2014/06/30 00:45:04

Электронное правительство России

Комплекс информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде. В соответствии со стратегией развития информационного общества в РФ к 2018 году уже 70% всех государственных услуг в России должно предоставляться в электронном виде.

Содержание

Главные сведения

Главным российским ИТ-проектом последних лет стал переход к оказанию государственных услуг в электронном виде. С 1 июля 2012 года все регионы и муниципалитеты начали постепенный переход на электронное межведомственное взаимодействие. А к 2018 году в соответствие с Указом Президента РФ №601 от 7 мая 2012 года 70% всех госуслуг должны оказываться в электронном виде (о путях достижения этого показателя читайте в отдельной статье "Популяризация электронных госуслуг в России").

Во всем мире государственные инициативы являются основным двигателем развития информатизации в стране. Россия — не исключение. Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», а также ряд других региональных и ведомственных программ оказали существенное влияние на уровень использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в стране и привели к ощутимым результатам.

Министерство связи и массовых коммуникаций России ведет планомерную работу, направленную на повышение качества и уровня доступности государственных и муниципальных услуг в электронном виде, возможность их получения по принципу «одного окна», обеспечение межведомственного электронного взаимодействия, повышение открытости государственных органов и участия граждан в принятии государственных решений («Открытое правительство»), а также повышение эффективности расходования бюджетных средств на ИКТ в государственных органах.

Для решения этих задач Минкомсвязь России разработала новые подходы к координации мероприятий в области ИКТ. Была сформирована необходимая методологическая база для координации создания и использования ИКТ госорганами, создана система целевых показателей и индикаторов, для планирования бюджетов мероприятий по информатизации, влияющих на качество предоставления государственных услуг. Также для решения системных проблем в области ИКТ была организована техническая и организационная поддержка.

В рамках развития ИКТ в госорганах можно выделить ряд ключевых направлений:

  • Единый реестр населения;
  • Геокод зданий и домохозяйств;
  • Электронная подпись;
  • Единая сеть передачи данных для госорганов;
  • Облачные вычисления для госорганов;
  • Документооборот ФОИВ;
  • Федеральный портал управленческих кадров;
  • Независимый регистратор документов ФОИВ;
  • Независимый регистратор действий на электронных торгах;
  • Электронный реестр лицензий;
  • Единый реестр финансового обеспечения;
  • Единый реестр залогового имущества;
  • Единый архив оцифрованных и электронных документов;
  • Реестр всех объектов социальной инфраструктуры;
  • Управляемость ФГУПов и ОАО;
  • Открытые данные;
  • Свободное программное обеспечение в госорганах;
  • ИКТ-обучение для госслужащих;
  • Электронное здравоохранение;
  • ГАС «Управление»;
  • ГАС «Выборы»;
  • ГИС «ЖКХ»;
  • ГИС «Территориальное планирование»;
  • ГИС «Похоронно-погребальная деятельность»;
  • АИС «Безопасность дорожного движения»;
  • Распределение номеров водительских удостоверений;
  • Электронные паспорта;
  • Защита персональных данных.

Структура управления

Основная статья: Роль "Ростелекома" в ГП "Информационное общество"

В январе 2015 года стало известно, что в 2015-2016 гг. «Ростелеком» продолжит без конкурсов получать заказы Минкомсвязи на развитие систем электронного правительства. По состоянию на 19 января 2015 г. Минкомсвязью готовился проект распоряжения об определении «Ростелекома» единственным исполнителем работ по развитию электронного правительства на 2015-2016 гг.

Системный проект

Основная статья: Системный проект электронного правительства России

Архитектура электронного правительства

2011

Архитектура электронного правительства России и описание его подсистем рассматривается в презентации Алексея Нащекина (Ростелеком), представленной им в июле 2011 г.

Открыть презентацию


Кликните два раза, чтобы увеличить

2014

Архитектура электронного правительства на сентябрь 2014 года.

Кликните два раза, чтобы увеличить

Инфраструктура электронного правительства

ЦОДы

Практически весь федеральный сегмент электронного правительства России располагается в двух ЦОДах «Ростелекома» в Москве — на Сущевском валу (северная часть Третьего транспортного кольца) и на улице Гончарная (район станции метро «Таганская»). Информационные системы и оборудование частично принадлежат Минкомсвязи, частично арендуются у «Ростелекома».

Программно-аппаратная инфраструктура ключевых систем электронного правительства — Единого портала госуслуг (ЕПГУ) и Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — закупалась в два этапа, следует из нынешнего госконтракта Минкомсвязи с «Ростелекомом». В 2009 г. для ЕПГУ было приобретено более 20 серверов HP, несколько маршрутизаторов Cisco и систем хранения Hitachi вместе с СУБД Oracle. Для СМЭВ использовались четыре блейд-сервера и ленточная библиотека Sun, сервер HP, дисковый массив Hitachi и коммутатор Brocade. В качестве программной шины было приобретено решение Oracle.

В 2010 г. вычислительные мощности расширились. На этот раз в основном за счет оборудования IBM. Инфраструктура ЕПГУ потребовала 26 новых серверов, СМЭВ — пять. Помимо этого, техника IBM с 2010 г. стала использоваться в инфраструктуре ГАС «Управление», портала госпродаж, системы управления ведомственной информатизацией. По совпадению пост замминистра связи в 2010 г. занял Илья Массух, ранее 13 лет работавший в IBM (последняя должность — директор департамента продаж в госсектор). В 2010–2012 гг. Массух был куратором электронного правительства в Минкомсвязи.

В «Ростелекоме» говорят, что оборудование, перечисленное в контракте, поставлялось в 2009–2010 гг. по техническим заданиям Минкомсвязи и не ограничивается только IBM. «Выбор конкретных марок оборудования осуществлялся подрядчиками по выполнению работ, исходя из возможностей вендоров по обеспечению требуемых технических характеристик, сроков поставки, объемов и иных параметров, заданных заказчиком», — добавляют в компании.

Аренда "э-правительства" для регионов

Региональная инфраструктура электронного правительства (РИЭП) не является собственностью ни Минкомсвязи, ни региональных властей. Она, как следует из контракта, принадлежит «Ростелекому» и предоставляется всем 83 субъектам как комплексный сервис по модели SaaS.

В состав «типового экземпляра комплексного сервиса» входят:

  • «Региональный портал государственных услуг» — клон ЕПГУ, размещаемый на его же поддомене (например, 45.gosuslugi.ru для Курганской области), содержащий услуги конкретного региона;
  • «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия» — обеспечивает взаимодействие ведомств внутри субъекта;
  • «Типовое решение межведомственного взаимодействия» — автоматизирует получение и обработку запросов через СМЭВ от федеральных органов власти, а также подготовку запросов к ним и получение ответов на них;
  • сервис «Предоставление сведений для ФОИВ» — обеспечивает предоставление сведений от региональных органов власти в адрес федеральных;
  • сервис «Запрос сведений от ФОИВ» — обеспечивает получение сведений от федеральных органов власти в адрес региональных.

«Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании типового комплексного сервиса, принадлежат исполнителю», — говорится в госконтракте Минкомсвязи с "Ростелекомом".

