2019/11/08 18:42:20

QR-код

QR-код представляет собой матричный код, который специальные датчики или обычные камеры могут распознавать как двумерное изображение. Такой код, составляемый из множества квадратиков, позволяет быстро передавать любую информацию. При этом емкость кода для чисел ограничена 7089 цифрами, а для кириллицы в кодировке Windows-1251 — 2953 буквы.

Содержание

QR-код является распространенным способом передачи информации. Эта разновидность привычного штрихкода позволяет владельцу смартфона получать дополнительные сведения о продукте или музейном экспонате, мгновенно заносить контактную информацию в адресную книгу или открывать web-сайт. Последний способ небезопасен, поскольку в коде могут содержаться ссылки на вредоносные страницы.

QR-код в России

2019

*Назван срок запуска оплаты по QR-коду по всей стране

Как стало известно 7 ноября 2019 года, оплату покупок по QR-коду через СБП планируется запустить по всей России в 2020 г. Об этом сообщила глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина в Госдуме.

По словам Набиуллиной, по состоянию на ноябрь система оплаты по QR-кодам тестируется в нескольких торговых сетях, а со следующего года будет запущена по всей стране, и можно будет с ее помощью расплачиваться за товары, услуги, в том числе в магазинах. В частности, в тестировании технологии с торговыми сетями участвуют Банк Русский Стандарт, ВТБ, Росбанк, АК Барс Банк.

Летом первый зампред Банка России Ольга Скоробогатова заявляла о планах запустить сервис платежей по QR-коду в СБП для широкого круга пользователей в сентябре 2019 года.[1]

В российских школах расписание уроков начали заменять QR-кодами

В конце октября 2019 года стало известно о начале использования в российских школах QR-кодов вместо традиционного стенда с расписанием уроков. Нововведение появилось в школе №1861 «Загорье» в Южной административном округе Москвы. Подробнее здесь.

Названа дата старта тестирования оплаты покупок по QR-коду

8 мая 2019 года стало известно, что тестирование оплаты покупок по QR-коду в магазинах в рамках Системы быстрых платежей стартует 30 августа 2019 г.

Тестирование оплаты покупок по QR-коду

Длительность тестирования пока не определена, она будет зависеть от результатов пилотного запуска.

Переводы в адрес юридических лиц будут осуществляться с применением двух видов QR-кодов  — статических и динамических.

Это, в частности, подтвердили заместитель директора департамента розничных продуктов и маркетинга Росбанка Лидия Каширина, зампред правления Совкомбанка Алексей Панферов и руководитель департамента онлайн-продаж Альфа-Банка Александр Солонин.

Статический QR-код будет содержать данные о счете продавца. Чтобы оплатить покупку с его помощью, покупателю надо будет отсканировать QR-код в мобильном приложении банка, указать на телефоне сумму и оплатить покупку. Динамический QR-код будет включать информацию как о счете магазина, так и сумме покупки, поэтому для оплаты покупатель ограничится сканированием кода.

В пресс-службе ЦБ сообщили, что на 8 мая 2019 года совместно с банками ведется разработка стандарта формирования как статических, так и динамических QR-кодов, которые будут применяться в т. ч. в Системе быстрых платежей.

Оба типа QR-кодов не потребуют установки в торговых точках дополнительного оборудования. Замглавы Совкомбанка Алексей Панферов рассказал, что нужно будет только обновить ПО кассового аппарата. Директор по развитию платежных решений «Эвотор» Заур Бесолов уточнил, что потребуется касса с гибкой ИТ-инфраструктурой, которая сможет генерировать QR-код или считывать его с помощью встроенной камеры. Также банкам необходимо будет доработать свои мобильные приложения[2].

2017: Российские торпеды пометят QR-кодами

Торпеды, ракеты и другие средства поражения, используемые ВМФ России, с текущего года будут помечаться специальными QR-кодами, пишет газета «Известия». Такие метки будут также наноситься на упаковки боеприпасов и транспортно-пусковые контейнеры. Разработкой кодов для вооружения занимаются петербургский концерн морского подводного оружия «Гидроприбор» и компания «Научные приборы»[3][4].

На боеприпасы, используемые ВМФ России, QR-коды будут наноситься с методом лазерной гравировки. Разработчики полагают, что такой метод позволит избежать подделки или изменения кодов, поскольку в первом случае гравировка не будет соответствовать стандарту, а во втором — будет заметно вмешательство.

