Проект

Администрация г. Екатеринбурга

Заказчики: Администрация города Екатеринбурга

Екатеринбург; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: Карат, НПО


Дата проекта: 2013/11 — 2013/12

В Екатеринбурге осваивают новые ИТ-инструменты управления энергоэффективностью бюджетных учреждений

Запускаются новые сервисы автоматизированной системы «Открытое ЖКХ», объединяющей данные по энергопотреблению городских муниципальных учреждений. Теперь можно наложить платежные документы на показания счетчиков, рассчитать и сравнить удельное потребление энергоресурсов, обосновать бюджетирование, рассчитать ТЭО.

Электронная система работает уже несколько лет как часть Единой дежурно-диспетчерской системы Екатеринбурга и объединяет сегодня 22 главных распорядителя бюджетных средств и 636 подведомственных им бюджетных организаций – школ, больниц, музеев, библиотек и так далее. Это инструмент, удобный и для организаций, и для городской администрации, он позволяет сводить, накапливать и анализировать данные о потреблении энергии и топлива, а значит, управлять этим потреблением.Российский рынок ERP-систем сократился, но приготовился к росту. Обзор и рейтинг TAdviser 250.1 т

Что изменилось? Глубина и детализация данных. Это позволяет довести модели до максимальной точности. Сегодня в системе легко описываются самые различные объекты со всеми видами ресурсов, несколькими узлами учета, транзитом энергии. Уполномоченное МБУ «Энергосбережение» и Управление ЖКХ Администрации Екатеринбурга теперь видят достоверные модели взаимодействия всех участников рынка бюджетного энергопотребления, все потоки в нем. На уровне муниципалитета, фактически, сводится энергетический баланс по бюджетной сфере.

Что не менее важно – сводится и баланс финансовый. Впервые для подобных систем, разработчикам удалось «наложить» в каждом учреждении две модели учета – договорную (на основании заключенных договоров на поставку энергоресурсов) и технологическую (по показаниям счетчиков). На практике это даст возможность выявлять случаи несанкционированного использования ресурсов, проконтролировать правильность выставления счета-фактуры, примененного тарифа, все ли параметры объекта-потребителя учтены, и т.п. Это новая ступень в прозрачности и порядке в системе энергопотребления.

Система позволяет удобно осуществлять мониторинг программ энергоэффективности учреждений – какие мероприятия и когда реализованы, с какими затратами, какова полученная экономия. Надо ли говорить, как важна подобная информация для технико-экономического обоснования тех или иных мероприятий в будущем, оценки эффективности программ.

Осуществляется также управление состоянием узлов учёта – действует ли счетчик, прошел ли он плановую поверку, где хранится документация на него. Иногда этой информации элементарно не хватает для получения полной и упорядоченной картины по энергопотреблению объектов, что в масштабе мегаполиса имеет серьезные последствия. Теперь система сможет формировать графики и диаграммы качеств эксплуатации узлов учета по всему городу.

Подключение автоматизированной системы сбора данных с приборов учета теперь позволит загружать информацию со счетчиков напрямую на сервер, минуя ручной ввод – минимизируется вероятность ошибки, повышается точность. По каждому энергоресурсу для объектов рассчитываются удельные показатели – потребление тепла на одного учащегося в школе, на койко-место в стационаре и т.п. Сравнение этих показателей по городской выборке дает пищу для анализа, видны выбросы и отклонения, а значит – потенциал энергосбережения.

При расчетах показатели приводятся к сопоставимым условиям для корректности сравнения. Это важно и для правильного бюджетирования – при изменении условий (например, переход на двухсменную работу школы) бюджетное учреждение легко обоснует, почему и на сколько необходимо изменить бюджетные ассигнования на покупку всех видов энергоресурсов, а финансовый орган, принимая подобные решения, пользуется достоверной верифицированной информацией.

В случае выявления несоответствий «Открытое ЖКХ» теперь формирует автоматизированный расчет претензий от потребителя к поставщику энергоресурса – директору бюджетного учреждения останется лишь подписать распечатанный документ и отправить адресату.