2019/03/20 16:37:39

Электронные госуслуги

Читайте также: Популяризация электронных госуслуг

Содержание

2019

Обнародован список государственных электронных суперсервисов, запуск которых планируется до 2021 года

Заместитель Председателя Правительства РФ Максим Акимов провёл заседание президиума правительственной комиссии по цифровому развитию, в ходе которого обсуждалась организация работ по оптимизации и цифровой трансформации госуслуг и перечень суперсервисов.

Правительственная комиссия во главе с Максимом Акимовым одобрила перечень из 25 приоритетных суперсервисов
Правительственная комиссия во главе с Максимом Акимовым одобрила перечень из 25 приоритетных суперсервисов

На заседании президиума был в основном одобрен перечень из 25 приоритетных жизненных ситуаций для цифровой трансформации госуслуг (разработки суперсервисов). Для реализации каждого из 25 таких сервисов будет сформирована отдельная команда цифровой трансформации. Основными задачами таких команд будут выработка целевого состояния суперсервиса с точки зрения наилучшего пользовательского опыта, оптимизация бизнес-процессов, анализ действующих ГИС и выработка требований к их модернизации с учётом единых архитектурных требований и лучших мировых практик.

Перечень суперсервисов, планируемых к реализации до 2021 года:

  • Оформление европротокола онлайн
  • Цифровое исполнительное производство
  • Онлайн помощь при инвалидности
  • Трудовые отношения онлайн
  • Социальная поддержка онлайн
  • Пенсия онлайн
  • Медицинские справки и документы онлайн
  • Регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства
  • Регистрационные и паспортные сервисы онлайн
  • Земля под строительство онлайн
  • Уведомление и обжалование штрафов онлайн
  • Правосудие онлайн
  • Подача заявлений в правоохранительные органы онлайн
  • Разрешения для бизнеса в цифровом виде
  • Господдержка бизнеса
  • Регистрация бизнеса
  • Цифровое строительство
  • Поступление в ВУЗ онлайн
  • Безбумажные перевозки пассажиров и грузов
  • Цифровые документы об образовании онлайн
  • Рождение ребенка
  • Утрата близкого человека
  • Образование в РФ для иностранцев
  • Трудовая миграция онлайн
  • Переезд в другой регион

В феврале 2019 года задача реализовать возможность получения гражданами комплексных госуслуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям, была поставлена президентом России Владимиром Путиным. В его поручении, в частности, говорилось, что такие услуги должны предоставляться в автоматическом режиме, в том числе с использованием единого портала госуслуг.

Россия вошла в топ-10 стран по активности использования электронных госуслуг

13 марта 2019 года консалтинговая компания Boston Consulting Group (BCG) обнародовала результаты исследования, посвященного использованию электронных госуслуг в разных странах. Всего было опрошено более 13 тыс. человек в 30 государствах.

Как пишет РБК, ссылаясь на данные BCG, Россия расположилась на девятом месте по интенсивности использования госуслуг в цифровой форме. Впереди оказались Саудовская Аравия, ОАЭ, Индия, Индонезия, Аргентина, Марокко, Малайзия и Китай.

Чаще всего россияне заходят на сайты различных ведомств и портал госуслуг, чтобы заплатить налоги и штрафы и узнать данные официальной статистики
Чаще всего россияне заходят на сайты различных ведомств и портал госуслуг, чтобы заплатить налоги и штрафы и узнать данные официальной статистики

По темпам роста рынка электронных госуслуг Россия вошла в первую тройку. За два года к моменту проведения исследования число россиян, использующих такие сервисы, выросло на 42%. Это почти втрое превышает общемировые темпы роста, которые составляют 15%. Обогнали Россию по этому показателю только Австралия (54%) и Швеция (52%).

В отчете BCG говорится, что россияне заходят на сайты различных ведомств и портал госуслуг, чтобы:

  • заплатить налоги и штрафы — 84,2%;
  • узнать данные официальной статистики и «живые» данные — 84%;
  • зарегистрироваться в службе занятости и воспользоваться ее услугами — 73,8%;
  • зарегистрироваться на прием к врачу — 68,9%;
  • подать жалобу на качество ремонтных работ — 44,9%;
  • заполнить налоговую декларацию — 43,8%;
  • записать ребенка в школу или детский сад — 43,6%;
  • зарегистрировать автомобиль или обновить данные о нем — 43,6%;
  • получить или заменить паспорт — 40,2%;
  • заявить о праве на льготу или субсидию и получить ее — 38,3%.

Согласно результатам исследования, чаще всего люди жалуются на сложность и длительность поиска необходимой информации или невозможность ее найти (по 16%), технические сложности при составлении запросов (16%) и недоступность нужной услуги онлайн (12%). При этом значительное число пользователей цифровых госуслуг по-прежнему не уверено в безопасности своих персональных данных.[1]

Путин поручил реализовать комплексные электронные госуслуги, сгруппированные по основным жизненным ситуациям

27 февраля 2019 года президент России Владимир Путин утвердил список из 47 поручений, подготовленных по итогам послания Федеральному Собранию. Одно из поручений направлено на развитие сферы государственных услуг.