Собеседник CNews, близкий к новой команде Минкомсвязи, полагает, что это договоренность между прошлой командой и «Ростелекомом». «Согласно 210-му закону, регионы могут иметь собственные РСМЭВ, тем не менее критерии аттестации региональных шин на статус РСМЭВ формально определены не были, — рассказывает он. — «Ростелеком» же как оператор эксплуатации очень ловко привязал официальную терминологию (РСМЭВ) к неотделимой части архитектуры — региональным шинам».

Экс-сотрудник «Ростелекома», занимавшийся электронным правительством, говорит, что у регионов всегда был выбор — либо арендовать инфраструктуру за 15 млн руб. в год, либо создать собственную за 150–350 млн руб. в зависимости от субъекта, и модель аренды для них оказалась более предпочтительной. «Это как каналы и услуги связи, — добавляет он. — Никто же свои каналы связи не строит, а все потребляют услуги. Так же и с инфраструктурой для электронного правительства. Подобную услугу могли оказывать и МТС, и «Вымпелком», если бы инвестировали в создание своей РИЭП». Объем необходимых средств на создание подобного решения он оценивает в 1 млрд руб.

По мнению президента УЭК Алексея Попова, ранее работавшего директором ИТ-департамента правительства, не проблема, чтобы регионы арендовали чужой РИЭП (пусть даже и у коммерческой компании), но важно, чтобы субъекты реально имели возможность выбора. В то же время если система не подразумевает альтернативы, то она должна принадлежать государству, добавляет эксперт.

Федеральная инфраструктура электронного правительства также не полностью принадлежит государству, ранее рассказывали CNews в Минкомсвязи. Например, «Ростелеком» является владельцем системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК). С ее помощью осуществляется выдача кодов активации гражданам, зарегистрировавшимся на портале госуслуг, через офисы оператора.

В «Ростелекоме» замечают, что выдача кодов активации осуществляется разными способами, а основным видом доставки кодов являются отправления «Почты России». «Услуга «Ростелекома» по выдаче кодов активации при посещении ЦПОК является дополнительным, а не основным способом доставки. Сделано это исключительно для удобства и возможности выбора для пользователей», — объясняют в операторе. «Подобные услуги могут при необходимости оказывать другие организации, определенные государством. Для этого возможно использование решений «Ростелекома» или создание собственного продукта», — говорят в компании.

Электронное правительство, по мнению «Ростелекома», вообще не может состоять исключительно из информационных систем, принадлежащих государству. «Услуги ЖКХ, оплата пошлин, штрафов и т.д. осуществляются негосударственными организациями. Без использования информационных систем поставщиков начислений, банков функционирование электронного правительства не может существовать полноценно, — считают в операторе. — В этом смысле дополнительные сервисы иных организаций, не подменяющие, а дополняющие возможности государственных систем, необходимо всячески приветствовать. Естественно, что подключение таких сервисов должно проводиться по решению государственных заказчиков».

Риски передачи на аутсорсинг государственных ИТ-систем недавно материализовались в Украине, где попытка Минюста отказаться от услуг коммерческого подрядчика привела к отключению ключевых реестров и, как следствие, блокировке работы целого ряда ведомств. Так или иначе, дальнейшая стратегия Минкомсвязи заключается в том, чтобы обеспечить независимость инфраструктуры электронного правительства от оператора эксплуатации, говорил на недавнем круглом столе CNews директор департамента развития электронного правительства министерства Алексей Козырев. Правда, о конкретных шагах в этом направлении пока не известно.

Единая сеть передачи данных (ЕСПД)

Основная статья: Единая сеть передачи данных (ЕСПД) для госорганов

Единая сеть передачи данных (ЕСПД) представляет собой совокупность сетей магистральных каналов передачи данных с узлами доступа в административных центрах субъектов Российской Федерации. Сеть является неотъемлемой частью инфраструктуры электронного правительства и предназначена также для передачи информации федеральными органами исполнительной власти. ЕСПД призвана повысить качество (скорость, доступность, надежность) телекоммуникационных услуг, предоставляемых федеральным органам исполнительной власти, и создать условия, обеспечивающие цифровое равенство качества и количества телекоммуникационных и электронных государственных услуг гражданам РФ на всей территории страны, путем трансформации процесса закупок каналов связи.

Гособлако

Основная статья: Гособлако

Проект «Гособлако» объединит информационные системы российских органов власти. Планируется, что в массовую эксплуатацию он поступит в конце 2017 года.

Программные решения

ГАС "Управление" (ГАСУ)

Основная статья: ГАС "Управление" (ГАСУ)

Ожидается, что ГАС «Управление» объединит ряд информационных ведомственных и региональных ресурсов, обеспечивающих решение широкого класса задач в интересах конкретных ведомств и регионов. Все решения должны быть реализованы в единой программно-аппаратной платформе, что позволяет обеспечить их интеграцию с целью формирования основы единой автоматизированной системы государственного управления. На 2014 года одной из ключевых задач ГАС «Управление» называли перевод всего обмена статистической информацией между ведомствами в электронный вид.

По словам Николая Муравьева, руководителя направления региональных решений "Прогноз", на конец 2014 года в связи с некоторым смещением государственных приоритетов не очень активно развивается тема построения единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системы «Управление», хотя региональный сегмент уже внедрен «Прогнозом» и используется в более чем 40 регионах. Система помогает исполнительным органам субъекта РФ анализировать текущее состояние и планировать перспективное социально-экономическое развитие региона. Кроме того, использование решения позволяет наладить эффективное двухстороннее взаимодействие с федеральными органами власти.

ГАС Выборы

Основная статья: ГАС Выборы

ГАС «Выборы» — это территориально-распределенная, телекоммуникационная, автоматизированная система для реализации информационных процессов в ходе подготовки и проведения выборов и референдумов всех уровней, а также для автоматизации деятельности избирательных комиссий в межвыборный период.

Идентификация пользователей

Основная статья: Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ (ЕСИА)

Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.

Межведомственный документооборот

Основная статья: Национальная СЭД России

АПК «Безопасный город»

Основная статья: АПК «Безопасный город»

Независимый регистратор

Основная статья: Независимый регистратор

Информационная система «Независимый регистратор» — система, обеспечивающая независимую регистрацию (резервирование и хранение) истории проведения аукционов в электронной форме на электронных площадках с целью предоставления информации о действиях, совершенных на торгах, для принятия контролирующим органом решений на основе объективной информации.

Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)

Основная статья: Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС)

Система предполагает предоставление доступа с использованием интернета государственным органам, органам местного самоуправления, пользователям ЕМИСС к официальной статистической информации, размещенной в электронном виде, включая метаданные, формируемой в соответствии с Федеральным планом статистических работ. Кроме этого, она предусматривает объединение статистических ресурсов, обеспечивающее их эффективное использование при принятии управленческих решений и прогнозировании, а также представление официальной статистической информации в государственные информационные системы.

