Информационные технологии в Федеральной таможенной службе (ФТС). Государственные и социальные структуры, Информационные технологии, Россия
 
2017/09/27 19:01:11

Информационные технологии в Федеральной таможенной службе (ФТС)

Основная статья о ведомстве - ФТС

Содержание

2017: Новый начальник ГУИТ ФТС - Георгий Песчанских

В сентябре 2017 года Георгий Песчанских был назначен начальником Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы. В этой должности он сменил Дмитрия Данилина, который покинул ведомство в начале сентября. Подробнее здесь.

2016: Отказ Cisco продавать и обслуживать оборудование

Cisco Systems прекратила поставки в Федеральную таможенную службу (ФТС), заявил 31 марта 2016 года начальник главного управления информационных технологий (ГУИТ ФТС) Дмитрий Данилин в ходе конференции "О проблемах импортозамещения в таможенных органах и новых разработках в сфере ИКТ".

"В конце 2014 года компания Cisco официально известила ФТС о невозможности поставлять свое оборудование в связи с санкционными мерами, принятыми государствами Евросоюза и США, — сообщил он.— Такое решение может привести к несвоевременному проведению сервисного обслуживания телекоммуникационного оборудования и, как следствие, увеличению нештатных ситуаций".

Перед разрывом отношений в одностороннем порядке Cisco спрашивала у ФТС, будет ли ее оборудование использовано в военных целях, служба ответила отрицательно. Ежегодно ФТС закупала у Cisco оборудования на несколько десятков миллионов рублей.

«Cisco строго придерживается законодательства тех стран, где наша компания действует (в данном случае — законодательства Российской Федерации и стран, входящих в Европейский Союз). Россия и российские заказчики по-прежнему представляют большой интерес для Cisco, и мы продолжаем поставки оборудования и технологий тем государственным учреждениям РФ, которые не затронуты законодательными ограничениями в виде санкций»,— сообщил директор по взаимодействию с российскими органами власти Михаил Пахомов.

В закупках таможенными органами оборудования видео-конференц-связи доля импорта составляет 100%, в закупках маршрутизаторов — 95%, коммутаторов — 90%, АТС — 55%, написано в презентации Дмитрия Данилина. Доля используемого оборудования Cisco Systems составляет 98%. Решение компании "подтолкнуло ФТС к импортозамещению", говорит он; служба тестирует малопроизводительные коммутаторы отечественного производства. Однако российских коммутаторов и маршрутизаторов большой емкости, аналогичных Cisco, на рынке нет, а оборудование, выпущенное в Китае, ФТС не подходит.

Cisco не была готова к тому, что ФТС будет использовать оборудование по всей России, объясняет прекращение поставок топ-менеджер международной компании:

"Это рикошет через Крым. Любая федеральная служба будет функционировать на всей территории РФ, а американские компании требуют, чтобы их оборудование не поставлялось на полуостров".
"Вполне возможно, такой логикой руководствуется компания, опасаясь претензий своей страны,— соглашается Юлия Галуева из Национальной юридической службы.— Госорган автоматически поддерживает политику государства, таможня не может не работать в Крыму".

Другие американские компании не прекращали поставки в ФТС, отмечает начальник ГУИТ ФТС. Хотя в 2016 году ФТС будет вынуждена найти замену системе ArcSight, "компания-разработчик которой заявила о поддержке санкций против России", говорится в его докладе. Разработчик ArcSight — Hewlett-Packard Enterprise, на запрос "Ъ" там не ответили.

"Это компания американская, мы не можем быть уверены в надежности и переходим на российский аналог",— пояснил Дмитрий Данилин.

ArcSight используется для обеспечения безопасности Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. ArcSight относится к классу программных продуктов SIEM, которые снимают информацию со всех систем и выдают вердикт, какие есть нарушения, рассказывает гендиректор InfoWatch Наталья Касперская. "Это датчики, которые анализируют, насколько хорошо функционирует инфраструктура сети",— сказала она, добавив, что ей неизвестны российские аналоги. Продукция InfoWatch уже используется ФТС, но она относится к "контентной фильтрации", добавила госпожа Касперская.

Сама же ФТС не видит аналогов системам управления базами данных Oracle и ОС Microsoft, хотя тестирует отечественные разработки, говорится в докладе начальника ГУИТ.

"Мы должны уходить от импорта и переходить на отечественные разработки и решения, которые включают системное программное обеспечение, телекоммуникации, информационную безопасность, технические средства таможенного контроля",— сообщил "Ъ" Дмитрий Данилин.

