2012/04/10 10:40:18

Электронная коммерция

Учитывая влияние Интернета на все аспекты экономической жизни, можно рассматривать его в качестве источника появления новой электронной экономики, отличающейся чрезвычайно быстрым ростом, созданием новых возможностей для производственной и деловой активности, увеличением рабочих мест. Активная экономическая деятельность в сети Интернет или с использованием ее возможностей привела к появлению нового понятия – электронная коммерция.

Содержание

Определение электронной коммерции

Принимая во внимание, что бизнес – это любая деятельность, в том числе разового характера, направленная на получение прибыли, электронную коммерцию следует рассматривать как форму бизнеса, реализующуюся в значительной степени посредством внедрения в бизнес-процессы информационных и телекоммуникационных технологий и систем.

Коммерция – это вид бизнес-деятельности, связанной с торгово-организационными операциями, направленными на осуществление процесса купли-продажи товаров и оказание услуг с целью получения прибыли.

Торговыми точками (merchant account) в Интернете являются Интернет-магазины и онлайн-аукционы. Зачастую продажу товаров и услуг предприятие организовывает у себя на сайте без создания отдельного Интернет-магазина.

Модели электронной коммерции

Среди моделей электронной коммерции выделяют следующие:

  • B2B (Business to Business)
  • B2C (Business to Consumer)
  • B2G (Bussiness to Goverment)
    • B2A (Bussiness to Administration)

  • C2C (Consumer to Consumer)
  • G2B (Goverment to Bussiness)

    • A2B (Administration to Bussiness)

Модели электронной коммерции B2B и B2C являются сегодня основными, поскольку именно они обеспечивают большую часть транзакций в сети Интернет.

B2B (Business to Business) – как продавцом, так и покупателем услуги являются коммерческие организации. К этой группе относятся электронные рынки и внутриорганизационные системы, в которых Интернет используется для организации взаимодействия между подразделениями одного предприятия. Большая часть всех совершаемых сегодня сделок приходятся именно на эту модель.

B2C (Business to Consumer) – продавцом товара или услуги является коммерческое предприятие, а потребителем – частное лицо.

Сегменты рынка

2017

Доля онлайн-продаж в выручке розничных сетей в мире
Доля онлайн-продаж в выручке розничных сетей в мире

По данным РАЭК: 1238 млрд. руб в 2016. Рост в 2017 +21%[1].

По данным RAEX ключевым фактором, тормозящим развитие рынка электронной межкорпоративной торговли в России, является неопределенность, связанная с реформой системы государственного регулирования. Такого мнения придерживаются 54% опрошенных участников рынка. Вторым по значимости фактором респонденты называют насыщение рынка (так считают 27% опрошенных). Слабый инвестиционный спрос со стороны компаний и стагнация в экономике, а также низкий уровень качества услуг электронных торговых площадок являются наиболее важными факторами, оказывающими негативное влияние, полагает абсолютное меньшинство (8 и 11% соответственно).

Согласно опросу, консолидация услуг и сокращение количества операторов электронных торговых площадок позитивно повлияют на рынок ЭТП. Так считает большинство (54%) опрошенных участников и операторов рынка. Тем не менее значимая доля (35%) респондентов придерживается противоположного мнения. Всего 12% полагают, что возможная консолидация не окажет существенного влияния на развитие электронного рынка.

Участники опроса не пришли к единому мнению относительно влияния, которое оказывает существующая система государственного регулирования на внедрение технологических инноваций на электронном межкорпоративном рынке. 42% опрошенных операторов и участников рынка считают, что это влияние негативно. Ровно столько же респондентов полагают, что существующая система государственного регулирования стимулирует внедрение технологических инноваций. И лишь 15% уверены, что система госрегулирования не влияет на технологическое развитие инфраструктуры межкорпоративного электронного рынка.

Большинство опрошенных участников конференции (60%) считает, что технологические инновации обеспечат поступательное, эволюционное развитие уже сложившегося рынка услуг ЭТП. Вместе с тем велика доля операторов и игроков рынка межкорпоративной электронной торговли, которые ожидают на нем революционных изменений под влиянием внедрения технологических новшеств, – такого мнения придерживаются 28% респондентов. В том, что увлечение новыми технологиями вызвано модой и они не нужны ни операторам, ни участникам электронного рынка, уверено меньшинство (12%) опрошенных.

