2020/05/07 16:33:03

Фальсификация истории

Манипуляции в социальных медиа

Содержание

Великая отечественная война

2020

Блокировка публикации на Яндекс.Дзен

Ответ Роскомнадзора на запрос Депутата Московской городской Думы Бабаяна Роман Георгиевич о блокировке публикации на «Яндекс.Дзен» об изнасилованных солдатами Красной армии двух миллионах немках.

Исследование Крибрум

Буклет. Фальсификации истории 6.0

История подвигов и доблести русских солдат является неотъемлемой частью национальной идентичности России и сегодня все чаще подвергается попыткам дискредитации и пересмотра. В рамках исследования 2020 года компании "Крибрум" предпринята попытка проследить процесс распространения в социальных медиа недостоверной (или полностью сфальсифицированной) информации о Второй Мировой войне (в большей степени о Великой Отечественной войне)[1].

Вместе с тем сведения в распространяемой информации, на первый взгляд, могут казаться достоверными, однако присутствуют явные признаки манипуляции. Для более точной работы к исследованию были привлечены различные специалисты, в том числе историки.

В ходе исследования, выявлены признаки информационных кампаний, направленных на дискредитацию роли Советского Союза, развенчание подвига Русского солдата и трансформацию праздника Победы. Важным элементом исследования стало выявление признаков «импорта повестки» за счет иностранных аккаунтов.

Реклама
Ультралегкие Fujitsu LIFEBOOK для вашего бизнеса

Производительные устройства с высокой степенью защиты данных для комфортной работы как в офисе, так и дома. Ваше рабочее место всегда с вами вместе с мобильными Fujitsu LIFEBOOK

Узнать больше

В различных блоках настоящего исследования встречаются различные наименования, такие как: тема, тезис, термин и другие. Ввиду значительного объема информации, авторами было принято решение не пытаться каким бы то ни было способом унифицировать определение разделов, поскольку они имеют различное внутреннее наполнение и охватывают различные периоды.

  • Основной целью является выявление и изучение закономерностей в распространении информации, содержащей признаки фальсификации истории ВОВ.
  • Главными задачами являются: анализ объемов распространения информации по указанным выше темам, анализ авторов сообщений, их географии и связей между ними, исследование используемых ими приемов и тактик.
  • Предмет исследования: публикации в социальных медиа (интернетСМИ, социальные сети, блоги, форумы) на русском языке.
  • Количество изученных публикаций составило более 4,7 млн.
  • Количество авторов, опубликовавших сообщения, составило более 1,3 млн.
  • Для решения задач настоящего исследования проведен количественный и качественный анализ материалов, входящих в предмет.
  • Данные, используемые в исследовании, получены с использованием Платформы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум»


Постоянный и значительный рост количества публикаций с недостоверными фактами о событиях Великой Отечественной войны.

  • Динамика роста количества сообщений по фальсификации истории и роста аудитории превышает темпы увеличения аудитории Рунета.
  • Это негативно сказывается на уровне историко-культурной образованности и национальной идентичности молодых людей и подростков.

Активную роль в распространении публикаций играют зарубежные аккаунты. Происходит «импорт повестки».

  • В обсуждении всех изученных в настоящем исследовании тем активное участие принимают иностранные аккаунты, в частности из Украины, Прибалтики, Казахстана и других государств, которые часто являются первоисточниками «тезисов».
  • Выявлены признаки «импорта повестки»: информация начинает распространяться в региональном сегменте социальных сетей других государств, после чего переходит в российский сегмент социальных сетей.

Фальсификации и манипуляции историческими фактами используются в политических и геополитических целях.

  • Количество публикаций об «оккупационной политике СССР» после окончания Великой Отечественной Войны выросло в период «Крымской весны». В подавляющем большинстве сообщений «доказывается» «оккупационный» характер внешней политики СССР, после чего этот признак переносится на современную Россию.
  • Образ СССР, формируемый сфальсифицированными данными и фактами, активно эксплуатируется для дискредитации современной России и ее руководства.

Об атаке на историю

  • Очевидно, что ведется масштабная информационная кампания по дискредитации истории России и пересмотру исторической действительности. Активная фаза этой кампании началась в 2014-2015 г.г., фактически после политического кризиса на Украине в 2013 г.
  • В настоящем отчете рассмотрен лишь один из исторических периодов, но даже на его примере отчетливо видно, как с каждым годом увеличивается количество потребителей такого рода «альтернативной истории».

О цифровой социлогии

  • Для исследования результатов и степени влияния информационной кампании по внедрению в умы «альтернативной истории» на жителей России традиционных социологических методов уже недостаточно. Гораздо более эффективными представляются возможности «цифровой социологии», которые объединят академическую науку и новейшие подходы к анализу открытых источников информации. Комплексные исследования помогут не только прогнозировать развитие событий, но и дадут возможность выработать инструментарий для профилактики и противодействия.

О прогнозах и противодействии

  • Дальнейшее распространение «фальсифицированной истории» в социальных медиа при отсутствии ответных мер неизбежно приведет к необратимой деформации восприятия исторической действительности. При этом объем такого рода деструктивного контента будет только расти, увеличивая число его реципиентов.
  • Наиболее эффективным способом противодействия таким информационным кампаниям является создание идеологически устойчивых смыслов, и их систематическое продвижение.
  • При разработке способов «доставки» контента важно учитывать тенденции и закономерности современных социальных медиа, отслеживать результативность проводимых информационных кампаний, больше работать с популярными блогерами, создавать «вирусный» контент и быть готовыми оперативно корректировать тактику.

Фейк (fake news)

Примечания

  1. Предметом исследования стали публикации, распространяемые в русскоязычном сегменте социальных медиа в период с 2014 года по настоящее время. Объем сообщений составляет более 4,7 млн. Стоит отметить, что исследование ретроспективных данных за столь длительный промежуток времени стало возможным благодаря использованию Платформы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум».