2018/12/20 20:06:46

Цифровая трансформация крупнейшего бизнеса – 10 главных событий по версии TAdviser

Цифровая трансформация к 2018 году охватила большинство крупных российских компаний, превратившись в постоянно идущий процесс. TAdviser выбрал наиболее примечательные события в области цифровизации российского бизнеса, произошедшие за год. Какие из них наиболее знаковыми считаете вы? Проголосовать можно внизу страницы (доступен выбор более чем одного варианта).

Содержание

1. Создание венчурных фондов в госкорпорациях

Ряд госкорпораций в 2018 году создали венчурные фонды, следуя поручению президента Владимира Путина, данному в 2017 году. В соответствии с ним пять госкорпораций - «Ростех», Роскосмос, «Росатом», ОАК и ОСК - должны были создать венчурные фонды по инвестированию в малые инновационные компании.

C подачи Владимира Путина в ряде госкорпораций появились венчурные фонды (фото - kremlin.ru)

ОАК в октябре 2017 года вошла в венчурный фонд, созданный «Сколково» и РВК, вложив в него 300 млн руб. Корпоративный венчурный фонд в форме инвестиционного товарищества совместно с РВК и «ВЭБ Инновациями» в 2018 году создал Роскосмос. Фонд на 3 млрд рублей появился и у «Росатома». Обзавелся фондом и «Ростех» в виде юрлица «РТ-венчурные инвестиции». ОСК о создании венчурного фонда пока не отчитывалась, но и не подвергала сомнению ранее озвученные планы по его созданию. Подробнее об инициативе здесь.

В октябре 2018 года на заседании Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России чиновники предложили форсировать скупку стартапов уже не только госкомпаниями, но и частными компаниями - прежде всего, вызвать интерес к этом у средних компаний с выручкой от 500 млн до 4–5 млрд рублей. Вице-премьер Максим Акимов тогда отмечал, что ресурсы роста эффективности практически во всех секторах экономики – от транспорта до медицинских услуг, от промышленности и стройматериалов до машиностроения – исчерпаны. Они будут для каждой компании исчерпанными до тех пор, пока она не станет фактически венчурным фондом. Минэкономразвития уже даже предложило большой пакет мер, в первую очередь, в области создания регуляторной базы, для стимулирования инвестиций.

TAdviser изучил вопрос корпоративного венчурного финансирования в России: было проведено большое исследование, посчитан объем и динамика инвестиций. Подробнее с исследованием можно ознакомиться здесь.

2. Бум CDO в корпорациях

2018 год ознаменовался растущим числом крупных российских компаний, обзаводящихся директорами по цифровой трансформации (CDO - Chief Digital Officer). Происходило это во многом с подачи государства. Минэкономики запустило пилотный проект по внедрению в 2018 году в управлении компаниями с госучастием института CDO, инициировав разработку в них стратегий цифровой трансформации. Подвести его итоги планируется в марте 2019 года.

В этом пилотном проекте согласились участвовать 14 организаций: концерн «Алмаз-Антей», «Алроса», «Аэрофлот», «Газпром нефть», «Зарубежнефть», КамАЗ, Объединенная авиастроительная корпорация, «Океанприбор», «Почта России», РЖД, «Росатом», «Ростелеком», «Швабе», «НПО Энергомаш». К концу 2018 года в ряде этих компаний уже появились CDO. Подробнее здесь.

CDO в Российских компаниях. Данные из исследования KMDA цифровой трансформации в России, 2018

3. Сбербанк: «ИТ-перестройка» и превращение в экосистему

В принятой Сбербанком «Стратегии 2020» банк заявлял о планах построения экосистемы за рамками традиционной для себя сферы. С целью сохранения долгосрочной конкурентоспособности планируется расширять предложение дополнительных, синергичных с финансовыми продуктами сервисов в таких сферах жизни, как покупки, дом, отдых, здоровье. В построение экосистемы банк вовлекают как дочерние предприятия, так и независимые компании-партнеры. Ряд таких значимых внешних партнерств были заключены в 2017 году, и этот список продолжил пополняться в 2018-м. Участники экосистемы получают доступ к системе идентификации клиентов, единые программные интерфейсы, могут быстро обмениваться данными и пр. Сбербанк уже оброс таким числом дополнительных бизнесов, цифровых инициатив и партнерств в финансовой и нефинансовой сфере, что можно говорить о состоявшемся превращении его в экосистему. Подробнее здесь.

