2017/08/17 20:10:17

Mobile Virtual Network Operator - MVNO
(рынок России)

Оператор мобильной виртуальной сети

Содержание

2017: Минкомсвязи оптимизирует работу виртуальных операторов связи

16 августа 2017 года Минкомсвязи РФ объявила о подготовке проекта приказа, направленного на совершенствование требований к оказанию услуг связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей мобильной связи (Mobile Virtual Network Operator, MVNO). Документ уже прошел процедуру общественного обсуждения на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Проект приказа призван урегулировать использование кодов мобильной сети (Mobile Network Code, MNC). Теперь для идентификации виртуальных операторов в сетях связи общего пользования РФ могут использоваться уникальные коды MNC, выданные операторам мобильной связи.

В частности, при присоединении виртуальных сетей связи к сетям связи других операторов проект приказа разрешает использовать элементы сетей связи, образующих точки присоединения, операторов мобильной связи. Раньше виртуальные операторы должны были строить такие точки присоединения. Согласно документу виртуальные сети также могут быть организованы на сетях профессиональной цифровой радиосвязи стандарта TETRA.

По данным ведомства, по состоянию на август 2017 года Роскомнадзор выдал 85 лицензий на оказание услуг связи по модели MVNO.

Проект приказа также предполагает, что приказы Минкомсвязи от 29 декабря 2008 года №116 «Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи» и от 30 августа 2011 года №215 «О мерах по дальнейшей реализации бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи, в части использования ресурса нумерации» будут признаны утратившими силу.

2015

Несмотря на достаточно давний срок легализации российского рынка виртуальных операторов (MVNO), с 2009 г. он характеризуется очень слабым по сравнению с развитыми странами уровнем развития, невысокими темпами роста и неустойчивостью, которая усиливается в период экономической нестабильности. По результатам анализа более 50 проектов (более 20 действующих и находящихся в высокой степени готовности к запуску) можно выделить следующие тенденции[1]:

  • наиболее крупные и динамичные проекты развиваются внутри одной группы компаний, в которую входит хост-оператор (Yota – «МегаФон», МГТСМТС и др.);
  • значительная часть рынка MVNO по абонентской базе приходится на Yota, это самый быстрорастущий проект виртуального оператора по итогам 2015 г.;
  • на рынке существует большое количество реселлеров, работающих по агентской схеме – им не требуется лицензия и номерная емкость;
  • с 2013 г. по январь 2016 г. произошло сокращение числа MVNO-лицензиатов.

Основные перспективы развития рынка MVNO в России связаны с развитием проектов в области B2B и B2G, а также с такими направлениями, как M2M и интернет вещей (IoT). В частности, наблюдается тенденция усиления активности со стороны подведомственных крупным холдингам операторов связи («Газпром», «Транснефть») к запуску собственных MVNO полного цикла с перспективой облуживания сотрудников компаний и членов их семей, а также для использования в отраслевых технологических процессах в рамках концепции M2M/IoT (данные J’son & Partners Consulting).

По оценке J'son & Partners Consulting, к концу 2015 г. в России насчитывалось около 2,2 млн абонентов MVNO, что составляет не более 1 % от количества активных SIM-карт мобильной связи. Этот показатель примерно соответствует уровню развивающихся стран Латинской Америки и Восточной Европы и свидетельствует о том, что рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития. По прогнозам J’son & Partners Consulting (базовый сценарий), доля MVNOсоставит к 2020 г. около 2 % (5 млн).

Основные сдерживающие факторы развития рынка MVNOсвязаны с незаинтересованностью крупных сотовых операторов («большая тройка») в усилении конкуренции в условиях фактического отсутствия регуляторного давления. Как следствие, потенциальным независимым MVNOв России сложно и чаще всего просто невозможно договориться с сотовыми операторами о предоставлении в аренду сотовой инфраструктуры. Еще одним тормозом является неготовность нормативно-правовой базы. В частности, законодательно не определены условия для деятельности MVNA – агрегаторов, которые могли бы выступать посредниками небольших виртуальных операторов в коммерческих соглашениях с операторами мобильной связи для получения более выгодных условий за счет эффекта масштаба. Для крупных MVNO«полного цикла» (Full MVNO) развитие сдерживается необходимостью высоких капитальных затрат в условиях сложности реализации модели совместного использования инфраструктуры.

