2020/03/23 21:35:53

Холодильные установки (рынок России)


2020: На март перевозки температурно-чувствительных грузов в России осуществляют порядка 80-100 тыс. «рефов»

Продуктовый ритейл и фармацевтика – это отрасли, которые, наряду с производителями продуктов питания, являются основными заказчиками температурных перевозок. Логистика температурно-чувствительных грузов отличается наличием особого типа фургона и холодильной установки для поддержания необходимой температуры. На март 2020 года структура самого рынка REF-перевозок, рынка транспортных средств и оборудования для осуществления таких перевозок, сформировалась. О том, что же представляет собой рынок холодильных установок для перевозки, 13 марта 2020 года TAdviser рассказали в компании "Адвантум"

Перевозки температурно-чувствительных грузов в России осуществляют порядка 80-100 тыс. «рефов»

Как сообщалось, холодильные установки (ХОУ) потребители выбирают,как правило,исходя из двух характеристик: цена и надежность. По цене обычно выигрывает оборудование российского и корейского производства – оно более бюджетное в отличие от агрегатов международных брендов, таких как Carrier и ThermoKing. В плане надежности отечественные и корейские ХОУ менее долговечны, со сроком службы в пределах гарантийного срока, который составляет порядка 12-ти месяцев. Крупные перевозчики и ритейл сети чаще выбирают более мощные и надежные установки Carrier и ThermoKing, которые на март 2020 года занимают главенствующее положение на рынке. В тоже время, доля продаж российских ХОУ неуклонно растет, это связано с развитием российских производств, их ценовой политикой и ростом пошлин на ввоз зарубежных аналогов.

У Carrier и ThermoKing есть преимущество перед другими производителями – разветвлённая сеть сервисных центров на территории России. В частности, у компании Carrier одна из самых больших сетей авторизованных сервисных центров, которая обеспечивает присутствие бренда практически во всех крупных городах страны. Благодаря этому факту поддерживается устойчивый спрос на агрегаты этих брендов.

Выбор модели холодильной установки,определяется выбором транспортного средства и логистическими задачами, для которых планируется ее использовать. В зависимости от типа транспортировки это может быть доставка «последней мили» или перевозка между распределительными центрами. Так, в условиях города, при доставке до магазина больше подходят малотоннажные транспортные средства и менее мощные ХОУ, а при перевозках между распределительным центрами используется крупнотоннажный транспорт с мощными и надежными установками.

В свою очередь, важным фактором, влияющим на выбор транспортного средства, который опосредованно влияет на тип ХОУ, является система Платон. Имеется в виду, что покупатели, решившие приобрести транспортное средство для коммерческих перевозок, более точно выбирают тоннажность, чтобы сократить предстоящие расходы на платежи в пользу системы, а именно - отдают предпочтение транспорту меньшей грузоподъемности.

При выборе ХОУ немаловажным фактором является и наличие дополнительных сервисов, например, телематики. Подобные сервисы могут служить полноценной информационной системой и обеспечивают не только удаленный контроль температуры в кузове, но и позволяют получать сервисные и эксплуатационные данные о работе холодильной установки. А также получать оперативную информацию о передвижении транспортного средства и его состоянии. Внедрение таких решений в оперативную деятельность позволяет компаниям расти: масштабировать свой бизнес и развиваться. Информационная система выступает как инструмент повышения уровня управляемости процессами. Наличие этого функционала может являться одним из критериев выбора холодиной установки для крупного покупателя.

Существует несколько типов холодильных установок: с прямым приводом, автономная ХОУ и установка с эвтектическими плитами. Руководствоваться типом агрегата при покупке не совсем корректно. Для выбора модели ХОУ необходимо определить вид планируемой перевозки, географию развоза и само транспортное средство: объем и тип его фургона, шасси, тип двигателя, бортовое напряжение. Если в транспортной компании «есть загрузка» на фуру и магистральные перевозки – то выгоднее будет использовать автономный вертикальный агрегат. Если перевозки будет осуществляться в городе, то нужен транспорт меньшего объема,то лучше подойдет агрегат прямого привода.

Покупатель выбирает транспортное средство и холодильную установку к нему исходя из экономической целесообразности. Чаще всего для транспортного средства рассчитывают цену перевезённой тонны, или в случае малотоннажных грузов считает цену перевозки 100 килограммов товара. Некоторые учитывают такой показатель, как литр-часы (расход топлива). Например, среднее потребление топлива на фуру в 20 тонн с REF-установкой– 2,2 литра в час.

Во время покупки и эксплуатации холодильных установок ошибки, как правило, совершают только новички. Например, транспортные компании, которые решают приобрести транспортное средство для перевозки температурно-чувствительного груза. Если раньше они не сталкивались с такими перевозками, то могут попытаться сэкономить и выбрать фургон с повышенной теплоотдачей. Купить ненадежную или слабую холодильную установку и в результате получить повышенный расход топлива на поддержание температуры. При этом будет страдать качество перевозки. Если выбирать недорогие ХОУ, то через 2-3 года установку нужно будет менять, она может выйти из строя. Дополнительно может наслоиться проблема отсутствия в регионе авторизованных сервисных центров, например, для российских, корейских и китайских агрегатов эта ситуация довольно актуальна.

Приобретая недорогую холодильную установку, можно столкнуться с ее частыми поломками, которые приведут к постоянным посещениям сервисных станций. Последние, в свою очередь, могут оказаться кустарными и только усугубить ситуацию непрофессиональным подходом к ремонту. Каждый предприниматель должен решить для себя, что он выбирает: более дешевый вариант с большим количеством проблем, которые влекут за собой дополнительные расходы, либо более дорогой, но надежный агрегат.

К тому же, как и у любого дорогостоящего оборудования, для холодильных установок важно своевременное сервисное обслуживание, оригинальные запасные части и правильная эксплуатация. Дополнительные телематические сервисы дают больше свободы и управляемости процессами, например, при их использовании можно планировать время до предстоящего планового обслуживания, видеть и анализировать ошибки, оповещения о которых приходят пользователю от холодильной установки, и своевременно приезжать в сервис, не доводя ситуацию до критической. Поэтому функция передачи данных на март 2020 года стала одной из самых востребованных.

Количество REF-автофургонов и полуприцепов-рефрижераторов определяет продажи ХОУ. За 2019 год было зарегистрировано порядка 10 тысяч транспортных средств с пометкой REF – это полуприцепы и фургоны. По данным на март 2020 года всего в стране осуществляют перевозки температурно-чувствительных грузов порядка 80 000 – 100 000 «рефов».Из них порядка 3-3,5 это полуприцепы, остальное это фургоны и «малотоннажка». Почти 50% рынка фургонов с рефустановками– это Газели, и такое соотношение сохраняется в течение последних 5 лет.

Из особенностей рынка было отмечено, что за последние 5 лет, на территории страны появилось несколько крупных заводов по производству полуприцепов и кузовов для перевозки REF-грузов. Ранее на российских производителей приходилось порядка 10-20 % от общего объема рынка. На март 2020 года производится порядка 50-60% «вводимых в эксплуатацию рефов» – с российскими фургонами и полуприцепами. В тоже время ввоз сократился из-за увеличения пошлин и бурного развития производства на территории РФ.В свою очередь, основные ввозимые бренды – это Schmitz и Krone.