Работы над созданием QR-меток велись с 2014 года. Помимо самих меток разработчики создали и специальное портативное оборудование, которое позволяет быстро считывать коды в любых условиях — на складе, в поле или на корабле. Что именно представляет из себя это оборудование не уточняется; считывать незашифрованные QR-коды сегодня могут любые смартфоны с камерой.

По мнению военных и разработчиков, использование QR-кодов позволит решить одновременно несколько проблем. В частности, они существенно упростят хранение боеприпасов и контроль за их расходованием. Кроме того, QR-коды станут своего рода защитой от подделок и незаконного оборота боеприпасов.

Вероятно в будущем QR-коды на боеприпасах позволят использовать и системы автоматического выбора и подачи боеприпасов на флоте. Такая возможность уже реализована в перспективных основных боевых танках Т-14 на базе платформы «Армата» и самоходных гаубицах «Коалиция-СВ». В них автомат заряжания будет считывать коды с боеприпасов и на и основе выбирать запрошенный оператором-стрелком.

В код, нанесенный на выстрелы для танков и самоходных гаубицах, будет занесено множество важной информации, включая сроки хранения и баллистические характеристики. Последние во время заряжания будут считываться и передаваться системе управления огнем танка, которая уже с учетом этих данных будет вести прицельный огонь.

2014

В 2014 году мобильные платежные технологии в России получили «второе дыхание» за счет очень большого распространения смартфонов. Проникновение мобильных телефонов в России составляет 156%, из них более 60% – смартфоны уже сегодня, а в 2015 году эта доля достигнет уже 80%. Происходит естественное замещение, так как даже телефон за 1 000 руб в салонах связи уже является смартфоном на Android. При этом более 98% всех реализованных смартфонов приходится всего лишь на три платформы – iOS, Android и Windows. Телефон есть в кармане у каждого, поэтому перспективы отменные, а релиз осенью 2014 года Apple Pay еще больше привлек внимание аналитиков к мобильному финтеху.

2012

Компания J’son & Partners Consulting представила летом 2012 года результаты исследования рынка QR-кодов в России и в мире, которое было подготовлено совместно с компаниями Smartest и WapStart. По оценке экспертов, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. К концу 2014 года количество пользователей QR-кодов в России составит около 15% от числа владельцев смартфонов.

Как отмечается в исследовании J’son & Partners Consulting, одним из самых существенных драйверов распространения QR-технологии в мире в потребительском сегменте является рост числа владельцев смартфонов и планшетных ПК, поскольку с их помощью QR-коды становятся доступны конечным пользователям. После сканирования кода пользователь чаще всего автоматически перенаправляется на соответствующий веб-сайт, где получает более подробную информацию о товаре или услуге. Существенным фактором роста проникновения QR является и информирование населения об этой технологии.

Опрос владельцев мобильных телефонов в российских городах-миллионниках, проведенный J’son & Partners Consulting совместно с компаниями Smartest и WapStart в июле 2012 года, показал, что треть респондентов (33%) информированы о QR-кодах, то есть они знают и понимают как можно использовать эту технологию. Однако при этом 59% не знают о QR-кодах, а 8% из числа опрошенных неправильно информированы (ошибаются в знании технологии).

Почти четверть опрошенных пользователей (23%) уже сканировали своим телефоном QR-коды. Причем почти половина из них (48%) делают это постоянно или проводили такие манипуляции много раз.

Относительно целей, для которых считывают QR-коды российские пользователи, большая часть из числа опрошенных пользователей QR-кодов (84%) переходила после их считывания на веб-сайт. Третья часть (33%) смогла считать контактные данные человека и сохранить их на телефон. 28% получали рекламу, а 21% иные виды контента (музыка, картинки, презентации и так далее) и 8% - видео. Только 6% указали, что QR-технология помогла им зарегистрироваться на рейс, мероприятие и совершить тому подобные действия.

Отметим также, что в рамках опроса 8% респондентов отметили, что физически не могут использовать QR-технологию, так как их телефоны не оснащены камерой. Примечательно, что доля тех пользователей мобильных телефонов, которые имеют камеру в телефоне, но еще не сканировали коды, составляет 69%.

В качестве основных причин, которые мешают респондентам использовать QR-коды, в большинстве случаев было указано «нет специальной программы в телефоне» (44%) и «не знаю как это сделать» ( 44%). 25% отметили что у них отсутствует необходимость использовать QR-коды.

«Основные ожидания российских пользователей мобильной связи от QR-технологии в части сервисов – это быстрый переход на веб-сайт, получение подробной информации о товаре или услуге, оперативное сохранение контактной информации человека на телефоне, получение скидок, использование QR как средства идентификации, быстрой регистрации на рейс самолета или поезда», - отмечается в исследовании J’son & Partners Consulting.