Путин поручил реализовать комплексные госуслуги, сгруппированные по жизненным ситуациям
Путин поручил реализовать комплексные госуслуги, сгруппированные по жизненным ситуациям

Так, президентом поставлена задача реализовать возможность получения гражданами комплексных государственных и муниципальных услуг, сгруппированных по основным жизненным ситуациям. Такие услуги должны предоставляться в автоматическом режиме, в том числе с использованием единого портала госуслуг.

Ответственным за выполнение поручения назначен премьер-министр Дмитрий Медведев. Срок исполнения – 31 декабря 2020 года.

Расширен список электронных госуслуг

Распоряжением правительства РФ от 19 января 2019 года расширен список госуслуг, которые могут быть предоставлены в электронном виде.

Правительство расширило список электронных госуслуг
Правительство расширило список электронных госуслуг

К новым электронным услугам, в частности, относится предоставление информации из государственных информационных систем в сфере образования, в том числе об организациях, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ, о результатах итогового сочинения (изложения), итоговой аттестации обучающегося и выданных ему документах об образовании. Также на едином портале должны будут появится услуги, связанные с приёмом данных в «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и о квалификации, документах об обучении». Эти госуслуги относятся к Рособрнадзору.

Дополнительно в список электронных госуслуг вошло предоставление сведений из электронных паспортов транспортных средств. За этот сервис отвечает АО "Электронный паспорт".

Принятое правительством решение создаёт правовые основания для того, чтобы перечисленные госуслуги предоставлялись на Едином портале госуслуг (ЕПГУ).

2018

Правительство разрешило использование простой ЭЦП для получения госуслуг

Правительство РФ решило позволить гражданам использовать простую электронную подпись для работы с порталом госуслуги. Соответствующее постановление (№996) 30 августа 2018 года опубликовано на сайте кабинета министров.

Ранее возможность отправлять заявки для получения услуг в электронном виде предоставлялась пользователям только при наличии у них так называемой усиленной электронной подписи, которая выдавалась на USB-носителе в удостоверяющих центрах. Подробнее здесь.

Госпошлину за э-документы вместо бумажных снизят на половину

Министерство связи и коммуникаций РФ разработало законопроект, согласно которому для граждан России будет вдвое снижена госпошлина за получение документов только в электронном виде. Как сообщила газета «Известия» 27 апреля 2018 года, гражданам, которые согласятся отказаться от бумажной справки или выписки в пользу только электронной версии, сделают скидку 50%.

Для получения дисконта также необходимо заказать документ через портал госуслуг (gosuslugi.ru) или сайты, связанные с ним единой системой идентификации, и через него же оплатить госпошлину.

Как известно, уже действует скидка для тех, кто получает документы в электронном виде, но она составляет только 30%. К тому же, это временная норма, действующая только до 1 января 2019 года.

Законопроект Минкомсвязи устанавливает скидку на постоянной основе.

Предполагается, что переход на электронные справки позволит сократить время их подготовки, решить проблему утери документов и сэкономить тонны бумаги. Проблема пока заключается в том, что не все государственные органы принимают документы в цифровом виде, хотя и обязаны это делать по закону. Электронное взаимодействие налажено до сих пор не везде.

В электронном виде можно получить, например, выписки из Единого госреестра недвижимости (ЕГРН), некоторые — но далеко не все — справки налоговой службы.

По данным Минкомсвязи, на едином портале госуслуг зарегистрировано более 70 млн россиян. Возможность сэкономить влияет на решение граждан пользоваться сервисами электронного правительства, это подтверждает рост количества и объема платежей через единый портал, указали «Известия». Согласно докладу ведомства по итогам 2017 года, с помощью сайта госуслуг было совершено 25,8 млн платежей на 30,3 млрд рублей. Сумма выросла в 3,7 раза по сравнению с 2016 годом, когда скидок не было.

«
Переход на электронный документооборот — это колоссальная экономия времени, трудозатрат и материальных ресурсов для всех — и для граждан, и для государственных учреждений, — отметил Роман Малышев, директор по маркетингу группы компаний «Программный Продукт». — Процесс такого перехода уже необратим, хотя и протекает не настолько легко и быстро, как должен был бы, учитывая уровень развития электронных коммуникаций в России. По-прежнему приходится сталкиваться с различиями в форматах, недостатками интеграции между информационными системами государственных учреждений и другими проблемами, которые пока мешают сделать государственный документооборот полностью электронным. Недоверие к цифровым документам граждан, привыкших ставить знак равенства между понятиями «документ» и «бумага», также сказывается довольно существенно. Инициатива Минкомсвязи призвана сделать электронный документооборот более привлекательным для населения, и это можно только приветствовать.
»

Разработка законопроекта о сокращении размеров госпошлин предусмотрена планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2018 год. По плану, изменения будут внесены в главу 25.3 Налогового кодекса. Документ должен быть представлен в правительство в конце лета и внесен в Госдуму в октябре.[2]

Правительство будет определять формат электронных запросов на получение госуслуг

Президент РФ Владимир Путин 18 апреля 2018 года подписал федеральный закон, наделяющий Правительство Российской Федерации правом определять требования к форматам заявлений и других документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и предоставляемых в электронном виде.

