2016/11/08 16:24:52

Электронный бюджет

Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р Одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Содержание

«Электронный бюджет» - интегрированная информационная система управления общественными финансами, за создание которой отвечает Минфин РФ.

Система предназначена для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности госорганов, а также повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения ИКТ в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Хроника проекта

*2016: Как ИТ убивают профессию бухгалтера

Внедрение ИТ для выполнения учетной и финансовой функций государства позволит высвободить рабочие места сотен тысяч бухгалтеров, подсчитали в Минфине РФ. Озвучила эти данные осенью 2016 года первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По словам Нестеренко, в России более 1 млн бухгалтеров заняты в секторе управления государственными и муниципальными финансами на различных уровнях. Фонд оплаты труда для них составляет 500 млрд рублей, а с различными начислениями и эксплуатационными расходами сумма на выполнение этих функций превышает 850 млрд рублей. Ежегодная эксплуатация и доработка локальных бухгалтерских программ и ИТ-инфраструктуры госсектора стоит, по разным оценкам, до 10 млрд рублей, привела данные Нестеренко.

Татьяна Нестеренко прогнозирует уход с рынка сотен тысяч бухгалтеров, работающих в сфере управления государственными и муниципальными финансами

Замминистра финансов добавила, что выполнение указанных функций предполагает хранение тысяч терабайт данных в информационных системах. Несмотря на всеобщую компьютеризацию, данные в системах неструктурированные, они отличаются при сопоставлении и зачастую данные вообще невозможно сопоставить, каждый для надежности создает локальные ресурсы, используя свои локальные справочники, дублируют работу друг друга, отметила Нестеренко. Бюджет России представляется на тысячах страниц печатного текста.

Представитель Минфина пояснила, что организация труда и ИТ-сопровождение системы управления госфинансами завтра – это, прежде всего, государственное финансовое облако. Для этого уже были созданы ЦОДы Минфина и подведомственных служб, сказала она. Для всех участников должны быть также внедрены единые бизнес-процессы, формуляры электронных документов и правила их заполнения. Должны быть созданы единые для всех справочники, реестры и классификаторы, на основе которых и будут заполняться формуляры.

Создание такой модели предполагается в рамках проекта «Электронный бюджет». Она позволит четко и однозначно описать все финансово-хозяйственные операции и сделать их оцифровку, заявила Татьяна Нестеренко. В результате бухгалтерские записи будут формироваться автоматически в момент прохождения экономического события. Главная книга РФ будет формироваться в режиме реального времени, а не в течение нескольких месяцев после завершения отчетного периода.

Эта модель также позволяет часть контрольных и учетных функций централизовать и передать в специализированные организации, заявила представитель Минфина. Ведомство рассматривает для этого Федеральное казначейство, добавила она.

Переход на новую технологическую платформу позволит минимизировать участие человека в процедурах контроля и учета – это можно делать через технологические решения.

«
Это позволит нам из 1 миллиона человек оставить 600 тысяч, которые будут заниматься более производительным трудом, а именно – трудом, связанным с анализом, выработкой политики, - отметила замминистра финансов.
»

Татьяна Нестеренко добавила, что профессия бухгалтера, как она есть сейчас, все больше будет уходить с рынка в связи с тем, что бухгалтеров будут заменять технологии.

Говоря о том, что Минфину предстоит сделать в области подходов к формированию информационных ресурсов, замминистра упомянула отказ от бумажных документов и минимизацию ввода информации с клавиатуры при создании электронных документов. Нужно формировать и использовать данные справочников, классификаторов и данные, которые изначально формировались в других информационных ресурсах.

2015: Запуск Единого портала о госбюджете в промышленную эксплуатацию

С 1 июля 2015 года приказом Минфина РФ Единый портал был введен в промышленную эксплуатацию. В Минфине называют его вершиной архитектуры «Электронного бюджета», аккумулирующей в себе всю информацию этой информационной системы.

По данным ведомства, к моменту запуска портала в промышленную эксплуатацию его посетило 220 тыс. уникальных пользователей из более чем 15 стран мира, осуществивших порядка 2,7 млн просмотров страниц.

2013

Запуск тестовой версии Единого портала о госбюджете

Единый портал бюджетной системы РФ заработал в тестовом режиме по адресу www.budget.gov.ru в конце декабря 2013 года. Любой желающий теперь может узнать объем бюджета в субъектах РФ, статьи расходов в данных регионах, объем средств, направленный на выполнение государственных программ и т.д. В 2014 году ресурс планировалось ввести в промышленную эксплуатацию, сообщалось на сайте правительства РФ.

Передача проекта в Федеральное Казначейство

15 июня 2013 г. председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление «О координации работ по созданию государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Документ внес изменения в положения о Федеральном казначействе и об агентстве по техническому регулированию в части передачи полномочий по осуществлению межведомственной координации деятельности по развитию системы кодирования технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области от Росстандарта к Казначейству России.

Постановление было необходимо для наделения Федерального казначейства полномочиями по осуществлению координации работ в рамках создания государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

2011: Проектирование системы

В декабре 2011 г. казначейство объявило тендер на выполнение работ по комплексному проектированию государственной информационной системы «Электронный бюджет». Контракт стоимостью 119,8 млн руб. был заключен с компанией IBS, которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».

