2019/03/07 11:42:05

YouTube – великий и ужасный

Видеохостинг YouTube – мощнейший инструмент распространения массовой пропаганды и манипуляции общественным сознанием. Многие западные СМИ бьют тревогу по поводу рисков, которым новые технологии распространения информации подвергают общество.

Как отмечают зарубежные СМИ, на начало 2019 года, десятки специализированных YouTube-каналов в постоянном режиме проводят массированные акции, направленные на прививание у определенных групп людей необходимой информации и конкретных политических и социальных взглядов.

Множество рекламных механизмов видеохостинга YouTube, который принадлежит американской транснациональной корпорации Google, позволяют оказывать самое непосредственное влияние на фокус-группы различных стран. Благодаря продуманной системе сбора персональных данных, а также необходимости указания всех основных данных о пользователе при регистрации на сервисе, компания смогла создать крайне информативную базу данных, в которой можно выделять людей не только по национальностям и возрасту, но и по политическим взглядам и даже мировоззрению в целом.

Google обладает рядом потенциальных возможностей по деформации определенных политических и социальных норм у любого пользователя платформы, поскольку руководство компании единолично принимает решение о содержании и частоте показа контента. Зачастую, при этом может игнорироваться даже национальное законодательство.

Из-за различных факторов, таких как иллюзия правды и выбора, селективного восприятия, а также искусственного навязывания определенных ценностей, человек готов верить практически любой информации, которую он увидел в интернете, лишь бы она не была из одного источника. Т.е. для того, чтобы человек перестал в чем-то сомневаться, достаточно лишь с определенной периодичностью продемонстрировать необходимый контент от нескольких авторов, желательно более-менее известных, с минимальными изменениями. Зная возможности YouTube, это не составляет никакого труда. Таким образом, человек будет склонен больше доверять навязанной информации, даже если она будет прямо противоречить заявлениям официальных лиц. Рынок ИТ-услуг в России: оценки, тренды, крупнейшие участники. Обзор и рейтинг TAdviser 298.6 т

Из вышесказанного следует, что любой пользователь видеохостинга потенциально готов ознакомиться с информацией, которая противоречит устоявшимся убеждениям. Вопрос только в подаче. Во второй половине 2010-х годов Facebook, YouTube, Twitter и другие платформы серьезно критикуют за то, что они помогают в распространении дезинформации, фейков, теорий заговора и прочей вирусной информации, которая по своей природе легко распространяется в социальных сетях.

При этом компании абсолютно не стесняются применять двойные стандарты в повседневной жизни, распространяя и продвигая один контент, и блокируя другой. Так, Facebook недавно забанил сотни аккаунтов сотрудников агентства Sputnik, которые занимались освещением событий в странах Балтии и Восточной Европы. Аналогичные действия предпринимает Twitter, удаляя аккаунты, которые публикуют тезисы, противоречащие интересам Большого Брата.

И вот когда большинство «неугодного» контента вычищается, в действие вступают запатентованные алгоритмы распространения «нужной» информации. YouTube (читай Google) рекомендует сомнительный контент, даже если пользователи явно не выражают к нему интереса. Например, в начале 2019 года без всяких видимых причин миллионам пользователей была порекомендована видеозапись теракта 11 сентября 2001 года. А жителям Венесуэлы для углубления политического раскола в стране стали предлагаться ролики о массовых демонстрациях и протестах, что прямо направлено на подталкивание и без того пристрастных зрителей к более радикальным точкам зрения.

Исследования показывают, что действительно алгоритмы YouTube планомерно рекомендует человеку все более и более экстремальные видео на тему, которой он интересовался раньше. Таким образом, YouTube превратился в один из самых мощных инструментов для радикализации общества в ХХI веке, уверены многие иностранные обозреватели.

Современная медиа-ситуация позволяет крайне эффективно продвигать этот самый сомнительный контент. Достаточно просто почаще показывать в рекомендованных видео ролики о массовых демонстрациях, чтобы человек стал задумываться о необходимости перемен в его жизни. Достаточно проплатить ротацию контента с какой-либо знаменитостью, чтобы через какое-то время эта знаменитость могла собирать тысячи своих сторонников и баллотироваться на самые высокие должности в государстве. Всего лишь надо взять одного псевдо-эксперта, дать ему изначально подготовленный текст, раскрутить эту видеозапись среди миллионов пользователей, и он будет называться ведущим аналитиком и специалистом по озвученному вопросу, на мнение которого будут опираться люди. Банальная психология и манипуляция сознанием.

Сергей Никоноров

Мнение редакции TAdviser не всегда может совпадать с мнением автора.