Здание Правительства РФ. Фото: alania.gov.ru
Здание Правительства РФ. Фото: alania.gov.ru

Речь идёт об подаче документов и заявлений через Сеть в многофункциональные центры «Мои Документы» без необходимости их личного посещения.

В Москве, например, через такие центры граждане могут получать услуги от 780 государственных организаций и запрашивать более 400 типов различных документов от различных ведомств, в том числе Пенсионного фонда, ФНС и многих других.

Часть документов уже можно запрашивать в электронном виде, однако унифицированного формата для таких запросов ещё не создано.

«
Государство закономерным образом стремится перевести документооборот в электронный вид везде, где это возможно. Единство форматов — это практическая необходимость: от этого в значительной степени зависит эффективность электронного взаимодействия граждан с государством, — считает Роман Малышев, директор по маркетингу ГК «Программный Продукт». — Наши эксперты в последние годы успешно занимаются оптимизацией информационных систем государственных и муниципальных ведомств. В идеальном варианте все информационные системы многочисленных государственных ведомств должны стать одним целым.
»

Закон оговаривает, что если требования к форматам заявлений не определены Правительством РФ, то их могут устанавливать высшие исполнительные органы власти отдельных субъектов РФ, на территории которых уполномоченные ведомства — органы исполнительной власти и местного самоуправления — предоставляют соответствующие услуги.

Федеральный закон принят Государственной Думой 29 марта 2018 года и одобрен Советом Федерации 11 апреля 2018 года. Он вносит изменения в статью 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Ознакомиться с текстом документа можно здесь.

Сбербанк за 3 года готов создать инфраструктуру для цифровизации госуслуг

Сбербанк готов взять у государства функцию по цифровизации госуслуг и оказывать их бесплатно. Об этом заявил глава Сбербанка Герман Греф на пленарном заседании Гайдаровского форума в феврале 2018 года[3].

По словам Грефа, есть 48 государственных услуг, составляющих 80% всех услуг, которыми пользуются люди.

«
Отдайте эти 48 услуг на аутсорсинг, на цифровизацию бизнесу. Я готов, чтобы это был не Сбербанк, пусть это будет кто угодно. Всем тем, кто готов взяться бесплатно за эту работу, — а мы в том числе готовы, — и вы в короткий срок преобразуете государство. Государство увидит граждан — граждане получат сервис, - отметил он.
»

Герман Греф заявил о готовности Сбербанка взять на себя цифровизацию госуслуг. Источник фото - 53news.ru
Герман Греф заявил о готовности Сбербанка взять на себя цифровизацию госуслуг. Источник фото - 53news.ru

В Сбербанке пояснили TAdviser, что речь идет о наиболее востребованных госуслугах - от получения справки Пенсионного фонда до замены паспорта, водительского удостоверения и т.д. Сейчас все эти услуги подразумевают личный визит гражданина в ведомство или МФЦ и много бумажной работы для самих ведомств, заявили в банке.

Представитель Сбербанка уточнил TAdviser, что если бы государство согласилось на это предложение, банк был бы готов развернуть инфраструктуру для оказания услуг в течение трех лет.

Для передачи банку услуг на цифровизацию необходимы определенные шаги со стороны государства, заявили TAdviser в Сбербанке: в частности, должна появиться структура ответственных за нормативно-правовую базу, за разработку инфраструктуры электронного правительства, за разработку самих услуг в ведомствах. Сейчас ответственность разрозненна и разбросана между различными ведомствами, говорят в Сбербанке.

От части ведомств есть поддержка такого предложения, и с ними Сбербанк активно работает, добавили в Сбербанке: например, Пенсионный фонд, Федеральная служба судебных приставов.

Выступая на Гайдаровском форуме, Герман Греф также отмечал, что многие решения в сфере госуслуг могут приниматься искусственным интеллектом. Речь идет, например, о регистрации бизнеса, выдаче паспортов, свидетельств о рождении, пенсионных удостоверений. Все эти простые решения могут приниматься без участия человека с помощью алгоритмов, отмечал Греф

В представлении Сбербанка государство может выступать как платформа, на которой бизнес, граждане и в конечном итоге вещи — интернет вещей — все соединяются, «генерят туда информацию» и обучаются при принятии решений. Сложные решения остаются за людьми, простые решения передаются в область их автоматического принятия, описал председатель правления Сбербанка принцип цифрового государства.

«
Такая штука еще не реализована ни в одном государстве. Многие государства на пути, самое продвинутое государство — это Сингапур, — отметил он.
»

2016

Поручения Президента о повышении качества электронных госуслуг

28 июля 2016 года Владимир Путин дал Дмитрию Медведеву ряд поручений, направленных на повышение качества госуслуг, оказываемых в электронном виде.