На практике, в России QR-коды успешно используются в торговле, в рекламе и маркетинге, а также в таких отраслях как логистика, банковский сектор и транспорт.

Так, по данным J’son & Partners Consulting, QR-коды в том или ином виде используются в 6 из 20 исследованных розничных сетей, расположенных на территории России. QR-коды используются транспортными компаниями, в частности авиакомпаниями, которые предлагают пассажирам оформить посадочный талон с помощью этой технологии. В наружной рекламе и в печатных СМИ QR-коды используются для продвижения самых различных видов товаров – от бытовой и электронной техники до продажи автомобилей.

По оценке J'son & Partners Consulting, российский рынок QR-кодов будет развиваться с отставанием от рынка США и Западной Европы на 2-3 года. При этом основным драйвером будет рост проникновения современных смартфонов со встроенными камерами и стремление бизнеса повысить свою эффективность, в том числе за счет инновационной рекламы с использованием QR-кодов.

По оценке J'son & Partners, в 2011 году количество пользователей смартфонов в России составляло 16 млн, а количество пользователей QR-кодов в нашей стране составляло 1,1 млн. Эксперты прогнозируют, что к концу 2012 года количество пользователей смартфонов в России составит 27,2 млн, а количество пользователей QR-кодов при этом увеличится до 2,4 млн. К концу 2013 года прогнозируемое число пользователей смартфонов составит 44 млн, количество пользователей QR-кодов увеличится до 5,3 млн. К концу 2014 года количество пользователей QR-кодов в России составит около 9 млн пользователей, или около 15% от числа владельцев смартфонов (60,4 млн).

Относительно ситуации на рынке QR-кодов в мире, в рамках исследования приводятся следующие данные: наибольшее распространение в мире QR-коды получили в розничном секторе (на упаковках продуктов), в рекламе и в купонных сервисах. Пользователи чаще всего хотят при помощи этой технологии получать купоны и скидки, дополнительную информацию о продуктах, а также проходить процедуру регистрации.

Наиболее популярны QR-коды в Японии (их используют более 50% пользователей мобильной связи), в США (14 млн пользователей) и в Великобритании (4 млн пользователей). По количеству отсканированных QR-кодов лидируют США, Канада, Великобритания и Япония (здесь учитывались данные по сканированию при помощи одного из наиболее популярных приложений – YouScan).

Со ссылкой на данные QRStaff.com, в исследовании приводится информация, согласно которой среди операционных систем на смартфонах, которые были использованы для сканирования QR-кодов, наибольшую популярность итогам 2011 года показали iOS (53,7%) и Android (34%), которые с большим отрывом опережают RIM (BlackBerry) с 7,4%, Windows (2,4%) и Symbian (Nokia) с 1,1%.

QR-код в мире

2017: QR-платежи: спецификация от EMVCo

EMVCo, международная организация по разработке стандартов операционной совместимости чиповых карт, выпустила летом 2017 года две технические спецификации для платежных операций на базе QR-кодов для режима их использования ТСП и потребителями[5].

Приведенные в спецификациях определения платежей с использованием QR-кодов упрощают разработку и в перспективе расширяют сферу использования платежных решений на базе QR-кодов в мире.

Двумерные машиночитаемые QR-коды все шире используются для осуществления мобильных платежей в точках продаж. Спецификация QR-кодов EMV для платежных систем поддерживает два сценария использования QR-кодов при осуществлении платежей:

  • режим потребителя — клиент выводит QR-код на дисплей мобильного устройства, а в ТСП для его считывания используется оптический сканер;
  • режим ТСП – QR-код отображается в торговом предприятии на дисплее, а клиент использует свое мобильное устройство для егосканирования.

Благодаря четкости спецификаций ТСП смогут обеспечить стандартизированный формат работы с платежными решениями на базе QR-кодов от различных поставщиков. Потребители также выиграют за счет большей степени однообразия, а, следовательно, удобства и простоты.

Спецификации EMV QR-кодов для платежных систем могут сосуществовать с собственными решениями на базе QR-кодов различных разработчиков. Все спецификации EMV предоставляются на безвозмездной основе всем заинтересованным сторонам на веб-сайте EMVCo.

EMVCo также разрабатывает концептуальную схему самотестирования режимов спецификаций для ТСП и потребителей. Это позволит специалистам в точках взаимодействия проанализировать, насколько генерация и интерпретация их QR-кодов соответствует требованиям спецификаций QR-кодов EMV. Это, как ожидается, станет возможным в начале 2018 года.


Смотрите также

Примечания