Проект

ИТ-система для борьбы с отмыванием денег будет создана на базе Postgres и Linux

Заказчики: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ (Минцифры)

Москва; Государственные и социальные структуры

Подрядчики: ФГАУ НИИ Восход
Продукт: ФГИС (индивидуальная разработка)
Второй продукт: PostgreSQL СУБД
Третий продукт: CentOS

Дата проекта: 2015/12 — 2016/12
Бюджет проекта: 91 млн руб.
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 182
проекты - 626
системы - 116
вендоры - 77
Технология: СУБД
подрядчики - 261
проекты - 748
системы - 302
вендоры - 144
Технология: ОС
подрядчики - 155
проекты - 386
системы - 362
вендоры - 171
Команда проекта со стороны ЗаказчикаИнтегратора-Консультанта
не указана

Минкомсвязи провело тендер на создание программного обеспечения инфраструктуры взаимодействия в сфере обеспечения правопорядка[1]. С его помощью планируется интегрировать информационные системы МВД, ФСО, ФНС, Пенсионного фонда и Росфинмониторинга для противодействия незаконным финансовым операциям.

Победителем тендера стал его единственный участник - ФГУП НИИ "Восход". Начальная стоимость контракта составляла 91,7 млн рублей, подрядчик предложил снизить ее на 700 тыс. рублей.

Цели и задачи системы

Инфраструктура создаётся в целях обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия за счёт:

  • расширения состава актуальных доступных сведений о физических лицах и организациях, интересующих ведомства потребители, и повышения оперативности их получения;
  • реализации новых функций по мониторингу реестров субъектов единого транспортного сервиса (ЕТС - вновь создаваемая государственная информационная система для обмена данными между потребителями и поставщиками);
  • существенного снижения трудозатрат ведомств потребителей и ведомств поставщиков на обеспечение межведомственного взаимодействия с учетом реализации требуемого уровня информационной безопасности.

Для достижения поставленных целей, в рамках выполнения работ необходимо выполнить следующие задачи:

  • Создать единый механизм обеспечения заинтересованным ОГВ возможности поиска и получения информации, используемой при исполнении государственных функций в сфере деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов власти и органа финансового мониторинга, из информационных систем различных ОГВ-поставщиков;
  • Реализовать новый подход к межведомственному взаимодействию, использующий Единую модель данных ведомств и позволяющий оптимизировать маршрутизацию запросов в процессе получения сведений при выполнении государственных функций в сфере деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов власти и органа финансового мониторинга;
  • Создать средства обеспечения безопасности информационного взаимодействия осуществляющегося на базе создаваемой инфраструктуры.

Требования к программному обеспечению

При разработке программного обеспечения инфраструктуры Минкомсвязи в своем ТЗ рекомендовало использовать свободное программное обеспечение и средства разработки. Использование программного обеспечения, являющегося частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО, допускается в случаях, когда необходимо соблюсти требования безопасности, стабильности работы, при отсутствии свободных аналогов и в случаях когда разработка свободных аналогов экономически не целесообразна, в том числе при повторном использовании компонентов инфраструктуры электронного правительства.

В предложении "Восхода" говорится, что в качестве основной операционной системы предлагается использовать Linux CentOS 7 x64 ("как свободный дистрибутив Linux, основанный на коммерческом Red Hat Enterprise Linux компании Red Hat и совместимый с ним").Российский рынок HR-tech: оценки, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 100 т

В качестве основного сервера приложений предлагается использование Apache Tomcat 8, "как свободно распространяемый и наиболее простой в эксплуатации и развертывании сервер приложений для подобного класса задач".

В качестве основной СУБД предлагается использовать PostgreSQL 9.4, "как наиболее приближенную к коммерческим решениям из решений с открытым исходным кодом".

В то же время, основной и резервный серверы базы данных интеграционной шины "Восход" планирует построить на Oracle Database 11g.

Функции по формированию и проверке электронной подписи "Восход" предложил реализовывать с помощью связки отечественного криптопровайдера КриптоПро CSP и Trusted Java, а в качестве основного языка программирования использовать Java 7 ("как решения, способного обеспечить кроссплатформенность разработанного ПО").

"При формировании перечня используемых технологий, предпочтение отдавалось технологиям с открытым исходным кодом, с целью упростить дальнейшую аттестацию созданного ПО по требованиям ИБ", говорится в заявке "Восхода".

Состав, срок и стоимость работ

Исполнитель должен создать государственную информационную систему "Единый транспортный сервис", интеграционную шину, типовой АРМ потребителя и систему обеспечения информационной безопасности, протестировать, развернуть и интегрировать их.

Состав создаваемой инфраструктуры

Работы планируется закончить в декабре 2016 года.

Суть проблемы взаимодействия ведомств для борьбы с незаконными финансовыми операциями

В декабре 2014 года на заседании межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям (возглавляет помощник Президента РФ Евгений Школов) были представлены результаты анализа состояния взаимодействия правоохранительных и иных госорганов в этой сфере, а также пилотного проекта по такому взаимодействию.

Рабочая группа по противодействию незаконным финансовым операциям была создана в 2012 году. Ее главная задача – координировать работу ведомств по борьбе с однодневками, отмыванием денег и другими финансовыми преступлениями. Из $84,2 млрд оттока в 2011 году с признаками отмывания было выведено около 1 трлн рублей, еще почти столько же обналичено внутри страны, говорил бывший первый вице-премьер Виктор Зубков. В сумме это 4% ВВП.

В результате анализа взаимодействия было выявлено отсутствие единого формата обмена данными, единой точки доступа и единой точки отчетности, единого порядка доступа к данным, единого защищенного контура обмена информацией уровня доступа ДСП, общей нормативно-справочной информации и универсальных идентификаторов.

Создавать инфраструктуру взаимодействия решено с использованием подходов, применяемых для межведомственного взаимодействия при предоставлении электронных госуслуг.

"Инфраструктура взаимодействия должна играть роль "единого диспетчера и маршрутизатора" унифицированных запросов федеральных органов исполнительной власти при межведомственном взаимодействии с целью обеспечения деятельности правоохранительных, контрольно-надзорных органов власти и органа финансового мониторинга. При этом инфраструктура взаимодействия должна являться "единой точкой входа" для запросов и предоставления информации", - говорится в техзадании Минкомсвязи.

Примечания