Цели создания системы

Целевыми показателями создания и развития системы «Электронный бюджет» являются:

  • достижение значения интегрального показателя прозрачности информации о государственных финансах, составляющего не менее 70 баллов;
  • доведение доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 процентов;
  • сокращение времени обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 процентов;
  • сокращение сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;
  • доведение доли информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации (www.budget.gov.ru) в режиме реального времени, до 100 процентов;
  • обеспечение возможности доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 процентам муниципальных образований Российской Федерации;
  • доведение количества субъектов Российской Федерации, организации сектора государственного управления которых будут иметь аналогичные с федеральными организациями сектора государственного управления показатели в отношении доли юридически значимого электронного документооборота в общем объеме документооборота в области финансово-хозяйственной деятельности, а также в отношении сокращения времени обработки финансовой и управленческой документации и сокращения сроков формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности, не менее чем до 20.

Архитектура системы

В рамках создания системы «Электронный бюджет» предусматривается интеграция и (или) автоматизация следующих процессов:

  • бюджетное планирование;
  • управление доходами;
  • управление расходами;
  • управление долгом и финансовыми активами;
  • управление денежными средствами;
  • управление закупками;
  • управление нефинансовыми активами;
  • управление кадровыми ресурсами;
  • бухгалтерский и управленческий учет;
  • финансовый контроль.

При проектировании системы «Электронный бюджет» был проведен анализ существующих информационных систем, функционально связанных с ее подсистемами, по итогам которого информационные системы были классифицированы на подлежащие замещению подсистемами системы «Электронный бюджет» или интеграции с ней.

Архитектура системы «Электронный бюджет» включает в себя следующие элементы:

  • централизованные подсистемы, реализующие основные функции и используемые федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, федеральными государственными учреждениями;

  • сервисные подсистемы, обеспечивающие опциональное предоставление информационных сервисов органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям;

  • единый портал бюджетной системы РФ, создаваемый в целях обеспечения открытости и доступности для граждан и организаций информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований.

Управление созданием системы

С учетом сложности, комплексности и масштабности реализации задач по созданию и развитию системы «Электронный бюджет» предлагается многоуровневая система управления таким процессом:

  • Министерство финансов РФ - обеспечивает создание и развитие системы «Электронный бюджет», в том числе разрабатывает необходимые нормативные правовые акты, формирует требования к системе;

  • Федеральные органы исполнительной власти в соответствии с их функциями и полномочиями будут формировать требования к отдельным подсистемам, реализовывать взаимодействие ведомственных информационных систем с системой «Электронный бюджет», а также внедрение сервисных подсистем;

  • Оператором системы «Электронный бюджет» является Федеральное казначейство, обеспечивая реализацию планов по созданию и развитию системы, ее соответствие установленным требованиям;

  • Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставляется возможность обеспечения информационного взаимодействия своих информационных систем с системой «Электронный бюджет» на основе утвержденных открытых стандартов и (или) внедрения сервисных подсистем.

План проекта

Создание и развитие системы «Электронный бюджет» предлагается реализовать в 2 этапа:

  • Разработка и внедрение первой очереди системы «Электронный бюджет» (2011 — 2012 годы);
  • Развитие системы «Электронный бюджет» (2013 — 2015 годы).

В части создания аппаратно-технического обеспечения предусматривается на первом этапе:

  • организация центра обработки данных и создание на его базе, а также на базе имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти первой очереди технической инфраструктуры, обеспечивающей функционирование существующих информационных систем Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

  • организация интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие и объединяющей вычислительные мощности центра обработки данных и программно-аппаратные комплексы системы «Электронный бюджет».

На втором этапе:

  • организация второй очереди технической инфраструктуры центров обработки данных;
  • развитие центров обработки данных, а также (при необходимости) имеющихся центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти с учетом реализуемых на втором этапе подсистем, требований информационной безопасности и дальнейшего развития системы;
  • развитие интегрированной телекоммуникационной среды передачи данных, обеспечивающей информационное взаимодействие всех элементов системы «Электронный бюджет»[1].

Финансирование

На конец 2013 года суммарно на разработку системы «Электронного бюджета» было потрачено более 1,1 млрд руб[2].

В числе подрядчиков, занимавшихся разработкой системы, была компания ОТР. Она, в частности, разрабатывала подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов «Электронного бюджета». Сумма контракта Федерального Казначейства с этим разработчиком составила 410,2 млн руб.

Еще 575,2 млн руб. Федеральное Казначейство заплатило компании «Компьютел», которая в рамках заключенного контракта поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.

80 млн руб. ведомство заплатило за создание и актуализацию нормативной справочной информации, используемой в информационных системах Федерального казначейства в рамках государственной интегрированной системы «Электронный бюджет».

В 2015 году общий объем вложений в «Электронный бюджет», по подсчетам TAdviser, составил 1,17 млрд рублей, в 2016 – 1,08 млрд.

По данным ранкинга TAdviser «10 самых дорогих ИТ-систем в госсекторе России сегодня», опубликованного в 2016 году, «Электронный бюджет» находится на 8 месте.

Примечания