Информационные технологии в РЖД
 
2018/07/06 17:01:42

Информационные технологии в РЖД

Статья посвящена вопросам создания, развития и эксплуатации информационных систем "Российских железных дорог" (РЖД).

Содержание

2018

РЖД готовится к масштабному внедрению беспилотных технологий

В годовом отчете за 2017 год РЖД рассказала о ближайших планируемых и уже выполненных шагах в рамках участия в программе «Цифровая экономика». Например, в РЖД разработали и утвердили концепцию реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». Планируемые этапы реализации этого проекта включают утверждение плана по разработке и актуализации нормативной базы в части развития и внедрения цифровых технологий в бизнес-процессы холдинга, формирование управляющих органов проекта на основе проектно-ориентированного подхода.

Также предстоит утвердить дорожную карту реализации проекта на среднесрочный период до 2020 года, включая требования информационной безопасности.

Кроме того, РЖД предстоит подготовить предложения по внесению дополнений в программу «Цифровая экономика» в Минтранс и подкомиссию по цифровой экономике правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, а также сформировать заявку на включение в программу отраслевого направления «Цифровой транспорт и логистика».

У РЖД большие планы по развитию беспилотных технологий на железнодорожном транспорте (фото - myvitae.ru)

В РЖД отмечают, что инновационные технологии уже использованы при проведении доработки программы АПК «Эльбрус» для построения прогнозных графиков движения поездов на основе имитационного моделирования.

С помощью цифровых технологий также совершенствуется информационное взаимодействие с портами, развивается электронный документооборот, как технологический, так и внешний с таможенными органами и другими участниками перевозочного процесса.

В рамках участия РЖД в программе «Цифровая экономика» есть также ряд проектов по внедрению беспилотных технологий, завершение которых планируется в 2019 году. А именно:

  • Управление движением поездов без машиниста на Московской железной дороге. В рамках этого проекта проведены стендовые испытания блока обнаружения препятствий, разработаны программное обеспечение и конструкторская документация части подсистем проекта;
  • Управление локомотивом без машиниста для маневровой работы на Октябрьской железной дороге. Для этого проекта разработаны конструкторская документация и программное обеспечение дистанционного рабочего места машиниста-оператора, создан опытный образец бортового оборудования для установки на локомотив ТЭМ7А и выполнен монтаж стационарного оборудования для предварительных испытаний дистанционного управления локомотивом на основе видеоконтроля;
  • Разработка и внедрение интегрированного поста автоматизированного приема и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях на ст. Батайск Северо-Кавказской железной дороги;
  • Расширение функциональных возможностей комплексной электронной системы актуализации данных о временных предупреждениях участка Москва – Узуново Московской железной дороги;
  • Расширение функциональных возможностей системы интервального регулирования движения по сигналам автоматической локомотивной сигнализации с передачей данных по цифровому радиоканалу без применения рельсовых цепей на участке Болшево – Фрязино Московской железной дороги;
  • Создание центра автоматического мониторинга параметров движения.

Сбербанк и РЖД подписали меморандум о сотрудничестве

24 мая 2018 года Сбербанк и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) заключили меморандум о сотрудничестве. Документ подписали Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф и генеральный директор, председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. Церемония состоялась в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

В меморандуме стороны декларируют намерение взаимовыгодного сотрудничества в области логистики, обмена опытом управления персоналом, развития современных технологий и других областях, связанных с удовлетворением потребностей клиентов Сбербанка и РЖД, а также развивать совместную финансовую деятельность и строить долгосрочные бизнес-модели, содействуя прогрессивному развитию страны.

Финансовый блок направлений возможного сотрудничества включает также финансирование инвестиционной программы РЖД через инструменты публичного ранка капитала и банковского кредитования, расширение сотрудничества по зарплатному проекту, льготную ипотеку для сотрудников компании, расширение сотрудничества по интернет-эквайрингу.

Взаимодействие в области новых технологий будет включать в себя:

  • взаимодействие по проекту «Цифровая логистика», включая интеграцию банковских сервисов с электронной биржей грузовых вагонов, обмен данными, создание моделей рейтингов грузоотправителей и грузоперевозчиков;
  • возможность использования IoT платформы Сбербанка для процессов РЖД (проект «Умный вокзал», мониторинг дефектов ж/д инфраструктуры), а также взаимодействие при создании IoT платформы РЖД;
  • совместное использование мощностей Центров обработки данных Сбербанка и РЖД, консультации и обмен опытом по облачным технологиям и вопросам роботизации, взаимодействие по разработке новых направлений госпрограммы «Цифровая экономика РФ» («Цифровой транспорт и логистика»; «Умный город»; «Цифровое здравоохранение») и обмен опытом по использованию технологии блокчейн;
  • сотрудничество при создании РЖД собственной системы кибербезопасности.