Другие системы

Система (услуга) Назначение Количественные характеристики в период оказания услуги (сентябрь – декабрь 2013 г.) Оборудование и ПО
Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) Расположен по адресу gosuslugi.ru. Обеспечивает доступ физических и юридических лиц к сведениям о госуслугах и функциях, а также предоставление их в электронной форме. Количество поданных заявлений на оказание услуг (федеральных, региональных, муниципальных) – до 19 млн
Среднесуточное количество пользователей, посетивших ЕПГУ – до 500 тыс.
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на ЕПГУ – до 17 млн
Максимальное количество пользователей, одновременно работающих с формами заявлений на ЕПГУ – до 3 тыс.
Закупка 2009 г.:
Маршрутизаторы и система обнаружения вторжений Cisco, серверы HP, СХД, Hitachi, СУБД и др. ПО Oracle, средства защиты каналов связи АПКШ «Континент»
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, Коммутатор сети хранения HDS Brocade, Коммутаторы системы безопасности Juniper, Система защиты от DDoS атак Arbor Peakflow, СЗИ персональных данных Stonesoft
Государственная электронная почтовая система (ГЭПС) Доступна на ЕПГУ. Служит для юридически значимого обмена электронными сообщениями между гражданами и частными организациями с одной стороны и госорганами с другой. Количество подключенных услуг (с уведомлениями через ГЭПС) – до 5
Количество отправляемых сообщений – до 170 тыс.
нд
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) База идентификационных и персональных данных пользователей – физических лиц, индивидуальных предпринимателей и уполномоченных представителей юридических лиц. Также в состав ЕСИА входят программные и технические средства, обеспечивающие идентификацию и аутентификацию пользователей при доступе к различным государственным информационным системам (в частности, ЕПГУ). Подробнее о системе читайте в 68 номере журнала CNews, а также на сайте CNews.ru. Количество зарегистрированных пользователей (физических лиц, юридических лиц, иностранных граждан) – до 7,5 млн
Количество зарегистрированных ИС – до 300
Количество ИС, интегрированных с ЕСИА – до 125
Количество запросов авторизации в ЕСИА – до 35 млн
нд
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) Обеспечивает взаимодействие информационных систем органов власти через специальные сервисы. Количество участников СМЭВ (ФОИВ, РОИВ, ОМСУ, КО) – до 13 тыс.
Количество ИС, зарегистрированных в СМЭВ – до 15 тыс.
Количество зарегистрированных сервисов – до 700
Количество транзакций СМЭВ (ФОИВ-ФОИВ, РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ, ПГУ-ФОИВ) – до 1,4 млрд
Количество регистраций сервисов – до 700
Закупка 2009 г.:
Серверы Sun и HP, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, ленточная библиотека Sun, коммутатор Brocade
Закупка 2010 г.:
Серверы IBM, коммутаторы HDS Brocade и Juniper, программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator, СЗИ персданных Stonesoft и «КриптоПро CSP»
Система контроля и мониторинга функционирования электронного правительства (СКиМ) Обеспечивает гарантированную фиксацию сведений об электронных сообщениях в СМЭВ, действиях пользователей, системных событиях, как при взаимодействии внутренних компонент системы, так и при взаимодействии с внешними информационными системами, а также поиск зарегистрированных сервисов по набору признаков. Количество регулярных отчетов – до 10 нд
Единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ) Предназначена для ведения реестра нормативно – справочной информации, используемой в государственных информационных системах, обеспечения доступа к ней информационных систем органов власти в соответствии с их полномочиями. Количество пользователей, зарегистрированных в системе (редакторы, операторы) – до 60
Количество участников взаимодействия (интегрированные системы) – до 5
Количество справочников (классификаторов) в системе – до 20
Количество обновлений справочников (классификаторов) – до 5
нд
Информационно-платежный шлюз (ИПШ) Предназначена для сбора, обработки, хранения и предоставления информации по выставленным на пользователей ЕПГУ начислениям и оплаты указанных начислений. Количество платежей – до 300 000
Общая сумма платежей, руб. – до 170 млн
Количество поставщиков услуг – до 140
Количество расчетных банков – до 5
Серверы Sun, СУБД Oracle, дисковые накопители Hitachi, коммутатор HDS Brocade
Система мониторинга функционирования центров общественного доступа и инфраструктуры общественного доступа (СМФЦ ИОД) Предназначена для дистанционного контроля и управления инфоматами в регионах, предназначенными для доступа к госуслугам в электронном виде. Количество терминалов в 83 субъектах РФ – до 500
Количество обращений пользователей через инфоматы – до 1 млн
Серверы Kraftway, СЗИ персданных «КриптоПро CSP», ПО резервного копирования Oracle, коммутатор Linksys, инфоматы Kraftway.
Информационная система обеспечения взаимодействия мобильных устройств с инфраструктурой электронного правительства (СМУ) Обеспечивает доступ пользователей к сервисам Личного кабинета ЕПГУ, ИПШ и ЕСИА с мобильных устройств, рассылку пользователям ЕПГУ sms и e-mail, отправку push-уведомлений. Количество заказов услуг через СМУ – до 500 тыс.
Количество скачиваний мобильных приложений из маркетов (Google Play, App Store, Windows Phone Store, Windows Store) – до 200 тыс.
нд
Экспертная система центров телефонного обслуживания (ЭС ЦТО) Предназначена для обеспечения информационной поддержки специалистов по работе с обращениями граждан и организаций по вопросам предоставления госуслуг (формирования массива знаний, поиска материалов, запись и хранение телефонных обращений граждан и т.д.). Количество пользователей – до 700
Количество публикаций в ЭС ЦТО – до 900
Серверы IBM, СХД HDS, ПО резервного копирования Symantec, ПО базы знаний Oracle, коммутаторы Juniper
Национальная платформа для распределенной обработки данных (НПРОД) Назначение системы – управление услугами по моделям SaaS, PaaS, IaaS и обеспечение возможности по развертыванию внешних частных облаков, публичного облака и гибридных облаков. Количество информационных систем Минкомсвязи, размещенных в НПРОД – до 30 нд
Информационная система головного удостоверяющего центра (ИС ГУЦ) Предназначена для обеспечения организации взаимного признания электронных подписей в едином пространстве доверия – ведения реестра аккредитованных в Минкомсвязи удостоверяющих центров, выданных и аннулированных квалифицированных сертификатов и т.д. Количество услуг – до 45
Количество автоматических запросов к сервисам ГУЦ – до 90 млн
Количество запросов на выпуск кросс-сертификатов, публикаций CRL-списков (аннулированных сертификатов) – до 900
Количество проверок электронной подписи – до 400 тыс.
Количество проверок статуса сертификата – до 60 млн
На ул. Удальцова:
Ряд устаревших серверов, межсетевых экранов и рабочих станций на базе Intel Pentium 4, а также ряд современных серверов HP и Etegro, ПО Microsoft (Windows 2000, XP и Svr Std 2008, SQL 2000, Office 2003), «КриптоПро» и т.д.
На ул. Сущевский вал:
Серверы HP, ПО Microsoft Windows 2003 Server R2, «КриптоПро», межсетевые экраны Cisco и т.д.
Информационная система для анализа информации о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) в части Портала Госпродаж (ПГП) Предназначена для публикации и просмотра данных о проводимых торгах, контроля параметров торгов. Является инструментарием для формирования аналитической и статистической отчетности Количество организаторов торгов – до 35 тыс.
Количество участников торгов – до 300 тыс.
Количество торгов – до 250 тыс.
Закупка 2009 г.:
Серверы HP и Sun, СУБД и др. ПО Oracle, дисковый массив Hitachi, коммутатор HDS Brocade
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, коммутатор HDS Brocade, модернизация серверов Sun
Федеральный реестр государственных услуг и муниципальных услуг (ФГРУ) Предназначен для сбора и хранения информации о порядке предоставления госуслуг, а так же консолидации, классификации и анализа информации о порядке их предоставления из различных реестров. Количество ведомств-участников – до 60 тыс.
Количество услуг, внесённых в ФРГУ – до 100 тыс.
Количество пользователей – до 1,4 тыс.
Серверы, коммутатор и СХД IBM, АРМ Lenovo
ГАС «Управление» (ГАСУ) Предназначена для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами власти решений в сфере госуправления, а также при планировании их деятельности, осуществления мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых решений и т.д. Количество интегрированных информационных систем – до 16
Количество зарегистрированных пользователей – до 2,5 тыс.
Количество отслеживаемых показателей в информационных системах – до 6 тыс. Количество запросов – до 2,5 тыс.
Закупка 2009 г.:
Серверы HP, ПО резервного копирования Symantec, антивирус «Лаборатория Касперского», СУБД Oracle, аналитическое ПО «Прогноз», СХД EMC, коммутаторы и маршрутизаторы Cisco
Закупка 2010 г.:
Серверы IBM и HP, коммутаторы Brocade, ленточная библиотека IBM
АИС «Управление ведомственной и региональной информатизацией» (УВиРИ) Обеспечивает автоматизацию деятельности по координации расходования бюджетных средств органов власти на использование информационных технологий. Количество пользователей – до 850
Консультирование органов власти – до 1,2 тыс.
Количество публикаций планов информатизации – до 180
Количество запросов на публикацию документов в подсистеме «Портал» – до 250
Количество запросов на изменение от органов государственной власти – до 200
Закупка 2009 г.:
Серверы Sun и HP
Закупка 2010 г.:
Серверы и ленточная библиотека IBM, СЗИ StoneGate и «Алтекс-софт», ПО Symantec
Программно-аппаратная инфраструктура, предоставляемая как сервис (ПАИС) Является собственностью «Ростелекома». Предоставляется Минкомсвязи для размещения информационных систем. Количество информационных систем заказчика – до 30
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ПАИС – до 4 141 ГБ
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ПАИС – до 656 шт.
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ПАИС – до 101 ТБ
нд
Сервис «Формирование и отправка «Почтой России» кодов активации пользователям ЕПГУ (Сервис Почта России) Обеспечивает печать и отправку писем гражданам, зарегистрировавшимся на ЕПГУ Количество отправленных писем (шт./мес.) – до 600 тыс. нд
Шлюз рассылки СМС Обеспечивает отправку SMS, формируемых ЕПГУ, клиентам мобильных сетей об изменении статуса заявок. Количество отправленных SMS (шт./ мес.) – до 800 тыс. нд
Комплексный сервис по предоставлению «Региональной Инфраструктуры Электронного Правительства» Включает сервисы «Региональный портал госуслуг», «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия», «Типовое решение межведомственного взаимодействия (ТРМВ)» и др., предназначенные для информационно-технологического обеспечения оказания госуслуг в электронном виде. Предоставляется для всех 83 регионов России. Права на все сервисы, аппаратные и программные средства, используемые при оказании комплексного сервиса, принадлежат «Ростелекому». Количество поданных заявлений на оказание услуг по 83 субъектам РФ (региональных, муниципальных) – до 80 тыс.
Количество услуг, оказанных по 3, 4 и 5 этапам на РПГУ по 83 субъектам РФ – до 30 тыс.
Количество зарегистрированных сервисов РСМЭВ – до 200
Количество транзакций РСМЭВ (РОИВ-ФОИВ, РОИВ-РОИВ, КО-ФОИВ) – до 2,5 млн
Количество ТРМВ – до 83
Количество сведений ФОИВ, доступ к которым осуществляется посредством адаптеров в рамках сервиса – до 120
Количество сервисов для ФОИВ – до 22
нд
Тестовый центр обработки данных инфраструктуры электронного правительства (ТЦОД) Предназначен для выполнения плановых и внеплановых работ по отладке и тестированию функциональных и инфраструктурных возможностей систем инфраструктуры электронного правительства (ЕПГУ, СМЭВ, ЕСИА и др.). Количество тестирования релизов – до 90
Количество тестовых сред, размещенных в ТЦОД – до 15
Максимальное количество суммарного объема оперативной памяти, предоставляемых ТЦОД – до 1 506 ГБ
Максимальное количество физических процессоров (ядер), предоставляемых ТЦОД – до 332 шт.
Максимальный совокупный объем системы хранения данных (raw-емкость), предоставляемых ТЦОД – до 48 ТБ
нд
Услуги системы автоматизированных рабочих мест Центров продаж и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК) по выдаче кода активации Личного кабинета ЕПГУ В рамках предоставления услуги обеспечивается выдача кода активации Личного кабинета ЕПГУ и консультирование пользователей. Сама система АРМ ЦПОК является собственностью «Ростелекома». Количество АРМ ЦПОК (во всех регионах РФ) – до 100
Количество выданных кодов активации личного кабинета ЕПГУ – до 450 тыс.
нд