Президент поручил премьеру усовершенствовать электронные госуслуги и не дублировать их на региональных порталах
Президент поручил премьеру усовершенствовать электронные госуслуги и не дублировать их на региональных порталах

Проще, дешевле, умнее

Электронные госуслуги, согласно поручениям, должны стать:

проще – для этого премьер-министру предстоит обеспечить сокращение количества документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг,

дешевле – за счет сокращения размера госпошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе,

умнее – Единый портал госуслуг (ЕПГУ) должен научиться в проактивном режиме информировать пользователей о полагающихся ему услугах, предоставлять комплексные услуги на основании единого заявления при наступлении определенных событий (рождение ребенка, регистрация брака и других).

Результат предоставления услуги на бумажном носителе должен предоставляться только по желанию заявителя.

Единый стандарт, единая форма, единый портал

Один из пунктов документа касается исключения дублирования на региональных сайтах тех электронных госуслуг, которые выведены на Единый федеральный портал.

Согласно поручению, премьер-министр должен утвердить перечень востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг. Порядок их оказания должен быть приведен к единому всероссийскому стандарту. Предоставляться они должны с помощью единых форм на ЕПГУ.

Далее, как следует из поручения Путина, должно быть обеспечено "исключение дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети интернет".

Выполнить поручение Дмитрию Медведеву предстоит до 1 февраля 2017 года.

Типизация услуг приведет к существенному сокращению расходов региональных и муниципальных бюджетов за счет использования единых форм на ЕПГУ без дублирования их разработки на региональных порталах, пояснил TAdviser директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Владимир Авербах.

«
Речь идет о том, что наиболее востребованные услуги должны оказываться по унифицированным правилам. Например, форма заявления должна быть единой независимо от региона. Тогда все эти услуги можно будет перевести на единый портал и убрать как ненужные с региональных порталов, - считает министр ИТ, связи и госуправления Московской области Максут Шадаев. - Централизация усиливается, что точно обоснованно. Сайтов должно быть меньше. Все это будет продвигать Единый портал
»

Для пользователя, по мнению Шадаева, чем меньше порталов - тем лучше.

Но есть и другой аспект - если всем регионам запретить заниматься своими порталами, а единый портал будет стоять на месте, то это ни к чему хорошему не приведет. В регионах в отсутствие конкуренции не смогут появляться ростки нового, опасается министр.

Директор центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев считает правильной часть поручения, касающуюся единых стандартов и единых форм для оказания социально значимых региональных услуг через ЕПГУ, а его продолжение об "исключении дублирования" – неоправданным и труднореализуемым.

«
Зачем запрещать регионам оказывать услуги через свои порталы? Это их вопросы и их бюджеты, никакой выгоды от подобной эксклюзивности ЕПГУ ни для кого не будет. Кроме того, Конституция Российской Федерации относит эти вопросы к ведению регионов и муниципалитетов, - объясняет он
»

Главное, по мнению эксперта, обеспечить на ЕПГУ единство обнаружения услуг (поиск и каталоги) и авторизации (ЕСИА), интерфейса подачи заявлений (использование унифицированных форм) и предоставления информации о ходе оказания услуги и о ее результате (личный кабинет), а если где-то есть дополнительные возможности доступа к услугам, например, на региональном портале или на условном "Яндекс.госуслуги" – это наоборот хорошо.

Еще одним важным пунктом поручения Брауде-Золотарев считает внесение изменений в законодательство для "формирования государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг".

В связи с реализацией этого поручения правовые последствия будут возникать по результатам внесения данных в электронные реестры, а не вследствие выдачи бумажного документа, говорит он. Правда, срок до 1 февраля 2017 года, по мнению эксперта, нереален, т.к. изменить придется десятки федеральных законов и ведомственных информационных систем.

Порталы федеральных органов также ждет "исключение дублирования" с ЕПГУ

Представить меры для повышения качества оказания электронных госуслуг Владимир Путин поручил Минкомсвязи, Минэкономразвития и "Институту развития интернета" в январе 2016 года.

Тогда же Минкомсвязи, Минэкономразвития, Минфину и Росфиннадзору было поручено дать предложения по исключению дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями при предоставлении услуг в электронном виде.

В поручениях от 28 июля 2016 года речь идет только об исключении дублирования при оказании региональных услуг. Таким образом, стоит ожидать появления аналогичных поручений, связанных с оказанием госуслуг через порталы федеральных органов и внебюджетных фондов.

«
Существующее законодательство позволяет некоторым федеральным ведомствам (например, Росреестр, ФНС, ПФР, ФССП) предоставлять госуслуги не через ЕПГУ, а через ведомственные интернет-порталы, фактически дублирующие функционал ЕПГУ, - объясняет TAdviser Владимир Авербах. - Считаем необходимым с целью исключения дублирования проанализировать расходы по созданию новых и развитию существующих электронных услуг на ведомственных порталах, а также расходы на эксплуатацию, чтобы сделать вывод о целесообразности предоставления госуслуг федеральных органов исключительно на ЕПГУ
»

Полный текст поручений

Поручение

Д.А.Медведеву

В целях повышения качества оказания государственных и муниципальных услуг (далее – услуги) в электронной форме и исключения дублирования расходов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями (далее – органы и организации) при предоставлении таких услуг:

1. Обеспечьте внесение в законодательство изменений, направленных на дальнейшее совершенствование механизма предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) формирование государственных информационных ресурсов в качестве источников сведений о результатах оказания услуг;

б) получение результата предоставления услуги на бумажном носителе только по желанию заявителя при однократном посещении им органа или организации и вне зависимости от адреса его регистрации по месту жительства;

в) определение в качестве государственной и муниципальной функции органов и организаций деятельности по формированию Федерального реестра государственных и муниципальных услуг (функций), установление ответственности за исполнение указанной функции.