Создание проектного офиса по импортозамещению ПО

В мае 2018 года в РЖД был создан проектный офис по переходу на использование отечественного программного обеспечения, включенного в реестр Минкомсвязи, сообщила компания.

В РЖД разработали план мероприятий, направленных на преимущественное использование отечественного программного обеспечения на период 2018-2024 гг. Его реализация предполагает развитие ИТ-систем холдинга и повышение их качества при одновременном снижении стоимости владения за счет укрупнения и сокращения количества систем, их унификации, исключения дублирования функционала и т.д.

Проектный офис по переходу на использование отечественного ПО возглавил директор РЖД по ИТ Евгений Чаркин (фото - TAdviser)

В РЖД заявили TAdviser, что по состоянию на начало мая план описывает общие направления развития ИТ-инфраструктуры компании, а конкретные проекты со сроками и партнерами компания сможет назвать позже, по мере их появления.

В рамках проектного офиса в РЖД были сформированы рабочие экспертные группы по переходу на использование отечественных программ по классам систем. По состоянию на май ведется анализ критически важных систем, эксплуатируемых РЖД, в сравнении с существующим на рынке отечественным ПО, включённым в реестр.

Специалисты компании организовали взаимодействие с отечественными разработчиками и поставщиками ПО для разработки в интересах РЖД информационных систем, «не уступающих лучшим зарубежным аналогам по функциональности, надежности, масштабируемости и безопасности».

В РЖД отмечают, что на момент создания проектного офиса значительная часть ИТ-ландшафта компании сформирована отечественными решениями. Еще в ноябре 2017 года Евгений Чаркин утверждал, что в ИТ-ландшафте холдинга уже более 90% технологий, на которые завязаны ключевые технологические процессы, полностью российские[1].

Подготовить план перехода РЖД на отечественный софт в декабре 2017 года поручил президент Владимир Путин. В отчете Минкомсвязи говорится, что работа по переводу РЖД на российский софт ведется совместно с Минтрансом и Центром компетенций по импортозамещению ИКТ. В рамках этого проекта были проанализированы направления импортозамещения ПО в РЖД на предмет критичности для обеспечения техпроцессов, определены основные направления мероприятий по импортозамещению и подготовлен план. Также ведется исследование возможностей российских разработчиков ПО на предмет наличия у них программных продуктов для РЖД.

РЖД перестала понимать, когда закончит долгострой многомиллиардного ЦОДа

Как выяснил CNews, в РЖД не сумели в 2016 г. завершить и без того затянувшийся на три года многомиллиардный проект строительства своего резервного ЦОДа. Сейчас все указывает на то, что в организации в принципе потеряли представление о том, когда объект может быть готов для размещения в нем ИТ-оборудования.

«Пока точный срок запуска затрудняюсь назвать, ближе к делу сообщу вам обязательно», — указал в рамках официальной переписки с CNews представитель пресс-службы РЖД. На вопрос редакции, касающийся причин очередных задержек, собеседник CNews не ответил[2].

2017

Путин поручил перевести РЖД на отечественное ПО

По итогам выступления на пленарном заседании III Железнодорожного съезда 29 ноября 2017 года президент Владимир Путин дал поручение правительству РФ совместно с РЖД обеспечить разработку и утверждение плана мероприятий, направленного на преимущественное использование РЖД отечественного программного обеспечения (ПО).

РЖД нужно делать упор на отечественные разработки, считает президент (фото - ru-an.info)

Чтобы успешно работать на внутреннем рынке и наращивать транзитный потенциал России, отечественным перевозчикам необходимо постоянно развиваться, повышать скорость, качество, удобство обслуживания пассажиров и перевозки грузов, отметил Путин на заседании. Это, считает президент, означает модернизацию управления на железной дороге и отработку более эффективных методов движения составов, предложение новых, современных логистических услуг.

«
Для этого необходимо шире использовать цифровые технологии и при внедрении таких решений нужно делать упор на отечественные разработки, на использование конкурентного российского программного обеспечения, - заявил Путин. - Прошу правительство тщательно контролировать эти процессы, в том числе в рамках работы комиссии по импортозамещению.
»

Ответственными за исполнение этого поручения Владимир Путин назначил председателя правительства Дмитрия Медведева и президента РЖД Олега Белозерова. Срок исполнения он обозначил 15 февраля 2018 года. Контролировать исполнение мероприятий в рамках этого поручения в дальнейшем будет Медведев.

Половина ПК в РЖД использует ОС с повышенной подверженностью угрозам

Около 50% парка клиентских компьютеров РЖД работает под управлением ОС Windows XP, которая уже не поддерживается вендором. Об этом говорится в описании ИТ-ландшафта РЖД в техническом задании к одному из тендеров компании, опубликованных в мае 2017 года[3].