Анализ существующих, находящихся на разных этапах реализации MVNO-проектов в России, планируемых, закрытых и «замороженных» проектов показал, что наиболее «жизнеспособными» MVNO являются проекты, запущенные телекоммуникационными компаниями внутри групп компаний (МТС, «МегаФон»).

Крупнейшим MVNO в России является Yota с абонентской базой около 1,7 млн на конец 2015 г. и рыночной долей 78 % по числу абонентов. К другим крупным проектам относятся «Алло Инкогнито», МГТС, SIM-SIM, Matrix Mobile и Aiva Mobile:


Характерной особенностью российского рынка MVNO с точки зрения целевой аудитории является отсутствие операторов-дискаунтеров (ниша занята Tele2) и нишевых MVNO, ориентированных на различные социальные и возрастные группы (ниша занята сотовыми операторами).

2014

Михаил Быковский, заместитель директора департамента регулирования радиочастот и сетей связи Минкомсвязи, пояснил в мае 2014 года, что виртуальные операторы, в зависимости от масштаба и класса поставленных задач, реализуют на рынке различные бизнес-модели. Если компания сама организует маркетинг и продажи, осуществляет биллинг и тарификацию, непосредственное обслуживание и поддержку абонентов, самостоятельно предоставляет им сервисы, отвечает за межоператорское взаимодействие и управление трафиком, но не имеет своей сотовой сети (базовых станций и соответствующего частотного ресурса), то эта компания является полноценным виртуальным оператором, и ее бизнес-модель называется Full MVNO. Если же из перечисленного набора функций исключены управление трафиком и межоператорское взаимодействие, то это уже облегченная бизнес-модель виртуального оператора, или Light MVNO. Две другие модели, где функциональность операторов еще меньше, называются Second Brand и Branded Reseller[2].

2013

«Даже с учетом аффилированных с хост-операторами MVNO и суббрендов мобильных операторов, абонентская база виртуальных операторов в России не превышает 1% количества активных SIM-карт. Рынок MVNO в России по-прежнему находится в самой ранней стадии своего развития», — заявил Васильев Евгений , генеральный директор компании «МТТ Групп».

В России, где, по его словам, практически нет препятствий неэкономического характера для развития MVNO, выдано уже около 100 соответствующих лицензий, но фактически операционную деятельность ведут лишь 10 компаний. Среди них Yota, WhyFly, «Связной Мобайл» и др. Их совокупная клиентская база составляет примерно 2,4 млн абонентов. А если исключить из этого списка весьма условно занесенную в него компанию Yota, то достижения российских MVNO окажутся совсем скромными. Эксперты называют несколько причин такого положения. Это высокий уровень конкуренции между основными игроками рынка мобильной связи — операторами «большой тройки». Они не хотят делиться своими абонентами с виртуальными операторами, хотя готовы переложить на них задачи увеличения объема трафика в своих сетях. Еще один барьер — очень низкая стоимость (по сравнению с Европой) услуг голосовой связи и мобильного широкополосного доступа, что затрудняет появление на рынке дискаунтеров MVNO. Наконец, ведущие сотовые операторы России активно играют практически во всех сегментах рынка, лишая конкурентов шансов на развитие даже в узких нишах.

2011

По оценкам iKS-Consulting (февраль 2011 г.), в России действует примерно 15 виртуальных операторов, в том числе:

По оценкам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, все вместе они обслуживают около 600 000 абонентов (без учета проекта «Мегафона» «Просто для общения»). Но назвать эти компании полноценными виртуальными операторами нельзя — они не имеют лицензий на оказание услуг мобильной связи и собственной номерной емкости и скорее выступают как агенты, рассказывает Савватин.

Смотрите также