Сбербанк превратился в экосистему (фото - Агентство городских новостей «Москва» / Кирилл Зыков)

В 2018 году Сбербанк также провел масштабную реструктуризацию ИТ-блока. В апреле TAdviser стало известно о планах Сбербанка перевести около 8000 из 11000 сотрудников «Сбертеха» в штат банка. В Сбербанке объяснили TAdviser, что процесс перевода сотрудников проходит в рамках очередного этапа Agile-трансформации системы управления банка. Согласно принятым методологиям, в составе продуктовых команд в плотном контакте работают разработчики и представители бизнеса (владельцы продукта). Поэтому дальнейшее разделение их по разным юридическим лицам стало нецелесообразно. Подробнее здесь.

Кроме того, в декабре главным по технологиям в банке в декабре стал Давид Рафаловский был назначен исполнительным вице-президентом и стал подчиняться президенту, председателю правления Сбербанка Герману Грефу, продолжая выполнять функции СТО группы Сбербанк. Рафаловский возглавил реализацию стратегии группы в области технологий, включая внедрение современной платформы бизнес-приложений, инновационной архитектуры облачной инфраструктуры, передовой платформы корпоративных аналитических данных, технологий искусственного интеллекта. Подробнее здесь.

4. «Россети»: цифровизация электросетей

В феврале «Россети» представили стратегию развития цифрового электросетевого комплекса в России до 2030 года. Объем необходимого финансирования для ее реализации оценен в 1,3 трлн рублей. Стратегия предполагает создание высокоавтоматизированной электросети, которую наблюдают и которой управляют удаленно. В июле Истринский район электрических сетей был выбран пилотным для отработки комплекса типовых решений для цифровизации электрических сетей в рамках стратегии.

Российские электросети ждет большая оцифровка (фото - kommersant.ru)

5. «Росатом»: развитие цифрового бизнеса, «умная» добыча урана и новое ИТ-руководство

В 2018 году «Росатом» начал оформлять разработанные в госкорпорации цифровые продукты в отдельное направление бизнеса для вывода их на открытый рынок. Заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров рассказывал, что госкорпорация уже не только потребитель, но и производитель цифровых продуктов. До 20% выручки от проектов по созданию АЭС для сторонних клиентов для «Росатома» составляют цифровые технологии. Портфель цифровых продуктов «Росатома» может пополнить ПО для инженерного моделирования, инфраструктурные решения, продукты для поддержки возведения сложных инженерных объектов, суперкомпьютеры и др.

Для «Росатома» 2018 год ознаменовался большими цифровыми переменами (фото - rbc.ru)

В этом же году в «Росатоме» произошла смена руководства ИТ-блока. В мае 2018 года в компании появилась директор по цифровизации - Екатерина Солнцева, перешедшая из Abbyy. Также сменился ИТ-директор: вместо Анастасии Чистяковой, занимавшей эту должность с 2013 года, был назначен Евгений Абакумов. Ранее он работал во ВНИИА, входящем в состав «Росатома».

Еще одним важным событием в области цифровой трансформации «Росатома» в 2018 году стало начало «умной» добычи урана. Ее запустили на базе интеллектуальной технологии управления разработкой месторождений урана методом скважинного подземного выщелачивания, созданной специалистами Горнорудного дивизиона «Росатома» совместно с учеными Северского технологического института НИЯУ «МИФИ». Применение технологии началось с Хиагдинского рудного поля[1].

6. «Газпром нефть» - официальный переход на «цифру»

«Газпром нефть», не первый год занимающаяся цифровыми проектами, решила выделить цифровизацию в новое бизнес-направление. В перспективе компания планирует начать разработку новых продуктов и услуг, основанных на внедрении современных цифровых технологий. Начало этому было положено в виде создания в апреле дирекции по цифровой трансформации, руководителем которой назначен Андрей Белевцев (CDO). Ключевыми задачами дирекции стало создание единой системы цифровых проектов «Газпром нефти» для радикального повышения операционной эффективности всех бизнес-процессов, а также развитие собственных интеллектуальных сервисов. Только появившись, цифровое подразделение приступило к созданию долгосрочной цифровой стратегии компании в рамках общей стратегии развития «Газпром нефти» до 2030 года. Подробнее о технологиях в «Газпром нефти» здесь.