Срок – до 1 февраля 2017 г.

2. Обеспечьте формирование условий качественного предоставления услуг в электронной форме за счёт реализации следующих мероприятий:

а) утверждения единых требований к порядку работы сотрудников органов и организаций с информационными системами, с использованием которых происходит обработка заявлений на получение услуг в электронной форме;

б) утверждения перечня востребованных социально значимых региональных и муниципальных услуг, порядок оказания каждой из которых должен быть приведён к единому общероссийскому стандарту с помощью установления единой формы на едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – единый портал) и исключения дублирования такой формы на региональных порталах государственных и муниципальных услуг и иных сайтах в сети интернет;

в) устранения ограничений на использование документов, выдаваемых органами и организациями в электронной форме.

Срок – до 1 февраля 2017 г.

3. Подготовьте предложения по поэтапному улучшению качественных показателей процессов предоставления услуг в электронной форме, в том числе по сокращению:

а) количества документов, обязательных к представлению заявителем для получения услуг;

б) срока направления органами и организациями ответа на межведомственный запрос в электронной форме;

в) размера государственной пошлины для заявителей, не требующих выдачи результата предоставления услуги на бумажном носителе.

Срок – до 1 октября 2016 г.

4. Представьте предложения по изменению принципов предоставления услуг в электронной форме, предусмотрев в числе таких изменений:

а) организацию посредством единого портала предварительного информирования заявителя (без обращения заявителя) о полагающихся ему услугах на основании сведений в государственных информационных ресурсах;

б) предоставление на основании единого заявления в электронной форме набора услуг при наступлении определённого события, дающего право на получение таких услуг (рождение ребенка, регистрация брака и других);

в) независимый контроль сроков оказания услуг в электронной форме органами и организациями, в том числе с использованием сведений, формируемых в инфраструктуре электронного правительства, а также сбор и предоставление официальной статистической информации о работе органов и организаций по предоставлению услуг в электронной форме с использованием такой инфраструктуры.

Срок – до 1 октября 2016 г.

Постановление Правительства о требованиях к электронным госуслугам

26 марта 2016 года премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства №236 "О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг". Федеральные органы власти должны привести свои услуги к требованиям с 1 июля 2017 года. Регионам рекомендуется сделать это до конца 2018 года.

Комментарий разработчика: Что и насколько серьезно меняется?

По просьбе TAdviser, об основных изменениях в связи с появлением требований к электронным госуслугам рассказал один из разработчиков этого документа, директор Центра ИТ-исследований и экспертизы РАНХиГС Михаил Брауде-Золотарев.

Постановление правительства №236 называется «О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг»[4]. Соответственно, первый вопрос - какие основные требования к услугам предъявлялись до сих пор и какие требования предъявляются теперь?

По большому счету раньше требований к электронным услугам не предъявлялось. Профильный Закон о госуслугах (210-ФЗ) определяет электронную форму услуг через «использование информационно-телекоммуникационных технологий» и декларирует «возможность» получения услуг в электронной форме, если это не запрещено законом. Закон неконкретен в отношении отдельных составляющих услуг, и позволяет выдавать электронные сервисы практически любого качества и полноты за перевод услуги в электронную форму.

При этом с одной стороны при добросовестном исполнении закона ответственные органы должны были без дополнительных норм относиться к электронным госуслугам не как к объекту отчетности, а как к полноценным услугам. Например, решить: нажатие заявителем кнопки «Получить услугу» в самом деле позволяет подать заявление в электронной форме, и тогда это должно автоматически запускать те же процессы, которые запускает традиционное бумажное заявление. Но если заявителю помимо подачи электронного заявления все равно надо идти в орган власти или МФЦ и подавать заявление на бумаге, лучше такую кнопку вообще убрать с Портала госуслуг и не вводить граждан в заблуждение.

«
Сегодня подавляющее число «электронных услуг» как с точки зрения закона, так и практики – не услуги, а электронные сервисы с неопределенным правовым статусом и без гарантий заявителям
»

Теперь же правительство воспользовалось ст. 10 Закона о госуслугах и определило требования к составляющим услуг в электронной форме. Например, сейчас не просто сказано, что заявителю обеспечивается формирование в электронной форме заявления (запроса) и иных документов, необходимых для предоставления услуги. Вводится обязанность органа их принять и зарегистрировать, а также запрет требовать повторное представление заявления на бумажном носителе. Казалось бы, так должно было быть и так, но на практике мы не раз сталкивались с позицией ведомств, что формально закон не требует от них рассматривать электронное заявление (!). Такие аргументы теперь, вероятно, больше звучать не будут.