Поддержку Windows XP вендор прекратил в 2014 году. С того момента пользователи этой версии ОС перестали получать обновления, повышающие защиту компьютера. В Microsoft ранее заявляли, что без обновлений безопасности компьютер становится более уязвимым для вирусов и других угроз.

Исключением стал выпуск Microsoft обновлений безопасности для Windows XP в мае 2017 года на фоне массовых кибератак по всему миру с помощью вируса WannaCry, использующих уязвимость в ОС Windows. Под хакерский удар тогда попала и РЖД.

В «Лаборатории Касперского» в публикации к окончанию поддержки Windows XP отмечали, что при создании этого продукта не соблюдались принципы программирования, которые помогли бы создать защищенную от современных угроз ОС, поэтому угрозы поражают ее гораздо чаще[4]. Показатель зараженных компьютеров для машин на Windows XP указывался вдвое больший, чем у Windows 7 и вчетверо больший, чем у Windows 8.

Всего в РЖД примерно 230 тыс. ПК

Помимо устаревшей версии ОС Windows, на ПК РЖД используются офисные приложения пакета Microsoft Office 2007, на которые в 2017 году должна прекратиться вендорская поддержка и перестанут выходить обновления ПО, в том числе патчи безопасности. В РЖД также имеются экземпляры и еще более старой версии офисного пакета - Microsoft Office 2003, следует из того же технического задания.

Исключением с точки зрения ОС являются ПК центрального аппарата РЖД, основная часть которых работает под управлением ОС Microsoft Windows 7. Но и там в основном используется офисный пакет Microsoft Office 2007.

В РЖД рассказали TAdviser, что по состоянию на июнь 2017 года в их организации в общей сложности насчитывается более 200 тысяч ПК. В компании ведется постепенная замена старых ПК с устаревшими версиями Windows на новые, с актуальной версией операционной системы, добавили в РЖД. В компании подчеркнули при этом, что весь существующий парк ПК находится под надежной эшелонированной защитой, в которую входят как технические средства – например, современные антивирусные решения от «Лаборатории Касперского» и средства противодействия сетевым атакам, так и организационные - ограничения на взаимодействие с ресурсами сети Интернет, что многократно снижает вероятность эксплуатации уязвимостей, свойственных старым ОС.

Развитию «кибернетических пандемий» также противостоят сегментация корпоративной сети и современные средства мониторинга и реагирования на события информационной безопасности, говорят в РЖД.

«
Компания рассматривает разные варианты обновления ИТ-ландшафта, в том числе и отечественные сборки Linux. К сожалению, такой переход ограничен богатым наследием прикладных программ, работающих под Windows, - заявили TAdviser в пресс-службе РЖД.
»

Впрочем, при разработке новых информационных систем будет учитываться возможность ухода в сторону «легковесных» клиентов с возможностью работы под Linux, говорят в компании.

Планы по замене устаревшего пакета Microsoft Office 2007 в РЖД есть для ограниченного количества офисных пакетов «профессиональных пользователей», офисных работников и топ-менеджеров, составляющих менее 10% от общего числа рабочих мест. Для большинства пользователей возможна замена офисных пакетов на отечественные или на пакеты с открытым кодом, сказали TAdviser в РЖД.

РЖД переведет свои предприятия с SAP на «1С» с целью импортозамещения и экономии

В мае 2017 года на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) РЖД и «» подписали соглашение о сотрудничестве. Оно направлено на поддержку реализации стратегии импортозамещения зарубежного ПО, разработки и внедрения решений на платформе «1С:Предприятие» в РЖД, следует из официального сообщения компаний.

ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал TAdviser, что РЖД планирует заменить SAP на части своих предприятий, реализовав двухуровневую стратегию в области ERP. Она предусматривает использование SAP на крупных предприятиях со сложными процессами, а «1С» - на небольших предприятиях с типовыми процессами.

Подробнее о проекте смотрите здесь.

2016

Цифровая железная дорога в ОАО РЖД (элементы ИТ-стратегии)

Комплексный научно-технический проект "Цифровая железная дорога"

Цель: обеспечение устойчивой конкурентоспособности ОАО «РЖД» на основе повышения привлекательности транспортных и логистических услуг, представляемых клиентам, за счет применения цифровых технологий

Задачи:

  • сокращение влияния человеческого фактора на состояние железнодорожных хозяйств
  • уменьшение бумажного документооборота
  • повышение надёжности и безопасности движения
  • сокращение числа работников, находящихся в зоне интенсивного движения
  • снижение стоимости жизненного цикла подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры
  • развитие транспортной логистики и расширение международных транспортных коридоров

Результат: Цифровая железная дорога – это железная дорога, в которой не менее половины добавленной стоимости создается с помощью цифровых технологий

Цифровые технологии ОАО «РЖД» обеспечат индивидуальный подход к каждому клиенту:

  • Инновационная мобильность
  • CRM
  • Мобильные сервисы для инвалидов
  • Единое информационное пространство для пассажира
  • Индивидуальная настройка условий предоставления и получения услуг в поездке
  • Расширенный набор сервисов, предлагаемых клиентам

Повышение гибкости и качества предоставления услуг РЖД невозможно без интеграции информационных ресурсов и систем:

  • Электронная Торговая Площадка «Грузовые перевозки»
  • Оформление перевозочных документов в электронном виде
  • Информационно-управляющая система жд инфраструктуры
  • Доверенная среда локомотивного хозяйства
  • Интеграция систем ОАО «РЖД» с внешними системами и платформами
  • Формирование и предоставление аналитической и статистической отчетност

Адаптация организационной модели и развитие корпоративной культуры ОАО «РЖД», ориентированной на инновации - одно из ключевых условий успеха как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе:

  • Переход от простой автоматизации процессов к их трансформации
  • Актуализация нормативной базы
  • Создание новой корпоративной культуры
  • Развитие кадрового потенциала Компании
  • Работа со стартапами, механизмы поиска и внедрения инновационных решений и др.

ОАО «РЖД» не только трансформирует себя, но и выступает локомотивом изменений в транспортной отрасли:

  • Практическое освоение новых цифровых технологий
  • Переход на электронный документооборот со всеми ФОИВ и контрагентами (в том числе и зарубежными)
  • Сотрудничество с национальными операторами железнодорожного транспорта в рамках ЕАЭС, МСЖД и др.
  • Технологическое лидерство в транспортной отрасли РФ
  • Разработка и продвижение высокотехнологичных продуктов ОАО «РЖД» на международные рынки

Технологии цифровой железной дороги

Основные технологии:

Перспективные технологии:

  • Системы распределенного реестра - Вlockchain
  • Цифровое моделирование в строительстве – BIM
  • Технологии виртуальной и дополненной реальностей
  • Робототехника и сенсорика
  • Прочие технологии

Грузовые перевозки РЖД

Пассажирские перевозки РЖД

Целевая архитектура ЦОД РЖД

Цифровая связь РЖД

Аналитика ТТК по пассажиропотокам

Перспективные проекты ТТК и РЖД

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Тяга

Перспективные проекты ТТК и РЖД Ж/Д-инфраструктура Грузовые перевозки

В РЖД не доверили "Ай-Теко" и "Бостон консалтинг" писать ИТ-стратегию

В РЖД отказались от привлечения сторонних консультантов и решили самостоятельно разработать новую ИТ-стратегию, рассказал TAdviser ИТ-директор компании Евгений Чаркин.

Напомним, в конце 2015 года Евгений Чаркин занял пост CIO в холдинге РЖД, а в июле 2016 года компания попыталась найти подрядчика для разработки своей новой ИТ-стратегии до 2020 года. Холдинг готов был потратить на это 190 млн рублей, объявив открытый конкурс. Разработать стратегию планировалось в три этапа к концу 2016 года.

К будущему подрядчику РЖД предъявила жесткие требования, в первую очередь, по квалификации сотрудников. В частности, работой для железных дорог должны были заняться не менее 10 человек, каждый из которых имеет степень MBA. При этом люди должны были учиться в одном из пяти лучших в мире вузов по рейтингу Financial Times: Harvard Business School, Insead, London Business School, Stanford Graduate School of Business, University of Pennsylvania Wharton. Кроме того, каждый из этих сотрудников за последние три года должен был разрабатывать бизнес-стратегии минимум в 3 проектах.

Плюс к этому, шансы подрядчика повышались, если компания участвовала в проектах для международных железнодорожных компаний.

При таких требованиях на конкурс заявилась всего одна компания – ООО «Бостон Консалтинг Груп» (в документах конкурса отмечается, что от ее лица выступают несколько юрлиц: «Бостон Консалтинг Груп» и «Ай-Теко»).

Однако ее заявку в РЖД отклонили, как раз потому, что компания не подтвердила, что у нее есть десяток специалистов с требуемым опытом разработки бизнес-стратегий. В итоге конкурс признали несостоявшимся. Снова проводить его РЖД не стала, и в итоге в компании решили своими силами продумать ИТ-стратегию. Для этого команду высококлассных специалистов собрали в штате РЖД, рассказал ИТ-директор компании.

«
Мы разрабатываем [стратегию] внутренней проектной командой, – пояснил TAdviser Евгений Чаркин. - Считаю, что сформировавшаяся внутренняя команда одна из самых высокопрофессиональных на рынке.
»

При этом в сентябре 2016 года РЖД объявила конкурс на 17 млн рублей, чтобы найти подрядчика, который проконтролирует и обеспечит качество разрабатываемой ИТ-стратегии. То есть сторонние консультанты должны будут проводить совещания с высшим руководством РЖД, анализировать документы и давать рекомендации по их доработке, чтобы итоговая стратегия соответствовала стандартам и лучшим практикам в сфере ИТ.