Источник: CNews Analytics, 2013

Требования к ИТ-системам для электронных госуслуг

В декабре 2013 г. Минкомсвязи утвердило приказ, устанавливающий требования к ИТ-системам организаций, которые подключаются к инфраструктуре обеспечения взаимодействия систем, использующихся для предоставления электронных госуслуг. Проект приказа был опубликован осенью, его общественное обсуждение завершилось в конце ноября.

Приказом, в частности, утверждаются требования к каналу связи и используемым для его защиты средствам криптографической защиты информации, а также особенности использования стандартов и протоколов при обмене данными в электронной форме.

В числе требований - необходимость подключения ИТ-систем организаций, использующихся для предоставления госуслуг в электронной форме, к сетям передачи данных, обеспечивающим скорость передачи не менее 1 мегабита в секунду.

ИТ-системы, подключенные к инфраструктуре взаимодействия, должны поддерживать языки, спецификации и протоколы HTTP 1.2, IPSec, SSL 3.0, OAuth 2.0, UDDI 3.0, XML 1.1, XSL 1.1, SAML 2.0, WSDL 1.1, WS-Policy 1.2 и Rest-API.

Стоит отметить, что в утвержденную версию документа не вошли требования к объему баз данных таких систем, содержавшиеся в тексте проекта приказа. Так, изначально предлагалось установить требование по наличию у использующихся для электронных госуслуг систем объема баз данных, достаточного для хранения всех электронных документов, обрабатываемых в них, за период не менее 5 лет.

В части требований к информационной безопасности указывается, что для подключения к закрытому контуру инфраструктуры необходимо использовать средства «криптографической защиты канала связи, применяемые в единой системе межведомственного электронного взаимодействия». В проектной же версии документа говорилось, что средства должны обеспечивать шифрование по алгоритму ГОСТ 28147-89 и подключение к инфраструктуре ViPNet CUSTOM версий 2.8 и выше.

Кроме того, при передаче или получении информации по каналам связи, обеспечивающим подключение к закрытому контуру инфраструктуры, должно осуществляться обязательное резервирование таких каналов, говорится в приказе.

Межсетевые экраны подключаемых ИТ-систем, обеспечивающие контроль за информацией, поступающей в информационную систему должны быть сертифицированы по требованиям ФСБ к таким системам по четвертому классу защищенности, а также по требованиям ФСТЭК по третьему классу и третьему уровню контроля отсутствия недекларированных возможностей.

