Високосная секунда: как она сказалась на работе Системы СКАУТ

Анонс
Компания: СКАУТ


С 30 июня на 1 июля ко всемирному координированному времени была добавлена 1 секунда – секунда координации. Cобытие привлекло значительное внимание – в первую очередь, обсуждалось влияние дополнительной секунды на работу высокотехнологичных решений. Мы проанализировали, что происходило с нашей системой спутникового мониторинга транспорта, и готовы поделиться своими наблюдениями и выводами.


Добавление секунды координации не оказало резко негативного влияния на работу Систему СКАУТ. Однако мы зафиксировали несколько сбоев при определении местоположения в оборудовании, работающем одновременно с помощью ГЛОНАСС и GPS. Ошибки наблюдались после 03:00 по московскому времени (UTC+3). В ряде случаев некорректные данные передавались в среднем в течение 20 минут, либо вплоть до начала движения объекта мониторинга. Проиллюстрируем это на примерах:


Перед вами скриншот из программы «СКАУТ-Платформа». Здесь показано, как выглядят треки в обычной ситуации:[1]


Теперь посмотрим на пример кратковременных ошибок в определении местоположения: [2]


И вот как выглядит ситуация, когда влияние високосной секунды достаточно значительно:[3]


«Причиной такой ситуации является то, что время в системе GPS синхронизировано со Всемирным координированным временем (UTC) по состоянию на январь 1980-го года и с тех пор опережает UTC на несколько секунд. По состоянию на 1 июля 2015 опережение насчитывает 17 секунд. Это конечно учитывается устройствами, работающими с GPS и осуществляющими свой вывод данных о времени в шкале UTC – корректировка производится выдачей одной и той же секунды дважды. А вот система ГЛОНАСС изначально отталкивается от UTC и производит корректировку дополнительной секундой – секундой координации, которую еще называют високосной. Она добавляется (а в теории и вычитается) ко всемирному координированному времени для согласования со средним солнечным времени (UT1) 30 июня или 31 декабря раз в несколько лет. Однако именно в такой момент разный подход к корректировке времени дает о себе знать, влияя на работу совмещенных ГЛОНАСС/GPS-устройств. Касательно спутникового мониторинга транспорта это может приводить к так называемым отскокам при построении треков», - разъясняет Валентин Берлин, менеджер по качеству и интеграции ГК «СКАУТ».


Одним из подтверждений причин некорректности отображения данных является сообщение информационно-аналитического центра «Роскосмоса», которое появилось ранее: «В связи с профилактическими работами с 30.06.2015 18:00 ДМВ по 01.07.2015 12:00 ДМВ возможны сбои в доставке корректирующей информации по космическим каналам». Позже стало известно, что в период с 3 до 4 ночи 1 июля на спутниках ГЛОНАСС произошел сбой: [4].


При этом мы отмечаем, что на сегодняшний день в Системе СКАУТ все данные мониторинга отображаются корректно. А штатная работа тех объектов, информация от которых поступала с ошибками, была восстановлена автоматически.