2012

По данным исследования «Экономика Рунета 2012-2013», проведенного РАЭК и НИУ ВШЭ. Сфера электронной коммерции в России исследована в 4 сегментах: онлайн-ритейл в объеме 284,96 млрд рублей; электронные платежи в объеме 268,7 млрд рублей, а также рынок цифрового контента в интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,07 млрд. руб. Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 153,20 млрд руб, что составляет прирост 40% по сравнению с предыдущим годом и прогноз роста 29% в 2013.

2007

Рынок электронной коммерции в России является информационно закрытым, поскольку большинство организаций, занимающихся электронной торговлей - не публичные компании. По оценкам НАУЭТ объем рынка электронной торговли в 2007 г. вырос на 30% и составил $7,9 млрд. В секторе розничной торговли за 2007 г. через Интернет было продано товаров и услуг на сумму $3,25 млрд. Это на 56% больше, чем в 2006 г. Объем электронных аукционов в сегменте B2B (business-to-business) за год вырос на 32% и составил $2,288 млрд. Электронная торговля в госсекторе увеличилась на 4% - до $2,368 млрд. В эту сумму включены запросы котировок и электронные аукционы. Их объем составил $890 млн.

По прогнозу НАУЭТ в 2008 г. рынок электронной торговли в России вырастет на 30% по сравнению с 2007 г. до более чем $10 млрд.

Как иностранные компании выбирают провайдера платежей для работы на российском рынке электронной коммерции

В апреле 2012 года маркетинговый департамент компании ASSIST опубликовал результаты исследования, целью которого было установить те критерии, которые являются решающими при выборе провайдера электронных платежей иностранными компаниями на российском рынке. ASSIST является провайдером платежей более чем 60% крупнейших иностранных брендов, ведущих бизнес в России:

  • Google,
  • Sony,
  • HTC,
  • Carlson Vagonlit Travel,
  • Mango и многие другие.

Чтобы абстрагироваться от сложившегося мнения иностранных игроков, давно работающих на российском рынке электронной коммерции, и, в большинстве случаев выбравших ASSIST, исследование проводилось по иностранным компаниям, только планирующим выход на российский рынок и в это время выбиравших технологического подрядчика по online платежам. Были опрошены представители 23 иностранных брендов.

Исследование проводилось методом телефонного и личного интервью. Обобщенные результаты можно свести к следующим основным критериям, на основании которых производится выбор провайдера платежей:

  • 75% репутация: в этот критерий входит и срок работы на рынке, и наличие крупных российских и иностранных клиентов, и отзывы о компании.

  • 60% наличие собственной антифродовой системы, способной эффективно работать как с российскими, так и с зарубежными картами: это очень важный фактор, т.к. антифродовая система не должна сокращать продажи за счет использования «жестких» фильтров и лимитов, и при этом, должна соответствовать мировым стандартам по безопасности платежей.

  • 60% готовность реализовать любые пожелания клиентов и наличие ресурсов для этого: для крупных иностранных брендов всегда важна уникальность технических решений, за счет которых происходит их отстройка от конкурентов и привлечение лояльных российских пользователей. Соответствие высокому уровню требований к команде разработчиков часто является одним из решающих факторов.

  • 50% выбор банка эквайера из наиболее надежных российских банков: нужно отметить, что помимо надежности банка, требованием иностранных компаний часто является наличие у провайдера нескольких эквайринговых партнеров.

  • 40% собственные электронно-вычислительные мощности: данный критерий, при соблюдении всех предыдущих, многими компаниями воспринимался как подразумевающийся по умолчанию, и получил последнее место в рейтинге.

См. также

Примечания

  1. Исследование `Экономика Рунета` проводится на ежегодной основе с 2011 года. По результатам презентации исследования в сентябре 2016 года – было принято решение о смене названия ежегодного исследования на `Экономика Рунета / Экосистема Цифровой Экономики Россия
  • "Пластиковые карты"/изд. "БДЦ-пресс", 2005г.
  • Lenta.ru