При этом финансирование на ИКТ в 2017 году по сравнению с 2015 годом будет сокращено на 40%, добавил он.

2015: Счетная палата обнаружила серьезные «баги» в ПО ФТС

В работе программных продуктов, разработанных по заказам ФТС, имеются «серьезные недостатки», сообщает Счетная палата в своем бюллетене[1], опубликованном в июне 2015 года. Выявлены они были по итогам проверки расходования ФТС бюджетных средств на ИТ в 2012-2014 гг. и относятся, главным образом, к ПО для таможенных пропускных пунктов.

Одним из недостатков в Счетной палате называют медленную работу комплекса ПО для автомобильных пунктов пропуска (далее – КПС «АПП»). При оформлении операций временного ввоза и вывоза при запросе информации из базы данных транспортных средств проверка в КПС «АПП» осуществляется в течение 2 минут.

«Только по истечении двухминутного интервала ожидания возможно продолжение работы с программой. Это приводит к потерям времени и увеличивает продолжительность совершения таможенных операций», - отмечают аудиторы.

Ряд недостатков, выявленных в программных комплексах ФТС, тормозит работу таможенных органов

В свою очередь, при применении комплекса ПО для авиационных пунктов пропуска (КПС «Авиа-ПП») не заложена обязанность подачи предварительной информации в электронном виде о прибытии и убытии воздушных судов в международных аэропортах, и работники таможенных постов вынуждены вносить в ручном режиме большой объем соответствующих данных. Это приводит к необоснованной дополнительной нагрузке на должностных лиц таможни.

Еще одним серьезным недостатком этого же программного комплекса в Счетной палате называют невозможность указывать в нем вес нетто товаров при декларировании припасов, вывозимых с территории РФ, как то предписывают установленные нормы Таможенного союза. Вместо этого в КПС «Авиа-ПП» можно указать только вес брутто. В результате возникают разночтения в учете фактического вывоза товаров в программе «Аналитическая отчетность»: товары рассматриваются как имеющие превышение по весу.

Недостатки были выявлены и в комплексе ПО для железнодорожных пунктов пропуска (КПС «ЖДПП»): он не обеспечивает учет в отношении иностранных контейнеров, временно ввозимых железнодорожным транспортом. Учет в таможенных органах ведется на бумажном носителе, что усложняет осуществление контроля за сроками временного ввоза и последующим вывозом иностранных контейнеров, пришли к выводу в Счетной палате.

2014

Претензии Счетной палаты из-за неиспользуемого ПО

В мае 2014 г. коллегия Счетной палаты РФ сообщила о результатах проверки полноты, своевременности и достоверности учета, эффективности управления и распоряжения федеральным имуществом в таможенных органах в 2012 году и истекшем периоде 2013 года.

В ходе проверки аудиторы выявили, что ФТС не обеспечила внедрение и использование инновационных подходов и решений в программных средствах в деятельность таможенных органов. Так, например, не получило дальнейшего применения и внедрения программное средство «Выявление и оценка рисков», разработанное в 2009 году. Эксперимент по его применению в Центральном таможенном управлении и Южном таможенном управлении был завершен еще в декабре 2010 года, однако на момент проверки аудиторов ПО не использовалось. При этом, по данным Счетной палаты, в общей сложности на этот проект было потрачено более 31 млн руб.

Также не были внедрены в деятельность таможенных органов разработанные за счет бюджетных средств программные продукты из состава ИРС «Доход»: КПС «Имущество», АПС «Штрафы», АПС «Задолженность» и КПС «Применение льгот». При этом, по данным аудиторов Счетной палаты, затраты на модернизацию данного продукта в течение всего периода его эксплуатации составили более 96 млн руб., что более чем в 7 раз превышает первоначальную стоимость системы. Из них 73,3 млн руб. в 2008-2013 гг. были направлены на модернизацию неработоспособных компонентов системы.

Для внедрения входящих в состав ИРС «Доход» компонентов в 2011 году был заключен госконтракт на сумму порядка 16 млн руб. со со сроком исполнения - 24 календарных дня с даты заключения контракта, который в дальнейшем был продлен на год до декабря 2012 года. Данный контракт исполнен не был, однако только в середине 2013 года было принято решение о его расторжении и подаче иска о взыскании неустойки.

