упомянутых выше технологий, что определит развитие индустрии ни много ни мало на ближайшие пару десятилетий. Причем третья платформа будет иметь сильнейшее влияние на развитие абсолютно всех отраслей, не только информационных технологий.

Так, если в целом, по прогнозам IDC, в 2014 году мировые ИТ-расходы вырастут на 5% до $2,1 трлн, то расходы на третью платформу увеличатся в годовом сравнении на 15%, на них придется 89% всего роста ИТ-затрат. Для сравнения, рынок ПК сохранит негативную динамику: она составит -6% в сравнение с 2013 годом.

Что касается технологий, то ценность и внимание потребителей начнет смещаться «вверх»: от IaaS к PaaS, от PaaS к PaaS с элементами оптимизации данных. Меняющаяся парадигма компьютерной индустрии поставит «китов» мирового ИТ-рынка времен господства «второй платформы» в незавидное положение: все без исключения они ощутят нестабильность бизнеса и необходимость бороться за место под солнцем на меняющем ландшафт ИТ-рынке. К последним присоединится и Google.

Бум продаж мобильных устройств продолжится и в 2014 году: объем продаж планшетов увеличится в сравнении с 2013 годом на 18%, а смартфонов – на 12%. Android-коммьюнити, возглавляемое Samsung, по влиянию станет сопоставимо с Apple, а Apple будет пытаться удержать свою нишу, повышая цены на продукцию и развивая экосистему приложений. Однако пропасть между Google Play (Android) и магазином приложений Apple фактически исчезнет. Это будет сигналом и для Microsoft: компании необходимо удвоить число разработчиков, заинтересованных в создании приложений под Windows.

Затраты на облачные решения, включая сами сервисы и технологии для запуска таких сервисов, вырастут на 25% в 2014 году и составят $100 млрд. Как следствие, в IDC ожидают увеличения количества дата-центров. Расходы на большие данные и сервисы увеличатся на 30% в 2014 году, превысив в объеме $14 млрд. Социальные технологии будут более активно интегрировать в существующие корпоративные приложения в 2014 году и начале 2015 года.

На рынок выйдет большое количество новых игроков. Многие будут строить свои решения на базе существующих облачных платформ Amazon, Microsoft, IBM, Salesforce и других. Кроме того, третья платформа будет расширяться за пределы облачных структур и мобильных устройств в сторону «интернета вещей», что спровоцирует заключение множества новых технологических партнерств.

Примечания