Победителем конкурса стала компания Bain & Company Russia (сумма контракта – 15 млн рублей). Известно, что она же плотно сотрудничает с «Аэрофлотом» по разным проектам, в частности, разрабатывает для авиаперевозчика стратегию обработки и анализа Big Data. Bain & Company занимает первое место в мировом рейтинге консалтинговых компаний 2017 Vault Consulting 50.

План до 2020 г: доля отечественного ПО - 80%, оборудования - 60%

23 мая 2016 года стало известно о планах РЖД увеличить долю российского программного обеспечения в своей ИТ-системе до 80% через четыре года. В случае с ИТ-оборудованием ожидается показатель в 60%. Это заявление сделал директор по информационным технологиям РЖД Евгений Чаркин в ходе форума «ИТ+Суверенитет», сообщает ТАСС.

«
Если говорить о наших планах, то к 2020 году мы планируем, что 100% алгоритмов и методик будут российскими, 80% программного обеспечения будет российским. По аппаратному обеспечению, очень надеюсь, эта цифра будет 60%, но для этого нужно сделать очень серьезный рывок, — сказал Чаркин.
»

По его словам, Россия сильно отстает от западных стран в части производства оборудования, однако РЖД все равно старается по возможности отдавать предпочтение отечественной сборке.

РЖД планирует увеличить долю российского ПО до 80% в своей ИТ-системе

К маю 2016 года в ИТ-системе РЖД используется 90% алгоритмов и методик, разработанных российскими компаниями. В отношении софта и оборудования доля отечественных решений составляет 30% и 10% соответственно. При этом 80% АСУТП переведено на отечественные платформы, отметил Евгений Чаркин.

Он добавил, что РЖД, будучи госкомпанией, заинтересована в поддержке государством финансирования разработчиков высокопроизводительных СУБД и элементной базы для аппаратного обеспечения.

«
С точки зрения ПО существует жесткое требование — интеллектуальная собственность должна быть передана РЖД независимо от внешних подрядчиков, — отметил Чаркин.
»

Он напомнил, что компания РЖД встала на путь импортозамещения в 2007 году, сделав это по трем основным причинам: независимость и производственная безопасность, социальный фактор и экономическая целесообразность (отечественные разработки ПО должны быть на порядок дешевле, чем западные).[5]

Новый ИТ-директор обновляет ИТ-стратегию

В марте 2016 года новый ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказал о планах и задачах, связанных с информатизацией предприятия. Основная задача до конца 2016 года – гармонизация существующей ИТ-стратегии РЖД.

Евгений Чаркин обновляет ИТ-стратегию РЖД

Чаркин перечислил основные тренды, которые будут заложены в обновленную ИТ-стратегию компании.

Это, во-первых, развитие максимально удобных и инновационных сервисов для пассажиров и грузоперевозчиков. В частности – реализация стабильного Wi-Fi в поездах дальнего следования, построение беспроводной связи в пригородных электричках, а также создание приложений для всех основных мобильных платформ.

Второе направление развития ИТ РЖД - разумное импортозамещение системного ПО на базе свободного программного обеспечения. При этом, как подчеркнул Чаркин, все прикладное ПО, работающее в КИС РЖД, уже сейчас отечественное.

Повышение эффективности автоматизации базовых технологий грузоперевозок, включая предиктивный ремонт и эксплуатацию подвижного состава, третий тренд обновляемой стратегии. Его реализация призвана дать экономический эффект и повысить безопасность пассажирских и грузоперевозок, что является одним из приоритетов деятельности РЖД.

Четвертое направление – дальнейшее развитие всех ИС, автоматизирующих поддерживающие бизнес-процессы (финансы, управление персоналом и другие).

В развитии инфраструктуры компании сделана ставка на централизацию и консолидацию ресурсов, уход от местных дата-центров к единым корпоративным, в связи с чем планируется шире использовать [[Облачные сервисы (рынок России)|облачные решения]] (в том числе – отечественные) и виртуализацию.

В контексте эффективного управления ИТ-ресурсами РЖД важный момент - реализация концепции категорийного управления закупками, что в перспективе позволит оптимизировать расходы на покупку ИТ за счет использования эффекта масштаба.

В рамках создания обновленной стратегии, уточнил также ИТ-директор РЖД, будет разработана дорожная карта для каждой информационной системы, выявлено, какие системы являются целевыми, базовыми для каждого производственного процесса, какие из ИС будут оставлены, какие - замещаться.

В части ИТ-бюджета на текущий год предполагается правильная расстановка приоритетов по финансированию и реализации ИТ-проектов, подчеркнул Евгений Чаркин. Бюджет по инвестициям в ИТ на текущий год, отметил он, составляет около 8 млрд рублей, что, по его оценке, для такой огромной компании как РЖД не слишком много.