Не использует ФТС в своей практической деятельности и автоматизированную систему «Витязь», которая предназначена для выявления и расследования преступлений, установили аудиторы. На ее разработку было израсходовано $2,5 млн. за счет средств займа между РФ и Международным банком реконструкции и развития. По данным аудиторов, основную долю расходов по этому проекту - более 61% - составила стоимость неисключительных прав на использование ПО. Аудиторы выяснили, что при закупке этого ПО ФТС не обеспечила экономное расходование бюджетных средств: разница между его стоимостью у правообладателя и ценой закупки по госконтракту составила более 10 млн руб.

В июне Счетная палата вынесла ФТС представление об устранении выявленных нарушений, а позднее, в сентябре 2014 года, отчиталась о том, как продвигается его исполнение. По данным Счетной палаты, в частности, ФТС участвует в судебных процессах с целью взыскания бюджетных средств и уплату неустоек с контрагентов по фактам некачественного сопровождения, внедрения и модернизации «АПС «Задолженность», АПС «Штрафы», КПС «Имущество», КПС «Применение льгот».

Кроме того, к сентябрю ФТС завершила работы по реструктуризации и определению балансовой стоимости программных компонентов ИРС «Доход» и заключила контракты на выполнение работ по сопровождению АПС «Лицевые счета», АПС «Платежи-Анализ», КПС «Обмен данными». Дорабатываются также КПС «Применение льгот», АПС «Задолженность» и АПС «Лицевые счета».

ФТС расторгла ИТ-контракт, доставшийся поставщику путем обмана

Суд в трех инстанциях удовлетворил иск ФТС к «Софт Инфо», в котором таможенники требовали расторжения контракта в одностороннем порядке с этой компанией, следует из судебных документов, опубликованных в конце ноября 2014 года.

Там же говорится, что разбирательство возникло из-за контракта на модернизацию ПО ведомственной автоматизированной системы оперативного реагирования на обнаружение незаконного перемещения делящихся и радиоактивных материалов через государственную границу РФ.

Одним из требований договора было предоставление подрядчиком обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии на сумму 6,8 млн руб. «Софт Инфо» предоставила такую гарантию от «Европейского индустриального банка».

Закон о закупках обязывает заказчиков проверять легитимность предоставляемой гарантии, однако порядок и сроки такой проверки им не регламентированы, отмечается в одном из решений суда по делу. В процессе подписания договора с «Софт Инфо» ФТС направила в банк соответствующий запрос. На момент заключения договора подтверждения от банка не поступило, в связи с чем таможенники повторили свой запрос, на этот раз – с указанием отправить ответ заказным письмом.

Уже после заключения договора с подрядчиком ФТС получила сначала по факсу письмо с логотипом банка о подтверждении банковской гарантии, а через несколько дней – еще одно письмо по электронной почте с логотипом, также подтверждающее выдачу гарантии «Софт Инфо».

На письмах и банковских гарантиях в подписях председателя правления банка заказчиком были выявлены существенные отличия, говорится в судебном решении. А из пришедшего позднее по почте официального письма от банка следовало, что он не заключал с «Софт Инфо» договор и не выдавал компании банковскую гарантию.

Данное обстоятельство является существенным нарушением условий контракта, решил суд и разрешил ФТС расторгнуть контракт с «Софт Инфо», а последней предписал также выплатить таможенной службе неустойку.

Арест экс-главы ГУИТ ФТС Алексея Шашаева

31 октября 2014 года в газете "Коммерсант" появилось сообщение о том, что Главное следственное управление СКР по Москве возбудило в отношении экс-главы ГУИТ ФТС генерал-лейтенанта Алексея Шашаева уголовное дело по ч. 3 ст. 285 УК (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия). Подробнее здесь.

2013

Замдиректора ИТ-службы в ФТС обвиняют в хищении миллионов

В апреле 2013 года стало известно, что заместитель директора информационно-технической службы Центральной базовой таможни Руслан Лагуткин стал подозреваемым в уголовном деле по ч.4 ст.159 УК РФ (хищение чужого имущества путем обмана, совершенное группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере). ПОДРОБНОСТИ

Подготовка к электронному декларированию товаров

В ноябре 2013 г. ФТС сообщила о завершении комплекса технических, технологических и организационных мероприятий, которые должны обеспечить введение обязательного таможенного декларирования товаров в электронной форме с 1 января 2014 г. С этого момента таможенное декларирование в России должно осуществляться только в электронной форме, за исключением ряда случаев, установленных правительством.