Другой пример: появление требования, что заявитель может выбрать форму, в которой ему будет передан результат услуги, в том числе в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Справочные неподписанные сервисы, которых сейчас большинство, тем самым перестают быть «услугами в электронной форме».

Важным нововведением становится обязанность ведомства информировать заявителя о всех стадиях предоставления услуги в течение рабочего дня по мере их наступления по электронной почте или через единый личный кабинет. Неопределенность для заявителя текущего статуса предоставления услуги сегодня одно из самых слабых мест Портала госуслуг. Человек, например, подал заявление и считает, что через месяц ему пришлют результат. А никто его заявления даже не анализировал, как будто обязанности сообщить, что происходит с заявлением гражданина, у ведомств не было.

«
Конечно, по духу Закона такая обязанность была и раньше, но буквального требования не было, и по большой части электронных услуг ведомства с гражданами диалога просто не поддерживали
»

Еще пример: теперь установлено, что предоставление услуги начинается с момента регистрации органом электронных документов, необходимых для предоставления услуги, за исключением случаев, когда законодательство прямо требует его личную явку. Т.е. в целом серая зона, что именно считать «подачей заявления», теперь трактуется в пользу больших прав заявителя.

Если говорить о приоритетных федеральных услугах, насколько они соответствуют новым требованиям?

Чаще всего не соответствуют, причем что приоритетные, что все остальные услуги. Основные изъяны, которые выявляет мониторинг, проводимый нами совместно с Минэкономразвития России, показывает, что из 655 федеральных услуг отправить заявление можно было только по 315 (48%), а получить хотя бы какую-то обратную связь после отправки заявления по 240 услугам (37%). Формы заявлений были доступны для 224 услуг (34%), информирование о порядке получения услуги обеспечивалось для 241 услуги (37%), платежные квитанции были доступны для 11 из 301 платной услуги (4%).

Лучше всего, наверное, ситуация с информационными услугами: по 35 из 88 таких услуг результат можно получить в электронной, но, как правило, справочной форме, без электронной подписи, как уже говорилось выше. Процитирую для примера официальный сайт ФМС России в отношении проверки недействительных российских паспортов: «данный сервис является информационным, предоставляемая информация не является юридически значимой».

Аналогичная ситуация с региональными и тем более муниципальными услугами: характерные проблемы такие же, как и у федеральных услуг, но статистика хуже.

Что изменится для ведомств, предоставляющих услуги? Что им предстоит сделать?

Ведомства, предоставляющие услуги, раньше самостоятельно определяли, каким образом и какие фрагменты услуги они переводят в электронную форму. При этом любой результат, даже откровенно халтурный, рассматривалась некоторыми ведомствами и Минкомсвязи России формально как положительный. Логика тут, видимо, такая: раз имеет место «использование информационно-телекоммуникационных технологий», значит, услуга переведена в электронную форму.

«
Теперь же, во-первых, ведомствам придется определить конкретный перечень действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги и для приоритетных услуг получить его одобрение у Правительственной комиссии по использованию информационных технологий (по остальным услугам – у соответствующей подкомиссии)
»

«
Во-вторых, ведомствам придется установить сроки и требования к порядку выполнения этих действий
»

«
И, наконец, придется зафиксировать все это в административных регламентах предоставления услуги
»

Это потребует от органов, предоставляющих услуги, довольно обширной работы по правовому разбору своих услуг, уточнению правовых актов и доработке электронных сервисов и регламентов. Теоретически вся эта работа уже должна была быть проведена ранее, но фактически у некоторых, можно считать, еще не начиналась. Поскольку ведомству придется объяснять свою позицию на Правкомиссии (или подкомиссии), а те, рискнем спрогнозировать, будут считать, что гражданам по умолчанию должны быть доступны в электронной форме все составляющие услуги, позиция ведомств должна быть хорошо аргументирована.

Как вы оцениваете сроки, установленные в постановлении?

Сроки пугающие. Чтобы в самом деле обеспечить с 1 июля 2017 г. предоставление государственных услуг в электронной форме не как попало, а в согласии с требованиями Постановления №236, необходимо пройти все перечисленные выше этапы, в том числе успеть обновить административные регламенты. Так что, если планировать к лету 2017 года закончить, приступать надо сразу.

Теоретически, повторю, вся эта работа ведомствами уже должна была быть в большой степени проведена ранее.

Должно ли появление требований повлиять на статистику использования электронных госуслуг?

Само по себе принятие Постановления, конечно, статистику не изменит. Однако если оно будет хотя бы частично выполняться, число реальных пользователей электронными госуслугами увеличится. «Революции», конечно, не случится. У нас нет оснований ожидать полного выполнения норм законодательства, но формально закрывать поручения и отчитываться ведомствам станет сложнее.

«
Благодаря большей определенности ключевых понятий многие сегодня якобы электронные услуги перестанут быть таковыми. Несколько упростится работа контрольных органов и станут менее оптимистичными результаты мониторингов качества госуслуг
»

Так что равновесие сместится в сторону повышения качества электронных услуг, и мы познакомимся с реальные лидерами по переводу услуг в электронную форму.

Должна ли измениться методика подсчета доли граждан, использующих электронные госуслуги?

