2014/02/26 16:05:27

5 главных блоков функций CPM

Системы управления эффективностью предприятия (CPM, corporate performance management) преимущественно используются финансовыми службами предприятий для поддержки ключевых финансовых процессов консолидации, отчетности и бюджетирования. Также они находят применение и за пределами сферы корпоративных финансов для достижения операционных планов, финансовой аналитики и разработки стратегий.

Каталог СPM-решений и проектов доступен на TAdviser

Содержание

Главным образом приложения CPM обслуживают две области. Тактическую, где они обеспечивают более эффективное управление финансовыми процессами, больший контроль и прозрачность и соответствие регулятивным требованиям. А также стратегическую, непосредственно относящуюся к управлению эффективностью организации (performance management).

Эксперты Gartner в 2013 году обновили[1] перечень функций, обычно поддерживаемых CPM, так как системы постоянно меняются, чтобы отвечать требованиям бизнеса. Согласно обновленной терминологии, CPM-системы имеют наборы инструментов для автоматизации:

  • Финансовой консолидации и закрытия результатов
  • Финансового менеджмента и отчетности, раскрытия данных
  • Бюджетирования
  • Стратегического планирования и прогнозирования
  • Построения моделей прибыли и оптимизации (Profitability Modeling and Optimization, PM&O)

Главными изменениями этой классификации стали выделение бюджетирования из блока планирования и прогнозов в отдельный самостоятельный функциональный блок. Блок «стратегический менеджмент» пополнился «стратегическим планированием и прогнозами».

Финансовая консолидация и закрытие результатов

Блок функций для финансовой консолидации и закрытия результатов является фундаментальным для CPM, поскольку дает аудированный, общекорпоративный взгляд на данные о доходах и расходах. Эти консолидированные данные в дальнейшем служат основой для анализа и разработки дальнейшей стратегии. Инструменты этого блока позволяют соотнести друг с другом, консолидировать, суммировать и агрегировать финансовые данные на основе различных стандартов подсчетов и требований государственных органов. Такие инструменты задействуют сложные транзакционные модели и используются для аудита. В более широком варианте функциональность этого блока может включать контроль внутрикорпоративной активности, контроль ведения журналов, управление налоговыми резервами (новая область для CPM) и другие.

Финансовая и управленческая отчетность, раскрытие данных

Процессы раскрытия финансовых данных и отчетности, как правило, жестко регламентированы, с выполнением этих регламентов успешно помогают справиться CPM-системы. Собранные в ходе финансовой консолидации данные могут быть подготовлены в виде структурированных отчетов, для выведения и отображения которых используются дополнительные средства и презентационные возможности. Системы поддерживают различные широко используемые стандарты отчетности, такие как GAAP и МСФО. Как правило, речь идет и об использовании специальных технологий, например, поддержке стандарта eXtensible Business Reporting Language (XBRL), поскольку регуляторы все чаще требуют предоставления отчетности именно в этом формате. CPM приложения также поставляют отчетность, используемую внутри компаний ее руководством.

Бюджетирование

В рамках систем CPM процесс бюджетирования обычно рассчитан на годичный период. Финансовые цели и задачи в ходе составления бюджета классифицируются, сам бюджет и процесс бюджетирования полностью контролируются финансовым директором и соответствующей службой. Для осуществления бюджетирования требуется связь с основной учетной системой. Бюджетный процесс выступает в большей степени механизмом контроля, чем функции стратегического планирования и прогнозирования, и именно по этой причине эксперты Gartner вынесли составление бюджетов в отдельный блок.

Стратегическое планирование и прогнозирование

В CPM-системах планирование и прогнозирование обычно состоит из создания финансовой модели на основе баланса расходов и доходов и возможных финансовых потоков. Наличие этого блока является ключевым отличием между системами CPM и другими аналитическими приложениями, которые также позволяют планировать и составлять прогнозы. Здесь речь идет не об операционном планировании или планировании маркетинговых компаний, а именно о финансовом планировании, его проведении и утверждении, а также поддержании связанного с этой деятельностью документооборота.

Планирование отличается от бюджетирования двумя ключевыми аспектами. Первое, в финансовом планировании могут рассматриваться более долгосрочные периоды времени, обычно от трех до пяти лет. Второе: фокус смещен от бюджета организации на драйверы бизнеса, оказывающие влияние на финансовое благополучие. Планирование финансов более актуально не для финансовых, а для операционных менеджеров. Например, долгосрочные финансовые модели могут использоваться топ-менеджерами для оценки последствий слияний и поглощений.

Планирование может осуществляться и в более детальных разрезах: расходы на заработную плату и планы по найму, планирование выручки, планирование капитала или планирование издержек. Кроме того, дополнительные инструменты могут помочь бизнесу в построении более сложных финансовых моделей с использованием таких факторов как цены, объемы и скидки.

Возможности CPM поддерживают сложное прогнозирование и моделирование, включающее экстраполяцию новых версий планов и бюджетов на основе сравнения фактических результатов, анализа исторических данных и применения анализа типа «что, если…».

Блок управления стратегией включает в себя как непосредственно стратегическое планирование, так и управление целями, системы показателей и карты стратегий, тесно связанные с KPI, а также контрольные панели, которые используются для агрегирования и отображения различных метрик, их анализа, в том числе в интерактивном режиме.

Построения моделей прибыли и оптимизация (PM&O)

Блок PM&O включает функционально-стоимостный анализ (activity-based costing, ABC), который может быть произведен для каждой задачи (деятельности) в отдельности. Эта информация может быть примерена к различным объектам, включая продукты, клиентов и так далее для того, чтобы определить их прибыльность. Таким образом, организации могут сформировать оптимальные рыночные предложения, оптимизировать также пакетирование и ценообразование и стратегии в каналах продаж.

Примечания