2018/11/29 16:11:56

Цифровизация дорожных работ: как повысить качество, сэкономив деньги

Высокие технологии могли бы серьезно улучшить качество, скорость и прозрачность дорожных работ, но в России проникновение ИТ в эту сферу пока не очень значительное. О том, какие решения меняют ситуацию, как их внедрять и какого результата ждать на выходе, рассказал Сергей Чистяков, руководитель департамента развития комплексных проектов компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС).

Содержание

Зачем нужны специализированные решения для дорожных работ

Проникновение ИТ в строительство становится все более ощутимым, но на дорожной отрасли это пока сказывалось слабо. Цифровизацию этой отрасли эксперты называют низкой, что неудивительно: во многих российских регионах подобные технологии отсутствуют напрочь — сведения о состоянии дорожной отрасли как правило не структурированы, скудны (хорошо, если они вообще есть и актуальны), а о каких-то информационных системах и вовсе говорить не приходится.

«
«Чаще всего в распоряжении администрации регионов имеются системы, позволяющие следить за дорожной техникой с помощью ГЛОНАСС/GPS и таким образом хоть как-то контролировать выполнение работ, — рассказывает руководитель департамента развития комплексных проектов компании «ФОРС – Центр разработки» (ГК ФОРС) Сергей Чистяков. — Но эффективность таких систем является крайне низкой из-за отсутствия подтверждения факта о выполнении работ и невозможности контроля точечных работ, например, ремонтных».
»

Причины отсталости кроются в отсутствии финансирования, недостаточной воле (и понимании необходимости автоматизации) руководителей местных властей и высокой коррупционной составляющей, ведь подобные решения — и это одно из их ключевых преимуществ — повышают прозрачность дорожных работ.

«
«К тому же, если в дорожной отрасли все делать честно и правильно, то хороших дорог будет больше, а богатых людей меньше. Отсюда и происходит понятное отторжение цифровизации, причем со всех сторон. Только органы исполнительной власти, причем в принудительном порядке, могут изменить сложившуюся ситуацию», — комментирует Сергей Чистяков.
»

Функциональность платформ: как они устроены и какую пользу приносят

Важный критерий действительно функциональной платформы — полная, а не частичная автоматизация процессов. В этом случае дорожные работы будут максимально прозрачны, что приносит еще и понятные плюсы, вроде более простого и точного планирования работ, их ускорения и устранения ненужных трат бюджетных денег.

«
«Прозрачность расходования запланированных средств достигается при помощи модуля контроля работ по обязательствам, который подразумевает подтверждение факта выполнения работ через систему с помощью фото-, видеофиксации и других инструментов контроля, согласно каждой статьи расхода, — уточняет Сергей Чистяков. — Становится возможным осуществлять контроль расходования средств на каждом этапе работ. Кроме того, можно делать различные статистические выкладки для руководителя».
»

Помимо контроля за работой исполнителей, подобная система обязательно должна включать модули, связанные с ведением реестров объектов дорожного хозяйства, а также планированием работ и бюджетов.

Доступ к платформе должны иметь и подрядчики. Они также должны иметь возможность контролировать процесс производства работ. Один из важнейших инструментов контроля - мобильное приложение, с помощью которого подрядчик может получать задания, а также отправлять в систему фото и видео, подтверждающее факт выполнения работ. Собственно, использовать такие решения подрядчики могут и для собственных нужд, например, в случае необходимости внутреннего контроля сотрудников.

«
«Что касается технологий, то за основу системы должен быть взят реестр, содержащий всю информацию по объектам, контрактам, исполнителям и текущему состоянию объектов дорожной сети, — объясняет Сергей Чистяков. — Должна быть реализована возможность обмена данными реестра с другими информационными системами, как внешними, так и внутренними, чтобы исключить многократный ввод одних и тех же данных».
»

Помимо этого, конечно, обязательно должны быть подключены инструменты контроля работ, которые позволят получать телематические или визуальные данные.

Коробочные или облачные решения?