Единая архитектура государственных данных

Инициирование: Письмо Аппарата Правительства РФ №П10-5473 от 6 февраля 2014 года

В результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование единой архитектуры государственных данных является важным шагом на пути решения указанных проблем и требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

Перечисленные проблемы не являются простыми недоработками в реализации электронного правительства, которые могут быть решены отдельными мероприятиями. Данные проблемы являются системными и вызваны, в первую очередь, отсутствием единых, детально проработанных принципов работы с данными в модели Электронного правительства.

Системный и комплексный подход к решению указанных проблем должна обеспечить разработка Единой архитектуры государственных данных.

Цели:

  • повышение эффективности управления государственной деятельностью за счет дополнительной систематизации информации об этой деятельности;
  • повышение эффективности государственной деятельности за счет развития возможностей автоматизации межведомственного взаимодействия и повышения доступности государственных данных для анализа и принятия управленческих решений;
  • сокращение затрат на поддержку и развитие существующих государственных информационных систем за счет унификации и стандартизации требований к информационным системам и их взаимодействию;
  • повышение эффективности планирования и управления развитием государственной информационной среды за счет систематизации и унификации принципов развития отдельных элементов среды;
  • повышение качества государственных услуг (G2C, G2B) и государственных функций (G2G) за счет повышения доступности и качества данных и новых возможностей межведомственного взаимодействия;

Задачи

  • разработать единую информационную модель государственных данных;
  • разработать единую модель управления данными.

Федеральные госуслуги

Основная статья: Единый портал государственных услуг

С 15 декабря 2009 г. по адресу www.gosuslugi.ru открылась вторая версия единого портала государственных услуг России.

Основная статья: Система межведомственного электронного документооборота России

Система обмена электронными сообщениями и ведение служебной переписки в электронной форме между участниками межведомственного электронного документооборота. Является составной частью электронного правительства России.

Основная статья: Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)

Главная функция системы – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ.

Информатизация регионов

Электронные госуслуги в регионах России

Основная статья: Электронные госуслуги в регионах_России

Компания "Ростелеком" предлагает для внедрения в регионах госуслуг в электронном виде использовать так называемую инвестиционно-сервисную модель. В ее рамках «Ростелеком» берет на себя инвестиции в необходимую инфраструктуру (защищенные линии связи, call-центры, центры обработки данных и унифицированные программные решения для электронных госуслуг, в том числе на базе ПО Microsoft). Затем компания планирует предоставлять эту инфраструктуру, ПО и услуги по их поддержке регионам.

Софинансирование ИТ из федерального центра

Основная статья: Субсидии Минкомсвязи субъектам РФ на развитие информационного общества

Федеральный центр субсидирует внедрение информационных технологий в субъектах РФ в целях развития современных услуг здравоохранения, образования, ЖКХ и др.

Критика

Эксперты обсуждают проблемы электронного правительства (2011 год)

</embed>

История развития

2009

  • 12 февраля 2009 на открытой части совета по развитию информационного общества характеристику электронному правительству дал Президент Дмитрий Медведев. Будучи человеком, который «каждый рабочий день начинает с интернета», он объяснил совету, что, по его мнению, «электронного правительства» в России нет.

  • В конце октября 2009 г. план перехода федеральных органов исполнительной власти на предоставление госуслуг в электронном виде утвердил премьер-министр Владимир Путин.

2012-2013: Как Минкомсвязь снижала стоимость эксплуатации электронного правительства

В 2012 г. эксплуатация региональной инфраструктуры электронного правительства оплачивалась из бюджетов субъектов Федерации. Каждый из них заключал собственный контракт с «Ростелекомом». По оценке главы Минкомсвязи Николая Никифорова, цена одного такого контракта составляла примерно 15 млн руб., а всего 83 региона заплатили оператору около 1 млрд руб. За эксплуатацию федерального сегмента платила Минкомсвязь — 925 млн руб. по контракту от марта 2012 г. Таким образом, общая выручка «Ростелекома» от эксплуатации электронного правительства в 2012 г. могла достигать 2 млрд руб. (167 млн руб. в пересчете на месяц).

В 2013 г. расходы на эксплуатацию удалось заметно снизить, хотя и не сразу. Занявший пост министра связи в мае 2012 г. Николай Никифоров решил пересмотреть отношения с «Ростелекомом». Регионам было сказано, что с 2013 г. платить за эксплуатацию инфраструктуры им не придется, т.к. это будет делать федеральное министерство. Контракт сроком на 4 месяца (январь-апрель) был заключен в феврале 2013 г. Его сумма составила 957 млн руб., или 240 млн руб. в месяц. Представители новой команды Минкомсвязи признавались, что инфраструктура электронного правительства, которая практически целиком размещалась в двух ЦОДах «Ростелекома», представляет для них «черный ящик» (вероятно, этим можно объяснить первоначальное удорожание услуг поддержки). Вскрыть этот ящик оказалось не просто. Для этого министерство добилось смены руководства оператора, которая произошла в марте 2013 г., и получило добро со стороны правительства на проведение в «Ростелекоме» аудита.

Результаты аудита были обнародованы только в октябре, но, когда он еще был в самом разгаре, Николай Никифоров получил одобрение от президента Владимира Путина на привлечение МВД к проверке деятельности оператора. Это стало переломным моментом в переговорах между чиновниками и «Ростелекомом», считают наблюдатели. Самой проверки не было. Источник в министерстве говорит, что по результатам аудита был сделан вывод, что для привлечения правоохранительных органов нет повода. Зато сумма контракта на 2013 г. была сокращена.

По факту соглашений было два. Первое продлевало срок действия февральского контракта до сентября с сокращением его суммы до 638 млн руб. Второе касалось эксплуатации систем в сентябре-декабре. Его сумма - 319 млн руб. Таким образом, министерство согласилось выплатить «Ростелекому» 957 млн руб., но не за 4 месяца, как предполагалось изначально, а за все 12. В результате можно говорить о том, что Минкомсвязи удалось снизить цену эксплуатации более чем в 2 раза по отношению к 2012 г. и ровно в 3 раза по отношению к сумме, за которую планировала работать прежняя команда «Ростелекома» в 2013 г.

В «Ростелекоме» называют расчеты, касающиеся 2012 г., не соответствующими действительности. «Фактическую стоимость работ по эксплуатации электронного правительства в 2012 г. можно получить исключительно суммированием реально заключенных договоров с Минкомсвязью и регионами, а не исходя из гипотетических 15 млн», — заявили журналу CNews в пресс-службе оператора. Точную сумму, впрочем, в «Ростелекоме» не приводят.

Что касается 2013 г., то, по словам представителя компании, реальные затраты на эксплуатацию электронного правительства превышают объем средств, предусмотренных контрактом на этот год.

2014

Аудит ИТ-инфраструктуры электронного правительства

Летом 2014 г. «Ростелеком» планирует провести аудит инфраструктуры электронного правительства и национальной облачной платформы, а также отдельно провести аудит информационной безопасности их технологических платформ.

Из опубликованных компанией документов по данным проектам следует, что аудит ИТ-инфраструктуры, в частности, будет проводиться с целью инвентаризации и описания процессов управления ИТ-инфраструктурой, а также выявления узких мест в функционировании инфраструктуры национальной облачной платформы и выработки рекомендаций по их устранению. Кроме того, по итогам аудита планируется провести проверку соответствия инфраструктуры национальной облачной платформы «потребностям современного рынка облачных услуг и лучшим мировым практикам».