Цифровые продукты и сервисы могут вылиться в отдельное направление бизнеса в «Газпром нефти» (фото - sostav.ru)

7. «Сибур» - от экспериментов к промышленному внедрению цифровых технологий

В 2017 году крупнейшая российская нефтехимическая компания «Сибур» провела множество экспериментов с цифровыми технологиями, а в 2018 году начала их постепенное внедрение в производственные процессы. В области производства есть три технологических направления и, соответственно, продуктов, которые начала внедрять компания: продвинутая аналитика, решение для оптимизации технологий в области мобильных приложений, например, для ТОИР, и в области Индустрии 4.0 - решения IoT и в области дополненной реальности. В каждом из этих классов есть решения, которые теперь планируются к широкому применению для всей компании.

Слайд из презентации «Сибура»

8. ВТБ - внедрение робота-коллектора на пути к офисам без людей

Летом ВТБ начал тестировать, а с сентября - использовать робота-коллектора для работы с просроченной задолженность физлиц на ранних стадиях. Он умеет информировать клиентов о возникновении «просрочки», о ее сумме и сроках погашения, а также получать от клиентов обещание погасить «просрочку». В ВТБ заявляли, что уже в пилотном режиме робот показывал лучшие показатели по взысканию, чем сотрудники банка. Кроме того, затраты на его содержание существенно ниже, чем затраты на содержание живого персонала.

Робот-коллектор - одна из инициатив в рамках движение ВТБ в сторону открытия первых офисов без сотрудников. Ранее банк рассказывал о планах открыть первый такой офис в Москве, чтобы посмотреть, как это будет работать.

В ВТБ сообщали, что роботы-коллекторы справляются с задачами не хуже людей

9. «ОДК Сатурн» - цифровизация производства авиадвигателей

На опыте разработки двигателя SaM146 для самолетов «Сухой Суперджет 100» «ОДК-Сатурн» развили технологии инженерного анализа, проработали тему виртуальных испытаний, результаты которых показали высокую степень сходимости с натурными испытаниями. А в 2018 году компания начала ставить на поток производство авиадвигателей в «цифре»: «ОДК Сатурн» приступил к созданию цифровых двойников производственных цехов с учетом используемого оборудования, его расположения в цехе, учета особенностей автоматизированных и ручных операций. Цифровизация непосредственно производственной цепочки является одной из ключевых задач для предприятия. Более подробно о цифровизации компании представители рассказывали TAdviser в интервью.

«ОДК Сатурн» переводит проектирование авиадвигателей в «цифру» (фото - soyuzmash.ru)

10. Big Data приносит миллиардные доходы операторам

С января по август 2018 года выручка «Вымпелкома» (работает на рынке под брендом «Билайн») от проектов с применением больших данных составила 8 млрд руб[2]. Благодаря этому совокупная прибыль на одного абонента ШПД с января по август выросла на 12% к аналогичному периоду прошлого года, указывают в компании. Big Data используется практически во всех ключевых проектах: например, при продажах пакета услуг, включающего сотовую связь, интернет и ТВ.

В течение 3 лет МТС собирал и углублял данные об абонентах. Использование этих знаний принесло оператору порядка 3,5 млрд рублей экономического эффекта, утверждает компания[3]. МТС применяет аналитику Big Data в маркетинге, продажах, обслуживании клиентов, строительстве сети и подборе персонала. В дальнейшем МТС планирует создавать на основе данных об абонентах «цифровые двойники» абонентов, а также новые бизнесы, не имеющие отношения к основному — телекоммуникационному.

МТС хочет знать о своих абонентах еще больше (фото - versiya.info)

Выручка Tele2 от проектов с применением Big Data в 2018 году выросла в три с половиной раза к прошлому году. В частности, Tele2 предоставляет банкам сервисы скоринга, верификации и мониторинга клиентских событий.

В «МегаФоне» также используют большие данные — например, для таргетированной рекламы. Услуга предоставляется без передачи персональных данных, подчеркивают в компании. Выручку от этих услуг «МегаФон» не раскрывает.

Голосование

Примечания