Минкомсвязи России, как ответственный за Единый портал услуг орган, должен наладить независимый от ответственных ведомств учет числа предоставленных в электронной форме услуг в разбивке по отдельным процедурам – от заполнения электронных форм и подачи заявления до получения результата. И этот учет должен быть интегрирован с учетом услуг, предоставляемых в традиционной форме.

«
В конце концов, разговор не только об удобстве граждан, но еще и о бюджетных расходах на взаимодействие ведомств с заявителями. Мы должны научиться считать, в какую цену обходится бюджету (то есть гражданам) сопровождение каждого канала доступа к услугам – очный, МФЦ, электронный – и учитывать это при планировании как бюджетов на информатизацию, так и на текущую деятельность ведомств
»

Мы говорим об этом уже очень давно, и соответствующие требования даже включались в правовые акты Правительства, но, насколько я знаю, пока эта работа системно не проводилась.

Полный текст постановления правительства №236

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :

1. Утвердить прилагаемые требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - требования).

2. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос":

а) обеспечить не позднее 1 июля 2017 г. предоставление государственных услуг в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";

б) осуществлять предоставление государственных услуг в электроннойформе с использованием своих официальных сайтов дополнительно в случае, если в соответствии с федеральными законами или актами правительства Российской Федерации соответствующие государственные услуги могут предоставляться с использованием таких официальных сайтов.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг в соответствии с требованиями не позднее 31 декабря 2018 г.;

б) утвердить не позднее 1 января 2017 г. сводные планы по приведению в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, устанавливающих порядок предоставления в электронной форме государственных и муниципальных услуг.

4. Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации в 4-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации предложения о приведении актов Правительства Российской Федерации в соответствие с требованиями.

5. Реализация требований осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников этих органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

Требования к предоставлению электронных государственных и муниципальных услуг

1. Настоящий документ устанавливает требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг (далее - услуги) федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (далее - органы (организации).

2. При предоставлении услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), порталов государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации (далее - порталы услуг), а также официальных сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее - официальные сайты) заявителю обеспечивается:

а) получение информации о порядке и сроках предоставления услуги;

б) запись на прием в орган (организацию), многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) для подачи запроса о предоставлении услуги (далее - запрос);

в) формирование запроса;

г) прием и регистрация органом (организацией) запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

д) оплата государственной пошлины за предоставление услуг и уплата иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - оплата услуг);

е) получение результата предоставления услуги;

ж) получение сведений о ходе выполнения запроса;

з) осуществление оценки качества предоставления услуги;

и) досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего.

3. Состав действий, которые заявитель вправе совершить в электронной форме при получении услуги с использованием единого портала, порталов услуг и официальных сайтов, определяется в административном регламенте предоставления услуги.

4. В административный регламент предоставления услуги включаются состав, последовательность и сроки выполнения действий в электронной форме, а также требования к порядку их выполнения.

5. Состав действий, которые включаются в административный регламент предоставления услуги, одобряется:

а) решением Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности - в отношении услуг, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти или государственными внебюджетными фондами, а также примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления или другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), в соответствии с приложением № 1 к Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 2516-р (далее - примерные перечни);

б) решением подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности - в отношении услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" и Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", не включенных в примерные перечни;

в) решением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на организацию процесса перевода услуг в электронную форму в субъектах Российской Федерации, - в отношении услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, не включенных в примерные перечни.

6. Информация о порядке и сроках предоставления услуги, основанная на сведениях об услугах, содержащихся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)", размещенная на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах, предоставляется заявителю бесплатно.

7. Не допускается отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также отказ в предоставлении услуги в случае, если запрос и документы, необходимые для предоставления услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления услуги, опубликованной на едином портале, порталах услуг и официальных сайтах.

8. Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя или предоставление им персональных данных.

9. При организации записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр заявителю обеспечивается возможность:

а) ознакомления с расписанием работы органа (организации) илимногофункционального центра либо уполномоченного сотрудника органа (организации) или многофункционального центра, а также с доступными для записи на прием датами и интервалами времени приема;

б) записи в любые свободные для приема дату и время в пределах установленного в органе (организации) или многофункциональном центре графика приема заявителей.

10. При осуществлении записи на прием орган (организация) или многофункциональный центр не вправе требовать от заявителя совершения иных действий, кроме прохождения идентификации и аутентификации в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, указания цели приема, а также предоставления сведений, необходимых для расчета длительности временного интервала, который необходимо забронировать для приема.

11. Запись на прием может осуществляться посредством информационной системы органа (организации) или многофункционального центра, которая обеспечивает возможность интеграции с единым порталом, порталами услуг и официальными сайтами.

12. Формирование запроса осуществляется посредством заполнения электронной формы запроса на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах без необходимости дополнительной подачи запроса в какой-либо иной форме. На едином портале, порталах услуг и официальных сайтах размещаются образцы заполнения электронной формы запроса. Если на едином портале заявителю не обеспечивается возможность заполнения электронной формы запроса, то для формирования запроса на едином портале в порядке, определяемом Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, обеспечивается автоматический переход к заполнению электронной формы указанного запроса на портале услуг или официальном сайте.