Аудит информационной безопасности электронного правительства и облачной платформы, в свою очередь, проводится для того, чтобы оценить реализованные защитные меры в используемых в них операционных системах, СУБД и прикладном ПО, а также сетевой инфраструктуре. Работы в ходе аудита, в числе прочего, предполагают тестирование инфраструктуры на внутреннее и внешнее проникновение. По итогам аудита будет проведен анализ выявленных недостатков и выработаны рекомендации по их устранению.

Стоит отметить, что аудит инфраструктуры электронного правительства будет проводиться не в первый раз. Так, в 2013 году он уже имел место по поручению Минкомсвязи. Тогда аудит выявил в инфраструктуре ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства.

По данным ведомства, «создание инфраструктуры осуществлялось последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации».

В «Ростелекоме» заявили TAdviser, что планируемый в 2014 году аудит преследует иные задачи, нежели прошлогодний: он проводится по инициативе самой компании и его задача – получение из независимого источника оценки состояния инфраструктуры электронного правительства и национальной облачной платформы для дальнейшего развития, а также анализа процессов управления ИТ-ресурсами.

«В случае инфраструктурных изменений подобных сложных систем аудит всегда желателен для эффективного использования и развития. Частота проведения аудита – вопрос дискуссионный. Его можно проводить как ежегодно, так и один раз в 2-3 года», - говорят в «Ростелекоме».

В компании добавили, что изменения в инфраструктуре обоих проектов происходят постоянно. Облачная платформа модернизируется, ресурсы наращиваются вместе с ростом потребности, постоянно ведутся работы в целях увеличения надежности платформы. В инфраструктуре электронного правительства активно разворачиваются региональные сервисы. Все эти изменения достаточно серьезные и требуют внимательного анализа, отмечают в «Ростелекоме».

В развитие электронного правительства вложено еще 180 млн рублей

Минкомсвязи заключило с «Ростелекомом» новые контракты на развитие систем электронного правительства, по которым оператор должен разработать мобильное приложение для Windows Phone, усовершенствовать платежный шлюз и СМЭВ, а также решить ряд других задач[1].

Портал госуслуг постоянно дополняется различными сервисами и услугами, в результате необходима его доработка, говорят в Минкомсвязи. С этой целью министерство заключило новые контракты с «Ростелекомом» - единственным исполнителем работ по развитию и эксплуатации инфраструктуры электронного правительства.

Общая сумма трех госконтрактов на развитие Единого портала госуслуг (ЕПГУ) составила 80 млн р.

Кроме того, контракт на i70 млн Минкомсвязь и «Ростелеком» заключили на развитие системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), и на i32 млн – на работы по формированию единого пространства доверия электронной подписи. Таким образом, общая сумма пяти новых контрактов, связанных с развитием систем электронного правительства, составила 182 млн р.

«Новые контракты с «Ростелекомом» предусматривают совершенствование функциональности единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), развитие платежного шлюза, оптимизацию и увеличение производительности сервисов по проверке и созданию электронной подписи», - сообщили CNews в Минкомсвязи.

Описывая один из примеров развития, в министерстве говорят, что сейчас на портале госуслуг можно оплатить штрафы ГИБДД, а в апреле завершился пилотный проект по оплате госпошлины за загранпаспорт. Доработка даст возможность оплаты пошлин за оказание госуслуг и иных платежей на ведомственных и региональных порталах.

В части развития самого портала, помимо прочего, планируется улучшить существующие Android- и iOS-приложения портала, а также создать новое приложение для Windows Phone.

Развитие СМЭВ будет заключаться в доработке новой версии системы (3.0), которая позволит оптимизировать обмен запросами между ведомствами и избежать ситуаций, подобных той, в которой оказался Росреестр (был вынужден ограничить количество принимаемых запросов в секунду, т.к. оборудование не справлялось).

Э-правительство будет развиваться в сторону отечественного ПО, самоокупаемости, независимости от Ростелекома

В документе под названием «Организация процессов управления инфраструктурой электронного правительства», подготовленном к заседанию правительственной подкомиссии по вопросам использования ИТ при предоставлении госуслуг (15 августа 2014 г.), Минкомсвязи обозначило восемь основных векторов развития этого проекта[2].

Финансирование развития и эксплуатации ИЭП осуществляется в рамках госпрограммы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)», в основу которой лег системный проект формирования ИЭП, утвержденный в 2010 г. В системном проекте не были затронуты принципы организации управления инфраструктурой электронного правительства, отмечают в Минкомсвязи.

Целью нынешнего документа, подготовленного к заседанию подкомиссии, является развитие системного проекта в части организации процессов управления инфраструктурой электронного правительства.

Инфраструктура электронного правительства (ИЭП), по мнению министерства, должна обеспечивать бесперебойное функционирование электронных сервисов, унифицированные механизмы для перевода отдельных административных процедур (таких как подача заявления, информирование, запись на прием в ведомство, оплата, получение результата оказания услуги, обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении услуг) в электронный вид, мониторинг функционирования компонентов инфраструктуры и инструменты анализа инцидентов.

Кроме того, планируется оптимизировать затраты на ее развитие и эксплуатацию, обеспечить возможность переноса от одной эксплуатирующей организации к другой (сейчас единственным исполнителем по эксплуатации и развитию электронного правительства является «Ростелеком»).

Технологическая нейтральность при выборе программной инфраструктуры

«Для оптимизации затрат на приобретение и поддержку программной инфраструктуры и системного программного обеспечения, а также минимизации технологических рисков и зависимости от производителя, рекомендуется обеспечить использование для эксплуатации технологических сервисов технологически нейтральных (легко заменяемых) решений, свободного системного программного обеспечения и отечественного программного обеспечения», - говорится в документе.

Такие же принципы целесообразно применять к разработке новых и доработке действующих технологических сервисов и информационных систем, считают в Минкомсвязи.

Для планирования перевода текущих технологических сервисов, разработанных с использованием коммерческого программного обеспечения, на свободное ПО планируется провести анализ целесообразности перехода и выработать критерии принятия решения о переводе.

Критерии, по мнению министерства, должны отражать совокупную стоимость владения информационной системой, безопасность, стабильность в долгосрочной перспективе, стоимость перехода.

По существующим и вновь создаваемым информационным системам в документе Минкомсвязи рекомендуется определить график перевода существующих информационных систем с технологически не нейтрального программного обеспечения на свободное и отечественное ПО.

К проприетарному не свободному и технологически не нейтральному программному обеспечению, используемому в ИЭП, в Минкомсвязи, как ранее писал CNews, относят решения Oracle, IBM, VMware, Microsoft и Symantec.

Прогнозирование расходов

В настоящее время, по мнению министерства, невозможно точно спрогнозировать изменение расходов на эксплуатацию ИЭП при принятии законодательных инициатив, предполагающих повышение нагрузки на инфраструктуру. Структура цены государственного контракта на эксплуатацию ИЭП непрозрачна.

Целесообразно создать ресурсно-сервисную модель функционирования ИЭП, сформировать структуру стоимости развития и эксплуатации компонентов инфраструктуры, говорится в документе.