Исключения, в частности, связаны со спецификой информации о товаре (государственная тайна) и спецификой таможенных процедур (уничтожение, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура). Кроме того, они могут распространяться и на такие случаи как, например, пересылка товаров в международных почтовых отправлениях, декларирование товаров отдельными категориями иностранных лиц, перемещение товаров физическими лицами или в адрес физических лиц.

Внедрение электронного таможенного декларирования в ФТС шло поэтапно. К 2008 г. в электронной форме подавалось не более 9% от общего количества деклараций, а массовый переход на них начался с сентября 2009 г. В октябре 2010 г. все таможенные посты, принимающие декларации на товары, уже могли принимать их по интернету. В 2012 г. ФТС реализовала возможность подачи электронной декларации через информационный портал электронного представления сведений.

Для таможенного декларирования в электронной форме декларант должен использовать электронную подпись. Ее можно получить в самой ФТС или в одном из 21 удостоверяющих центров, которые входят в систему таможенных органов.

По данным ФТС, по состоянию на середину ноября 2013 г. в электронной форме выпущено более 3,8 млн деклараций на товары, что составляет уже почти 98,5% от общего декларационного массива. Декларирование товаров в электронной форме применяют 93,65% участников внешнеэкономической деятельности, добавляют в ведомстве.

Подачу безбумажных деклараций помогают обеспечить специальные таможенные посты - центры электронного декларирования. По состоянию на ноябрь 2013 г. функционируют 26 таких центров во всех федеральных округах, и в отдельных субъектах России на их долю приходится до 90% от всех поданных в электронной форме деклараций на товары.

В ФТС отмечают, что одним из «узких» мест применения электронного декларирования, является необходимость в ряде случаев одновременно с декларацией на товары предоставлять копии товаросопроводительных, коммерческих, а также разрешительных документов, выдаваемых иными государственными органами. Так, В 2013 г. около 30% деклараций, поданных в электронной форме, потребовали представления документов и на бумажных носителях.

«Для уменьшения доли таких деклараций ФТС разработала и внедрила в таможенных органах автоматизированную систему формирования, ведения и использования базы данных разрешительных документов, - говорят в ФТС. - Кроме того, ФТС организует электронное межведомственное взаимодействие с госорганами в целях получения сведений из разрешительных документов, выданных ими, чтобы у декларантов не было необходимости представлять эти разрешительные документы на бумажных носителях».

ИТ-паспорт проектов в ФТС РФ


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаАкадо-Телеком (Комкор)Услуги телефонии и связи2016
Описание проектаMaykor (Мэйкор)Avanpost IDM Access SystemИБ - Аутентификация2015
Описание проектаАйТиMicrosoft Exchange ServerОфисные приложения2015
Описание проектаАйТиWindows HPC Server 2008 R2ОС2015
Описание проектаGalard (Галард)IBM FlashSystem, IBM System Storage SAN Volume Controller (IBM SVC)СХД, Виртуализация2015
Описание проектаГеолайф ГК (Geolife)2015
Описание проектаМегаФонУслуги телефонии и связи2014
Описание проектаМ2М телематикаCyberFleetИнтернет вещей Internet of Things (IoT), Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация2013
Описание проектаАй-Теко (iTeco)Oracle BPM Suite Business Process Management SuiteBPM2013
Описание проектаМосОблСтройOptima-WorkFlowСЭД2013
Описание проектаМ2М телематикаM2M-Cyber GLXИнтернет вещей Internet of Things (IoT), Системы безопасности и контроля автотранспорта, Спутниковая связь и навигация2013
Описание проектаПарусПарус-БюджетERP2011
Описание проектаРДТЕХПроекты ИТ-аутсорсингаИТ-аутсорсинг2011
Описание проектаOptima (ГК Оптима)Optima-WorkFlowСЭД2010
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхOracle Hyperion PlanningCPM2010
Описание проектаМототелекомMototelecom Цифровой конференц-залАудиовизуальные системы, Видеоконференцсвязь2009
Описание проектаСервис ПлюсЭффективные решения: Штрихкодирование и управление документамиСЭД2009
Описание проектаИнтелТелеком (Инфинити Трейд)Call Center InfinityCall-центры, IP-телефония2008
Описание проектаРДТЕХРДТЕХ: СППР Аналитика - 2000BI, СУБД, Учетные системы2008
Описание проектаРДТЕХOracle database, Oracle Application Server (Oracle AS Portal), Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы---
Описание проектаPrimeLab---
Описание проектаПрогнозPrognoz PlatformBI---
Описание проектаЭй-Си-Эс (ACS)---
Описание проектаАстеросСистема автоматизации таможенных процедурУчетные системы---