Эксперты считают, что при внедрении системы на уровне региона лучше использовать стационарные решения. Это даст возможность избежать зависимости от инфраструктуры и качества предоставляемых провайдером услуг. Но если есть собственная ИТ-инфраструктура с высокими характеристиками, то лучше развертывать систему он-премис. Облачное решение годится для решения задач в небольших масштабах, например, на уровне муниципалитетов или для использования системы подрядчиком для контроля своих сотрудников.

«
«Облачное решение может быть готовым, коробочным. Речь идет просто о разных вариантах эксплуатации: одна и та же система может быть развернута как на серверах заказчика, так и переведена в облако, — уточняет Сергей Чистяков. — Именно такой и является наша АИС «Рекорд» — ее облачная версия обладает равноценной функциональностью».
»

Сколько стоит внедрение системы

Стоимость внедрения системы зависит от целого ряда факторов. Понятно, что разрабатывать платформу с нуля будет гораздо дороже, чем купить готовую. К тому же, проверенные другими пользователями решения лучше обкатаны и отвечают самым тонким нюансам отраслевой специфики.

«
«Самая затратная часть — это обследование, разработка и отладка бизнес-процессов для возможности внедрения системы, — говорит Сергей Чистяков. — Если решение уже было внедрено в другом регионе с учетом действующих там регламентов и отраслевых стандартов, то его стоимость будет гораздо ниже. Это связано с тем, что заказчику нужно лишь ввести в систему данные, произвести настройку и доработку под конкретные потребности».
»

Кроме того, на стоимость внедрения влияют принятая система управления и контроля, особенности распределения и выполнения работ, количество объектов дорожного хозяйства, а также другая информация, хранящаяся в реестрах. Стоимость проекта станет выше и в том случае, если нужна интеграция продукта с другими информационными системами.

Как внедрять решение для дорожных работ

Срок внедрения уже готового продукта — примерно 2 месяца. На него влияют наличие данных для первичных реестров, степень готовности нормативно-правовой базы и ее объем.

На первом этапе происходит обследование и сбор информации о текущих бизнес-процессах заказчика (этот шаг можно пропустить, если решение уже прошло обкатку в другом регионе). После этого начинается разработка и установка решения, либо инсталляция готового ПО. Потом система наполняется первичными данными, составляется вся необходимая нормативно-справочная информация. Четвертый этап — юридического характера, выпускаются все необходимые нормативные акты, вносятся изменения в контракты подрядчиков. Затем, в случае необходимости, проводится интеграция со смежными информационными системами. Последние два шага — опытная эксплуатация и запуск в промышленную.

«
«Главный экономический эффект достигается за счет повышения качества работ, а также их прозрачности, что позволяет вовремя обнаружить и перенаправить неизрасходованные средства, — говорит Сергей Чистяков. — Случаи оплаты за невыполненные работы полностью исключаются».
»

Пример успешного российского кейса

Для Московской области была разработана СКПДИ (Система контроля и планирования работ в области дорожной инфраструктуры). Сегодня ею охвачены 9 региональных отделений ГБУ МО «Мосавтодор» и 67 муниципальных образований.

«
«Внедрение системы позволило добиться существенного улучшения качества проводимых дорожных работ. Значительно повысилась эффективность расходования средств. Были достигнуты рекордные показатели по ремонту и содержанию автомобильных дорог, что было замечено и по достоинству оценено на самом высоком уровне, — перечисляет Сергей Чистяков. — Важным результатом стала и существенная экономия рабочего времени за счет удаленного контроля качества работ подрядчика, оплата которых теперь производится строго по факту наличия подтверждающих документов и материалов фото-, видео-фиксации».
»

Кроме того, была проведена интеграция с мобильным приложением «Дороги Подмосковья», порталом «Добродел» и другими информационными системами региона. Число пользователей непрерывно растет, их количество уже составляет порядка 3,6 тыс. человек. Причем в ближайшие месяцы прогнозируется прирост еще на 2 тыс., что говорит о непрерывном развитии СКПДИ.

«
«На основе этого проектного опыта специалисты «ФОРС» и создали готовое тиражируемое решение АИС «Рекорд», которое нацелено на быстрое и эффективное внедрение в других регионах. Учитывая то, какой интерес наше решение вызывает у иностранных коллег, можно сказать, что мы ничуть не отстаем по уровню разработки от западных стран», — резюмирует Сергей Чистяков.
»