Рассмотрением и корректировкой инвестиционных программ занимается специально созданный Координационный совет, где встречаются представители функциональных подразделений и ИТ-служб. Данная работа, по словам Чаркина, должна завершиться в течение ближайшего месяца.

В рамках обновленной ИТ-стратегии не предполагается создания специализированной дочерней компании, которая аккумулировала бы все задачи по разработке, внедрению и сопровождению ИТ-инфраструктуры, ныне распределенные между Главным вычислительным центром РЖД, НИИАС и Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), но будет создан центр управления ИТ-архитектурой.

2013

Обновление парка ПК и оргтехники

В апреле 2013 года в РЖД говорили TAdviser о планах потратить более 600 млн рублей на обновление компьютерного парка и оргтехники в своих территориальных подразделениях.

Наиболее крупным единовременным приобретением техники стала покупка свыше 10 тыс. моноблоков HP Compaq Pro 6300 для оснащения рабочих мест сотрудников в рамках программы по информатизации РЖД на 2013 год, которые обошлись примерно в 300 млн рублей, говорил собеседник TAdviser.

Вместе с этими моноблоками сотрудники РЖД получили порядка 1,7 тыс. принтеров Xerox и более 2 тыс. сканеров Fujitsu.

Компьютеры и оргтехнику в рамках этого проекта планировалось поставить в филиалы РЖД в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Воронеже, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Саратове, Самаре, Екатеринбурге, Челябинске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Чите, Хабаровске и Южно-Сахалинске до конца ноября 2013 года.

Модернизация ЦОД

Порядка 2 млрд рублей в 2013 году РЖД направил на модернизацию Главного вычислительного центра и его структурных подразделений. Подробнее о проекте.

2012

Обновление парка ПК и оргтехники

В 2012 году затраты РЖД на компьютеры и оргтехнику превысили 1 млрд рублей. В филиалы компании для оснащения рабочих мест в рамках программы информатизации было поставлено свыше 28 тыс. ПК с мониторами, более 5 тыс. принтеров и около 1,5 тыс. сканеров.

ИТ-бюджет

По словам ИТ-директора РЖД Алексея Илларионова, расходы на ИТ в компании составляют "0,6-0,7%, максимум 1% от всех капитальных затрат холдинга". Всего же на ИТ в 2012 году РЖД планировал направить 18 млрд рублей.

При этом, Илларионов отмечал, что ежегодно ИТ-бюджет сокращается. Это происходит за счет общей оптимизации всей ИТ-инфраструктуры.

2010

ИТ-инфраструктура РЖД: 4000 систем и 12000 сотрудников

На 2010 год среди 4 тыс. информационных систем РЖД есть «беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире», говорил ИТ-директор компании Алексей Илларионов. В качестве примеров таких ИС он приводил управление грузовыми и пассажирскими перевозками и технологический документооборот.[6]

«
В РЖД эксплуатируется один из самых крупных в стране информационных комплексов, - заявлял он на конференции «Инфотранс». - 64 мэйнфрейма, более чем 300 корпоративных серверов, объем памяти хранилищ – более 2 ПБ, более 280 тыс. ПК. У нас 12 тыс. сотрудников занимаются информатизацией компании. Эксплуатируются более 4 тыс. информационных систем (ИС), все они имеют различный масштаб, но среди них есть беспрецедентные по размеру и не имеющие аналогов в мире
»

Перечисление ИС Илларионов начал с комплекса управления грузовыми перевозками. «Ежесуточно он обеспечивает обработку свыше 6 млн операций с подвижным составом, - оценивал он. – В 2010 г. мы реализовали пилотный проект автоматизированной системы для оптимизации распределения приватных вагонов (т.е. грузовых вагонов, имеющих собственника, прим. CNews) и обеспечения ими заявленной потребности грузоотправителей». По словам Илларионова, вопрос повышения эффективности встал после перехода всех вагонов в частную собственность.

Далее Илларионов рассказал об управлении пассажирскими перевозками.

«
Это достаточно крупный информационный комплекс, обеспечивающий продажи билетов, управление парком вагонов, - говорил он. – Активно развивается АСУ «Экспресс», в ней появилось много новых возможностей, в частности поддержка продаж билетов через интернет. За девять месяцев 2010 г. мы продали более 5,5 млн билетов, что вдвое превосходит показатель прошлого года. Система электронного технологического документооборота компании оттестирована с нагрузкой около 280 млн документов с ЭЦП. По масштабу проекта управления ИТ-услугами, насколько я знаю, мы являемся крупнейшими в мире
»

Перечислив наиболее значимые для РЖД проекты, Алексей Илларионов предложил использовать наработки РЖД за пределами транспортной сферы. «Наш центр разработки и внедрения обеспечил полный контроль над ключевыми разработками и существенно снизил нашу зависимость, в т.ч. и финансовую, от внешних разработчиков, - говорил он. - У нас появилась возможность использовать этот потенциал для внешнего рынка».