Данный подход, как считают в министерстве, обеспечит стабильность процессов бюджетирования и контроля затрат независимо от изменения стратегии развития информационного общества в России, позволит прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию при постоянно изменяющихся нагрузках и требованиях к инфраструктуре.

Также в Минкомсвязи планируют повысить уровень сервиса за счет оптимизации расходов на эксплуатацию и научиться прогнозировать изменение затрат на развитие и эксплуатацию ИЭП при изменении требований законодательства.

Контроль реализации функций эксплуатации инфраструктуры электронного правительства В настоящее время ресурсов Минкомсвязи как оператора эксплуатации инфраструктуры электронного правительства недостаточно для обеспечения полноценного контроля исполнения функций эксплуатации. Автоматизированные системы мониторинга и регулярная отчетность не дают полной картины о качестве работ по эксплуатации.

Для решения этой проблемы планируется обеспечить регулярный контроль эффективности развития и эксплуатации ИЭП. При этом исполнитель работ по эксплуатации (в настоящее время – «Ростелеком») не должен влиять на процесс оценки качества выполняемых им работ, считают в министерстве - «рекомендуется задействовать организацию, независимую от оператора ИЭП и исполнителя работ по эксплуатации ИЭП».

Полученные оценки должны публиковаться в открытом доступе и должны приниматься в расчет при определении условий госконтрактов на развитие и эксплуатацию ИЭП, считают в Минкомсвязи.

Сквозной мониторинг качества

В настоящее время источники обратной связи по качеству функционирования компонентов инфраструктуры электронного правительства разрознены, информация из них не анализируется в комплексе. Данные, получаемые системами мониторинга в рамках использования инфраструктуры для оказания госуслуг, не используются для оценки качества их предоставления, отмечается в документе.

По мнению министерства, целесообразно обеспечить сбор, анализ и обработку обратной связи для формирования требований по совершенствованию инструментов оказания услуг и их производительности.

«Следует определить порядок сбора информации из социальных сетей, информационных систем, обеспечивающих техническую поддержку функционирования компонент инфраструктуры электронного правительства, официальных форумов и иных источников, определить алгоритм комплексной обработки информации и механизм принятия решений на основе анализа обратной связи», - считают в Минкомсвязи.

Внебюджетные источники финансирования

В настоящее время наблюдается снижение бюджетного финансирования на эксплуатацию компонентов инфраструктуры электронного правительства при постоянно увеличивающейся на них нагрузке, отмечается в документе. В то же время, среди коммерческих организаций, по данным министерства, существует спрос на использование сервисов инфраструктуры электронного правительства. Но использование инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг, запрещено.

Для сокращения бюджетных издержек на эксплуатацию инфраструктуры целесообразно разработать механизмы, при которых данные издержки покрывались бы за счет исполнителя работ по эксплуатации ИЭП. А тот, в свою очередь, сможет предоставлять технологические сервисы ИЭП коммерческим компаниям (в случаях, не противоречащих законодательству).

В развитие этой идеи Минкомсвязи планирует оценить риски и заняться снятием правовых ограничений по использованию инфраструктуры в целях, не связанных с предоставлением госуслуг.

Это позволит сократить бюджетные траты на эксплуатацию ИЭП, а также будет способствовать развитию электронных коммерческих услуг, уверены в министерстве.

Управление приложениями и интеграцией

Для всех компонентов инфраструктуры электронного правительства должна быть разработана единая логическая модель данных и план перехода на ее использование, говорится в документе. Интеграция компонентов должна осуществляться в соответствии с предусмотренной логической моделью, на базе типовых технологических сервисов. Необходимо закрепить регламент работы с логической моделью данных.

При разработке должны проектироваться инструменты логирования и самодиагностики. Проектирование в документе рекомендуется осуществлять с учетом требований к защите данных и резервного копирования по международным стандартам RPO.

Кроме того, рекомендуется обеспечить переносимость программного кода, его повторную сборку, хранение исходных кодов и контрольных сумм на переносимых носителях, а также восстановимость программных средств с резервных копий.

Следует применять стандартизованные принципы управления жизненным циклом технологических сервисов, включая разработку, тестирование, внедрение, эксплуатацию и мониторинг сервисов, а также правила вывода сервисов из обслуживания, говорится в документе.

Управление инцидентами и обращениями

Характеристики процесса управления обращениями включены в систему соглашений об уровне качества услуг между Минкомсвязи и «Ростелекомом». Процесс эскалации решения инцидентов в органы власти, оказывающие госуслуги, не продуктивен и не прозрачен, считают в министерстве. Порядок решения органами власти инцидентов, препятствующих получению госуслуг в электронном виде, не закреплен в нормативных правовых актах.

Ответственность органов власти за действия (бездействия) в рамках решения инцидентов не предусмотрена. Автоматизация процесса учета и обработки обращений и инцидентов не регламентирована. Отсутствует описание процесса связывания проблем и инцидентов. Не регламентирован механизм измерения удовлетворенности пользователей по факту решения инцидента, говорится в документе.

По мнению Минкомсвязи, целесообразно интегрировать систему обработки инцидентов оператора инфраструктуры с аналогичными системами органов власти, предоставляющих госуслуги. По итогам первичной диагностики инцидента, оператор техподдержки должен иметь возможность перевести инцидент в работу соответствующему органу власти. Всю статистику по инцидентам следует агрегировать в единой системе.

На межведомственном уровне в документе рекомендуется закрепить соглашения о взаимодействии по разрешению инцидентов, определяющие порядок приоритезации инцидентов и сроки их решения. Для закрепления соответствующих соглашений рекомендуется использовать международные стандарты ITIL. В процессе обработки инцидентов планируется собирать статистику в разрезе различных статусов и поставщиков услуг.

Управление изменениями

Процесс управления изменениями, по мнению Минкомсвязи, не регламентирован. Изменения, вносимые органами власти в информационные системы, используемые для предоставления госуслуг в электронном виде, не согласуются с другими участниками процесса информационного взаимодействия. Это приводит к массовым ошибкам в межведомственном взаимодействии и понижает доверие граждан к механизмам получения электронных услуг.

Минкомсвязи предлагает нормативно закрепить межведомственный порядок согласования и внесения изменений в информационные системы, обеспечить автоматизированные средства ведения и согласования планируемых изменений.

Россия догоняет Эстонию

С каждым годом уменьшается разница в развитии электронных госуслуг между лидером постсоветского пространства Эстонией и Российской Федерацией. По состоянию на 2014 год в рейтинге развития электронных правительств ООН Эстония занимает 15 место, Россия 27.

Более 35% населения РФ пользуется электронными госуслугами, сообщил директор департамента развития "Электронного правительства" Министерства связи и массовых коммуникаций РФ Владимир Авербах. На встрече с журналистами Владимир Авербах назвал регионы-лидеры по востребованности электронных госуслуг: Ямало-Ненецкий АО, Приморский край, Республика Татарстан, Ханты-Мансийский АО и Республика Мордовия. Меньше всего пользуются электронными госуслугами в Дагестане – 1,8% жителей.

Структура запросов населения об электронных услугах существенно различается в разных странах. Например, в Приморье, где такими услугами пользуются более 66% жителей, 91% запросов, поданных в электронном виде, приходится на выдачу заграничных паспортов, а в недалекой Южной Корее лидируют калькулятор продолжительности жизни, экономический словарь и справочник про 100 гор страны.