13. Форматно-логическая проверка сформированного запроса осуществляется в порядке, определяемом органом (организацией), после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы запроса. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы запроса заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме запроса.

14. При формировании запроса обеспечивается:

а) возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

б) возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса несколькими заявителями;

в) возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы запроса;

г) сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода значений в электронную форму запроса;

д) заполнение полей электронной формы запроса до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), и сведений, опубликованных на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах, в части, касающейся сведений, отсутствующих в единой системе идентификации и аутентификации;

е) возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы запроса без потери ранее введенной информации;

ж) возможность доступа заявителя на едином портале, портале услуг или официальном сайте к ранее поданным им запросам в течение не менее одного года, а также частично сформированных запросов - в течение не менее 3 месяцев.

15. Сформированный и подписанный запрос и иные документы, необходимые для предоставления услуги, направляются в орган (организацию) посредством порталов или официальных сайтов.

16. Орган (организация) обеспечивает прием документов, необходимых для предоставления услуги, и регистрацию запроса без необходимости повторного представления заявителем таких документов на бумажном носителе, если иное не установлено федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предоставление услуги начинается с момента приема и регистрации органом (организацией) электронных документов, необходимых для предоставления услуги, а также получения в установленном порядке информации об оплате услуги заявителем, за исключением случая, если для начала процедуры предоставления услуги в соответствии с законодательством требуется личная явка.

17. Оплата услуг осуществляется заявителем с использованием единого портала, порталов услуг или официальных сайтов по предварительно заполненным органом (организацией) реквизитам.

Предоставление информации об оплате услуг осуществляется с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами.

При оплате услуги заявителю обеспечивается возможность сохранения платежного документа, заполненного или частично заполненного в соответствии с правилами указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными Министерством финансов Российской Федерации, в том числе в едином личном кабинете гражданина - информационной подсистеме единого портала, обеспечивающей отображение текущего статуса предоставления услуг и сохранение истории обращений за получением услуг, включая хранение результатов таких обращений и электронных документов (далее - единый личный кабинет). В платежном документе указывается уникальный идентификатор начисления и идентификатор плательщика. Кроме того, заявителю обеспечивается возможность печати на бумажном носителе копии заполненного платежного документа.

18. Заявитель, совершивший оплату услуг с использованием единого портала, порталов услуг или официального сайта, информируется о совершении факта оплаты услуг посредством единого портала, порталов услуг или официального сайта (в том числе в едином личном кабинете) с использованием информации, полученной в установленном порядке из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

19. Заявителю в качестве результата предоставления услуги обеспечивается по его выбору возможность получения:

а) электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи;

б) документа на бумажном носителе, подтверждающего содержание электронного документа, направленного органом (организацией), в многофункциональном центре;

в) информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. В случае если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами не установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе, заявителю обеспечивается возможность выбрать вариант получения результата предоставления услуги в форме электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, независимо от формы или способа обращения за услугой.

Возможность получения результата предоставления услуги в форме электронного документа или документа на бумажном носителе обеспечивается заявителю в течение срока действия результата предоставления услуги (в случае если такой срок установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации).

21. Заявителю обеспечивается доступ к результату предоставления услуги, полученному в форме электронного документа, на едином портале, порталах услуг или официальных сайтах (в том числе в едином личном кабинете) в течение срока, установленного законодательством Российской Федерации. Заявителю предоставляется возможность сохранения электронного документа, являющегося результатом предоставления услуги и подписанного уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, на своих технических средствах, а также возможность направления такого электронного документа в иные органы (организации).

22. Уведомление о завершении выполнения органами (организациями) предусмотренных настоящими требованиями действий направляется заявителю в срок, не превышающий одного рабочего дня после завершения соответствующего действия, на адрес электронной почты или с использованием средств единого портала, порталов услуг или официального сайта в единый личный кабинет по выбору заявителя.

Органы (организации), оператор единого портала, а также операторы порталов услуг и официальных сайтов вправе определить дополнительные способы получения сведений о ходе выполнения запроса путем размещения информации на порталах услуг или официальных сайтах.

23. При предоставлении услуги в электронной форме заявителю направляется:

а) уведомление о записи на прием в орган (организацию) или многофункциональный центр, содержащее сведения о дате, времени и месте приема;

б) уведомление о приеме и регистрации запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о факте приема запроса и документов, необходимых для предоставления услуги, и начале процедуры предоставления услуги, а также сведения о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;

в) уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;

г) уведомление о результатах рассмотрения документов, необходимых для предоставления услуги, содержащее сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в предоставлении услуги.

24. Оценка качества предоставления услуги осуществляется в соответствии с Правилами оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей".

Оценка заявителем качества предоставления услуги в электронной форме не является обязательным условием для продолжения предоставления органом (организацией) услуги.

25. Заявителю обеспечивается возможность направления жалобы на решения, действия или бездействие органа (организации), должностного лица органа (организации) либо государственного или муниципального служащего в соответствии со статьей 112 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198 "О федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного, (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг".

Примечания