«
Возможно предложение нового формата взаимодействия с нашими партнерами, - развивал мысль ИТ-директор. – Мы зачастую воспринимаемся как потребитель решений. Я думаю, что достаточно перспективным для нас является переход к партнерству по совместному предоставлению ИТ-услуг. Достаточно большое количество разработанных в РЖД систем являются готовыми продуктами
»

По мнению Илларионова, от РЖД многие участники транспортного рынка и госорганы могли бы быстро получить адекватные инструменты управления.

ИТ-паспорт проектов в РЖД


ПроектИнтеграторПродуктТехнологияГод
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхSAP HANA (High Performance Analytic Appliance), SAP S/4HANA, Oracle DatabaseСУБД, ERP, SaaS - Программное обеспечение как услуга2022
Описание проектаИнтэлЛекс (Intellex)Oracle Database, Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2021
Описание проектаForesight TechnologyS (Форсайт ТехнолоджиС)Delta Electronics: Modulon DPHИБП - Источники бесперебойного питания2018
Описание проектаБомбардье Транспортейшн (Сигнал), 2Test (Алькор-Коммьюникейшин)2Test: ПрофиПлюс Ethernet-коммутаторы, 2Test: ПрофиМодуль Ethernet-коммутаторы, Проекты СКС и беспроводной сетевой инфраструктурыСКС2018
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проектыИТ-аутсорсинг2018
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхКонсалтинговые проекты, Комплексные проекты по информационной безопасностиИТ-аутсорсинг, ИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2017
Описание проектаСименс РоссияЦОД Проекты создания и модернизацииЦОД, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2017
Описание проектаТ2 РТК Холдинг (ранее Теле2 Россия АБ, Tele2)Услуги телефонии и связи, Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры2017
Описание проектаСервионикаРУСТЭК ЕСУ (Ru-Stack Единая система управления): «облако из коробки»IaaS - Инфраструктура как услуга, PaaS - Platform As A Service - Бизнес-платформа как сервис, SaaS - Программное обеспечение как услуга2017
Описание проектаНаучно-испытательный институт систем обеспечения комплексной безопасности (НИИ СОКБ)НИИ СОКБ: SafePhoneMobile Device Management (MDM), ИБ - Предотвращения утечек информации2017
Описание проектаCTI (СиТиАй) Communications. Technology. Innovations.2017
Описание проектаКрок, ФОРС - Центр разработкиOracle Database, Oracle Application Server (Oracle AS Portal), Oracle WebLogic ServerСУБД, Корпоративные порталы, Серверные платформы2017
Описание проектаСервис-Телематика, ТрансТелеКом (ТТК)Call-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры2017
Описание проектаТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
Описание проектаНоватранс НПЦHTC Vive2016
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхLean Six Sigma Лин Шесть Сигма Методы бережливого производства (lean manufacturing)2016
Описание проектаАйТиWorksPad (ранее MobileSputnik)Mobile Device Management (MDM), Офисные приложения2016
Описание проектаPositive Technologies (Позитив Текнолоджиз), Бомбардье Транспортейшн (Сигнал), НИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеPositive Technologies Industrial Security Incident Manager (PT ISIM), CyberSafeMonИБ - Межсетевые экраны2016
Описание проектаТрансТелеКом (ТТК)Услуги телефонии и связи2016
Описание проектаHDS (Hitachi Data Systems Corporation)Hitachi Compute Blade 2000Серверные платформы2016
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Корпоративный портал - проекты модернизацииКорпоративные порталы2016
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн), CommuniGate Systems (СталкерСофт)CommuniGate ProОфисные приложения2015
Описание проектаЮНИС Лабс Солюшинз (Unis Labs Solution)ЮНИС Лабс: Система проектного мониторингаСистемы управления проектами2015
Описание проектаРСи (RC Group, RCG) Resources Cooperation Group2015
Описание проектаОтраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ), Нейронные системыIBM MaximoEAM2015
Описание проектаSAP CIS (САП СНГ)SAP HANA (High Performance Analytic Appliance)СУБД2014
Описание проектаМобильные ТелеСистемы (МТС)Услуги телефонии и связи2014
Описание проектаSAS РоссияSAS Visual AnalyticsBI, Ситуационные центры2014
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Citrix XenAppВиртуализация2014
Описание проектаЭЛВИС-НеоТекРЛС Orwell-RСистемы видеонаблюдения2014
Описание проекта1С:Первый БИТ (ранее 1С:Бухучет и Торговля)БИТ:Аппетит.РесторанУчетные системы2014
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)2014
Описание проектаЛАНИТПроекты VPNVPN - Виртуальные частные сети2013
Описание проектаСмартинжинирингПроекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры, Проектная интеграция (Управление проектами)ИТ-аутсорсинг, Серверные платформы, Системы управления проектами2013
Описание проектаТекора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)Текора: Система электронного документооборота на платформе SAPСЭД2013
Описание проектаТекора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)SAP: ИТ-решение по управлению железнодорожными грузоперевозкамиTMS - Управление транспортом2013
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхCisco TelePresenceВидеоконференцсвязь2013
Описание проектаCisco Systems Russia (Сиско Системс)Cisco Unified CMBE 3000IP-телефония2012
Описание проектаИнтэлЛекс (Intellex)Банк показателей работы пассажирского хозяйстваOLAP, OSS/BSS2012
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)HP ITSM Assessment for Virtualized EnvironmentsITSM - Системы управления IT-службой, Виртуализация2012
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)HPE Service Manager (HPSM)ITSM - Системы управления IT-службой2012
Описание проектаЛаборатория КасперскогоKaspersky Total Space SecurityИБ - Антивирусы, ИБ - Антиспам, ИБ - Межсетевые экраны2012
Описание проектаНорбитSAP BusinessObjectsBI2012
Описание проектаНИИАС Институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспортеAnyLogicBPM, Складская автоматизация2011
Описание проектаОтраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)SAP ERP HCMHRM2011
Описание проектаВидеоМост (VideoMost)ВидеоМост (VideoMost) ВКСSaaS - Программное обеспечение как услуга, Видеоконференцсвязь2011
Описание проектаБОСС. Кадровые системыБОСС-КадровикHRM, SaaS - Программное обеспечение как услуга2011
Описание проектаАиТ СофтАиТ:Управление персоналомHRM2011
Описание проектаВиззара (Vizzara)ITV ИнтеллектСистемы видеонаблюдения2011
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)Microsoft System Center Configuration Manager (SCCM)ITSM - Системы управления IT-службой2011
Описание проектаNAVATOracle Siebel CRMCRM, CRM - Системы лояльности2011
Описание проектаТехносервCisco UCS Unified Computing SystemВиртуализация, Центры обработки данных - технологии для ЦОД2011
Описание проектаSAS РоссияSAS Enterprise Intelligence Platform (SAS EIP)BI2010
Описание проектаСапран (Saprun)SAP BPC - BusinessObjects Planning and ConsolidationBI, BPM, CPM, ERP, Системы управления проектами2010
Описание проектаTrustVerse (ТрастВерс)IDM система КУБ (Комплексная система информационной безопасности)ИБ - Аутентификация, ИБ - Межсетевые экраны, ИБ - Предотвращения утечек информации2010
Описание проектаТекора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: Информационный Инкубатор Инновационных Идей» (система «4И»)2010
Описание проектаТекора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: ИнвестУчетные системы2010
Описание проектаИнфоТеКС (Infotecs)ViPNet CSPVPN - Виртуальные частные сети, ИБ - Средства шифрования2010
Описание проектаАплана Софтвер (Aplana)SAS Data Integration StudioBI2010
Описание проектаТекора (ТЕхнологии КОрпоративного РАзвития) (Tekora)ТЕКОРА: КапстройBPM, Учетные системы2010
Описание проектаТехносервVMware ViewВиртуализация2010
Описание проектаЭнергоаудитконтроль Инженерный центрПроекты АСКУЭАСКУЭ2009
Описание проектаТехносерв, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем РЖД (ОЦРВ)SAP ERPERP2009
Описание проектаПроектная практикаMicrosoft Enterprise Project Management (EPM)Системы управления проектами2008
Описание проектаИнтэлЛекс (Intellex)Этран - Электронная транспортная накладнаяУчетные системы2004
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данныхCall-центр - Проекты строительства и модернизации call-центров и контакт-центровCall-центры---
Описание проектаSAS РоссияSAS Enterprise Risk ManagementBI---
Описание проектаSAP CIS (САП СНГ)SAP NetWeaver Business Warehouse (SAP BW/4HANA)BI, СУБД, СХД---
Описание проектаЭЛАР (Электронный архив, НПО Опыт)ЭЛАР ПланСканСЭД - Системы потокового распознавания---
Описание проектаГеотехнологии НПЦМТС Телематика M2MИнтернет вещей Internet of Things (IoT)---
Описание проектаТранс-ИТЭкспресс-5CRM, SRM - Управление взаимоотношениями с поставщиками, TMS - Управление транспортом, Системы автоматизации торговли---
Описание проекта1С Акционерное общество, Корпорация Галактика---
Описание проектаDigital Design (Диджитал Дизайн)АВАКОР Автоматизация внутреннего аудита, контроля и оценки рисковBPM---
Описание проектаБез привлечения консультанта или нет данных---
Описание проектаКорпорация ГалактикаГалактика EAMEAM---

Примечания