На постсоветском пространстве безусловным лидером по развитию электронных госуслуг стала Эстония, где почти 20 лет на развитие электронных государственных сервисов выделяет 1% бюджета страны независимо от того, какое правительство находится у власти. По оценке вице-президента "Ростелекома" по инновационному развитию Алексея Нащекина, на 2012 год расходы Эстонии на электронное правительство составили $1153,8 на душу населения, впереди только Сингапур ($3125), цифра для России – $1,2. Сегодня в Эстонии более 90% населения старше15 лет для идентификации личности использует ID-карту, она полностью заменяет паспорт, с ее помощью можно совершать электронные платежи, получать все госуслуги и даже голосовать на выборах. В 2001 году на выборах в парламент страны 24,3% от всех проголосовавших избирателей использовали голосование через Интернет. В конце прошлого года в стране появилось даже «электронное гражданство», открывающее иностранным подданным доступ к услугам электронного правительства, «электронные граждане» могут регистрировать компании в стране и открывать счета в эстонских банках.

В последнем 2014 года рейтинге развития электронных правительств стран мира, составляемый под эгидой ООН, Эстония сейчас занимает 15 место с индексом развития 0,8180. У лидера рейтинга – Южной Кореи – индекс равен 0,9462. Россия в рейтинге занимает 27 позицию с цифрой 0,7296. Это надо считать очень хорошим результатом с учетом того, что в 2010 году нашему электронному правительству дали 59 место.

Столь значительный рост российского индекса связан с быстрым развитием в стране всех трех компонентов, на базе которых рассчитывает индекс: электронные сервисы, телекоммуникационная инфраструктура, человеческий капитал, в частности, умение и желание граждан пользоваться услугами электронного правительства.

Количество сервисов, которые у нас может получить гражданин через Интернет, растет буквально с каждым днем, как на уровне федеральных структур, так и на региональном уровне. Для развития экономики наиболее важными представляется комплекс услуг ФНС по взаимодействию предпринимателей с налоговыми органами. Запущенный в эксплуатацию в мае в подмосковной Дубне федеральный Центр обработки данных (ЦОД) ФНС позволяет создать "единый налоговый файл" налогоплательщика, где будут сведены все данные о нем. В такой файле возможно автоматически учитывать информацию о социальном и экономическом положении налогоплательщика, его регистрируемом имуществе, уплаченных и неуплаченных налогах и т.д. Впереди переход к полностью «бесконтактному» взаимодействую налогоплательщика и налоговой службы. В Эстонии, например, регистрация компании занимает 18 минут, а уплата налогов – 3 минуты. Более 95% налоговых деклараций в стране подается электронным путем.

Приближается к эстонскому уровню и информационное взаимодействие граждан и российского государства в сфере пенсионной информации. Уже сейчас на сайте ПФР можно направить обращение в Фонд, заказать необходимые документы, получить информацию о состоянии пенсионного счета, на пенсионном калькуляторе вычислить свою будущую пенсию и записаться на прием к специалисту. В начале июля в рамках АИС ПФР была запущена новая услуга – прием заявлений о назначении пенсии и способе ее доставки. Такой способ обращения за назначением пенсии делает необязательным личный визит гражданина в клиентскую службу Пенсионного фонда.

Одним из направлений развития электронного правительства станет реализация новой концепции Минкомсвязи «открытая платформа госуслуг». Концепция предусматривает предоставление электронных госуслуг на сайтах государственных органов и часто посещаемых сайтах частных компаний с помощью так называемых виджетов, всплывающих окнах со стандартным интерфейсом. Будет разработана библиотека виджетов, включающая, например, запись детей в детсады, запись на прием к врачу, проверка налоговых задолженностей и многих других популярных видов услуг.

Услуги электронного правительства активно внедряются во всех странах на территории бывшего СССР. В Казахстане, например, сейчас на выдаваемое каждому человеку удостоверение личности сразу записывается электронная цифровая подпись, которая позволяет идентифицировать человека с помощью картридера. Системность – большой плюс казахстанского подхода, в Национальную палату сейчас внесен законопроект, который будет регламентировать само понятие открытых данных, зафиксирует их перечень и форму представления, речь идет о сотнях баз данных. В республике поставили амбициозную задачу войти в ТОП-20 рейтинга электронных правительств ООН. В следующем году выйдет очередной рейтинг электронных правительств ООН. Конкуренция в этой сфере очень серьезная, так, США в 2005 году были на первом месте рейтинга, а сейчас занимают только седьмое.

2015

"Ростелеком" получил 2 035 млн рублей

«Ростелеком» подписал в апреле 2015 года контракт с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на эксплуатацию инфраструктуры «Электронного правительства» на 2015 год. Стоимость контракта – 2 035 млн рублей.

В контракт добавлены системы, разработанные в 2014 году, в том числе федеральная государственная информационная система досудебного обжалования, подсистема «Мониторинг сети передачи данных органов власти», а также целый ряд модернизированных информационных систем. Контрактом предусмотрено оказание услуг связи для Единой сети передачи данных, которая обеспечивает доступ федеральных органов исполнительной власти к региональным и муниципальным сведениям, а также передачу данных федеральных госорганов, участвующих в пилотном проекте по созданию единой телекоммуникационной инфраструктуры.

По контракту существенно повышены требования к качеству оказания услуг, поднята планка целевого качества. Все это позволит гражданам, юридическим лицам и органам власти различных уровней эффективно использовать инфраструктуру электронного правительства, в т.ч. систему межведомственного электронного взаимодействия для получения государственных услуг.

В соответствии с контрактом «Ростелеком» предоставляет услуги по размещению более 15 государственных информационных систем на ресурсах Национальной облачной платформы Компании.

Количество зарегистрированных пользователей на портале госуслуг за 2014 год выросло практически в два раза до 13 млн, заказано услуг на портале – около 17 млн, зафиксировано посещений портала – более 72,5 млн С 2010 года в центрах продаж и обслуживания клиентов «Ростелекома» выдано более 2 млн кодов активаций.

Количество участников системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) достигло 11 тысяч. В 2014 году в СМЭВ участниками совершено свыше 4,3 млрд транзакций. С 2012 года через СМЭВ российскими банками осуществлено свыше 1,5 млрд обращений к ГИС ГМП (государственные и муниципальные платежи) Федерального Казначества.

Свердловская область – один из лидирующих регионов в России по переводу государственных и муниципальных услуг в электронный вид и выводу их на портал госуслуг. Жителям Среднего Урала доступны свыше 3700 федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронном виде, а число пользователей портала госуслуг в регионе в 2014 году превысило 380 тысяч.

Развитие ЕПГУ предусмотрено концепцией развития электронных госуслуг, которая утверждена распоряжением № 2516-р Правительства Российской Федерации 25 декабря 2013 года.

Перечисленные меры являются шагами по исполнению указа президента №601 от 7 мая 2012 года, согласно которому к 2018 году необходимо повысить долю граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме до 70%. При этом уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен достичь уровня 90%.

См.также

Обзор ИТ в регионах России 2015

Примечания



TAdviser рекомендует

30 июня, Чт.


Бета
Лидеры по внедрениям ИТ в корпоративном секторе

Добавить: